Бекмамбетов, Тимур Нуруахитович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Тимур Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов на WonderCon в Анахайме (Калифорния) в 2012 году
Тимур Бекмамбетов на WonderCon в Анахайме (Калифорния) в 2012 году
Имя при рождении Тимур Нуруахитович Бекмамбетов
Дата рождения 25 июня 1961(1961-06-25) (63 года)
Место рождения Гурьев, Кахахская ССР, СССР
Гражданство  СССР
Флаг России Россия
 Израиль
Профессия кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик, технологический предприниматель
Карьера 1991 — н. в.
Направление Screenlife
Награды Орден Дружбы — 2011
Золотой орёл 2018, 2022 годы
Золотое яблоко, 1992,1994, 1995, 1996 годы

Тиму́р Нуруахи́тович Бекмамбе́тов (25 июня 1961, Гурьев, Казахская ССР, СССР) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик и технологический предприниматель. Основатель компании Базелевс (англ.  Bazelevs). Известен как создатель фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Девятаев», а также франшизы «Ёлки». Является пионером формата Скринлайф (англ. Screenlife) в кинематографе и активным участником технологических стартапов в сфере развлечений.

Биография

Рождение, детство и юность

Тимур Нуруахитович Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьеве (современный Атырау) в семье с казахско-еврейскими корнями. Отец Тимура, Нуруахит Бекмамбетов, руководил «Гурьевэнерго», мать, Мира Богословская, заведовала отделом газеты «Прикаспийская коммуна»[1].

В редакционной фотолаборатории Тимур познакомился с волшебным миром кино. С этого детского увлечения и началась его будущая профессия[2].

Тимур БекмамбетовИменно в «Прикаспийской коммуне» я научился фотографировать, то есть сделал первый шаг к кино.

Карьера

Среднее образование Тимур получил в Гурьевской школе № 17, носящей имя С. М. Кирова. Следуя воле отца, работавшего в энергетической отрасли, он поступил в Московский энергетический институт. Однако страсть к искусству взяла верх, и Тимур оставил учёбу, не завершив курс.

Срочную службу Тимур Бекмамбетов проходил в артиллерийских частях Советской армии, дислоцированных в окрестностях Ашхабада. По окончании службы в 1982 году он переехал в Ташкент, где нашёл применение своим творческим способностям в качестве художника театра «Ильхом» и киностудии «Узбекфильм». В этот период произошло его знакомство с актёром Виктором Вержбицким, ставшим впоследствии постоянным участником кино проектов Тимура Бекмамбетова.

1987 год ознаменовался для Тимура Бекмамбетова получением диплома Ташкентского театрально-художественного института имени А. Островского (современный Государственный институт искусств Узбекистана) где он освоил профессию художника театра и кино. Став дипломированным специалистом, Бекмамбетов отправился в Москву. В рекламной индустрии с начала 1990-х годов, где сразу заявил о себе созданием ряда резонансных проектов[2].

Личная жизнь

О первом супружеском союзе режиссёра известно только то, что в нём родилась дочь Жанна. Имя первой избранницы Бекмамбетова остаётся неизвестным широкой публике.

Второй брак Бекмамбетов заключил с Варварой Викторовной Авдюшко. Варвара, унаследовавшая творческие гены от своих родителей (актёра Виктора Авдюшко и художника-гримёра Ларисы Авдюшко), реализовала себя как художник по костюмам и кинопродюсер. Их союз с Бекмамбетовым продлился с 1999 по 2019 год.

Новая глава в семейной жизни режиссёра началась 22 апреля 2019 года, в Казани, где он сочетался браком с Наталией Львовной Фишман. На тот момент она занимала пост помощника президента Республики Татарстан[2].

Бекмамбетов владеет уникальным объектом недвижимости — домом в Лос-Анджелесе, ранее служившим резиденцией легендарному Уолту Диснею. Помимо российского, режиссёр обладает также гражданством Израиля.

Достижения

Рекламная индустрия

Первый значительный успех в рекламной индустрии пришёл к Бекмамбетову с созданием кампании для авто гиганта «КАМАЗ». Слоган «Танки грязи не боятся» мгновенно стал узнаваемым. Однако подлинный триумф ожидал его впереди — серия роликов «Всемирная история», заказчиком которой выступил Банк Империал. Эти рекламные проекты создававшиеся с 1992 по 1997 годы, снискали множество престижных наград[2].Перейти к разделу «#Награды»

Полнометражный режиссёрский дебют Тимура Бекмамбетова состоялся в 1994 году с выходом военной драмы «Пешаварский вальс». Лента, посвящённая событиям афганской войны, получила высокую оценку критиков и завоевала ряд наград на международных кинофорумах[3].Перейти к разделу «#Награды»

1998 год ознаменовался для Тимура Бекмамбетова приглашением от американского продюсера Роджера Кормана на съёмки фильма «Гладиатрикс» (англ. The Arena). Съёмочный процесс проходил в России, картина вышла на экраны в 2001 году. Этот проект стал значимой вехой в международной карьере режиссёра.

В 1999 году Тимур Бекмамбетов предпринял важный шаг, основав собственную кинокомпанию «Базилевс» (англ.  Bazelevs). Со временем эта компания заняла лидирующие позиции среди продюсерских предприятий России.

Экранизация романов писателя-фантаста

Прорывом в карьере Тимура Бекмамбетова стал фильм «Ночной Дозор», вышедший на экраны в 2004 году. Картина, снятая по одноимённому роману Сергея Лукьяненко, стала первым российским блокбастером и открыла новую эру в отечественном кинематографе.

«Ночной Дозор» собрал звёздный актёрский состав, включая Константина Хабенского, Марию Порошину, Владимира Меньшова, Валерия Золотухина и Гошу Куценко. Фильм имел огромный успех в прокате, собрав около 16 миллионов долларов в России и столько же за рубежом[4].

Успех «Ночного Дозора» привлёк внимание международного кино сообщества. Картина получила положительные отзывы от таких известных режиссёров, как Квентин Тарантино и Джеймс Ганн. В 2010 году фильм вошёл в сотню лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа по версии британского журнала Empire.

В 2006 году вышло продолжение саги — «Дневной Дозор». Фильм установил новый рекорд российских кассовых сборов, собрав в первые две недели проката свыше 26 миллионов долларов. Успех «Дозоров» не только укрепил позиции Тимура Бекмамбетова как ведущего российского режиссёра, но и открыл ему дорогу в Голливуд.

Фабрика грёз

Тимур Бекмамбетов встречает гостей на премьере фильма «9»

В 2005 году Тимур Бекмамбетов получил приглашение в Голливуд и начал работу над рядом проектов для группы кинокомпаний Fox. Его дебютом в американском кино стала экранизация комиксов Марка Миллара «Особо опасен» (англ. Wanted) для студии Universal Pictures. Фильм вышел в прокат в 2008 году и собрал звёздный актёрский состав, включая Анджелину Джоли, Моргана Фримена и Джеймса Макэвоя.

«Особо опасен» имел значительный коммерческий успех, собрав в прокате более 340 миллионов долларов и установив годовой рекорд студии Universal по сборам. Картина также получила две номинации на премию «Оскар» за лучший звук и лучший звуковой монтаж[5].

В 2009 году Тимур Бекмамбетов выступил продюсером анимационного фильма «9», созданного совместно с Тимом Бёртоном. Проект получил положительные отзывы критиков и был номинирован на несколько наград в области анимации.

Следующей крупной работой Тимура Бекмамбетова в Голливуде стал фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012), основанный на одноимённом романе Сета Грэма-Смита. Картина собрала в мировом прокате более 116 миллионов долларов[6].

В 2016 году режиссёр представил историческую драму «Бен-Гур», ремейк одноимённого фильма 1959 года. Несмотря на масштабный бюджет и звёздный актёрский состав, фильм не смог повторить успех предыдущих проектов Бекмамбетова в прокате.

Кинофраншизы

В 2010 году Тимур Бекмамбетов запустил кинофраншизу «Ёлки», ставшую одним из самых успешных проектов в российском кинематографе. Первый фильм серии вышел в прокат в декабре 2010 года и быстро завоевал популярность у зрителей.

Франшиза «Ёлки» построена по принципу альманаха, где в каждом фильме переплетаются истории разных людей, а действие разворачивается в канун Нового года. Проект насчитывает десять частей, выходивших с 2010 по 2022 год.

«Ёлки» стали самой кассовой российской кино франшизой, собрав в общей сложности более 6 миллиардов рублей в прокате. Все семь основных частей проекта входят в топ-40 самых кассовых российских фильмов. В 2021 году было объявлено о продолжении франшизы, но уже без участия Бекмамбетова[7].

Визуальный сторителлинг

Тимур Бекмамбетов является создателем и пионером формата Screenlife в кинематографе. Этот инновационный подход предполагает, что всё действие фильма разворачивается на экране компьютера или смартфона. Первым продюсерским проектом Бекмамбетова в формате Screenlife стал фильм ужасов «Убрать из друзей» (2015 год). Картина собрала 65 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете в один миллион, что сделало её одним из самых прибыльных голливудских фильмов года по версии издания Deadline[8].

Тимур Бекмамбетов и Бенджамин Уокер выступают на WonderCon в Анахайме (Калифорния), 2012 год

Следующей работой в формате Screenlife стал триллер «Поиск» (2018 год), продюсированный Бекмамбетовым. Фильм заработал 75 миллионов долларов при бюджете менее одного миллиона. «Поиск» получил награды престижных американских фестивалей Sundance и SXSW, что подтвердило признание нового формата критиками.

Режиссёрским дебютом Бекмамбетова в формате Screenlife стал фильм «Профиль» (2018 год). Картина была удостоена приза зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. В 2021 году студия Universal выпустила «Профиль» в мировой прокат, что стало значительным шагом в признании формата Screenlife крупными киностудиями.

В 2018 году Тимур Бекмамбетов совместно с журналистом Михаилом Зыгарем создал документальный сериал «1968. Digital для Buzzfeed». В 2019 году он выпустил сериал «Ночь мертвецов» для американской платформы Snapchat в сотрудничестве с продюсером Маждом Нассифом. Эти проекты продемонстрировали возможности применения формата Screenlife в различных жанрах и на разных платформах[9].

В 2021 году продюсированный Бекмамбетовым фильм «Ромео и Джульетта» в формате Screenlife получил специальный приз фестиваля SXSW в США. Это подтверждает интерес к такому инновационному подходу в кинематографе.

Инновационные технологии в сфере развлечения

Помимо кинематографической деятельности, Тимур Бекмамбетов активно участвует в развитии технологических стартапов в сфере развлечений. В 2019 году его компания запустила технологию Vera Voice, использующую нейросеть для воспроизведения голосов знаменитостей. Этот проект открыл новые возможности для озвучивания и дубляжа в кино и рекламе.

В 2020 году Бекмамбетов представил мобильное приложение Parodist, которое быстро стало одним из самых скачиваемых в российском App Store в категории «Развлечения», уступая лишь TikTok. Приложение использует технологии искусственного интеллекта для создания пародий и развлекательного контента[1].

В декабре 2021 года кинокомпания Бекмамбетова Bazelevs в партнёрстве с Microsoft запустила в тестовом режиме платформу интерактивного контента ScreenReality. Эта технология позволяет зрителям переходить по ссылкам на товары и услуги, показанные в фильмах и сериалах, открывая новые возможности для интерактивного взаимодействия с аудиторией. Благодаря этим проектам компания Bazelevs в 2021 году стала единственной российской компанией, включённой в список самых инновационных компаний мира по версии Fast Company.

Награды

Президент России Дмитрий Медведев вручает орден Дружбы кинорежиссёру Тимуру Бекмамбетову, 31 октября 2011 года

За свою карьеру Тимур Бекмамбетов получил множество наград в области кинематографа и рекламы. Его ранние работы в рекламной индустрии принесли ему ряд престижных наград. Серия роликов «Всемирная история, Банк Империал» получила награду «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах. В 1995 году эта же серия была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Хьюстоне[2].

Дебютный полнометражный фильм Бекмамбетова «Пешаварский вальс» (1994 год) завоевал Гран-при на кинофестивале в Сан-Ремо, а также призы на фестивалях в Карловых Варах и «Кинотавре». В 2004 году Бекмамбетов был удостоен казахстанской независимой премии «Платиновый Тарлан» в номинации «Кинематограф».

22 июня 2011 года режиссёр был награждён орденом Дружбы. В ходе награждения был отмечен большой вклад Бекмамбетова в развитие отечественного кинематографического искусства и его многолетняя творческая деятельность.

В 2012 году Тимур Бекмамбетов получил премию CinemaCon как «Лучший иностранный режиссёр года» на церемонии в Лас-Вегасе. Фильм «Профиль», снятый Бекмамбетовым в формате Screenlife, был удостоен приза зрительских симпатий за лучший художественный фильм программы «Панорама» на Берлинском международном кинофестивале в феврале 2018 года.

Тимур Бекмамбетов дважды удостаивался премии «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм»: в 2018 году за картину «Время первых», в 2022 году — за фильм «Уроки фарси»[1].

Фильмография

Тимур Бекмамбетов начал свою карьеру в кино в 1987 году как художник-постановщик мини-сериала «Перед большой дорогой на войну». После этого он выступил продюсером более 70 фильмов. В ряде из них он был также сценаристом, режиссёром и даже актёром[3].

  • 1993 год, «Пешаварский вальс» — сценарист, режиссёр;
  • 2000 год, сериал «Наши 90-е» — сценарист, режиссёр, актёр;
  • 2002 год, «Побег из Афганистана» — сценарист, режиссёр;
  • 2004 год, «Ночной дозор» — сценарист, режиссёр;
  • 2005 год, «Дневной дозор» — сценарист, режиссёр;
  • 2006 год, сериал «Громовы»;
  • 2007 год, «Ирония судьбы. Продолжение» — сценарист, режиссёр;
  • 2007 год, сериал «Громовы. Дом надежды»;
  • 2008 год, «Особо опасен» — режиссёр;
  • 2009 год, «9»;
  • 2009 год; «Чёрная молния»;
  • 2010 год, «Выкрутасы»;
  • 2010 год; «Счастливые люди. Год в тайге» — исполнительный продюсер;
  • 2010 год, «Ёлки» — сценарист, режиссёр;
  • 2011 год, «Фантом»;
  • 2011 год, «Аполлон 18»;
  • 2011 год, «Смешарики. Начало»;
  • 2011 год, «Ёлки 2» — сценарист;
  • 2012 год, «Снежная королева»;
  • 2012 год, «Джентльмены, удачи!»;
  • 2013 год, «Игра в правду»;
  • 2013 год, «Ёлки 3»;
  • 2013 год, «Горько!»;
  • 2013—2016 годы, сериал «Алиса знает, что делать!»;
  • 2014 год, «Снежная королева 2: Перезаморозка»;
  • 2014 год, «Ёлки 1914» — режиссёр;
  • 2014 год, «Горько! 2»;
  • 2014 год, «День дурака» — генеральный продюсер;
  • 2014 год, «Ёлки лохматые» — генеральный продюсер;
  • 2014 год, «Битва за иммунитет»;
  • 2015 год, «Убрать из друзей»;
  • 2015 год, «Он — дракон» — генеральный продюсер;
  • 2015 год, «Самый лучший день»;
  • 2015 год, «Алиса знает, что делать! Зелёная месть»;
  • 2016 год, «Хардкор»;
  • 2016 год, «Ёлки 5» — режиссёр;
  • 2016 год, «До любви» — исполнительный продюсер;
  • 2016 год, «Взломать блогеров»;
  • 2016 год, «Бен-Гур» — режиссёр;
  • 2017 год, «Война токов»;
  • 2017 год, «Время первых»;
  • 2017 год, «Ёлки новые» — генеральный продюсер;
  • 2017 год, «Знаешь, мама, где я был?»;
  • 2017 год, «Мой супер папа»;
  • 2017 год, «Убрать из друзей: Даркнет»;
  • 2018 год, «Горько в Мексике»;
  • 2018 год, «Профиль» — сценарист, режиссёр;
  • 2018 год, «Поиск»;
  • 2018 год, «Unfollowed»;
  • 2018 год, «Чик-Чирик»;
  • 2018 год, «Днюха!»;
  • 2018 год, «Алиса» — генеральный продюсер;
  • 2018 год, «Ёлки последние» — режиссёр;
  • 2018 год, «1968. Digital»;
  • 2019—2020 годы, сериал «Глубокой ночью»;
  • 2019 год, «Подвиг» — генеральный продюсер;
  • 2020 год, «Уроки форси»;
  • 2020 год, «Взаперти»;
  • 2020 год, «Игрок»;
  • 2020 год, «DreamApp»;
  • 2021 год, «Девятаев» — режиссёр;
  • 2021 год, «Р#Д»;
  • 2021 год, «Я иду играть»;
  • 2021 год, сериал «Праведный свайп» — сценарист, режиссёр;
  • 2022 год, «Возрождённые»;
  • 2022 год, «Ходжа Насретдин» — сценарист, режиссёр;
  • 2022 год, «Лайкнутый»;
  • 2022 год, мини-сериал «Земля больших возможностей»;
  • 2023 год, «Пропавшая без вести» — исполнительный продюсер;
  • 2023 год, «Отношения на расстоянии»;
  • 2023 год, сериал «Завет».

Литература

Бекмамбетов Т., Степанов В., Шавловский К. Скринлайф. В поисках нового языка кино. — Альпина Паблишер, 2021. — С. 174.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Тимур Бекмамбетов. Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Бекмамбетов Тимур. РБК. Дата обращения: 11 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 Пешаварский вальс (1993). Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
  4. The Times: "Ночной дозор" претендует на мировой успех. Томский обзор (18 марта 2005). Дата обращения: 12 ноября 2024.
  5. Особо опасен (2008). Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
  6. Президент Линкольн: Охотник на вампиров (2012). Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
  7. Еловые скрепы: В чём секрет успеха новогодней франшизы. Кинопоиск (28 декабря 2028). Дата обращения: 12 ноября 2024.
  8. Карслиди К. Что такое Screenlife и чем этот формат отличается от классического кино. Film.ru (6 августа 2029).
  9. Бекмамбетов Т., Степанов В., Шавловский К. Скринлайф: В поисках нового языка кино. — Альпина Паблишер, 2021. — С. 174.