Бекмамбетов, Тимур Нуруахитович
Тимур Бекмамбетов | |
---|---|
Тимур Бекмамбетов на WonderCon в Анахайме (Калифорния) в 2012 году | |
Имя при рождении | Тимур Нуруахитович Бекмамбетов |
Дата рождения | 25 июня 1961 (63 года) |
Место рождения | Гурьев, Кахахская ССР, СССР |
Гражданство |
СССР → Россия Израиль |
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик, технологический предприниматель |
Карьера | 1991 — н. в. |
Направление | Screenlife |
Награды |
Золотой орёл 2018, 2022 годы Золотое яблоко, 1992,1994, 1995, 1996 годы |
Тиму́р Нуруахи́тович Бекмамбе́тов (25 июня 1961, Гурьев, Казахская ССР, СССР) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик и технологический предприниматель. Основатель компании Базелевс (англ. Bazelevs). Известен как создатель фильмов «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Девятаев», а также франшизы «Ёлки». Является пионером формата Скринлайф (англ. Screenlife) в кинематографе и активным участником технологических стартапов в сфере развлечений.
Биография
Рождение, детство и юность
Тимур Нуруахитович Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьеве (современный Атырау) в семье с казахско-еврейскими корнями. Отец Тимура, Нуруахит Бекмамбетов, руководил «Гурьевэнерго», мать, Мира Богословская, заведовала отделом газеты «Прикаспийская коммуна»[1].
В редакционной фотолаборатории Тимур познакомился с волшебным миром кино. С этого детского увлечения и началась его будущая профессия[2].
Тимур БекмамбетовИменно в «Прикаспийской коммуне» я научился фотографировать, то есть сделал первый шаг к кино.
Карьера
Среднее образование Тимур получил в Гурьевской школе № 17, носящей имя С. М. Кирова. Следуя воле отца, работавшего в энергетической отрасли, он поступил в Московский энергетический институт. Однако страсть к искусству взяла верх, и Тимур оставил учёбу, не завершив курс.
Срочную службу Тимур Бекмамбетов проходил в артиллерийских частях Советской армии, дислоцированных в окрестностях Ашхабада. По окончании службы в 1982 году он переехал в Ташкент, где нашёл применение своим творческим способностям в качестве художника театра «Ильхом» и киностудии «Узбекфильм». В этот период произошло его знакомство с актёром Виктором Вержбицким, ставшим впоследствии постоянным участником кино проектов Тимура Бекмамбетова.
1987 год ознаменовался для Тимура Бекмамбетова получением диплома Ташкентского театрально-художественного института имени А. Островского (современный Государственный институт искусств Узбекистана) где он освоил профессию художника театра и кино. Став дипломированным специалистом, Бекмамбетов отправился в Москву. В рекламной индустрии с начала 1990-х годов, где сразу заявил о себе созданием ряда резонансных проектов[2].
Личная жизнь
О первом супружеском союзе режиссёра известно только то, что в нём родилась дочь Жанна. Имя первой избранницы Бекмамбетова остаётся неизвестным широкой публике.
Второй брак Бекмамбетов заключил с Варварой Викторовной Авдюшко. Варвара, унаследовавшая творческие гены от своих родителей (актёра Виктора Авдюшко и художника-гримёра Ларисы Авдюшко), реализовала себя как художник по костюмам и кинопродюсер. Их союз с Бекмамбетовым продлился с 1999 по 2019 год.
Новая глава в семейной жизни режиссёра началась 22 апреля 2019 года, в Казани, где он сочетался браком с Наталией Львовной Фишман. На тот момент она занимала пост помощника президента Республики Татарстан[2].
Бекмамбетов владеет уникальным объектом недвижимости — домом в Лос-Анджелесе, ранее служившим резиденцией легендарному Уолту Диснею. Помимо российского, режиссёр обладает также гражданством Израиля.
Достижения
Рекламная индустрия
Первый значительный успех в рекламной индустрии пришёл к Бекмамбетову с созданием кампании для авто гиганта «КАМАЗ». Слоган «Танки грязи не боятся» мгновенно стал узнаваемым. Однако подлинный триумф ожидал его впереди — серия роликов «Всемирная история», заказчиком которой выступил Банк Империал. Эти рекламные проекты создававшиеся с 1992 по 1997 годы, снискали множество престижных наград[2].
Полнометражный режиссёрский дебют Тимура Бекмамбетова состоялся в 1994 году с выходом военной драмы «Пешаварский вальс». Лента, посвящённая событиям афганской войны, получила высокую оценку критиков и завоевала ряд наград на международных кинофорумах[3].
1998 год ознаменовался для Тимура Бекмамбетова приглашением от американского продюсера Роджера Кормана на съёмки фильма «Гладиатрикс» (англ. The Arena). Съёмочный процесс проходил в России, картина вышла на экраны в 2001 году. Этот проект стал значимой вехой в международной карьере режиссёра.
В 1999 году Тимур Бекмамбетов предпринял важный шаг, основав собственную кинокомпанию «Базилевс» (англ. Bazelevs). Со временем эта компания заняла лидирующие позиции среди продюсерских предприятий России.
Экранизация романов писателя-фантаста
Прорывом в карьере Тимура Бекмамбетова стал фильм «Ночной Дозор», вышедший на экраны в 2004 году. Картина, снятая по одноимённому роману Сергея Лукьяненко, стала первым российским блокбастером и открыла новую эру в отечественном кинематографе.
«Ночной Дозор» собрал звёздный актёрский состав, включая Константина Хабенского, Марию Порошину, Владимира Меньшова, Валерия Золотухина и Гошу Куценко. Фильм имел огромный успех в прокате, собрав около 16 миллионов долларов в России и столько же за рубежом[4].
Успех «Ночного Дозора» привлёк внимание международного кино сообщества. Картина получила положительные отзывы от таких известных режиссёров, как Квентин Тарантино и Джеймс Ганн. В 2010 году фильм вошёл в сотню лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа по версии британского журнала Empire.
В 2006 году вышло продолжение саги — «Дневной Дозор». Фильм установил новый рекорд российских кассовых сборов, собрав в первые две недели проката свыше 26 миллионов долларов. Успех «Дозоров» не только укрепил позиции Тимура Бекмамбетова как ведущего российского режиссёра, но и открыл ему дорогу в Голливуд.
Фабрика грёз
В 2005 году Тимур Бекмамбетов получил приглашение в Голливуд и начал работу над рядом проектов для группы кинокомпаний Fox. Его дебютом в американском кино стала экранизация комиксов Марка Миллара «Особо опасен» (англ. Wanted) для студии Universal Pictures. Фильм вышел в прокат в 2008 году и собрал звёздный актёрский состав, включая Анджелину Джоли, Моргана Фримена и Джеймса Макэвоя.
«Особо опасен» имел значительный коммерческий успех, собрав в прокате более 340 миллионов долларов и установив годовой рекорд студии Universal по сборам. Картина также получила две номинации на премию «Оскар» за лучший звук и лучший звуковой монтаж[5].
В 2009 году Тимур Бекмамбетов выступил продюсером анимационного фильма «9», созданного совместно с Тимом Бёртоном. Проект получил положительные отзывы критиков и был номинирован на несколько наград в области анимации.
Следующей крупной работой Тимура Бекмамбетова в Голливуде стал фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012), основанный на одноимённом романе Сета Грэма-Смита. Картина собрала в мировом прокате более 116 миллионов долларов[6].
В 2016 году режиссёр представил историческую драму «Бен-Гур», ремейк одноимённого фильма 1959 года. Несмотря на масштабный бюджет и звёздный актёрский состав, фильм не смог повторить успех предыдущих проектов Бекмамбетова в прокате.
Кинофраншизы
В 2010 году Тимур Бекмамбетов запустил кинофраншизу «Ёлки», ставшую одним из самых успешных проектов в российском кинематографе. Первый фильм серии вышел в прокат в декабре 2010 года и быстро завоевал популярность у зрителей.
Франшиза «Ёлки» построена по принципу альманаха, где в каждом фильме переплетаются истории разных людей, а действие разворачивается в канун Нового года. Проект насчитывает десять частей, выходивших с 2010 по 2022 год.
«Ёлки» стали самой кассовой российской кино франшизой, собрав в общей сложности более 6 миллиардов рублей в прокате. Все семь основных частей проекта входят в топ-40 самых кассовых российских фильмов. В 2021 году было объявлено о продолжении франшизы, но уже без участия Бекмамбетова[7].
Визуальный сторителлинг
Тимур Бекмамбетов является создателем и пионером формата Screenlife в кинематографе. Этот инновационный подход предполагает, что всё действие фильма разворачивается на экране компьютера или смартфона. Первым продюсерским проектом Бекмамбетова в формате Screenlife стал фильм ужасов «Убрать из друзей» (2015 год). Картина собрала 65 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете в один миллион, что сделало её одним из самых прибыльных голливудских фильмов года по версии издания Deadline[8].
Следующей работой в формате Screenlife стал триллер «Поиск» (2018 год), продюсированный Бекмамбетовым. Фильм заработал 75 миллионов долларов при бюджете менее одного миллиона. «Поиск» получил награды престижных американских фестивалей Sundance и SXSW, что подтвердило признание нового формата критиками.
Режиссёрским дебютом Бекмамбетова в формате Screenlife стал фильм «Профиль» (2018 год). Картина была удостоена приза зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. В 2021 году студия Universal выпустила «Профиль» в мировой прокат, что стало значительным шагом в признании формата Screenlife крупными киностудиями.
В 2018 году Тимур Бекмамбетов совместно с журналистом Михаилом Зыгарем создал документальный сериал «1968. Digital для Buzzfeed». В 2019 году он выпустил сериал «Ночь мертвецов» для американской платформы Snapchat в сотрудничестве с продюсером Маждом Нассифом. Эти проекты продемонстрировали возможности применения формата Screenlife в различных жанрах и на разных платформах[9].
В 2021 году продюсированный Бекмамбетовым фильм «Ромео и Джульетта» в формате Screenlife получил специальный приз фестиваля SXSW в США. Это подтверждает интерес к такому инновационному подходу в кинематографе.
Инновационные технологии в сфере развлечения
Помимо кинематографической деятельности, Тимур Бекмамбетов активно участвует в развитии технологических стартапов в сфере развлечений. В 2019 году его компания запустила технологию Vera Voice, использующую нейросеть для воспроизведения голосов знаменитостей. Этот проект открыл новые возможности для озвучивания и дубляжа в кино и рекламе.
В 2020 году Бекмамбетов представил мобильное приложение Parodist, которое быстро стало одним из самых скачиваемых в российском App Store в категории «Развлечения», уступая лишь TikTok. Приложение использует технологии искусственного интеллекта для создания пародий и развлекательного контента[1].
В декабре 2021 года кинокомпания Бекмамбетова Bazelevs в партнёрстве с Microsoft запустила в тестовом режиме платформу интерактивного контента ScreenReality. Эта технология позволяет зрителям переходить по ссылкам на товары и услуги, показанные в фильмах и сериалах, открывая новые возможности для интерактивного взаимодействия с аудиторией. Благодаря этим проектам компания Bazelevs в 2021 году стала единственной российской компанией, включённой в список самых инновационных компаний мира по версии Fast Company.
Награды
За свою карьеру Тимур Бекмамбетов получил множество наград в области кинематографа и рекламы. Его ранние работы в рекламной индустрии принесли ему ряд престижных наград. Серия роликов «Всемирная история, Банк Империал» получила награду «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах. В 1995 году эта же серия была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Хьюстоне[2].
Дебютный полнометражный фильм Бекмамбетова «Пешаварский вальс» (1994 год) завоевал Гран-при на кинофестивале в Сан-Ремо, а также призы на фестивалях в Карловых Варах и «Кинотавре». В 2004 году Бекмамбетов был удостоен казахстанской независимой премии «Платиновый Тарлан» в номинации «Кинематограф».
22 июня 2011 года режиссёр был награждён орденом Дружбы. В ходе награждения был отмечен большой вклад Бекмамбетова в развитие отечественного кинематографического искусства и его многолетняя творческая деятельность.
В 2012 году Тимур Бекмамбетов получил премию CinemaCon как «Лучший иностранный режиссёр года» на церемонии в Лас-Вегасе. Фильм «Профиль», снятый Бекмамбетовым в формате Screenlife, был удостоен приза зрительских симпатий за лучший художественный фильм программы «Панорама» на Берлинском международном кинофестивале в феврале 2018 года.
Тимур Бекмамбетов дважды удостаивался премии «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм»: в 2018 году за картину «Время первых», в 2022 году — за фильм «Уроки фарси»[1].
Фильмография
Тимур Бекмамбетов начал свою карьеру в кино в 1987 году как художник-постановщик мини-сериала «Перед большой дорогой на войну». После этого он выступил продюсером более 70 фильмов. В ряде из них он был также сценаристом, режиссёром и даже актёром[3].
- 1993 год, «Пешаварский вальс» — сценарист, режиссёр;
- 2000 год, сериал «Наши 90-е» — сценарист, режиссёр, актёр;
- 2002 год, «Побег из Афганистана» — сценарист, режиссёр;
- 2004 год, «Ночной дозор» — сценарист, режиссёр;
- 2005 год, «Дневной дозор» — сценарист, режиссёр;
- 2006 год, сериал «Громовы»;
- 2007 год, «Ирония судьбы. Продолжение» — сценарист, режиссёр;
- 2007 год, сериал «Громовы. Дом надежды»;
- 2008 год, «Особо опасен» — режиссёр;
- 2009 год, «9»;
- 2009 год; «Чёрная молния»;
- 2010 год, «Выкрутасы»;
- 2010 год; «Счастливые люди. Год в тайге» — исполнительный продюсер;
- 2010 год, «Ёлки» — сценарист, режиссёр;
- 2011 год, «Фантом»;
- 2011 год, «Аполлон 18»;
- 2011 год, «Смешарики. Начало»;
- 2011 год, «Ёлки 2» — сценарист;
- 2012 год, «Снежная королева»;
- 2012 год, «Джентльмены, удачи!»;
- 2013 год, «Игра в правду»;
- 2013 год, «Ёлки 3»;
- 2013 год, «Горько!»;
- 2013—2016 годы, сериал «Алиса знает, что делать!»;
- 2014 год, «Снежная королева 2: Перезаморозка»;
- 2014 год, «Ёлки 1914» — режиссёр;
- 2014 год, «Горько! 2»;
- 2014 год, «День дурака» — генеральный продюсер;
- 2014 год, «Ёлки лохматые» — генеральный продюсер;
- 2014 год, «Битва за иммунитет»;
- 2015 год, «Убрать из друзей»;
- 2015 год, «Он — дракон» — генеральный продюсер;
- 2015 год, «Самый лучший день»;
- 2015 год, «Алиса знает, что делать! Зелёная месть»;
- 2016 год, «Хардкор»;
- 2016 год, «Ёлки 5» — режиссёр;
- 2016 год, «До любви» — исполнительный продюсер;
- 2016 год, «Взломать блогеров»;
- 2016 год, «Бен-Гур» — режиссёр;
- 2017 год, «Война токов»;
- 2017 год, «Время первых»;
- 2017 год, «Ёлки новые» — генеральный продюсер;
- 2017 год, «Знаешь, мама, где я был?»;
- 2017 год, «Мой супер папа»;
- 2017 год, «Убрать из друзей: Даркнет»;
- 2018 год, «Горько в Мексике»;
- 2018 год, «Профиль» — сценарист, режиссёр;
- 2018 год, «Поиск»;
- 2018 год, «Unfollowed»;
- 2018 год, «Чик-Чирик»;
- 2018 год, «Днюха!»;
- 2018 год, «Алиса» — генеральный продюсер;
- 2018 год, «Ёлки последние» — режиссёр;
- 2018 год, «1968. Digital»;
- 2019—2020 годы, сериал «Глубокой ночью»;
- 2019 год, «Подвиг» — генеральный продюсер;
- 2020 год, «Уроки форси»;
- 2020 год, «Взаперти»;
- 2020 год, «Игрок»;
- 2020 год, «DreamApp»;
- 2021 год, «Девятаев» — режиссёр;
- 2021 год, «Р#Д»;
- 2021 год, «Я иду играть»;
- 2021 год, сериал «Праведный свайп» — сценарист, режиссёр;
- 2022 год, «Возрождённые»;
- 2022 год, «Ходжа Насретдин» — сценарист, режиссёр;
- 2022 год, «Лайкнутый»;
- 2022 год, мини-сериал «Земля больших возможностей»;
- 2023 год, «Пропавшая без вести» — исполнительный продюсер;
- 2023 год, «Отношения на расстоянии»;
- 2023 год, сериал «Завет».
Литература
Бекмамбетов Т., Степанов В., Шавловский К. Скринлайф. В поисках нового языка кино. — Альпина Паблишер, 2021. — С. 174.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Тимур Бекмамбетов . Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Бекмамбетов Тимур . РБК. Дата обращения: 11 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Пешаварский вальс (1993) . Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ The Times: "Ночной дозор" претендует на мировой успех . Томский обзор (18 марта 2005). Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Особо опасен (2008) . Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Президент Линкольн: Охотник на вампиров (2012) . Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Еловые скрепы: В чём секрет успеха новогодней франшизы . Кинопоиск (28 декабря 2028). Дата обращения: 12 ноября 2024.
- ↑ Карслиди К. Что такое Screenlife и чем этот формат отличается от классического кино . Film.ru (6 августа 2029).
- ↑ Бекмамбетов Т., Степанов В., Шавловский К. Скринлайф: В поисках нового языка кино. — Альпина Паблишер, 2021. — С. 174.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 25 июня
- Родившиеся в 1961 году
- Родившиеся в Гурьеве
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры России
- Кинорежиссёры XXI века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы России
- Продюсеры по алфавиту
- Продюсеры России
- Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
- Лауреаты премии «Золотой орёл»
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи о кинематографе и телевидении
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники Ташкентского театрального института
- Режиссёры рекламы
- Кинорежиссёры-фантасты России
- Режиссёры видеоклипов России
- Реклама в России
- Кинокомпания «Базелевс»