Коми-пермяки
Коми-пермяки | |
---|---|
Современное самоназвание | коми-морт, коми-отир, коми-пермяккез |
Численность | ≈ 55786 |
Расселение |
Более 5% Кудымкарский МО Кочевский МО Косинский МО Юрлинский МО Кудымкарский МО Юсьвинский МО Гайнский МО |
Язык | Коми-пермяцкий |
Религия | Христианство |
Родственные народы | Коми-зыряне, удмурты |
Ко́ми-пермяки́ (пермяки; самоназвание — коми-морт, коми-отир, коми-пермяккез) — народ финно-угорской группы, проживающий на территории Российской Федерации[1]. До середины 20-х годов XX века коми-пермяки именовали себя пермяками, пермичами, пермянами. Их культура богата и разнообразна и сочетает в себе элементы русских, удмуртских и других народов. Коми-пермяки известны своими традиционными ремеслами, такими как вышивка, плетение из льна, резьба по дереву. Они также сохраняют уникальные песни, танцы и обряды, которые передаются из поколения в поколение. По данным Всероссийской переписи населения 2020 (2021) года, к коми-пермяками себя относили 55786 жителей России. Основным местом компактного проживания коми-пермяков является Коми-Пермяцкий округ — административно-территориальная единица с особым статусом в составе Пермского края.
Этноним
Этническая группа «коми-пермяки» объединяет две разные по происхождению части. Этноним «коми» восходит к имени, которым этнос называет сам себя, и имеет несколько вариаций возникновения. По одной из гипотез, он происходит от названия реки Камы, так что «коми-морт» можно истолковать как «проживающий на реке Каме». По другой версии, в древнем прапермском языке существовало слово «komä» (ком), что значило «мужчина, человек». Происхождение слова «пермь» также имеет несколько исторических версий. По одной из версий, западные соседи коми (предки вепсов, известные как весь) называли более восточные территории «перама», что можно перевести как «задняя земля» или «окраина». Позднее это название заимствовали новгородцы-русские, мигрируя с запада на восток, и стали использовать его в отношении части современной территории Республики Коми и Верхнего Прикамья. Постепенно это название стало применяться и к местным жителям, то есть к пермякам[2].
Численность и места проживания коми-пермяков
По данным на 2021 год, всего в России проживало 55,7 тыс. коми-пермяков. Основным местом компактного проживания коми-пермяков является Коми-Пермяцкий округ — 41,9 тыс. За пределами региона живут лишь 5,6 тыс. представителей этого народа.
Коми-пермяки живут на северо-западе Пермского края. Исследователи на основе территориальных специфик языка и культуры дифференцируют коми-пермяков на несколько этнографических групп: северную (камско-косинскую), расселённую на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского районов; южную (иньвенскую) — на территории Юсьвинского и Кудымкарского районов Пермского края; зюздинскую (верхнекамскую) — на территории Афанасьевского района Кировской области; язьвинскую — в Красновишерском районе Пермского края. Последнюю некоторые исследователи определяют как самостоятельную этническую общность[3].
Этногенез
Этнический состав коми-пермяков сформировался в середине XIV века н. э. из культуры гляденовского племени. Они охотились, рыбачили, ремеслировали, а затем занимались земледелием, солеварством. После освоения металлообработки созданы украшения в стиле пермского зверя[4]. Существовали связи с манси и тюркскими народами. С течением времени они влияли друг на друга культурно, обменялись товарами с Востоком. В XI веке появились новгородские ушкуйники, затем пришли московские князья. В 1462 году коми-пермяки приняли христианство, однако сохраняли элементы язычества. В XVIII веке началось крепостничество на юге, на севере оставались государственные крестьяне. К 1897 году численность коми-пермяков значительно увеличилась.
В XVII-XIX веках открытие заводов в Пожве (1754), Майкоре (1812) и Куве (1856) содействовало становлению хозяйства и культуры коми-пермяцкого народа. В 1925 году был создан Коми-Пермяцкий национальный округ, что ускорило развитие образования и культуры. Были открыты школы, учебные заведения, театр, музей. Бурными темпами развивается коми-пермяцкая письменность, литература и язык.
В 1993 году округ стал автономным субъектом Российской Федерации. 1 декабря 2005 года он вошел в состав Пермского края[5].
Коми-пермяцкий язык
Коми-пермяцкий язык принадлежит к пермской группе финно-угорских языков и является частью уральской языковой семьи. Он тесно связан с коми и удмуртскими языками. Это язык, который имеет богатую историю и культуру, но на сегодняшний день его использование сильно ограничено и количество носителей постоянно сокращается. В его рамках можно выделить четыре наречия: южное, северное, верхнекамское и коми-язьвинское. Каждое из наречий имеет свои особенности и диалекты, отличающиеся фонетикой, ударениями и лексикой. Исследователи выделяют восемь диалектов на территории коми-пермяцкого округа, причём одним из основных отличительных признаков является чередование звуков «л» и «в». Согласно исследованиям, древнее диалектное пространство коми было исключительно эловым. В коми-пермяцком языке не существует грамматического рода, и определить его можно только в контексте речи.
В процессе развития коми-пермяцкого языка сказывались взаимодействия с различными народами. Начиная с древности, в язык внесены заимствования из индоевропейских языков, такие как «мош» — пчела и «сюр» — рог. Позднее произошли заимствования из иранских языков (кöрт — железо, нянь — хлеб, сур — пиво) и тюркских языков (карта — хлев, тусь — зерно), а также из вепсского (ёма — ведьма, лудык — клоп) и других финно-угорских языков.
Влияние русского населения на коми-пермяков после присоединения их территории к Российскому государству проявилось в заимствовании многих русских слов, изменениях в фонетике и морфологии, а также в появлении у них двуязычия. Коми-пермяцкий язык до сих пор содержит часть русской лексики, которая уже ушла из употребления в русском языке, например басöк — красивый, гырнич — горшок (древнерус. гърньць), висьт — рассказ (древнерус. весть)[6].
Слова коми-пермяцкого языка лаконичные и мелодичные, краткие и емкие одновременно, а также мягкие. Главная фонетическая особенность — как слово пишется, так и произносится. Наличие множества гласных в одном слове, особенно буквы о, придает языку мелодику и особенную интонацию. Необычная гласная ӧ (между русскими звуками ы и э), наличие особых звуков-аффрикат дз, дж, тш делают звучание языка не похожим на другие и придают ему особый шарм: öмидз «малина», кыдз «береза», джыннян «колокол», кытш «круг». Отличительными особенностями коми-пермяцкого языка являются также отсутствие предлогов (их роль выполняют послелоги) и разветвленная падежная система (17 падежей).
Как правило, фразеологизмы, крылатые выражения и звукоподражательные слова говорят о необыкновенной наблюдательности, языковой фантазии народа. Они придают языку неповторимость и трудность дословного перевода на другие языки.
Литературный коми-пермяцкий язык начал свое формирование в 20-е годы XX века. Основой для него послужил кудымкарский диалект с добавлением звука л. Это способствовало приближению двух основных диалектных групп коми-пермяцкого языка.
Согласно данным всероссийской переписи населения 2020 (2021) года, коми-пермяцким языком владеют 41447 жителей России. Коми-пермяки гордятся своим прошлым и стремятся сохранить свою идентичность в современном мире. Важно сохранить и развивать коми-пермяцкий язык, чтобы он не исчез и чтобы новые поколения могли гордиться своим языком и наследием.
Религия
Православие коми-пермяки исповедуют с 1462 года, когда они были официально признаны христианами. Предки их были язычниками, почитая различных божеств природы. У них было убеждение, что каждая стихия имеет своего «хозяина»: Вöрись (Леший) управлял миром деревьев, зверей и птиц, Луншöрика направляла силы природы, а Ойпель защищал от болезней и вражеских напастей. Сохранение и передача религиозных знаний и традиций коми-пермяков осуществляется через устное народное творчество: песни, мифы и легенды, а также через участие в обрядах и общественных мероприятиях. Религия коми-пермяков играет важную роль в формировании и поддержании культурного и духовного единства этноса, укрепляя связи между поколениями и сохраняя уникальные черты этнической идентичности.
Письменность
В продолжительное время коми-пермяцкий язык использовался в основном устно. Первые известные письменные тексты датируются XVIII веком: работы Г. Ф. Миллера, И. И. Лепёхина, П. С. Палласа содержат как слова на других языках, так и коми-пермяцкие. В 1785 году Антонием Поповым был собран и опубликован словарь коми-пермяцкого языка, включающий около 2,5 тыс. слов.
Особое место среди письменных памятников XIX века занимает "Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь" Н. А. Рогова, выпущенный в Санкт-Петербурге в 1869 году и содержащий около 13000 слов. В 1894 году учитель Кудымкарского мужского двухклассного училища Ермолаем Поповым был издан первый коми-пермяцкий букварь "Выддем Пермяк Понда".
В 1920-30-х годах начался новый этап развития письменного коми-пермяцкого языка, связанный с формированием литературного языка, широким его изучением в школах, рождением национальной литературы, изданием книг, газет и журналов на коми-пермяцком языке. За длительную историю письменного коми-пермяцкого языка были четыре изменения: с XVIII века до начала XX века использовалась кириллическая основа, в 20-е годы XX века — молодцовский алфавит, в 30-е годы XX века — латинизированный алфавит, с 1938 года — снова кириллица. Коми-пермяцкая письменность помогает сохранить и передавать культуру и традиции данного этнического сообщества.
Мифы и легенды
Мифы и легенды играют важную роль в культуре коми-пермяков, помогая сохранить и передать их историю, верования и ценности. В их мифологии часто встречаются персонажи, такие как духи леса, рек и гор, а также герои-первооткрыватели, которые помогли сформировать мир и порядок.
Эти мифы и легенды передаются устно из поколения в поколение и являются важной частью культурного наследия коми-пермяков. Они помогают людям понять свое происхождение, связь с природой и окружающим миром. Самыми популярными героями коми-пермяцких мифов и легенд считаются Кудым-Ош, его жена Зарань, Пера-богатырь.
Примечания
- ↑ Шабаев Ю. П., Жуланова Н. И. Коми-пермяки . БРЭ. Дата обращения: 26 апреля 2024.
- ↑ Черных А. В.; Голева.Т. Г. Коми-пермяки Перми: история и культура. — СПб.: Маматов, 2016. — С. 6. — 64 с. — ISBN 978-5-91076-146-3.
- ↑ Черных А.В.; Голева Т. Г. Коми-пермяки Перми: история и культура. — СПб.: Маматов, 2016. — С. 6—7. — 64 с. — ISBN 978-5-91076-146-3.
- ↑ Баяндин В. Л. Краткая информация о коми-пермяках . Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Черных А. В.; Голева Т. Г. Коми-пермяки Перми: история и культура. — СПб.: Маматов, 2016. — С. 13. — 64 с. — ISBN 978-5-91076-146-3.
- ↑ Черных А. В.; Голева Т. Г. Коми-пермяки Перми: история и культура. — СПб.: Маматов, 2016. — 64 с. — ISBN 978-5-91076-146-3.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |