Телеутские народные игры
Телеу́тские наро́дные и́гры — один из устойчивых элементов культурного наследия телеутов, малой народности (около 3000 человек), представители которой живут в настоящее время в основном в Кемеровской области. В основе телеутских спортивных игр лежат национальные виды спорта: борьба кӱреш, стрельба из лука, игра тебек, по перетягиванию палки, состязания с плетью камчы и другие[1][2].
Телеутские игры используются педагогами для физического и гражданского воспитания подрастающего поколения, формирования народной идентичности[3][4]. В музеях телеутской культуры представлены интерактивные экспозиции, которые презентуют национальные игры[5].
История
История телеутского народа связана с историй становления телеутских, по преимуществу спортивных, подвижных игр. Этноспорт телеутов определён историческими особенностями их кочевой жизни. Древние племена теле (гаоче, телеут) жили в многолетней борьбе с жужанями, были покорены тюкю (тюркют) в составе государства Тюрский каганат (с 552 года по 745 год). Одно племя теле (Аба), отступило в борьбе с тюкю и поселилось в конце VI века в Кузнецкой котловине (на территории Кемеровской области-Кузбасса). В XI веке эта территория была под влиянием киргизов, позже, в XIII веке, Кузбасс оказался в сфере интересов Монгольской империи. Период ослабления и распада Сибири сменился периодом самостоятельного развития её народов. На территории Кузбасса сформировался этнос телеутов как этнос коренных и пришлых разных народов: теле, кипчаки, кимаки, карлуки, (начало XVI века). В середине XVIII века телеуты стали этнически целостностным народом[6].
Национальные спортивные игры телеутов хранят память об исторических событиях народа — длительных тяжёлых войнах, в результате которых роды, народы и государства устанавливали крепкие союзы и прочные торговые, культурные, политические отношения. История кочевых цивилизаций отражена в сходстве этноспорта телеутов с национальными спортивными играми шорцев, киргизов, корейцев и других народов[7].
Телеутские спортивные игры
На ежегодных спартакиадах коренных народов Сибири проводятся соревнования с включением телеутских спортивных игр-состязаний, ни один национальный праздник не обходится без традиционных спортивных игр. Спортивные турниры по борьбе кӱреш, стрельбе из лука, игре тебек, по перетягиванию палки, состязания с плетью камчы и другие — являются по своей форме одновременно национальными играми, без которых не обходятся национальные праздники[1][2][8]. С 2014 года в Киргизии проводятся Всемирные игры кочевников, среди которых телеуты: более 1200 игроков, около 80 стран принимают участие в состязаниях по 37 видам этноспорта. Около полумиллиона зрителей являются болельщиками[7]. Всемирные спортивные игры кочевников являются проявлением лучших качеств народов: единства и сплоченности нации; межнациональной сплочённости, дружбы, сотрудничества; национальной чести, патриотизма; гуманизма, великодушия, терпимости; гармонии с природой[6].
Всемирные игры телеутов-кочевников
Кӱреш («кӱеш» — так называется пояс — «кур») — суть игры в борьбе на поясах. В пятиминутном состязании участвуют два борца, обязательным элементом спортивной одежды которых является пояс. Выигрывает тот, кто сумел поднять своего соперника выше пояса в момент, когда тот коснулся земли — кто сумел захватить пояс. Если участник состязания упал, то он считается поражённым. В игре не может быть ничьей. При равном счёте определяется дополнительное время для определения победителя[1][9][2][6][7]. Борьба на поясах широко распространена у разных народов-кочевников: киргизов (алыш и кыргыз күрөш), туркменов (гореш), таджиков (гуштини милли камарбанди), корейцев (сирым). На Всемирных играх подобные игры называются также великой борьбой кочевников[6][7].
Уйадан адарга (стрельба из лука) — для спортивной игры используются самодельные деревянные луки. Именно это отличает телеутскую народную спортивную игру от традиционного вида спорта. Меткость при дальних расстояниях является основным умением победителей[1][7]. Шорское название данных спортивных игр соғанма атканы. Киргизы, турки, корейцы, венгры принимают участие в данных состязаниях на Всемирных спортивных играх кочевников[7][6].
Национальные телеутские спортивные игры
Агаш тартыжары (перетягивание палки) — для этой спортивной игры используют доску и гладкую палку длиной в один метр и более. Доску устанавливают на ребро. Два игрока располагаются сидя, напротив друг друга, на земле. Ноги держат согнутыми в коленях, а стопы упирают в доску. Палка, находящаяся над доской, обхватывается руками соперников. После сигнала о начале игры задача участника в том, чтобы перетянуть палку на свою сторону или выхватить её. Время игры не нормировано, она идёт до тех пор, пока не определится победитель[1]. Этот вид народной игры киргизы называют таяк тартыш[6].
Камчы (состязание с плёткой) — для этой спортивной игры используют плётку длиной два с половиной метра и более и двенадцать бабок (костей) или деревянных колышек. Цель игры — последовательно сбить все кости. Бабки ставятся одним горизонтальным рядом на земле или телеге на расстоянии десять — двенадцать сантиметров друг от друга. Если участник готов начать состязание, то он хлопает плёткой. Задача участников в том, чтобы сбить поэтапно, по одной бабке, весь ряд. Побеждает первым сбивший по одной бабке весь ряд[1].
Тебек — для этой спортивной игры используют «тебек» — отрезок длинноворсового меха (чаще медвежьего) с утяжелением при помощи кусочка свинца. Задача игроков поочерёдно подбрасывать вверх, набивать внутренней стороной стопы тебек, не уронив как можно дольше. Удары считаются — это очки. Игрок набивает тебек, пока он не упадёт. После падения тебека начинает набивать другой игрок. Таким образом игра идёт в три подхода. Побеждает набравший наибольшее количество очков[1][9].
Тадар шанаба чӱгӱрӱш (ходьба на национальных лыжах) — в этой спортивной игре участники ходят на национальных лыжах и демонстрируют своё умение метко стрелять из лука по мишени[6].
Таш кӧдӱрери (поднятие камня) — для игры используется большой камень, а также пни (диаметр 70 сантиметров и более, высота не менее метра). Участники игры должны поднять и поставить камень на пень. Можно поднимать в три подхода. Победитель тот, кто поставит самый тяжёлый камень на самый высокий пень. В целом, игра длится до определения победителя, при необходимости после трёх подходов берут более тяжёлый камень. Использование пней (подставок) не является обязательным. Без пня участники поднимают камень вверх на вытянутых руках. Побеждает тот, кто поднимет более тяжёлый камень[1][6].
Малакай (игра в бабки) — для игры используются кости (бабки) домашних животных (лошадей и коров — «ажык сӧк», баранов — «кажык сӧк») Из более крупной и тяжёлой кости делают биту, часто заполняют её свинцом. Участники выходят на ровную площадку с «чертой метания» и «коновой чертой» (между ними произвольное расстояние). Участниками игры могут быть три человека или две команды, по три человека каждая. Очерёдность разыгрывается: вытягивается самая длинная спичка или бросаются бабки (падение бабки «на живот», «на бок», «на спинку» определяет соответственно первую, вторую и третью очередь вступления в игру). Далее игра идёт по правилам.
1. На площадке выстаиваются в одну линию, вдоль коновой черты и перпендикулярно ей, фигуры из бабок. Задача участников сбить последовательно все фигуры.
2. Сбиваются бабки-фигуры, начиная с любого конца, одну или две за один бросок биты, не более.
3. Сбитые бабки убираются с игрового поля.
4. Игроку нельзя переступать черту метания до того, как бита прикоснётся к земле, иначе он потеряет право на бросок, а сбитые бабки в этом броске возвращают на прежнее место. Победитель тот, кто использовал наименьшее количество бросков для того, чтобы сбить все фигуры согласно правилам игры[1].
Минижип jӱгӱрери (всадники) — для проведения этой игры не нужен никакой инвентарь. До начала игры обозначается место старта и метка, которая обозначает половину расстояния при движении и разворот игроков. Участники играют парами. По правилам, один участник садится себе на спину другого игрока. Таким образом образуется пара: наездник и конь. Пары двигаются, насколько могут быстро, до метки, а потом меняются ролями, разворачиваются и бегут к старту. Победителем становится те игроки, которые первыми добираются до старта[1][6].
Повседневные подвижные телеутские игры
Кӧс кабышкан (жмурки) — игра проводится в ограниченном пространстве (помещении, на небольшой огороженной территории). Для проведения игры выбирается голящий по его желанию или с помощью считалки. Глаза голящего завязываются, и его ведут к месту, откуда условлено начинать игру (порог, дверь и другое), затем раскручивают, приговаривая: «Алтайга парсан — алтын порсок акел!» («На Алтай поедешь — шесть барсуков принеси!»). Как только заканчивается произнесение слов, все игроки разбегаются — кто куда. Голящий должен найти и поймать кого-то из убегающих (осалить). Кого осалили, тот становится голящим, а бывший убегает с другими игроками[6].
Сырга тажыргар («спрятанное кольцо») — для проведения игры участники разбиваются на две команды и определяют старшего (командира) каждой из команд. Старший одной из команд незаметно для другой команды прячет в руку одного из игроков своей команды кольцо. Старший другой команды пытается с трёх попыток угадать, у кого находится кольцо. Если угадывает, то поёт песню и получает кольцо, а его команда получает право прятать кольцо. Если старший не угадал, у кого спрятано кольцо, то команда, прятавшая кольцо, поёт ему смешную песню и вновь прячет кольцо[6].
Орын талаштит («занимать место») — игра может проводится в помещении или на улице с условным обозначением четырёх углов. Участники разбиваются на пять пар. Четыре пары становятся по углам игрового поля. Задача центральной пары занять один из углов игрового пространства, в то время как остальные пары перебегают из одного угла в другой. Пара, которая не успела занять угол, становится в центр. Игровое действие повторяется. Время игры не ограничено[6].
Элбранкай («скользящая») — игра для зимнего времени года. Для игры используют специально предназначенную круглую палку, с острыми концами «элбранкай». Палку окунают в прорубь, после этого ожидают образования ледяной корочки. Так повторяют несколько раз, пока на палке не образуется толстая корка изо льда. Затем игроками по очереди бросается «элбранкай» из-за спины так, чтобы палка, упав, заскользила по насту. Побеждает тот, кому удалось бросить палку, прокатившуюся дальше остальных[6].
Кур кагышкан («бить поясом») — для начала игры определяется водящий. Все остальные участники становятся кругом. Водящий располагается за кругом, в руках у него пояс. Водящий должен задеть поясом одного из игроков-«жертву». «Жертва» начинает убегать от водящего за спинами участников игры. Считается, что игрока догнал водящий, если он ударил его поясом. После удара поясом убегающий и водящий меняются ролями. Убегающий может успеть встать перед любым игроком до удара поясом. В этом случае водящий будет догонять того, перед кем встал убегающий. Время игры не ограничено и зависит от желания играющих[6].
Плат кабыжарга («ловить платок») — перед началом игроки становятся в одну шеренгу. Игроку, стоящему в шеренге первым, даётся в руки платок. Пара игроков, стоящих в конце шеренги, бежит к первому игроку с целью перехватить платок. Участник игры, которому первым удалось схватить платок, занимает место первого. Второй из бежавших игроков, оставшийся без платка, вновь становится в конце шеренги и состязается в беге и выхватывании платка с оказавшимся последним игроком. Время игры не ограничено и зависит от желания играющих[6].
Ӱчкойон («три зайца») — участники игры («зайцы») выстраиваются в три шеренги по три или по пять в шеренгу. Первая шеренга стоит лицом к голящему. В последней шеренги все игроки разбегаются, кто куда. Задача голящего догнать любого из убегающих. Тот из «зайцев», которого поймали, меняется ролью с голящим. Остальные «зайцы» вместе с бывшим голящим становятся в первую шеренгу. Время игры не ограничено и зависит от желания играющих[6].
Обрядовые игры
Наступление весны и тепла отмечается телеутами весенним празднованием. Во время праздников (приурочены к Пасхе или Ильину дню) проводятся круговые игры с исполнением телеутских песен табыр. Во время осеннего обряда плодородия также проводятся круговые игры с исполнением игровых песен табыр с мотивами плодородия и приумножения богатства[10][11]:
- На телеутском языке
Табырда тообыр камчалу, Табырдыц кызы т ’индьилу. Агыйдац актан кок тайак, Уулдар йаштар ойыца. Т’аасым келет т ’арланып, Т’аш агаш пажы пурленип. Т’астыц пайрамы т ’ыл бажы, Т’аштар ойнойтон кем келет. Кузум келет курленип. Коп агаш пажы шушалып. Кустуц пайрамы т ’ыл пажы, Кучулер ойнор кем келтир. Ак тайка пууры сбсилсе, Ана пайатка суу толгой. Ана пайатка суу толсо, Алтын капкактац ашылгай. Алтын капкактац ашылса, Ак посум сбсук тарткайл’а. Ак посум сбсук таркашын, Арказын пойлбй май бргбй. Аркасын пойлбй май брсб, Ардалар сиймап мун гейле. Кок тайка пууры сбсилсе, Кбну пайатка суу толгой, Кону пайатка суу толсо, Кумуш капкактау ашылгай. Кумуш капкактау ашылса, Кок посум сбсук тарткайл’а. Кок посум сбсук тарткашын Кбксун пойлбй май бргбй. Кбксин пойлбй май брсб, Кбчулер сиймап мун гейле. Карыш полгон койрукту, Кундусту айтсын — салду, теп. Курчауа тушкен сагалду, Карымды айтсын — ал кыш, теп. Кулаш полгон койрукту, Канду айтсын — салду, теп. Карчайа тушкен сагалду, Кбкшиним айтсын — ал кыш, теп. Йелисей1 соккон т ’ес кайчым, Т’екенду кол го таштайын. Т’екенду кблго таштазам, Т’ецнлчек уулан капкайл’а. Т’ецилчек уулан капкажын, Т’егелу аадым тегеле, Орыстыц соккон курч кайчым, Коголу кблгб таштайын. Коголу кблдиц пойыннан, Кокумай уулан капкайл’а. Кокумай уулан капкажын, Комутту адым тегеле.
- Перевод на русский язык
На Табыре … с камчой, Девушки (с праздника) Табыр — с жемчугом У самых седых синяя палка, Ларней-девушек на игру (зовут). Весна приходит, распускаясь, Молодых деревьев макушки покрываются листьями. Весенний праздник — раз в году, Молодым играть время приходит. Осень приходит, сверкая, Верхушки многих деревьев шумят. Осенний праздник — раз в году, Молодым играть время пришло, оказывается. Если с подножья белой горы талая вода пойдет, Родную реку водой наполнит. Если родную реку водой наполнит, (Она) из-под золотой крышки выльется. Если из-под золотой крышки выльется, Мой бело-сивый (конь) чистейшей воды напьется. Мой бело-сивый конь чистейшей воды напьется, На спине его жир образуется. Если на его спине жир образуется, Ребятишки, погладив (его), будут ездить. Если с подножия синей горы талая вода пойдет, Милую реку водой наполнит. Если милую реку водой наполнит, (Она) из-под серебряной крышки выльется. Если из-под серебряной крышки выльется, Темно-сивый мой (конь) чистейшей воды напьется. Если мой темно-сивый чистейшей воды напьется. На спине его жир образуется. Если на его спине жир образуется, Малыши, погладив (его), будут ездить. С хвостом (длиной) в четверть Бобру пусть скажет, что у него длинная шерсть! Со спускающейся до пояса бородой Старику пусть скажет - благословенный! С хвостом (длиной) в сажень Выдре пусть скажет, что у неё длинная шерсть! Со спускающейся до пояса бородой Старику(моему)пусть скажет — благословенный! Елисеем выкованные медные ножницы мои, В камышовое озеро брошу-ка. Если в камышовое озеро брошу, Ловокого парня поймаю. Когда поймаю ловкого парня, Подумаю, что, мол, поймала запряженного коня. Русским выкованные острые ножницы мои В тростниковое озеро брошу-ка. Из самого тростникового озера Молодого парня поймаю. Когда молодого парня поймаю, Подумаю — поймала коня с хомутом.
Среди обрядовых игр телеутов известны колядования. Колядование телеутов напоминает подобные обрядовые игры русских. Они также сопровождаются специальными песнями, колядками[11].
- На телеутском языке
Урей! Чалканду калаш сер беригер, урей! Чайбалбай туруп бай болгор. урей! Сер чара мынау ал чыккар, урей! Чайбалбай туруп бай болгор, урей! Айга тиккен уйуцду (уйицди). урей! Алтын мынац курчазын, урей! Аац ичинде эйекем урей! Т’етон пеш йаш йажасын!
- Перевод на русский язык
Урей! Дайте круглый как репа каравай, урей! Без колебаний стань богатым, урей! С полной чашей выходите вы, урей! Без колебаний стань богатым, урей! При луне поставленный дом, урей! Золотом пусть опояшется, В доме находящаяся старшая сестра моя урей! Семьдесят пять лет пусть живёт, урей! При солнце поставленный дом урей! Серебром пусть опояшется, урей! В доме находящийся муж моей старшей сестры Урей! Семьдесят лет пусть живёт!
Телеутские игры для детей
Известно, что в доиндустриальный период дети телеутов играли с волчком-юлой, в куклы, собирали камешки, щепки, черепки разбитой посуды и другие предметы. Из собранных предметов строили игрушечные домики и разного рода подсобные помещения. Коровья шерсть служила детям материалом для скатывания мячей и игры с ними. Считалки, похожие на русскую игру «Сорока-ворона» или игровые песенки с перечислением и игровым называнием пальцев рук: название большого пальца — паш патыр (главный богатырь; обычное название — эргек), название указательного пальца — пажы кырлӱ (‘гранёная голова’; обычное название — ус кол или ус салага), название среднего пальца — ортон оймок (‘средний напёрсток’; обычное название — ортон кол’), название безымянного пальца — обо чечен (‘меловой мудрец’; обычное название — ады йок салага (кол) ‘без имени палец’), название мизинца — кичинэк бубеш (‘маленькая колыбель’; вместо чачалыг). Интересно, что дети-шорцы, теленгиты, тувинцы и хакасы называют в игре пальцы такими же именами[12].
Дети телеутов постарше, после семи лет, играли чаще на улице, в лесу, у реки. Спортивные и просто подвижные игры детей повторяли экоспортивные состязания и досуговые игровые развлечения взрослых. Камчы (состязание с плёткой), тебек (подбрасывание утяжелённого кусочка меха стопой), кур кагышкан («бить поясом»), плат кабыжарга («ловить платок»), орын талаштит («занимать место») и другие спортивные и повседневные подвижные игры становились и детскими[3][12].
В настоящее время телеутские народные игры включаются рядом образовательных учреждений в организацию уроков физической культуры, внеурочной деятельности, занятий по дополнительным образовательным программам. Эти игры рассматриваются педагогами как средства воспитания и обучения дошкольников и школьников. Сохранение традиций малых народов России, стремление к физическому совершентву, патриотизм, сплочённость, гордость за национальное богатство и разнообразие Родины формируют педагоги в процессе изучения и проведения народных игр[3][12].
Игры в этнографическом музее
Телеуты бережно сохраняют своё историческое национальное наследие. Игры телеутов, как детские (развлекательные, ролевые) и повседневные подвижные, так и спортивные состязательные раскрывают духовный мир, самобытность и народную общность телеутов[6]. Музеефикация игровой традиции осуществляется посредством комплектования музейных предметов и фиксации информации на материальных носителях[5].
Музей «Чолкой» (село Беково Кемеровской области) презентует культуру телеутов во всём многообразии: помимо обширной экспозиции внутри музея, отражающей кочевой образ жизни народа, имеется так же и на открытом пространстве, которая посвящена периоду оседлости телеутов. Игровые традиции телеутов также представлены в музее. В его фондах посетители могут познакомиться с материалами по традиционным играм в экспозиционном пространстве[5][13].
Муляж игрового атрибута — шкурка с прикрепленным к ней камнем/металлической гайкой с текстовым сопровождением, которое раскрывают смысл и правила игры тебек. Дополняют предметные материалы и текст копии архивных фотографий музея «Чолкой» с запечатленным игровым процессом. Презентованы атрибуты игры малакай (в бабки): кости копытных животных, реконструированный кнут, текст с описанием игрового процесса и схематическим изображением игры. В музее презентованы реконструированы элементы национального костюма телеутов, который используется в игре кур кагышкан («бить поясом»), прежде всего, пояса. Текст со схематическим обозначением правил[5][13].
Телеутские народные игры являются предметом изучения специалистов в области науки и практиков. Интерактивная экспозиция музея, позволяющая посетителям музея стать активным участником игры, является в настоящее время предпочтительной формой презентации игровой деятельности телеутов[5][13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Шумова О. С. Возвращение к истокам: традиции и культура телеутов / под ред. Шевелёвой М. Г. — Гурьевск: МБУ «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района», Районная центральная модельная библиотека имени М. А. Небогатова, 2019. — С. 32—38. — 44 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Игры и спортивные состязания телеутов . Арктический многоязычный портал. Дата обращения: 9 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Гаврильева М. А. Игры телеутских народов как средство развития двигательной активности детей младшего школьного возраста // Физическая культура. Спорт. Наука и образование: Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием : сборник. — 2017. — 29 марта (т. I). — С. 128—131.
- ↑ Гаврильева М. А. Знакомство с культурой других народов посредством игры // Народное образование Якутии : журнал. — 2022. — № 3 (124). — С. 34—35.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Глушкова П. В., Бердикова Е. С. Интерактивная экспозиция как форма презентации традиционной игры телеутов // Учёные записки (АГАКИ) : сборник. — 2019. — № 02 (20). — С. 70—73.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 Палин А. В. Национальные игры и виды этноспрота коренных народов Кузбасса . Общественный фонд Единство. Дата обращения: 16 июня 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 О Всемирных играх кочевников . Всемирные игры кочевников (2014). Дата обращения: 16 июня 2024.
- ↑ Национальный телеутский праздник «Пардакай» . Культурный туризм. Дата обращения: 24 июня 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Традиции и обычаи телеутов . Народы Кузбасса. Дата обращения: 9 мая 2024.
- ↑ Ойноткинова Н. Р. Календарные обряды и праздникителеутов: классификация и общая характеристика // Сибирский филологический журнал. : журнал. — 2022. — № 3. — С. 153—165.
- ↑ 11,0 11,1 Телеутский фольклор / сост. Функа Д. А.. — М.,: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2004. — С. 59—66. — 183 с. — ISBN 5-02-010236-9.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Функ Д. А. Телеуты. Семья, воспитание и образование . Институт этнологии и антропологии РАН. Телеуты. Дата обращения: 16 июня 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Кимеев В. М. Исторические судьбы телеутов: учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. — 142 с.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |