Шлиссельбург

Шлиссельбу́рг — город в центральной части Ленинградской области, расположенный у истока реки Невы из Ладожского озера. Он находится примерно в 50 км к востоку от Санкт-Петербурга и входит в состав Кировского района[1]. Город занимает территорию около 13,99 км² и является единственным населённым пунктом в составе Шлиссельбургского городского поселения.

Город
Шлиссельбург
Флаг Шлиссельбурга Герб
Флаг Шлиссельбурга Герб
59°56′42″ с. ш. 31°02′05″ в. д. / 59.944959° с. ш. 31.034754° в. д. / 59.944959; 31.034754 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Субъект Федерации Ленинградская область
Муниципальный район Кировский
Городское поселение Шлиссельбургское
Глава МО Лашков Максим Владимирович
История и география
Основание в 1323 году
Прежние названия до 1611Орешек
до 1702Нотебург
до 1944Шлиссельбург
до 1992Петрокрепость
Город с 1780 года
Площадь 16,41 км²
Высота центра 15 м
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 13850 человек (2021)
Плотность 861,12 чел./км²
Катойконим шлиссельбуржцы, шлиссельбуржец,
шлиссельбурженка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 81362
Почтовый индекс 187320
Код ОКАТО 41475
Прочее
Шаблон:+ИПК

moshlisselburg.ru

Шлиссельбург (Россия)
Точка
Шлиссельбург
Red pog.svg
Москва
Шлиссельбург (Ленинградская область)
Orange pog.svg
Санкт-Петербург
Кировск
Кировск
Точка
Шлиссельбург

История Шлиссельбурга

Основание города (1323) и ранние годы

Роль новгородцев и постройка крепости Орешек

Шлиссельбург, город с богатой и насыщенной историей, расположен на острове Ореховый в истоке реки Невы, вытекающей из Ладожского озера. Первые упоминания о поселении на этом месте относятся к 1323 году, когда новгородский князь Юрий Данилович заложил на острове деревянную крепость с одной каменной башней, названную Орешек в честь острова. Это событие считается годом основания города. Крепость играла важную стратегическую роль для Новгородской республики, защищая её интересы в регионе и контролируя судоходство по Неве[2].

В 1348 году крепость на короткое время была захвачена шведами, но вскоре отбита новгородцами. Под руководством новгородского архиепископа Василия Калики в 1352 году в восточной части острова была возведена каменная крепость в форме четырёхугольника размером 100 на 90 метров с несколькими башнями. Западная часть острова, отделённая от крепости каналом, стала местом развития посада, который в 1410 году был обнесён каменной стеной. В 1478 году Орешек вместе со всей Новгородской республикой вошёл в состав централизованного Русского государства.

Период шведского контроля и возвращение под власть России

В период Шведской интервенции начала XVII века, в 1611 году, после длительной осады крепость Орешек была захвачена шведами и переименована в Нотебург (швед. Nöteborg, «Ореховый город»).

Крепость стала центром Нотебургского лёна провинции Ингерманландия. По условиям Столбовского мира 1617 года Нотебург остался под властью Швеции. Попытки русских войск отвоевать крепость во время Русско-шведской войны 1656-1658 годов не увенчались успехом[3].

Лишь в ходе Северной войны (1700-1721) русским войскам под личным командованием Петра I удалось 11 (22) октября 1702 года штурмом взять Нотебург. Крепость была переименована в Шлиссельбург (нем. Schlüsselburg, «Ключ-город»)[4].

Город, развивавшийся на территории бывшего посада на левом берегу Невы, в период с 1719 по 1914 год входил в состав различных административно-территориальных образований, включая Ингерманландскую губернию, Санкт-Петербургскую провинцию и Санкт-Петербургскую губернию.

Развитие в составе Российской империи

Пётр I и стратегическое значение крепости

После взятия Шлиссельбурга Пётр I уделял большое внимание укреплению и развитию крепости. В 1702-1703 годах по рисунку самого Петра I были насыпаны четыре земляных бастиона, которые впоследствии были укреплены и обложены камнем. В 1739-1760-е годы были построены каменные куртины. Около 1712 года над юго-западной Колокольной башней цитадели возвели деревянный восьмёрик с часами и колоколами, увенчанный металлическим шпилем. В 1722 году был построен каменный фундамент деревянного дворца Петра I[5]. В 1826-1831 годах в крепости возвели собор Рождества Иоанна Предтечи в стиле классицизма.

Шлиссельбург в XVIII-XIX веках

Экономическому развитию города способствовало строительство Староладожского (1719-1731), Малоневского (1800-1806) и Новоладожского (1861-1866) каналов[6][7], ставших частью Мариинской водной системы. В 1755 году селение Спас-Городенка (Спас-на-Неве) на левом берегу Невы напротив крепости было преобразовано в уездный город Шлиссельбург[2].

На протяжении XVIII – начала XX веков крепость Шлиссельбург служила главной политической тюрьмой России. Среди её известных узников были первая супруга Петра I Евдокия Фёдоровна, бывший император Иван VI, бывший регент России Э. И. Бирон, просветитель Н. И. Новиков, декабристы, революционеры М. А. Бакунин, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер. В 1881-1884 годах в крепости построили Новую тюрьму, а в 1907 году — каторжный централ. Заключённые были освобождены в ходе Февральской революции 1917 года[8].

Советский период

Влияние Великой Отечественной войны

Шлиссельбург сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, в то время как крепость Орешек осталась под контролем Красной Армии и 500 дней держала героическую оборону, не позволив немцам переправиться на правый берег Невы.

25 сентября 1941 года в районе города был высажен и погиб Шлиссельбургский десант. 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» Шлиссельбург был освобождён частями 67-й армии Ленинградского фронта. Сразу после освобождения началось строительство временной железнодорожной переправы через Неву, которая была возведена всего за 17 дней под постоянными обстрелами противника. Позднее через Неву был построен деревянный высоководный свайный мост[9]. Первый состав с продовольствием по ветке Шлиссельбург — Поляны прибыл в Ленинград уже 7 февраля 1943 года[10]. Город сыграл важную роль в обеспечении блокадного Ленинграда по Дороге жизни.

Послевоенное развитие

После освобождения от немецкой оккупации началось восстановление сильно разрушенного войной Шлиссельбурга и последующее бурное развитие.

В период с 1944 по 1992 год город носил название Петрокрепость, а затем, 23 марта 1992 года, указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было возвращено историческое название Шлиссельбург. На протяжении многих лет город переживал значительные изменения в своём административном статусе. С 1936 по 1959 год и с 1993 по 2006 год Шлиссельбург имел статус города областного подчинения, а в период с 1944 по 1992 год входил в состав Мгинского, Тосненского и Кировского районов Ленинградской области.

В 1960-1970-х годах на Фабричном острове был отстроен комплекс Невского судостроительно-судоремонтного завода, включающий эллинги, цеха, стапельные площадки и величественное десятиэтажное здание заводоуправления. Этот промышленный объект стал важной частью экономической жизни города. Кроме того, в 1976 году завершилось строительство Дома культуры «Невский», ставшего центром культурной жизни Шлиссельбурга.

12 апреля 1993 года указом Президиума Верховного Совета РФ Шлиссельбург был отнесён к категории городов областного подчинения[11]. Однако в 1996 году город вышел из состава Кировского района, став самостоятельным муниципальным образованием, но уже 1 января 2006 года вновь вошёл в Кировский район как городское поселение.

Несмотря на то, что в 2010 году Шлиссельбург был лишён статуса исторического поселения[12], в 2020 году он был включён в перечень населённых пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Ленинградской области[13].

Вследствие положения города в Санкт-Петербургской агломерации растёт его селитебная функция: Шлиссельбург постепенно превращается в «спальный район» Санкт-Петербурга.

Географическое положение и природные условия

Шлиссельбург расположен в западной части Кировского района Ленинградской области, в 6 км к северу от города Кировск и в 50 км к востоку от Санкт-Петербурга.

Город находится у истока реки Невы из Ладожского озера, на её левом берегу. Параллельно берегу Ладожского озера проложены Ладожские каналы — Староладожский и Новоладожский, а параллельно Неве — Малоневский канал.

Южная граница города проходит по Чёрной речке, притоку Невы. Эти водные объекты являются важными природными ресурсами города.

На западе городское поселение граничит с Всеволожским районом, на северо-востоке омывается Ладожским озером.

Шлиссельбург входит в восточную часть Санкт-Петербургской агломерации.

Климатические условия

Среднегодовые температуры и осадки

Климат Шлиссельбурга умеренно-континентальный, с относительно мягкой зимой и умеренно тёплым летом. Согласно данным за период с 1991 по 2020 год, среднегодовая температура воздуха составляет +5,3 °C. Среднегодовая норма осадков — 699 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в июле и августе (по 85 мм), наименьшее — в марте (37 мм)[14].

Сезонные особенности климата

Зима в Шлиссельбурге длится около 4 месяцев, с конца ноября до середины марта. Средняя температура января -5,9 °C, февраля -6,0 °C. Устойчивый снежный покров обычно образуется в начале декабря и сохраняется до начала апреля. Весна прохладная, с частыми возвратами холодов. Лето умеренно тёплое, средняя температура июля +17,9 °C. Осень пасмурная и дождливая, с первыми заморозками в октябре. Безморозный период длится в среднем 140-150 дней. Около 70 % годовой суммы осадков выпадает в тёплый период, с апреля по октябрь[14].

Шлиссельбург сверху.

Население

Демографические данные

Численность населения и динамика

По данным на 1 января 2023 года, численность населения Шлиссельбурга составляет 13918 человек[15], или около 14 % населения Кировского района. С 1989 по 2023 год число жителей города выросло на 10,5 %, главным образом за счёт миграционного прироста.

Возрастная структура и национальный состав

По данным переписи 2010 года, в возрастной структуре населения Шлиссельбурга трудоспособное население (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составляло 62,7 %, лица моложе трудоспособного возраста — 14,5 %, старше трудоспособного возраста — 22,8 %. Население города мононационально: 92,4 % составляют русские[15].

Внутренние и внешние миграции

Миграционный прирост населения Шлиссельбурга, как правило, положительный. По данным за 2011-2019 годы, суммарное миграционное сальдо составило 1,7 тыс. человек[15]. Основной миграционный приток идёт из других регионов России, в частности из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Доля внешних мигрантов незначительна, однако в последние годы наблюдается тенденция к её увеличению, в основном за счёт стран СНГ.

Культура и достопримечательности

Театры, музеи и галереи

В Шлиссельбурге функционируют несколько музеев, являющихся основными культурными учреждениями города:

  • Краеведческий музей представляет экспозиции, посвящённые прошлому региона.
  • Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» освещает важное историческое событие.
  • Музей истории города Шлиссельбурга, расположенный в здании бывшей ситценабивной фабрики на Фабричном острове. Экспозиция музея насчитывает более 4,5 тысяч единиц хранения.

Кроме того, в городе действует экспозиция Военно-технического музея «Эхо великих сражений».

Крепость Орешек. Г. Шлиссельбург (Санкт-Петербург)

Исторические памятники

Крепость Орешек

На Ореховом острове расположена крепость Орешек, основанная новгородцами в 1323 году[16]. Этот исторический памятник и архитектурное наследие ныне является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Крепость представляет собой уникальный ансамбль с каменными стенами, башнями и различными постройками, датируемыми разными историческими периодами. Многие сооружения крепости, такие как стены, башни и здания, сохранились или были восстановлены, демонстрируя богатое архитектурное наследие[17].

Другие исторические здания и памятники

  • Благовещенский собор — барочный храм, построенный в XVIII веке, значимый памятник архитектуры[18].
  • Никольская церковь — религиозное здание, возведённое в конце XVIII века.
  • Ансамбль Красной площади, включающий Гостиный двор и другие здания XIX века.
  • Памятники Петру I [19] и С.Л. Рагузинскому-Владиславичу[20] увековечивают важные фигуры в истории города.

Транспорт и инфраструктура

Основные автодороги и железнодорожные связи

К югу от города проходит автодорога федерального значения Р-21 «Кола», соединяющая Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск и границу с Норвегией[21]. Шлиссельбург связан с этой магистралью подъездом — дорогой регионального значения 41К-128.

Восточнее города, вдоль живописного Староладожского канала, пролегает региональная дорога 41К-127, ведущая через населённые пункты Нижняя Шальдиха и Путилово к станции Назия.

Протяжённость автодорог общего пользования местного значения на территории городского поселения составляет 31,3 км, из которых 18,2 км имеют твёрдое покрытие.

Несмотря на то, что в самом Шлиссельбурге отсутствует железнодорожное сообщение, ближайшая железнодорожная станция Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в посёлке имени Морозова, откуда можно добраться до других городов региона и страны[22].

Общественный транспорт и речные перевозки

Хотя внутригородской наземный транспорт в Шлиссельбурге не развит, город связан с Санкт-Петербургом двумя удобными пригородными автобусными маршрутами: № 440, следующим до станции метро «Рыбацкое», и № 575, идущим до станции метро «Улица Дыбенко». Эти маршруты позволяют жителям и гостям Шлиссельбурга быстро добраться до культурной столицы России.

В период навигации между Ореховым островом, на котором расположена знаменитая крепость Орешек, и берегами Невы в Шлиссельбурге и посёлке имени Морозова организуется речное сообщение.

Сама река Нева, на берегах которой расположен Шлиссельбург, является судоходной и представляет собой часть Беломорско-Балтийского водного пути — составной части Единой глубоководной системы водных путей Европейской России[23].

Экономика

Основные отрасли

Промышленное производство

Экономика города практически моноотраслевая — почти весь объём производства обеспечивается машиностроением.

Градообразующее предприятие — Невский судостроительно-судоремонтный завод, входящий в Объединённую судостроительную корпорацию. С 1952 года завод построил около 300 судов различного назначения[24].

Ещё одно крупное машиностроительное предприятие — Ладожский транспортный завод, ориентированный на производство подъёмно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт[25].

Малые предприятия города производят маломерные суда и лодки («Озёрная верфь», «Тритмент»), электрораспределительную аппаратуру («Красный тракт»).

Сфера услуг и малый бизнес

Сфера услуг Шлиссельбурга представлена учреждениями образования, здравоохранения, туризма и торговли. С 1997 года в городе действует транспортная компания «Пассажирский флот»[26]. В Шлиссельбурге находятся отделения трёх банков («Сбербанк», «Почта Банк», «Банк Санкт-Петербург») и четыре гостиницы:

Шлиссельбург. Памятник Петру Первому.
  • Гостиница «Шлиссельбург» — расположена в центре города, номера различных категорий, ресторан, сауна, бильярд.
  • Мини-отель «Крепость» — находится недалеко от крепости Орешек, номера с видом на Неву, Wi-Fi, завтраки.
  • Гостевой дом «Нотебург» — расположен в историческом здании XIX века, номера с оригинальным дизайном, терраса, завтраки.
  • База отдыха «Креницы» — находится в 7 км от города на берегу Ладожского озера, коттеджи и номера, ресторан, спортивные площадки, пляж.

Инвестиционные проекты и перспективы развития

  • Создание туристско-рекреационного кластера «Остров Ореховый» — проект развития туристической инфраструктуры на острове Ореховый и в крепости Орешек, включает строительство гостиниц, причалов, объектов общественного питания и досуга
  • Строительство завода по производству металлических порошков — проект компании «Полема», предполагает создание производства металлических порошков для аддитивных технологий и порошковой м[27]еталлургии[28].
  • Реконструкция Петровского моста — проект капитального ремонта и модернизации разводного пешеходного моста, соединяющего город с крепостью Орешек[29].
  • Создание индустриального парка «Шлиссельбург» — проект развития промышленной зоны города, предполагает строительство производственных и складских помещений для размещения резидентов.
  • Модернизация Невского судостроительно-судоремонтного завода — проект обновления производственных мощностей и расширения спектра услуг одного из старейших предприятий города.

Социальная и образовательная инфраструктура

Школы, колледжи и высшие учебные заведения

В Шлиссельбурге функционирует общеобразовательная школа[30]. Система дошкольного образования представлена тремя детскими садами. Для получения дополнительного образования в городе работают детская музыкальная школа, основанная в 1978 году и детская художественная школа, открытая в 1984 году.

Внеучебная деятельность и культурное воспитание

В городе функционирует Культурно-спортивный комплекс «Невский», на базе которого работает 13 творческих коллективов и любительских объединений[31]. Кроме того, Шлиссельбургская городская библиотека имени М. А. Дудина вносит свой вклад в культурное развитие жителей города.

Примечания

  1. АвтоТрансИнфо. Расчет расстояний. СПб — Шлиссельбург. Дата обращения: 27 мая 2015. Архивировано 27 мая 2015 года..
  2. 2,0 2,1 Поспелов Е.М. Географические названия России: Топонимический словарь: Более 4 000 единиц. — М.: АСТ; Астрель, 2008. — С. 501..
  3. Нераскушенный орех воеводы Петра Потёмкина. www.ladoga-news.ru. Дата обращения: 6 марта 2018. Архивировано 7 марта 2018 года..
  4. Тихонравов К.Н. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. — М., 1857. — С. 19..
  5. Новые материалы по истории фортификации: статьи и материалы Первой международной научно-практической конференции «Памятники фортификации: история, реставрация, использование», Архангельск, 18–19 сентября 2009 г. Вып. 1. – Архангельск: Новодвинка, 2012..
  6. Хронограф КМ: этот день в истории. Даты России. Памятные исторические даты. www.km.ru. Архивировано из оригинала 17 августа 2008 года..
  7. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад / под ред. Е. Н. Таракановой. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с..
  8. Отечественная Документалистика. Шлиссельбург. Крепость Орешек (2008) (16 сентября 2016). Дата обращения: 6 марта 2018..
  9. Андрей Мартьянов (20170202T1506+0300Z). "Как строили в 43-м". Архивировано 13 марта 2018. Дата обращения: 12 марта 2018..
  10. Шлиссельбургская трасса - железная Дорога жизни в блокадный Ленинград - Уморно.Ру (англ.). ymorno.ru. Дата обращения: 12 марта 2018. Архивировано 8 апреля 2022 года..
  11. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб. 1997. — С. 197. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 17 октября 2013 года..
  12. Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений». Дата обращения: 23 декабря 2010. Архивировано 11 октября 2018 года..
  13. Приказ Комитета по культуре Ленинградской области от 28.09.2020 № 01-03/20-256 «О включении в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Ленинградской области, города Шлиссельбург Ленинградской области»..
  14. 14,0 14,1 ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Дата обращения: 3 июля 2022. Архивировано 1 февраля 2010 года..
  15. 15,0 15,1 15,2 Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 23 августа 2023..
  16. Водовозов В.В. Шлиссельбургская крепость // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1907. — Т. доп. IIa. — С. 887—888..
  17. Кирпичников А. Н., Савков В. М. Крепость «Орешек». — 2-е издание. — Л.: Лениздат, 1979..
  18. Благовещенский собор отметит 250-летие. Шлиссельбург. Официальный сайт администрации (13 июня 2014). Дата обращения: 1 июля 2015. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года..
  19. Памятник Петру I в Шлиссельбурге. Переправа на Орешек (7 июля 2019). Дата обращения: 10 февраля 2024..
  20. Памятник графу С. Л. Владиславичу-Рагузинскому (Шлиссельбург, Ленинградская обл.) — Институт Петра Великого..
  21. Данные Федерального дорожного агентства. Дата обращения: 11 января 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года..
  22. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник: в 2 т. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз..
  23. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад / под ред. Е. Н. Таракановой. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с..
  24. Невский судостроительно-судоремонтный завод — Официальный сайт ООО «Невский ССЗ»..
  25. Ладожский транспортный завод — Официальный сайт ООО "ЛТЗ"..
  26. Шлиссельбург // Большая российская энциклопедия: [в 35 т. / гл. ред. Ю.С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.].
  27. Завод завершает первый этап модернизации производства — Официальный сайт ООО «Невский ССЗ».
  28. История завода порошковой металлургии — Официальный сайт АО «ПОЛЕМА»..
  29. Реконструкция объектов культурного наследия — Официальный сайт Администрации муниципального образования Шлиссельбург..
  30. Официальный сайт МБОУ «Шлиссельбургская средняя школа №1»..
  31. Муниципальное казённое учреждение «Культурно-спортивный комплекс «Невский» — Официальный сайт Администрации муниципального образования Шлиссельбург..

Ссылки