Колтовская, Анна Алексеевна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Анна Алексеевна Колтовская
Анна Алеѯѣевна ​Колтовская​
Гробница инокини Дарьи, в миру царицы Анны Алексеевны Колтовской
Гробница инокини Дарьи, в миру царицы Анны Алексеевны Колтовской
май — сентябрь 1572 года
Предшественник Марфа Собакина
Преемник Анна Васильчикова

Рождение неизвестно
Смерть 5 апреля 1626(1626-04-05)
Тихвин
Род Колтовские, Рюриковичи
Отец Алексей Игнатьевич Горяинов Колтовской
Мать неизвестно
Супруг Иван IV
Дети нет

Царица А́нна Алексе́евна[1], урождённая Колто́вскаямонашестве Дария; ок. 1554/1556 — 5 апреля 1626, Тихвин) — четвёртая жена Ивана Грозного[2], на которой он женился весной 1572 года с разрешения духовенства (брак длился менее полугода)[3]. Впоследствии монахиня («инокиня-царица») Тихвинского Введенского монастыря, где она чтилась местно[4].

Происхождение

Анна Алексеевна Колтовская, будущая царица, принадлежала к роду служилых землевладельцев. Её отец Алексей Горяинов Колтовский и брат Григорий во 2-й половине XVI века значатся дворовыми детьми боярскими по Коломне. В Дворовой тетради также указывается, что А. Колтовский «в полону умре». В 1562 году Г. А. Колтовский назван среди поручителей по боярине князем И. Д. Бельском, в 1571 году вместе с Артемием Григорьевичем и Петром Афанасьевичем Колтовскими он поручился за князя И. Ф. Мстиславского. Очевидно, к этому времени перечисленные выше родственники уже занимали незначительные придворные должности. Указанный факт подтверждает также австрийский посланник в Москве в 1576 и 1578 годах П. Д. фон Бухау, который сообщает, что царь Иоанн IV выбрал 4-й женой «сестру своего придворного Колтовского»[5][6].

Свадьба

Через несколько месяцев после смерти супруги Марфы Собакиной, Иван Грозный вновь решил жениться. Но этот раз выбор пал на Анну Колтовскую. Анна Колтовская, как и Марфа, была отобрана государем на смотре невест.

Но была проблема, согласно каноническим церковным законам, разрешалось только три брака. А у царя это был уже четвёртый.

На нём Иван клялся духовенству, что из-за болезни новобрачной Марфы и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой — тёмные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сушу… и тако ей отраву злую учиниша».

«Злые люди чародейством извели первую супругу мою, Анастасию, — писал в своем обращении царь. — Вторая, Княжна Черкасская, также была отравлена, и в муках, в терзаниях отошла ко Господу. Я ждал немало времени и решился на третий брак, отчасти для нужды телесной, отчасти для детей моих, ещё не достигших совершенного возраста: юность их претила мне оставить мир; а жить в мире без жены соблазнительно. Благословенный Митрополитом Кириллом, я долго искал себе невесты, испытывал, наконец, избрал; но зависть, вражда погубили Марфу, только именем Царицу: ещё в невестах она лишилась здравия и чрез две недели супружества преставилась девою. В отчаянии, в горести я хотел посвятить себя житию Иноческому; но, видя опять жалкую младость сыновей и Государство в бедствиях, дерзнул на четвёртый брак. Ныне, припадая с умилением, молю Святителей о разрешении и благословении»,

 — говорил царь (в пересказе Карамзина)[7].

Таким образом он сумел убедить церковный собор, что из-за болезни новобрачной Марфы Собакиной (а девушка выходила замуж уже больная) брачной ночи не было, то есть, фактически, она женой царя не стала. Поэтому предыдущий брак был признан недействительным, и 29 апреля 1572 года царь получил разрешение на новый.

При этом со стороны церкви на него налагалась 3-хлетняя епитимья: «В первый год ему было запрещено посещать церковь во все дни, кроме Пасхи. Во второй год ему разрешалось присутствовать в церкви, но только вместе с грешниками, которые должны были всю службу стоять на коленях. Только на третий год он мог находиться в церкви наравне со всеми. Но у этого наказания была оговорка — если царь пойдет войной на недругов и адептов другой веры в соседних государствах, то церковь может отменить свою и епитимью».

Точной даты венчания Ивана и Анны в летописях не указано, доподлинно известно только то, что оно состоялось в промежуток с 29 апреля по 1 июня 1572 года[5].

Точной даты венчания Ивана и Анны в летописях не указано, доподлинно известно только то, что оно состоялось в промежуток с 29 апреля по 1 июня 1572 года[5].

Жизнь в браке

Уже 1 июня Иван Грозный с молодой женой приехал в Новгород, там царь хотел устроить себе новую резиденцию. Известно, что здесь царь составил духовное завещание, в котором отписал Анне город Ростов с волостями и селами, 14 сёл и деревень со всеми угодьями в Московском, Юрьев-Польском и Ярославском уездах и другие земли. Столь щедрый дар говорит, что молодая жена царю пришлась к душе.

В Новгородской 2-й летописи сохранилась запись о том, что 16 августа, в субботу, «царица православная Анна была в ночи молитися в церкви Премудрости Божии Софии да по чюдотворцовым гробам знаменовалася — Ивана, архиепископа Навгороцкого, да Никите, епископа Навгороцкого». На следующий день царица уехала из Новгорода в Москву. Очевидно, летом 1572 года следует датировать вклад в коломенский Спасский монастырь, «что на посаде за торгом». На следующий день царица уехала из Новгорода в Москву. Очевидно, летом 1572 года следует датировать вклад в коломенский Спасский монастырь, «что на посаде за торгом». В описании имущества монастыря 1577—1778 годов среди икон указывается «образ Михаила архангела, обложен серебром, малая пядница, дан по Анне по Колтовской»[8]

Именно при этой жене Иван Грозный в 1572 году отменяет опричнину. Сразу после свадьбы Анна действительно стала вторым человеком в государстве, поскольку Иван Грозный всё свое время уделял жене. Анну любил царь и народ, но не любили бояре, известные своей способностью «нашептывать» царю. При дворе у неё были опасные враги — влиятельные прежде опричники и князь Воротынский — отец её бывшего жениха, считавший, что именно из-за Анны был замучен его сын. Князь задумал опасную интригу, и это ему удалось[9].

Брак оказался недолгим, и в начале сентября 1572 года царица была пострижена в монашество с именем Дария. Точная дата и место пострига, так же как и мотивы опалы, неизвестны. Из отрывка указной грамоты царя Феодора Иоанновича, косвенно датируемой 1584—1585 годов, следует, что в последние годы жизни Иоанна IV Дарья подвизалась в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре.

В опале

Со стороны, успешный брак продлился чуть больше четырех месяцев. По неведомым доселе причинам, царица Анна в сентябре 1572 года была заключена в монастырь, где продолжала свою жизнь в качестве монахини Дарии.

По одной из версий сказалось влияние Малюты Скуратова. По словам Скрынникова:

«В то время Малюта был в зените славы. Очевидно, дело не обошлось без него, и он способствовал разводу. Возможно, его беспокоило стремительное возвышение нового временщика князя Бориса Тулупова»[7]

Иночество

1-е место пребывания: Суздальский монастырь
2-е место пребывания: Горицкий монастырь
3-е место пребывания: Тихвинский монастырь
4-е место пребывания: Устюжна

Предположительно, постриг четвёртой жены Ивана Грозного состоялся в 1574 году в суздальском Покровском монастыре.

В жалованной грамоте Феодора Иоанновича Дарье от 16 мая 1586 года на сельцо Никольское с деревнями в Белозерском уезда она именуется не только старицей Горицкого монастыря, но и царицей и великой княгиней[10].

Летом 1604 года Дарья покинула Горицкий монастырь и перешла «по обещанию… общину устроить» в тихвинский Введенский девичий монастырь. Обитель, основанная в 1560 году, к началу XVII века потеряла свои земельные владения, так что насельницам «прокормица было нечем». После прихода в монастырь Дарьи царь Борис Феодорович вернул Введенскому монастырю земли, захваченные у него тихвинским Большим в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырём[10].

В начале 1607 года, по-видимому, по монастырским делам Дария приезжала в столицу; сохранился текст подорожной, выданной царём Василием Шуйским 19 февраля 1607 года на проезд царицы-старицы из Москвы в тихвинский Введенский монастырь.

В Смутное время Тихвин был занят шведами. 14 сентября 1613 года, во время восстания горожан и окрестных крестьян против шведского гарнизона, Введенский монастырь был разорён и сожжён. Насельницы, в том числе Дария, бежали из города. По преданию, они скрывались в лесу на берегу озера, которое позднее стало называться Царицыным. Среди документов Новгородской приказной избы 1611—1617 годов, находящихся в Государственном архиве Швеции в Стокгольме, хранится выписка, относящаяся к времени шведской оккупации Тихвина, о размере и формах «жалования» на содержание Дарии (выписка была подана в новгородскую администрацию по неустановленному поводу, сопутствующие документы отсутствуют). Из выписки явствует, что средства выделялись нерегулярно и не в полном объёме[10].

Вскоре местом жительства Дарии стал город Устюжна-Железнопольская, располагающийся на полпути между Тихвином и Горицким монастырём. Дария и бывших с ней стариц поселили в «двух кельишках… черного попа» Геннадия при Рождественском городском соборе, а духовника царицы-инокини — в отдалении, где жили дети боярские, стрельцы и другие мирские люди. По царской грамоте Дария получала «царское жалование годовое — деньги и запасы… из устюженских ис таможенных и ис кабацких доходов, что останетца от пищалей и от стрельцов». Михаил Феодорович грамотой от 26 августа 1614 года предоставил в распоряжение Дарии вотчину — село Никифорово Устюженского уезда с деревнями и пустошами — взамен изъятого у царицы-инокини сельца Никольского[10].

В январе 1624 года Дария вернулась в Тихвин; по-видимому, стала игуменией Введенского монастыря, как о том свидетельствует жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича на пустошь Бурково в Тихвинском погосте Новгородского уезда Михаил Феодорович не только жаловал Дарии земельные угодья, но и посылал царице-инокине дары. В мае 1623 года ей были пожалованы серебряная позолоченная братина с чаркой, по 10 аршин бархата и камки, сорок соболей и 100 р.[10].

В феврале 1626 года вместе с Дарией во Введенском монастыре жили её племянницы княжны-монахини Леонида Григорьевна и Александра Григорьевна Гагарины.

Перед смертью Дария приняла схиму. Своей «изустной памятью», засвидетельствованной духовным отцом старицы иеромонахом Феогностом, Дария передала принадлежавшие ей село Никифорово с деревнями и рыбную ловлю на реке Волхов Введенскому монастырю: «игуменье Огафье с сестрами и кто по ним в том монастыре иная игуменья и сестры будут». Насельницы должны были «царицу-иноку Дарью поминать и душу её устроить, написать имя её в повседневные просвиромисалные, и в литейные, и в подстенные сенадики». Во Введенском монастыре хранилась духовная грамота Дарии, в которой помимо вклада во Введенский монастырь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в другие монастыри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Дария ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Зеленецкий во имя Св. Троицы, Никольский в Сторожно, Медведский во имя святого Николая Чудотворца, Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Островский), а также в приходские храмы[10].

Кончина

Инокиня Дарья скончалась в 1626 году. Все своё имение она завещала Введенскому монастырю. Эти средства и впоследствии использовались для монастырского строительства.

Перед смертью инокиня Дарья приняла великую схиму, в XVII веке такой шаг был довольно распространён. Великая схима является самой высокой ступенью монашества, на которой дается обещание полного отчуждения от земной жизни в ожидании жизни Небесной. Единственное делание схимника — молитва. Царица-схимонахиня была погребена на паперти Введенского собора, построенного ею. Ее могила сразу стала почитаемой[11].

После смерти царицы княжны-монахини Гагарины стали попечительницами Введенского монастыря. Их имена постоянно встречаются в документах обители в связи с денежными расчётами. Они принимали активное участие в строительных делах обители. Сестры Гагарины скончались в 1670-80-х годах и были похоронены на паперти собора рядом со своей именитой родственницей.

Над тремя могилами в 1814 году было установлено новое общее надгробие с деревянной резной сенью и надписью: «Блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ея княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето отъ воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня»[11].

Примечания

  1. Ошибочный вариант — Ивановна
  2. Анна (имя жен и дочерей русских князей и государей) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Колтовская, Анна Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Дария Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine // Православная энциклопедия, т. 14, с. 199—201.
  5. 5,0 5,1 5,2 Дария. Дата обращения: 8 июня 2024.
  6. Колтовские. Дата обращения: 8 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 Анна Алексеевна Колтовская-четвертая жена Ивана IV Грозного. информа.рус. Дата обращения: 8 июня 2024.
  8. дария. www.pravenc.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.
  9. Почему не все жены Ивана Грозного были законными. cyrillitsa.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Жены Ивана Грозного. Дата обращения: 8 июня 2024.
  11. 11,0 11,1 Царица-схимонахиня Дария (Колтовская). www.tikhvin-eparhia.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.

Литература

  • Астафьев В. В. Анна Колтовская — 4-я жена Ивана Грозного // Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. — Волхов, 2003. — Вып. 3. — С. 8—13.
  • Бередников Я. И. Письма 4-й супруги царя Ивана Васильевича Грозного к боярину Салтыкову // Сын Отечества. — 1829. — № 32. — С. 333—346.
  • Горский С. Жёны Ивана Грозного. — М., 1990. — С. 38—43.
  • Дария (Колтовская) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Колтовская, Анна Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Маштафаров А. В. Дария // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 199—201. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  • Морозов Б. Н., Морозова Л. Е. Иван Грозный и его жёны. — М., 2005. — С. 176—203.
  • Смелков М. Несколько страниц из истории тихвинского Введенского девичьего монастыря и жизни царицы-инокини Дарьи Алексеевны, 4-й супруги царя Иоанна Грозного, почивающей в этом монастыре // Новгородские епархиальные ведомости. — 1904. — № 3. Ч. неофиц. — С. 159—168.
  • Смирнов С. М. Дарья царица // Тихвинец. — 1990. — № 2. — С. 22—25.