Шорцы

Материал из «Знание.Вики»

Шорцы– малочисленный коренной народ, относящийся в тюркской языковой группе[1]. Проживают на юго-восточной части Западной Сибири, в основном на юге  Кемеровской области-Кузбасса, а также в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях[2].

История шорского народа

Этнос формировался смешением кетоязычных и тюркоязычных племен в VI-IX века. Название "шорцы" закрепилось за народом уже в XVIII веке и пришло от хакасов и алтайцев. До 1926 года шорцев называли сибирскими или кузнецкими татарами. Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. В зависимости от места проживания шорцы делились на две группы - южную (горнотаёжную) и северную (лесостепную).

Этнографы выделяют три этапа в истории шорского народа. Первый из них приходился на XVII — нач. XX вв. и связан с особым отношением самодержавия к инородцам. Например, при Николае II их не брали в армию, благодаря деятельности Алтайской духовной миссии шорцы приняли христианство и получили первую шорскую азбуку.

Такой подход к коренным народам сохранился и в период становления Советской власти, охватывающий середину 20-х – конец 30-х г.г. Для детей шорцев стало доступным образование, уроки для них вели на родном языке.  Происходит консолидация территориальных групп в единый народ.

Третий период начался с конца 30-х годов прошлого века и продолжается до сегодняшнего дня. Характеризуется он ослаблением этнической специфики и ассимиляцией шорского этноса. Это  было связано с развитием промышленности и открытием месторождений золота и руды на землях, где проживали шорцы. Добыча полезных ископаемых привела к  утрате мест для охоты и шорцы оказались на грани этнического уничтожения. С 1960-х годов начались массовые миграции в города и крупные поселки. Такая ситуация продолжалась до конца 80-х годов XX века. Урбанизация продолжает негативно влиять на сохранение языка, культуры и традиций шорского народа[3].

Религия

Традиционные верования шорцев связаны с божествами и духами – шаманизм, анимизм, пантеизм. Согласно верованиям шорцев существует три разных сферы:  подземный мир или мир злых духов – внизу, срединный мир - мир людей и   на верху мир верховного божества Ульгеня. Ульгень – доброе божество, его брат- Эрлик – злое божество.   Ульгень и Эрлик - создатели всего мира, поэтому жизнь -  это борьба добра и зла. Люди и боги отделены разными мирами. Шаман связывает разные миры, защищает от злых духов через обряды. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству.

В начале 20 века основная часть шорцев начала исповедовать православие. крещение шорцев проводилось на берегах местных рек и в церквях. Способы крещения были разные: от принуждения до "задабривания". Тем, кто принимал новую веру, давали освобождение от налогов в летний период, бесплатно раздавали хлеб. Однако, новая вера еще долго соседствовала с языческими религиозными обрядами.

Основные занятия шорцев

Основные занятия шорцев до XIX века – кузнечное дело, загонная охота на крупных зверей, пушной промысел, рыболовство, собирательство и бортничество[4]. Чуть позже появляется земледелие: на севере пашенное, на юге - подсечно-огневое. От русских шорцы усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани.

Обработка металла позволяла шорцам платить дань, обмениваться с кочевыми племенами на войлок, приобретать товары у русских купцов. До XIX века шорцы ходили на охоту с луком, затем,благодаря торговле с русскими купцами, начали применять ружьё. Охотой занималось до 90% шорцев. Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории. 4-7 человек, сначала родственники, потом  и соседи, объединялись в артель. Уходили в лес, строили сезонные жилища из ветвей и коры, пользовались лыжами, подшитыми камусом. Добычу делили между всеми членами артели поровну.

Женщины  занимались собирательством. Тайга давала колбу, кандык, дикий лук, пион, борщевик, ягоды и орехи. За кедровыми орехами отправлялись артелями, жили в тайге несколько недель. Из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов — колотушки (токпак), тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. В XIX веке орехи стали активно продавать на рынках.

Женщины ткали на примитивных станках из конопли и крапивы, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты обработкой дерева, рогов, кожи. Были развиты художественная резьба, выжигание по кости и вышивка, изготовление лепной керамики. Ремесло до конца XIX века носило домашний характер. После Октябрьской революции шорцы утратили большинство форм традиционного хозяйства[5].

Жизнь и быт

От родов к малым семьям

Шорцы жили родами (карындаш - единоутробный). За каждым родом закреплялись охотничьи и земледельческие угодья. Высшим органом управления было родовое собрание. На родовом собрании решались важные вопросы: выбирали вождя (паштыка), обсуждали распределение ясака, проводили суд. Все решения на собрании принимались коллегиально, если большинство не соглашалось, то разбирательство проводили повторно. Принятое на собрании решение было обязательным для всех. В XIX веке от деления по родам  перешли к делению на  большие семьи (тoль), включавшие 2-3 поколения. В начале XX века у шорцев стала развиваться имущественная дифференциация. Выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины (таныш), родовая администрация, появилась эксплуатация наёмного труда. Большая семья стала распадаться на малые семьи.

Жилище шорцев

Шорцы вели оседлый образ жизни. Причинами смены постоянного жилища были переход с заброшенной пашни на новую или смерть представителя рода. Шорские селения были небольшими от 3 до 10 юрт. Название свое они получали либо от старшего в роду, либо с учетом места проживания. На севере шорцы жили в домах, похожих на маленькие русские деревни. Рядом с домом всегда были хозяйственные постройки, иногда места для хранения урожая устанавливали на сваях. Забор из дерева ограничивал территорию каждой семьи. Внутреннее убранство домой отличалось скромностью и функциональностью. Жилища богатых шорцев были приближены к русским, внутреннее убранство было схожим с домами русских купцов или мещан. Так как шорцы уходили целыми артелями за пушным зверем или орехом, то в тайге строили переносные жилища - одаг - шалаши из досок, жердей и бревен. Такие же шалаши устанавливали рядом с пашней во время сельскохозяйственных работ. Для сохранения тепла и защиты от дождя и ветра шалаш покрывали берестой. В центре шалаша устанавливали очаг. Полы оставляли земляными.

Женская и мужская одежда шорцев

Основным видом одежды у мужчин и женщин была рубаха (кунек). Женская рубаха было длиннее и имела разрез на груди. Обязательным атрибутом одежды были штаны (чембары), а также халат (шабур). Халат обязательно украшался вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. В холодное время года надевали сразу несколько халатов, запахивали не зависимо от принадлежности к полу слева направо и подпоясывали кушаком. Те, кто был побогаче, носили покупную одежду, а зимой шубы из овчины, которые покрывались тканью. Шорцы, жившие на юге, использовали для изготовления одежды крапиву и коноплю. Женщины покрывали головы платками, мужчины носили шапки, картузы из ткани, кожи и даже бересты, холщовые шапки в виде колпака с тульёй. Зимой носили шапки из меха. Обувались в кожаные сапоги (одук) с длинным голенищем. Вместе портянок использовали осоку.

Особенности шорской кухни

Шорская кухня благодаря большому количеству мясных блюд является сытной. Основным блюдом был суп с мясом или говяжьими и конскими потрохами. Мясные бульоны варили на медленном огне достаточно долго. У шорцев есть три вида супа: суп с лапшой, бульон, суп с крупой. Обязательно в суп добавлялся дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Мясо шорцы измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане. Пельмени (пелбен) - любимое блюдо. Готовят их по особой рецептуре. Во-первых, фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;  в него обязательно  добавляют измельченные кедровые орехи и молоко. Во-вторых, тесто делают, смешивая две разные муки – пшеничную и ржаную. В-третьих, по форме они больше напоминают  большие вареники. В-четвертых, варят их  в молоке. Обязательными были лепешки. Для их приготовления использовали корни дикорастущих растений, которые тщательно и долго варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ, сушили и растирали в ручной мельнице в муку. Ячмень и пшеница появились с развитием земледелия. Зажиточных шорцы могли позволить в своем рационе хлеб (калаш) и конину, которую считали роскошью. Творог, кислое молоко, сыр, масло и творог были у шорцев, проживавших в степи. Из напитков предпочитали чаи из трав, чаще всего, из душицы, шиповника, иван-чай; из молочных - айран и сыворотку. Из крепких напитков - водку (аргы) и брагу (абыртка), которую делали из ячменной муки.

Культура шорского народа

Традиционными праздниками шорцев являются Малтык-Пайрам, Чыл пазы и Шор-Пайрам. Все праздники объединяет то, что они связаны с важными датами - началом нового года, весенним равноденствием, сезонными сельскохозяйственными работами. Также на каждом празднике подчеркивается национальная самобытность этноса через демонстрацию национальных блюд, обрядов, проведение соревнований по национальным играм. Малтык-Пайрам отмечается 18 января. На этом празднике все едят пельмени, в которые и кладут какой-нибудь небольшие символические предметы, по которым можно предсказать будущее человека.

Шорский новый год - Чыл пазы - отмечается в дни весеннего равноденствия - 20-21 марта. На этом празднике участники переодеваются в медведей или других животных и завязывают ленты (чаламы) разного цвета на священном дереве - березе. Ленты подбираются четырех цветом: черную нужно бросить в костер, чтобы уберечь себя от бед и болезней; белую, розовую и голубую завязывают для исполнения желаний. Важно, чтобы желания были связаны с благополучием других людей. Желание для себя загадывают в самую последнюю очередь.

Шор-Пайрам - сельскохозяйственный праздник, посвящен скотоводству и земледелию[6]. Обычно проводится в июне после окончания весенне-летних плевых работ. Праздник включает в себя конкурсы на лучшее представление национального костюма, лучший стан, лучшее исполнение народной песни, лучшее национальное блюдо. В программе праздника организуются  спортивные соревнования по национальным видам спорта: тебек, куреш, стрельба из лука, камчы[7].

Фольклор шорцев представлен такими жанрами, как сказки, предания, легенды, героические поэмы. В поэмах воспеваются национальные герои-богатыри, например, Ольгудек. Они традиционно исполняются горловым пением (каем) или речетативом. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы.

Примечания

  1. Н.З. Ганжиева. Тюркские языка. БРЭ 2004–2017 (2014-2017). Дата обращения: 10 мая 2024.
  2. Ксения Киселева. Сохранить и передать потомкам: культурное наследие шорцев. kp.ru (19 июля 2022). Дата обращения: 10 мая 2024.
  3. Шорцы. ako.ru (14 апреля 2019). Дата обращения: 10 мая 2024.
  4. В.М. Кимеев. [file:///C:/Users/РБТ/Downloads/traditsionnye-remesla-shortsev.pdf Традиционные ремесла шорцев] // Вестник КемГУ : Журнал. — 2013. — 25 апрель (т. Т.1, № № 4(56)). — С. 31.
  5. Шорцы. ako.ru (17 апреля 2019). Дата обращения: 2024-15-10.
  6. Т.С. Лоскутова. Легенды горы Зеленой. Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка. Дата обращения: 11 мая 2024.
  7. Традиции и обычаи шорцев. ГАУК "Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи". Дата обращения: 11 мая 2024.