КАМАЗ

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
ПАО «КАМАЗ»
KAMAZ Logo.png
Тип Публичная компания
Листинг на бирже MCX: KMAZ
Основание 1969
Прежние названия КамАз
Расположение Флаг России Россия: Татарстан,
Набережные Челны,
Автосборочный проезд, 8
Ключевые фигуры Когогин, Сергей Анатольевич
(генеральный директор)
Отрасль Автомобильная промышленность
Продукция Грузовые автомобили, силовые агрегаты, автобусы, водоробусы
Собственный капитал 38,8 млрд ₽ (2019)
Оборот 219,8 млрд рублей (2021)
Операционная прибыль 4,35 млрд ₽ (2019)
Чистая прибыль 1,2 млрд рублей (2021)
Активы 206 млрд ₽ (2019)
Число сотрудников 30 393 (2023)
Материнская компания Ростех
Дочерние компании Нефаз, Туймазинский завод автобетоновозов
Сайт kamaz.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ПАО «КАМАЗ» (сокращение от Ка́мский автомоби́льный заво́д (тат. Кама автомобиль заводы), ранее «КамАЗ») — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей[1], по итогам 2021 года занимала 14-е место в мире по объёму производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн и 20-е место в мировом рейтинге производителей грузовиков полной массой от 6 тонн[2]. Входит в Госкорпорацию Ростех[2]. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.

История компании

В 1969 году было принято решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании комплекса заводов для производства грузовых автомобилей большой грузоподъёмности. Было изучено 70 вариантов местоположения, и выбор был сделан в пользу маленького города на берегу реки Кама — Набережные Челны. Его выгодное географическое положение в центре бывшего СССР и наличие рек Кама, Волга и близость железной дороги решали все проблемы с поставкой материалов, сырья и оборудования для строительства и транспортировки грузовиков. Крупнейшая строительная организация «КамГЭСэнергострой» также помогла в построении заводских корпусов и жилья для рабочих. Более 2000 предприятий выполняли заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование. Количество людей на строительной площадке превышало 100 тысяч. Автозавод оснащался современным оборудованием более чем от 700 иностранных фирм. 13 декабря 1969 года началось строительство Камского автозавода, который планировал выпускать 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей ежегодно. Завод занимал территорию в 57 квадратных километров. Ещё до завершения строительства решались проблемы с коммунальной инфраструктурой для рабочих и их семей, включая жильё, образование, здравоохранение, культурные и спортивные объекты. Благодаря «КАМАЗу», Набережные Челны стали мощным промышленным и научным центром с развитой инфраструктурой. После завершения строительства количество жителей города увеличилось с 27 тысяч до более чем полумиллиона[3][4].

Деятельность компании

ПАО «КАМАЗ» специализируется на производстве грузовых автомобилей, а также дизельных двигателей, бронированных автомобилей, прицепов, малогабаритных автомобилей, автобусных шасси, отливки, горячей объёмной и листовой штамповки, инструментов и блоков управления. Компания также сдаёт в аренду автомобили и оборудование[2].

Продукция

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 млн автомобилей и около 2,85 млн двигателей. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира[5].

ПАО «КАМАЗ» предлагает широкий ассортимент грузовой техники, включая более 60 моделей грузовых автомобилей, свыше 1500 комплектаций (включая автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Компания специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн, однако за последние годы ассортимент продукции был расширен за счёт выпуска новых моделей. Теперь в ассортименте представлены городские развозные грузовики и автомобили повышенной грузоподъёмности, предназначенные для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн[5].

Санкции

28 июня 2022 года Министерство финансов США ввело блокирующие санкции против крупнейшего российского производителя грузовиков КамАЗ, включив его и несколько дочерних структур в SDN-список. По мнению юристов, эти ограничения могут затруднить доступ КамАЗа к импортным компонентам даже от его оставшихся китайских партнеров. Такие санкции повлияли на объём экспорта, который составляет около 10% выручки предприятия. Согласно новым мерам компания КАМАЗ, его генеральный директор Сергей Когогин, а также дочерние компании НЕФАЗ (50,01%) и Тутаевский моторный завод (ТМЗ; 64,43%), были включены в SDN-список. Однако Министерство финансов США разрешило совершение сделок с НЕФАЗ и ТМЗ по сельскохозяйственному оборудованию до 22 декабря[6].

Примечания

  1. tatcenter. «КАМАЗ» вошел в топ-15 мирового рейтинга производителей тяжелых грузовиков. news-ati (10 июня 2022). Дата обращения: 18 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Общая информация. Kamaz. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  3. История. Kamaz. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  4. История завода КамАЗ как политический детектив: почему американцы боялись, но помогали его строить. News-ati. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  5. 5,0 5,1 ПАО Камаз. Реальное время. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  6. КамАЗ нагрузился санкциями. Коммерсант (издательский дом) (29 июня 2022). Дата обращения: 21 февраля 2024.

Ссылки

Официальный сайт компании

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!