Шлиссельбургский десант
Шлиссельбургский десант 1941 года | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Великая Отечественная война | |||
Дата | 25 сентября 1941 | ||
Место | Ленинградская область, СССР | ||
Итог | Гибель десанта | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Шлиссельбу́ргский деса́нт — тактическая десантная операция Ладожской военной флотилии, проведённая 25 сентября 1941 года в рамках 1-й Синявинской операции. Целью десанта являлось содействие прорыву блокады Ленинграда путём высадки советских войск в районе Шлиссельбурга.
Предыстория
В завершающих днях августа 1941 года соединения 39-го моторизованного корпуса 18-й армии вермахта, входившей в группу армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Лееба[1], достигли юго-восточных рубежей Ленинграда. К 30 августа подразделения 20-й моторизованной дивизии германских войск вышли к Неве близ Ивановского, одновременно заняв станцию Мга, что привело к перерыву сообщения по Кировской железной дороге — последней транспортной артерии, соединявшей Ленинград с остальной территорией СССР. Продолжив наступление после захвата Мги, немецкие части 8 сентября овладели Шлиссельбургом, замкнув кольцо сухопутной блокады вокруг Ленинграда.
Советское военное руководство незамедлительно приступило к разработке плана деблокады Ленинграда. Замысел операции предполагал нанесение встречных ударов в наиболее узком участке блокадного кольца южнее Ладожского озера, получившем название «бутылочное горло». Предусматривалось наступление войск Невской оперативной группы Ленинградского фронта с правобережья Невы и 54-й отдельной армии от реки Волхов навстречу друг другу в направлении Мги и Синявино. Составной частью плана являлась высадка 1-й дивизии НКВД и батальона моряков Ладожской военной флотилии (ЛВФ) в районе Шлиссельбурга для овладения городом и последующего соединения с частями 54-й армии юго-восточнее Синявино.
30 августа полки дивизии были переброшены в район станция Мга с задачей задержать продвижение противника и вступили в бой на следующий день. 5 и 6 сентября они защищали рубежи Келколово, Лобаново, Мустолово, Городки, Марьино, Шлиссельбург, но не смогли остановить превосходящего противника. 7-8 сентября они переправились на правый берег Невы и заняли оборону от платформы Теплобетон до Нового Кошкина и в Шлиссельбургской крепости. Вместе с 115-й стрелковой дивизией они сорвали планы противника форсировать Неву и соединиться с финскими войсками, освободив Петрушино, Лобаново, Келколово и овладев северо-западной окраиной Мги. Провал этих планов имел большое значение для обороны Ленинграда.
Особое значение имела оборона Шлиссельбургской крепости (с 1944 года Петрокрепость). В течение 500 дней небольшой гарнизон бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота оборонял крепость и остановил наступление противника.
8 сентября вражеским войскам ценой больших потерь удалось захватить Шлиссельбург, но подразделения 1-й дивизии удерживали плацдарм на левом берегу Невы. Командующий Ленинградским фронтом Георгий Константинович Жуков поставил задачу отбить Шлиссельбург, однако форсирование Невы под мощным огнём противника без поддержки артиллерии было сложным. С большими потерями смог пробиться лишь один батальон. Усиленная морскими подразделениями, дивизия смогла занять прочную оборону на левом берегу Невы, сорвав планы фашистских войск по захвату правого берега и замыкания блокады Ленинграда. За доблесть и мужество дивизия была награждена Красным Знаменем[2].
Тов. Донское, Шлиссельбург не взят по вашей вине. Вы заслуживаете трибунала, но Военный Совет даёт вам возможность исправиться на полку. Посмотрим, справитесь ли с полком. ЖуковИз резолюции Г.К. Жуков на рапорте командира дивизии С.И. Донского
16 сентября командующий Ленинградским фронтом генерал армии Георгий Константинович Жуков отдал приказ штабу ЛВФ под командованием контр-адмирала Бориса Хорошхина начать подготовку десантной операции. Десантный отряд численностью 185 человек был сформирован из разведчиков-водолазов роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Для транспортировки десанта были выделены 12 катеров и 10 надувных армейских лодок под общим командованием капитан-лейтенанта Михаила Балтачи. Первоначально назначенная на 19 сентября высадка была отложена из-за штормовых условий на Ладожском озере.
Ход операции
21 — 24 сентября 1941 года
В период с 21 по 24 сентября 1941 года были предприняты несколько неудачных попыток высадки десанта[3]. Первая попытка, осуществлённая в ночь на 21 сентября, не увенчалась успехом из-за сильного волнения на Ладожском озере. Штормовые условия привели к разрыву буксировочных тросов лодок, и всё тёмное время суток было затрачено на их поиск и повторное крепление.
Следующая попытка высадки, предпринятая ночью 22 сентября, также закончилась неудачей. Вследствие навигационной ошибки отряд начал высадку на 2,5 мили восточнее запланированной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. Во время этой операции из-за сильного волнения опрокинулись три лодки, что привело к гибели двух бойцов. После возвращения отряда в Осиновец командир отряда кораблей капитан-лейтенант Михаил Балтачи был отстранён от должности и впоследствии арестован. 24 октября 1941 года военный трибунал Ленинградского военно-морского гарнизона признал его виновным в срыве десантной операции и приговорил к 8 годам лишения свободы без поражения в правах.
22 сентября командующий Ленинградским фронтом генерал армии Г. К. Жуков выдвинул категорическое требование «высадить десант во что бы то ни стало в назначенном месте для дальнейшего движения на Шлиссельбург», а также организовать в ближайшую ночь высадку разведывательного отряда моряков в Шлиссельбургской губе. Однако и эта попытка, предпринятая в ночь с 23 на 24 сентября, не увенчалась успехом. В намеченном месте высадки была обнаружена каменная гряда, препятствовавшая подходу катеров к берегу, а глубина воды не позволяла десантникам достичь берега вброд.
Несмотря на неудачи с основным десантом, операция по высадке разведывательной группы была успешно осуществлена. Разведотряд, состоявший из 40 моряков под командованием подполковника Наума Фрумкина, начальника разведотдела штаба Балтийского флота, был доставлен к Шлиссельбургу на двух катерах[4]. Десантирование производилось на затопленную прибрежную отмель, после чего бойцам пришлось преодолеть около двух километров по пояс в ледяных водах Ладожского озера.
Благодаря умелым действиям, разведчикам удалось незаметно для противника выйти на берег. Рассредоточившись и используя маскировку, они провели наблюдение за вражескими позициями, что позволило выявить систему обороны в данном секторе. В ходе разведки были обнаружены 4 артиллерийские и 6 миномётных батарей, а также 25 пулемётных огневых точек.
Однако выход из строя единственной рации при переходе через водную преграду сделал дальнейшее пребывание отряда в тылу противника нецелесообразным. Возникла острая необходимость доставить полученные разведданные в штаб армии. В ночь на 24 сентября разведгруппа осуществила прорыв через линию фронта, достигнув расположения 54-й армии в районе населённого пункта Южные Липки. В ходе этой операции четверо моряков погибли, двое получили ранения.
25 — 26 сентября 1941 года
25 сентября 1941 года, после серии неудачных попыток, командующий Ленинградским фронтом, проявляя нетерпение, отдал приказ о немедленной дневной высадке десанта на восточной окраине Шлиссельбурга[5], непосредственно в зоне оборонительных укреплений противника. Десантное подразделение было сформировано из имевшихся в наличии сил: 40 разведчиков-водолазов, 105 курсантов морского пограничного училища и 44 военнослужащих караульного взвода штаба флотилии.
Для проведения операции были задействованы разнообразные плавсредства: транспорт «Чапаев», судно «Сатурн», 5 сторожевых и 4 прогулочных катера типа ЗИС, два баркаса и несколько шлюпок. Огневую поддержку обеспечивали канонерские лодки «Олекма» и «Бурея», 5 катеров «малый охотник», бронекатер и артиллерийский дивизион флотилии. В резерве на Осиновецком рейде находились сторожевой корабль «Конструктор» и канонерская лодка «Нора». Подготовка к высадке была минимальной из-за спешки.
Под прикрытием дымовой завесы десант достиг прибрежной отмели, откуда бойцам пришлось преодолеть около километра по воде до берега под интенсивным огнём противника. На этом этапе десант понёс значительные потери, включая командный состав. К 16:15 десантники сумели закрепиться на берегу, но вскоре подверглись атакам вражеской авиации группами по 10-12 самолётов, а затем и контратакам с применением танков. Плотный дым от разрывов снарядов сделал невозможной прицельную артиллерийскую поддержку с кораблей и береговых батарей.
Бой продолжался до наступления темноты. К ночи 26 сентября десант был практически полностью уничтожен. Лишь трое бойцов были подобраны советским катером в Ладожском озере, а 11 человек сумели прорваться через линию фронта в районе Бугры. Остальные 175 участников десанта погибли или оказались в плену. Операция не достигла ни одной из поставленных целей. Малочисленность десанта и дневное время высадки лишили его шансов на успех. Высаженные на укреплённом рубеже противника, десантники были быстро блокированы и уничтожены.
За проявленное мужество один участник десанта был награждён орденом Красного Знамени, шестеро — медалью «За отвагу».
Несмотря на катастрофические потери предыдущего десанта, командование Ленинградского фронта незамедлительно инициировало подготовку новой десантной операции. 26 сентября штаб Ладожской флотилии приступил к планированию высадки ограниченного контингента из состава 1-й стрелковой дивизии НКВД[6]. Операция предусматривала использование двух катеров и одного баркаса для транспортировки неполной роты численностью 95 человек в район Шлиссельбургской пристани.
Попытка высадки, осуществлённая на рассвете 27 сентября, также не была должным образом подготовлена. При приближении к намеченной точке высадки десантный отряд был обнаружен противником и подвергся интенсивному артиллерийско-пулемётному обстрелу. В результате вражеского огня оба катера были потоплены, что привело к гибели 17 военнослужащих. Оставшихся в живых удалось эвакуировать силами катеров прикрытия, действовавших под непрерывным обстрелом противника.
27 — 29 сентября 1941 года
Вечером 27 сентября генерал армии Г. К. Жуков, несмотря на предыдущие неудачи, поставил новую амбициозную задачу: осуществить высадку стрелкового батальона 1-й дивизии НКВД[7] (200 военнослужащих, 4 артиллерийских орудия и миномёты) в крепость Орешек, где дислоцировался советский гарнизон. Планировалось, что впоследствии эти силы будут переправлены через 120-метровую невскую протоку непосредственно в Шлиссельбург на шлюпках. Подготовка к операции была ограничена несколькими часами, поскольку высадку предполагалось осуществить в ту же ночь.
Войска были направлены на пристани, находившиеся под постоянным артиллерийским обстрелом противника. Уже в процессе погрузки некоторые корабли получили повреждения. В итоге только одному тральщику удалось незаметно достичь крепости в темноте и высадить часть десантников.
В ночь с 28 на 29 сентября, благодаря профессионализму моряков, оставшиеся 130 десантников и артиллерийские подразделения всё же были успешно доставлены в пункт назначения. Однако при возвращении транспорт «Щорс» сел на мель севернее Орешка. Хотя экипаж удалось эвакуировать, сам корабль был обнаружен противником на рассвете 29 сентября и уничтожен артиллерийским огнём.
Тем не менее, эти усилия оказались тщетными: 1 октября десантная операция была отменена. Все войска, доставленные в Орешек, были вынуждены эвакуироваться обратно на правый берег Невы под вражеским огнём. К счастью, эта эвакуация обошлась без значительных потерь.
Примечание
- ↑ Боевые действия на ленинградском направлении (июль-декабрь 1941 г.)\ . Интернет-портала Минобороны России. Дата обращения: 26 октября 2024.
- ↑ Сидоренко В. П. Внутренние войска НКВД в обороне блокадного Ленинграда (к 75-летию снятия блокады города) // Философия и культура информационного общества. — 2019. — Т. 1. — С. 233—236.
- ↑ Мосунов В. Шлиссельбургские десанты . Warspot. Дата обращения: 26 октября 2024.
- ↑ Десант без шансов на успех . Военное обозрение (23 ноября 2013). Дата обращения: 26 октября 2024.
- ↑ Штурм Ленинграда (9-25 сентября 1941 года) . Обзорник. Дата обращения: 26 октября 2024.
- ↑ Применение личного состава 1, 2 стрелковых дивизий войск НКВД при обороне Ленинграда . Росгвардия. Дата обращения: 26 октября 2024.
- ↑ Войска НКВД СССР на защите города-героя Ленинграда . Росгвардия. Дата обращения: 26 октября 2024.
Литература
- Белозеров Б. П. Фронт и тыл: проблемы безопасности. 1941—1945 гг. (Историко- правовой анализ на материалах органов правопорядка Северо-Запада). СПб.: СПбУ МВД России, 1999. 318 с.
- Белозеров Б. П., Сидоренко В. П. Войска и органы НКВД СССР в Ленинградской битве. СПб.: «Полторак», 2014. 264 с. Белозеров Б. П., Сидоренко В. П. Войска и органы НКВД Северо-Запада России в годы суровых испытаний. СПб. : СПбУ МВД России, 2006. 217 с. Блокада рассекреченная. / Состав. В. И. Демидов. СПб.: «Бояныч», 1995. 256 с.
- Внутренние войска: время, события, люди. М.: ООО «Юлис», 2008. 480 с.
- Ленинград город-фронт. К 70-летию Ленинградской битвы. / Сост. и отв. ред. Б. П. Белозеров, В. П. Сидоренко. СПб.: «Полторак», 2014. 304 с. 7. Марценюк Ю. А., Беркутов А. С., Климов А. А., Сидоренко В. П., Штутман С. М. и др. Внутренние войска в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). Военно- исторический труд. М.: «Новости», 2011. 495 с.
- Овсянников, Ю. В. Шлиссельбург. Сентябрь 1941 года / Ю. В. Овсянников. — СПб., 2016.
- Хроника Великой Отечественной на Балтийском море и Ладожском озере. — Вып. 1. — М.-Л., 1945.
- Черкасов, А. А. Памяти Семена Агафоновича Черкасова (1897—1941 гг.): судьба одного маршевого пополнения / А. А. Черкасов // Военный сборник. — 2022. — № 10(2). — С. 57-77. — DOI 10.13187/vs.2022.2.57. — EDN LBPCSK.