Честный вор
| Честный вор | |
|---|---|
| Честный вор | |
| Иллюстрация к рассказу Игоря Тюменева, 1881 | |
| Жанр | рассказ |
| Автор | Фёдор Михайлович Достоевский |
| Язык оригинала | русский |
| Дата написания | 1848 г. |
| Дата первой публикации | 1848 г. |
«Че́стный вор» — рассказ Фёдора Достоевского, опубликованный в 1848 году в четвёртом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского. Первоначально повесть «Честный вор» планировалась как часть цикла Фёдора Достоевского «Рассказы бывалого человека (Из записок неизвестного)», включавшего три произведения: «Отставной», «Честный вор» и «Домовой». Первые две повести увидели свет в журнале «Отечественные записки» в 1848 году, однако третья так и не написана. В 1860 году Фёдор Достоевский объединил два опубликованных рассказа под заголовком «Честный вор», сделав его центральную сюжетную линию определяющей для общего произведения[1].
История создания и идейный замысел
Цикл «Рассказы бывалого человека» задуман Фёдором Достоевским в период с 1847 по 1848 год. Исследователи полагают, что планировалось три произведения: «Отставной», «Домовой» и «Честный вор». Фактически написаны только первый и последний рассказы, от второго сохранился лишь черновой фрагмент (возможно, он не завершён). Позднее «Отставной» в сильно урезанном виде стал частью «Честного вора», а к идее «Домового» Фёдор Достоевский больше не возвращался. Система подзаголовков, свойственная стилю Фёдора Достоевского, позволяет понять место «Рассказов бывалого человека» в его раннем творчестве. Вероятно, это ответвление более масштабного замысла — «Из записок неизвестного» (включавшего «Ползунков», «Ёлка и свадьба» и «Рассказы бывалого человека»)[2].
К этому замыслу близки и другие ранние произведения Фёдора Достоевского. Некоторые сюжетные линии произведения «Ёлка и свадьба» повторяются в «Слабом сердце», существуют параллели между «Рассказами бывалого человека» и «Бедными людьми», а «сентиментальный роман» «Белые ночи» по образу главного героя схож с типом «неизвестного». Всё это подчёркивает стремление начинающего писателя к широкому охвату реальности. Мир его ранних произведений ориентирован на «Человеческую комедию» Оноре де Бальзака. Эта тенденция ко «всеобъёмлемости» характерна для всего творчества Фёдора Достоевского. Вместе с тем эти поиски соответствовали «духу и букве» «натуральной школы», основной задачей которой являлось описание всех «клеток» «общественного организма». Наиболее точно эстетике «натуральной школы» отвечает «Отставной», написанный в соответствии с принципами «физиологии»: «обобщающий» рассказ о «типе» и конкретизация общих наблюдений на примере конкретного «представителя типа». Астафий Иванович, «отставной» и «бывалый человек», рассказывает исключительно «небылицы», будь то истории о Фигнере, домовом или честном воре. Его рассказы напоминают «тексты Мюнхгаузена» — с акцентом на абсолютную достоверность повествования. В таком противоречии (опытный герой рассказывает «легенды» и «сказки») можно увидеть важную черту эстетики Фёдора Достоевского — стремление видеть фантастическое в повседневной жизни[2].
«Отставной» — первая часть цикла «Рассказы бывалого человека». В качестве отдельного произведения рассказ опубликован в «Отечественных записках» (№ 4, 1848 год). Позже он значительно сокращён и включён в рассказ «Честный вор». Первоначально в «Отставного» входили легенды: об Александре Фигнере, жестоко расправлявшемся с пленными французами, разведчике, владевшем всеми языками и знавшем сны Наполеона, и о Бонапарте, отказавшемся принять русскую веру. Вячеслав Михнюкевич считает, что эта «фольклорная обойма» не вписывается в сюжет, и «репертуар» рассказчика кажется случайным, что и привело к исключению этой части текста в окончательной версии. Комментаторы отмечают, что «редукция» рассказа произошла после критики Павла Анненкова, назвавшего этот сюжет «совершенно незначительным»[2].
В 1848 году в «Отечественных записках» опубликованы рассказы «Отставной» и «Честный вор» под общим названием «Рассказы бывалого человека. (Из записок неизвестного)». В 1860 году Фёдор Достоевский, учитывая критику Павла Анненкова, объединил эти два рассказа в один «Честный вор. (Из записок неизвестного)», исключив большую часть «Отставного», а также назидательное заключение «Честного вора». Нина Перлина указывает, что название «Честный вор» восходит к водевилю Дмитрия Ленского, не связанного с рассказом по содержанию. Она также указывает на ряд реальных событий в жизни Фёдора Достоевского, послуживших основой рассказа, и отмечает связь рассказа с эстетикой натуральной школы[2].
Смысл названия
Название рассказа Фёдора Достоевского «Честный вор» является оксюморонным, то есть содержит противоположные по смыслу слова. Название рассказа подчёркивает парадоксальность ситуации, где провозглашается новая система ценностей, согласно которой «справедливо» признать вора честным человеком[3].
Перед началом повествования рассказчик и «бывалый человек» сходятся в том, что «честных воров» не бывает. Однако дальнейший сюжет опровергает утверждение: финальное признание «вора» в краже воспринимается как доказательство его «честности»[3].
Сюжет
Рассказчик принимает в своей квартире жильца, отставного солдата Астафия Ивановича. Однажды вор крадёт шинель рассказчика, и Астафий безуспешно преследует его. Чтобы отвлечь Астафия Ивановича, рассказчик просит его рассказать какую-нибудь историю. Так начинается повествование о Емельяне Ильиче[4].
Два года назад, оставшись без места, Астафий Иванович познакомился с Емельяном Ильичем, пьяницей и тунеядцем. Емельян Ильич привязался к Астафию Ивановичу и стал жить у него. Астафий Иванович, движимый жалостью и желанием помочь, пытается вразумить Емельяна Ильича, уговаривает его найти работу и перестать пить[4].
Однако Емельян Ильич не способен к работе и продолжает пить, несмотря на все уговоры. Однажды Астафий Иванович обнаруживает пропажу своих новых рейтуз и подозревает в краже Емельяна Ильича. Прямой вопрос не приносит результата — Емельян Ильич отрицает свою вину. Емельян Ильич начинает пить ещё больше, но через некоторое время решает найти работу, чтобы возместить Астафию Ивановичу ущерб. Астафий Иванович прощает Емельяна Ильича и предлагает ему жить по-прежнему. Однако Емельян Ильич не может простить себе кражу и уходит[4].
Через несколько дней Емельян Ильич возвращается больной и ослабевший. Астафий Иванович ухаживает за ним. Перед смертью Емельян Ильич признаётся Астафию Ивановичу, что это он украл рейтузы. Астафий Иванович прощает его, и Емельян Ильич умирает[4].
Главные герои
- Емельян Ильич — главный герой рассказа, бедный и честный человек, который, несмотря на свою нищету, старается жить по совести. Он попадает в сложные жизненные обстоятельства, которые приводят его к краже, но его честность и раскаяние в итоге берут верх.
- Астафий Иванович — хозяин квартиры, в которой живет Емельян Ильич. Он добрый и сострадательный человек, который пытается помочь Емельяну, несмотря на его проступок[5].
Критика
Виктор Шкловский отметил оксюморонность заглавия рассказа[2]:
«Название одной из повестей Фёдора Достоевского „Честный вор“ — есть несомненный оксюморон, но и содержание этой повести есть такой же оксюморон, развернутый в сюжет».
Ирина Аврамец отмечает, что для «Честного вора» свойственно двойственное отношение к натуральной школе: с одной стороны, принципы этого направления очевидны в рассказе, с другой — они доведены до такой крайности, что рассказ превращается в пародию на направление натуральной школы. Настойчивое повторение слова «шинель» (12 раз) с указаниями на её ветхость отсылает к повести «Шинель» Николая Гоголя[2][6].
Литература
- Загидуллина М. В. Рассказы бывалого человека. Отставной, Честный вор // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. — СПб., 2008. — С. 161–162, 132, 189.
Примечания
- ↑ Магарил-Ильяева Т. Г. Честный вор: кто живет на окне? // Культура и текст. — 2016. — С. 70.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Честный вор. Фёдор Достоевский. Антология жизни и творчества. Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Аврамец И. Разрешение парадокса: новелла Достоевского «Честный вор». Ruthenia (1995). Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Краткое содержание книги Честный вор от Достоевский Ф. М.. prochtem. Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ Честный вор. Литселлер. Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ Федор Достоевский: Аврамец И.: Разрешение парадокса новелла Достоевского «Честный вор». dostoevskiy-lit. Дата обращения: 17 июня 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |