Мнишек, Марина Юрьевна

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Мни́шек Мари́на (польск. Maryna Mniszech, Marуna Mniszchówna; лат. Marianna Mniszchowna, Maria Mniszchowna; в русских документах также Мари́я Ю́рьевна) (1588 или 1589 — по официальной версии, не ранее ноября 1614, но не позднее 24 декабря 1614 (3 января 1615), Москва), дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, участница событий Смутного времени в Русском государстве, жена Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606 года, незадолго до его гибели, и коронованная, как русская царица; затем жена Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого, католичка[1].

Биография

Марина Мнишек появилась на свет в 1588 году в Ляшках Мурованных (ныне Львовская область) в родовом замке своего отца Самборе Сандоре. Её родители, сандомирский воевода Ежи Мнишек и Ядвига Тарло, принадлежали к зажиточному дворянскому роду. В семье воспитывалось ещё восемь наследников[2].

Детство Марины прошло под присмотром католических монахинь, которые обеспечили строгое воспитание. Марина своё будущее видела в радужном свете: высокое происхождение и финансовое положение семьи позволяли ей надеяться на удачный брак и насыщенную жизнь[3].

В биографии Мнишек стоит отметить, что по меркам того времени Марина не считалась красавицей, однако была наделена способностью ловко манипулировать людьми[1].

Когда Марине исполнилось 16 лет, судьба свела её с Лжедмитрием, выдававшим себя за чудом выжившего русского царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. В ноябре 1605 года Лжедмитрий и Мнишек обручились, а в мае 1606 года состоялась коронация Марины, которая в качестве русской царицы получила новое имя — Мария Юрьевна[4].

После разоблачения Лжедмитрия I Мнишек чудом не пострадала во время резни 17 мая 1606 года: бунтовщики не узнали в ней царицу, и девушке удалось сбежать к отцу[3].

После двухлетней ссылки всей семьи Мнишек в Ярославле было решено отправить их в Польшу. Однако Марина так и не увидела родину: путь ей преградило войско Лжедмитрия II. Он знал, кто такая Марина Мнишек и как она ему может быть полезна в захвате власти. Марина, мечтавшая о русском престоле, согласилась обвенчаться с Лжедмитрием II[3].

В 1610 году самозванец был убит, а Марина, которая к тому времени уже была женой атамана Ивана Заруцкого, родила сына Ивана. Она настаивала, что мальчик — сын Лжедмитрия II, русский царевич[5].

Умерла Марина Мнишек в 1610 году в возрасте 25 лет, пережив сына. По поводу гибели Марины существует несколько версий: по одним она умерла от тоски по ребёнку в башне Коломенского Кремля[4].

Участница событий Смутного времени

Марина Мнишек

Смерть Федора Иоанновича в 1598 году наглядно показала опору поляков в московских верхах. После кончины царя Московии польский король Сигизмунд III обратился к московскому боярству с предложением избрать на трон себя[6].

Но Земский собор избрал царём Бориса Годунова и принёс ему присягу на верность. К тому же Годунов уже давно фактически правил страной от имени царя. Москву взбудоражили слухи о царевиче Дмитрии, сыне Ивана Грозного от невенчанной Марии Нагой, что не погиб он в мае 1591 года в Угличе, а остался жив, перебрался за рубеж и появился в Речи Посполитой[2].

Григорий Отрепьев, который сбежал из Чудова монастыря и называл себя сыном Ивана Грозного, чудесно спасшимся, претендовал на трон «прародителей своих». Его поддержала часть магнатов и шляхты, а также сам король Сигизмунд. Лжедмитрий, как прозвали его на Руси, заключил тайный договор 25 мая 1604 года с Юрием Мнишеком. По договору Марина должна была 5 мая 1604 после занятия русского престола самозванцем выйти за него замуж и получить в удел Новгород и Псков[3].

В 1605 году 22 ноября, с согласия польского короля Сигизмунда III, Марина обручена в Кракове по католическому обряду с Лжедмитрием I (его роль на церемонии выполнял глава Посольского приказа думный дьяк Власьев). С этого времени польско-литовской стороной она считалась супругой Лжедмитрия I[6].

Супруга и вдова Лжедмитрия I

Перед отъездом в Москву Марина была обручена с дьяком Власьевым, который стал официальным представителем Лжедмитрия, так как самозванец был уже в походе и не мог явиться на бракосочетание. У католиков это широко распространено, в том числе и в правящих домах Европы: посланный от государя за невестой его представитель венчался там на месте и вез невесту уже венчанной государыней[7].

3 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины в Москве. При обряде коронования для Марины Мнишек использовали шапку Мономаха, что вызвало недовольства и споры народа. До этого этот символ власти использовали лишь в обряде венчания на царство лишь для мужчин[8].

Как русская царица, она получила имя Мария Юрьевна и ровно неделю царствовала в Москве. 17 мая 1607 года в результате заговора бояр Шуйских Лжедмитрий I был убит. Тело лжецаря было сожжено, а прах смешан с порохом. Останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши — туда, откуда явился самозванец[9].

После смерти мужа начинается для Марины трудная жизнь, во время которой она проявила твёрдость характера и находчивость. Женщина не погибла во время резни 17 мая только потому, что переоделась в мужскую одежду и не была узнана, затем Марину защитили бояре и отправили к отцу[8].

По условиям Московского перемирия 1608 года, дополненного Московским договором 1608 года, Марина получила обратно часть личного имущества, однако на официальном уровне лишалась статуса царицы. Под охраной отряда под командованием боярина князя В. Т. Долгорукова была отправлена 23 июля (2 августа) того же года в Речь Посполиту безопасным, с точки зрения русских властей, путём вместе с Ю. Мнишеком[7].

Лжедмитрий I

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей. На пути она была перехвачена Александром Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь недалеко от Москвы[10].

Супруга Лжедмитрия II

В мае 1607 года в городе Стародуб объявился новый «царь Димитрий». Позже его будут звать Лжедмитрием II, а также Тушинским вором по названию села Тушино, где стояло его войско[11].

Личность Лжедмитрия II ещё более загадочная, чем личность первого самозванца. Его называют и поповским сыном, и стрелецким сыном, и даже боярским. Также есть версия, что он был крещеным евреем из города Шклов. Точно известно, что он хорошо знал русскую и польскую грамоту, а также церковные обряды, владел еврейским языком. Ему было около 40 лет, а этот факт подтверждал его самозванство, так как не мог быть царевичем Дмитрием по возрасту[11].

Мнишек надеялась, что Лжедмитрий II действительно был спасшимся Лжедмитрием I. В архивных материалах есть сведения о том, как повела себя Марина при первой встрече с самозванцем. Увидевшись с ним 6 сентября, не сумела скрыть своего разочарования: «не очень охотно» его «приветствовала, не проявляла восторга». 9 сентября после второй встречи въехала в лагерь, своим присутствием там подтвердила версию о чудесном спасении Лжедмитрия I[6].

Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II, Марина тайно обвенчалась с ним 5 сентября в отряде Сапеги и прожила в Тушино более года. Марина Сигизмунду и папе римскому писала, что ей жилось плохо с новым супругом.

Но вскоре ситуация изменилась. Обращение Василия Шуйского за помощью к Швеции, которая тогда находилась в состоянии войны с Речью Посполитой, привело к тому, что Сигизмунд III объявил войну Московскому царству и в сентябре осадил Смоленск. Тушинский лагерь распался: поляки и часть русских переходили на службу к Сигизмунду, оставшиеся находились на грани бунта[3].

27 декабря 1609 года Лжедмитрий II предпочел бежать из Тушина в Калугу: спрятался под дранкой в простой телеге.

Зеркальное отображение гравюры XVII века с изображением Кира Великого, традиционно используемое в качестве портрета Лжедмтрия II

Вскоре Марина последовала за ним: 16 февраля прибыла в Дмитров, где находился Я. П. Сапега, откуда выехала в Калугу 25 февраля[4].

В июле — августе/сентябре Марина пребывала вместе с Лжедмитрием II, ставшим после свержения Василия Ивановича одним из реальных претендентов на царство, в Угрешском мужском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца недалеко от Москвы. Однако после заключения Московского договора 1610 года и избрания на русский престол королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) вынужденно вернулась с мужем обратно в Калугу[8].

В конце декабря 1610 года вскоре после убийства мужа, опасаясь за свою жизнь и жизнь будущего ребёнка, из Калуги обратилась к Я. П. Сапеге с просьбой о вызволении её из города В январе 1611 году родила сына — «царевича Ивана Дмитриевича» (прозван противниками самозванца Ворёнком), которого крестили в Калуге. По словам автора «Нового летописца», «честно», то есть по православному обряду[12].

Под покровительством И. М. Заруцкого

После смерти Лжедмитрия II, убитого на охоте татарским князем Арасланом (Петром) Урусовым, калужане, остатки армии самозванца и донские казаки атамана Ивана Мартыновича Заруцкого принесли присягу новорождённому «царевичу». По мнению историков, он имел гораздо больше прав на престол. Во многих городах овдовевшей Марине Мнишек продолжали оказывать царские почести. Помимо Заруцкого, права Ивана Дмитриевича готовы были признать другие: предводитель казацких отрядов князь Дмитрий Трубецкой и вождь Рязанского ополчения Прокопий Ляпунов. А Иван Заруцкий позже стал третьим и последним мужем Марины Мнишек[11].

Летом в 1612 году вместе с Заруцким при отступлении из-под Москвы последовала на юг Русского государства, зимой 1613 — 1614 года оказалась в Астрахани.

Мнишек Марина с сыном Иваном

В ночь на 12(22) мая 1614 года после поднятого астраханцами восстания (первоначально присягнули Мнишек, её сыну и вновь якобы оставшемуся в живых «царю Дмитрию Ивановичу») вместе с И. М. Заруцким покинула город. Их преследовали правительственные отряды под общим командованием боярина князя И. Н. Одоевского Меньшого[10].

24 июня (4 июля) Марина с сыном оказалась в осаде в Медвежьем городке на реке Яик (ныне Урал) и выдана казаками 25 июня (5 июля). Стрельцы под охраной доставили их в Москву[13].

Смерть

Маринкина башня Коломенского кремля

Скитания полячки по просторам Руси окончились в 1614 году — Марину вместе с сыном схватили в окрестностях Урала московские стрельцы. Ребёнка необходимо было уничтожить: в столице уже выбрали претендента на царство — Михаила Романова[13].

У Медвежьего острова Марина Мнишек была настигнута московскими стрельцами и вместе с сыном доставлена в Москву в июле 1614 года. У Марины обманом отобрали сына, уверив, что царь не будет мстить ребёнку. Но четырёхлетнего Ивана повесили на Лобном месте на глазах матери, а Заруцкий принял страшную смерть на колу[4].

Марина, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле». По другим источникам, она была повешена или утоплена. Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых, будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут[13].

Существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась. Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек», составленный не ею и даже не от её лица, а человеком из её свиты. Название «Дневник Марины Мнишек» появилось благодаря Николаю Устрялову. Его он применил в работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». Судьба Марины Мнишек в «Дневнике» освещается от третьего лица[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Козляков Вячеслав Николаевич. Мнишек Марина // Большая Российская энциклопедия. — 2023. — 10 января.
  2. 2,0 2,1 Гиршбергъ А. Марина Мнишекъ.. — М.: Издание Ивана Александровича Бахромеева, 1908. — С. 34. — 381 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века / под ред. А.П. Деревянно. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 238. — 72 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Гиршбергъ А. Марина Мнишекъ.. — Москва: Издание Ивана Александровича Бахромеева, 1908. — С. 382. — 56 с.
  5. Козляков Вячеслав. Марина Мнишек. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — С. 34. — 376 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Козляков В.Н. Дневник Марины Мнишек / под ред. Д.М. Буланина. — СПб., 1996. — С. 134. — 207 с.
  7. 7,0 7,1 Эйльбарт Н.В. Семья Марины Мнишек. Несостоявшиеся правители России / под ред. А.А. Семинар. — СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2015. — С. 23—56. — 254 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 Чекасина Надежда. Марина Мнишек – первая коронованная русская царица // Дилетант. — 2017. — 17 мая.
  9. Лжедмитрий I // История.РФ : сайт. — 2018. — 4 апреля.
  10. 10,0 10,1 Шуревская Мария. Марина Юрьевна Мнишек // Путь дороги : сайт. — 2022. — 12 октября.
  11. 11,0 11,1 11,2 Преодоление Смуты (конец XVI - начало XVII вв.) и укрепление российской государственности // Федеральное архивное агентство 2011–2023 Условия использования материалов : сайт. — 2011.
  12. Лебедев Сергей. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек: полька, которая очень хотела быть русской царицей // ПравдаРу : сайт. — 2022. — 12 марта.
  13. 13,0 13,1 13,2 Виктор Грибков-Майский. Тут и взяли царские стрелки // Независимая газета : сайт. — 2012. — 9 августа.

Ссылки