Лопухина, Евдокия Фёдоровна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Лопухина Евдокия Фёдоровна
Прасковья Илларионовна Лопухина
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны
27 января 1689 — 1698
Предшественник Прасковья Салтыкова
Преемник Екатерина I

Рождение село Серебрено, Мещовский уезд, Русское царство
Род Романовы
Отец Илларион Аврамович Лопухин
Мать Устинья Богдановна Ртищева
Супруг Пётр I
Дети Алексей Петрович, Александр Петрович

Евдоки́я Фёдоровна Лопухина́ (при рождении Праско́вья Илларио́новна, в иночестве Еле́на; 30 июля (9 августа) 1669, село Серебрено, Мещовский уезд — 27 августа (7 сентября) 1731, Москва) — дочь боярина Федора Лопухина, ца­ри­ца, первая жена Пет­ра I с 27 января 1689 до 1698 года (вен­чание со­стоя­лось 27 января (6 февраля) 1689 в церк­ви цар­ско­го за­го­род­но­го двор­ца в селе Пре­об­ра­жен­ское, близ Мо­ск­вы), мать царевича Алек­сея Пет­ро­ви­ча, последняя русская царица и последняя равнородная неиноземная супруга русского монарха, одобренная церковью и народом[1]. По­хо­ро­не­на в Но­во­де­вичь­ем монастыре.

Биография

Евдокия Лопухина родилась 9 августа (30 июля) 1669 года в родовой вотчине в селе Серебрено в Мещовском уезде в небогатой семье боярина Иллариона Лопухина. Отец являлся окольничим и стрелецким головой, а, выдав дочь замуж, поднялся до статуса боярина и монаршего советника и получил новое имя Фёдор Авраамович[2][3].

Род Лопухиных был бедным и многочисленным, что сыграло важную роль в судьбе юной Прасковьи. Мужчины из этого семейства, состоящие на военной службе, пользовались уважением среди стрельцов[4].

Этим решила воспользоваться мать Петра Наталья Нарышкина, искавшая невесту для 17-летнего сына. Нарышкина надеялась заручиться поддержкой стрельцов и укрепить власть Петра. Убедившись в красоте и здоровье девушки, Наталья Кирилловна дала согласие на брак[4].

Девочка росла в традициях смирения и почитания отцовских наказов. Свое свободное время она посвящала рукоделию и другим занятиям. Когда девушке исполнилось двадцать лет, её выдали замуж за Петра Алексеевича Романова, который был моложе на три года. Невеста и жених видели друг друга до дня венчания два раза[2].

При бракосочетании имя «Прасковья» было сменено на «Евдокия», отчество Илларионовна было изменено на «Фёдоровна» (традиционно, в честь святыни Романовых — Феодоровской иконы)[2].

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января (6 февраля) 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как, по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры»[4].

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя и не разделяла интересов мужа. В основном она занималась благоустройством церквей и монастырей, ей было дорого устройство русского быта[5].

Борис Иванович Куракин, женатый на сестре царицы, упоминал в письме, что поначалу супруги были теплы друг к другу, но отыскать подход к мужу Лопухина все же не смогла, хотя делала множество попыток. Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»[6]:

И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которые были уже явны на весь свет…

В 1690 году родился первый сын Алексей, затем Александр и Павел, которые умерли во младенчестве[7].

Довольно быстро Пётр охладел к жене, так как не поддерживала супруга во всех его начинаниях. Воспитанная по домострою, Евдокия желала размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений «марсовыми делами» и «нептуновыми потехами»[8].

Родственники Евдокии со временем стали проявлять худшие качества. Их нежелание принимать нововведения государя ещё больше портили отношения между супругами[9]. Сохранились характеристики современников о Лопухиных[6]:

... люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют.

Царь в 1692 году влюбился в Анну Монс, жившую в Немецкой слободе, что окончательно разрушило отношения между супругами[4]. Пока была жива мать царя Наталья Нарышкина, Пётр не демонстрировал открытой антипатии к жене. При этом сама Наталья Кирилловна в последние годы жизни разочаровалась в невестке, невзлюбив ее за самостоятельность и откровенное упрямство[10].

После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году Пётр уехал в Архангельск и перестал поддерживать переписку с Евдокией. Несмотря на то что её называли царицей и она жила с сыном во дворце в Кремле, её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу[6].

Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра. В 1697 году был раскрыт заговор Соковнина, Цыклера и Пушкина. В результате отец царицы, два его брата, бояре Сергей и Василий, были назначены воеводами подальше от Москвы[8].

Постриг

После возвращения из Европы в 1697 году Пётр решил расторгнуть брак с Евдокией. Для этого ему нужно было сослать супругу в монастырь. Царь напрямую попросил приближённых склонить жену к принятию монашеского пострига. Царица отказалась[11]. У неё был сын, оставить которого она не могла. Позже Пётр уже лично попросил супругу постричься в монахини. Лопухина, будучи женщиной своенравной, вновь не согласилась[12].

Духовенство не поддержало Петра в этом решении, но он настоял на своём. 25 сентября 1698 года Евдокию Лопухину насильно постригли в Суздальско-Покровском монастыре под именем старицы Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу[13].

В том же 1698 году Пётр постриг двух своих единокровных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье[7].

Жизнь в монастыре

Жизнь в монастыре сначала была трудной, содержания от казны Евдокии не было назначено — её «кормили» родственники. Она им писала[6]:

Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую.

Через полгода Евдокия фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка. Она установила связи с московскими родственниками и в первую очередь с братом Авраамом Федоровичем Лопухиным, золовкой Марией Алексеевной и с людьми, сочувствующими ей и недовольными новыми реформами Петра[13].

Связь Москвы с Суздалем первоначально была установлена через крестьянина одной из вотчин Авраама Лопухина Михаила Босого. Исполняя обязанности посыльного, Михаил Босой успевал по нескольку раз в год приезжать в Покровский монастырь к Евдокии, доставляя ей всякий раз «московские милости» — по 50 рублей от Марии Алексеевны да разные подарки продовольствием и одеждой, а также особо порученные устные новости «о настроениях» в Москве[13].

Вместе с царевичем Алексеем Петровичем Евдокия была враждебна Петру. Ростовский епископ Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах «великой государыней». Другие предрекали, что Петр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Все это открылось из так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея. В сочувствии к Евдокии Фёдоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие[14].

Затем она была переведена в Шлиссельбург, где при Екатерине I содержалась в строгом секретном заключении. В 1727 году Евдокия Федоровна поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре в Москве. Здесь ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с полным уважением, как к царице[15].

В Москву женщина вернулась только благодаря внуку Петру II. Лопухина была оправдана специальным указом Верховного тайного совета[8].

Последняя любовь царицы

В 1709 году Евдокия встретилась с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный[7]. Между Лопухиной и Глебовым завязался роман, который по воле Петра I имел трагический финал. По некоторым сведениям, они были знакомы с детства — московские дворы Глебовых и Лопухиных находились по соседству.

Об этих отношениях стало известно Петру в процессе Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году. Государь считал, что в некоторых поступках сына поддержкой ему была мать, поэтому подозревал их в заговоре. Царевич совершил побег за границу, в этом поступке царём читалось предательство[16].

В 1718 году Глебова арестовали, но не за связь с бывшей царской женой, а за то, что он якобы подбивал народ к возмущенью против Петра. Степана пытали на глазах Евдокии. 14 часов подряд его истязали кнутом, каленым железом и горящими углями. Глебов признался в отношениях с Евдокией, но в заговоре, в побеге царевича и в организации каких — либо действий против царя нет. В конце следствия военнослужащего приговорили к смертной казни: посадили на кол[14].

Следствие не установило причастности Евдокии к бегству царевича Алексея, поэтому ей сохранили жизнь. Но наказание было назначено: Евдокию Фёдоровну публично выпороли кнутом[16].

После последних событий женщину перевели в Александровский монастырь, а 20 марта 1718 года в Ладожский Успенский монастырь. Здесь она провела 7 лет, находясь под беспрестанным надзором до кончины Петра I. Невыносим был 1718 год для Евдокии. С февраля начались аресты и пытки, в марте казнили всех её приближённых, в июне умер сын, в декабре казнен брат[17][8].

Смерть царевича

Царевич Алексей Петрович

Из-за любви к матери Пётр был излишне строг к сыну. Правителю не понравилось, что царевич в тайне навестил её в Суздальском монастыре. Известен случай, что Пётр в гневе за это избил его дубинкой. Ни маленьким мальчиком, ни взрослым мужчиной он так и не смог понять и принять родительского решения[18].

В 1715 году Алексей Петрович получил от отца официальное письмо «Объявление моему сыну», в котором ему сообщалось о лишении прав на наследование престола. Никаких конкретных обвинений или требований в письме не было, а только недовольство натурой сына и оскорбления в виде «уд гангренный» и «лучше будь чужой добрый, неже свой непотребный»[19].

Что послужило толчком к таким действиям Петра, Алексей так и не узнал. Возможно, рождение 9 ноября 1715 года Екатериной, законной супругой императора, их совместного сына Петра Петровича. Возможно, совместные интриги Екатерины и Меньшикова в успешных попытках разделить сына с отцом. Возможно, ключевую роль сыграло нежелание Алексея принимать участие в делах отца, учиться, развиваться. На «Объявление» отца он также ответил письменно[19]:

На наследие не претендую и впредь претендовать не буду, себе же прошу до смерти пропитания

В 1717 году Алексей бежит в Вену, где просит политического убежища у австрийского императора Карла Шестого. Австрийский император пожалел его как дальнего родственника, помог укрыться, но вмешиваться в семейный конфликт отказался. Это бегство стало причиной подозрения царевича в заговоре против Петра[14].

Ответственным за возвращение царевича на родину Пётр назначил дипломата Петра Андреевича Толстого. Он привёз послание от отца[19]:

Обнадеживаю и обещаюсь Богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься

Алексею пришлось вернуться на Родину. Пётр тут же выдвигает требование, чтобы сын постригся в монахи, но царевич не соглашается. Позже получает повеление от отца прибыть в Копенгаген, где Пётр вёл военные действия. Алексей понимал, что в покое его не оставят и, скорее всего, убьют, списав всё на войну[19].

Прямых доказательств о причастности Алексея к спланированному заговору против государя найдено не было. Были разговоры, недовольства, слёзные письма к европейским монархам с просьбой защитить, но никаких реальных планов. Обвинители выставляли царевича «ненавистником всех отцовских дел». Царевич был предан суду и осуждён на смерть как изменник[19].

Официально Алексей умер от остановки сердца 26 июня 1718 года, раскаявшийся и прощенный отцом в Трубецком бастионе Петропавловской крепости в 28 лет. Существуют архивные материалы, в которых указано на пытки, которые применяли к царевичу: поднимали на дыбы, рвали ногти. На пытках присутствовал сам царь[18]. Отец лично похоронил сына в Петропавловском соборе крепости[19].

Евдокия Фёдоровна тяжело переживала смерть сына[17].

Возвращение в Москву

Когда на престол взошёл внук Петр II, Евдокия Фёдоровна была с почётом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов и отменил своё решение о назначении императором наследника по собственному умыслу без учёта прав на престол[15][10].

Это событие произошло в 1722 году. Александр Меншиков противостоял принятию такого решения. Евдикии было дано большое содержание и особый двор: на содержание было определено 4500 рублей в год, а по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тысяч рублей ежегодно[14].

Смерть

Евдокия Лопухина умерла в 1731 году в возрасте шестидесяти двух лет[20]. В те времена такой возраст называли преклонным, поэтому причину смерти досконально выяснять не пришлось. Могила царицы расположена близ собора Смоленской иконы Божией Матери[13][21].

Достопримечательности, связанные с царицей

Книга «Пётр Первый»

В 39 км от города Иваново расположено село Дунилово, оно было пожаловано Федору Лопухину (Иллариону) в годы совместного правления братьев Петра I и Ивана V. В ряде источников говорится, что здесь в Покровском соборе хранились чудотворная икона. Ее передали в дар Петр и Евдокия. В наши дни собор не функционирует, является заброшенным объектом[9].

В Суздальско-Покровский монастырь доставили опальную царицу по приказу мужа. В XV—XVII веках сюда отправляли представительниц царских и боярских родов. Евдокия Лопухина — последняя представительница царского рода, помещенная в Суздальский монастырь[5].

Крепость Орешек в Шлиссельбурге использовалась как тюрьма для политических преступников, начиная с 1725 года. Заключенной под № 1 стала сестра Петра I Мария, а причиной ее заключения — сочувствие к царевне Софье. Через 4 года после смерти Марии в 1725-м году сюда тайно привезли Евдокию Лопухину[13].

Новодевичий монастырь в Москве. Здесь находится могила царицы[16].

Книги о царице

  • Алексей Толстой «Пётр Первый»
  • Козляков Вячеслав «Царица Евдокия»
  • Культурно — историческое наследие личности и рода: Царица Евдокия Лопухина
  • Владимир Макаров «Евдокия Лопухина»
  • Кушнарёв Андрей «Евдокия Лопухина. Невольная путешественница»
  • Арсеньева Елена «Обречённая страдать»
  • Либрович Сгизмунд Феликсович «Пётр Великий и женщины».

Примечания

  1. Евдокия Лопухина, первая жена Петра I Великого. Петровский колледж (2022, 23 марта). Дата обращения: 29 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Евдокия Фёдоровна Лопухина // Биограф. — 2010.
  3. Святлейшие князья и дворяне Лопухиных // Дворянские роды Российской империи : Многотомное издание. — 1995. — Т. 2. — С. 134—156.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Кочанова Ева. Отвергнутая царица Евдокия Лопухина // Дилетант. — 2023. — 11 май.
  5. 5,0 5,1 Романова Д.Я. Благотворительная деятельность Царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной // У истоков Российской государственности : сборник. — 2014. — 31 май.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 М. Семевский. Евдокия Федоровна Лопухина // Русский вестник : журнал. — 1859. — № 9. — С. 45.
  7. 7,0 7,1 7,2 Лопухина Евдокия Фёдоровна // Большая Российская энциклопедия. — 2004.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Лопухина Евдокия Фёдоровна. Краткое жизнеописание // Староладожский Свято - Успенский девичий монастырь : сайт. — 2009.
  9. 9,0 9,1 Краевский Б.П. Род Лопухиных // Дворянское собрание : Альманах. — 1995. — № 2. — С. 177—193.
  10. 10,0 10,1 князь Лопухин В.О. Лопухины. Краткое историческое родословие к 1000 - летию рода / князь Лопухин В.О.. — Москва: Старая Басманная, 2021. — С. 14—56. — 500 с.
  11. Краевский Б.П. Последняя русская царица // Дворянское собрание : Альманах. — 1998. — № 9. — С. 39—60.
  12. И.С. Сетевая версия Ремезов И. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив : сайт. — 2006.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Суздальская узница- Евдокия Лопухина // Книга - журнал Владимирской области : сайт. — 2013. — 10 июнь.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Есипов Г.В. Освобождение царицы Евдокии Федоровны. Письма русских государей // Русский Вестник. — 1885. — Март.
  15. 15,0 15,1 Федоркова Ирина. Евдокия Лопухина. Последняя московская царица // Московский Сретенский монастырь : сайт. — 2021. — 17 май.
  16. 16,0 16,1 16,2 Нелюбимая жена Петра I царица Евдокия Лопухина и ее трагическая любовь // Радио Спутник : статья. — 2023. — Сентябрь.
  17. 17,0 17,1 Краевский Б.П. Лопухины в истории Отечества / Краевский Б.П. — Москва: Центрополиграф, 2001. — С. 263—308. — 861 с.
  18. 18,0 18,1 Глезеров Сергей. Почему царевич Алексей не оправдал надежд Петра // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — 2018. — 27 июнь (№ 113).
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 Краткая биография царевича Алексея сына Петра I и Евдокии Лопухиной // Петр I Великий : сайт. — 2009.
  20. Романова Д.Я. Культурно - историческое наследие личности и рода:Царица Евдокия Лопухина / Романова Д.Я,. — Москва: Институт наследия, 2022. — С. 54—67. — 262 с.
  21. Монахиня Евдокия. Царственные насельницы Новодевичьей обители // Вестник Московской митрополии : журнал. — 2011.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!