Коряки

Материал из «Знание.Вики»
Коряки
Современное самоназвание нымыланы, чавчувены, алюторцы
Численность и ареал
Всего: 7953

 Россия: 7485 (Всероссийская перепись 2021 г.)[1]

Описание
Язык корякский, алюторский, русский
Религия православие, шаманизм
Родственные народы чукчи, кереки, алюторцы; ительмены

Коря́ки — народ, относящийся к палеоазиатской группе народностей, входящий в чукотскую подгруппу палеоазиатов[3]. Проживают на территориях Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа. Они являются самым многочисленным коренным народом полуострова Камчатка, а также включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации[4].

Происхождение названия

Сам себя именем «коряки» народ не называет и точное происхождение этого слова неизвестно до сих пор. Владимир Германович Богораз считал, что это название казаки-завоеватели произвели от слова «qora’ki», взятого из юго-восточного корякского наречия, означающего «сущий с оленями» или оленевод. Точным правописанием названия было бы «кораки», принятое же в современной этнологии понятие «коряки» связано с русифицированным произношением этого слова[5].

Этнографические группы

Коряки подразделяются на две большие этнографические группы: нымыланы (береговые коряки) и чавчувены (тундровые коряки, оленные коряки). Среди нымыланов можно выделить более мелкие этнографические группы: паланцы, каменцы, карагинцы, апукинцы, паренцы, итканцы[3].

Корякский округ в составе Камчатского края

Самой многочисленной группой являются чавчувены — кочевой народ оленеводов, проживающих на всей территории Корякского округа[3]. Образ жизни чавчувенов напрямую связан с необходимостью перегонять стада по тундре в поисках пищи для оленей. Оленеводы и по сей день уходят со стадами глубоко в недра тундры[6]. Нымыланы же в древности проживали на восточном и западном побережьях полуострова, вели более оседлый образ жизни, их промыслом являются рыболовство и охота на морского и пушного зверя[3]. В наши дни нымыланы проживают в Олюторском и Карагинском районах, а также расселены группами по всей территории Камчатского края[7].

История коряков

Первые упоминания о коряках датируются серединой XVII века. Среди нымыланов наиболее многочисленной группой в конце XVII века были паланцы, проживавшие в Тигильском, Напанском, Утхоловском, Аманинском, Воямпольском, Кахтанинском, Паланском, Лесновском и Подкагерном острожках. На восточном побережье расселялись карагинцы. В последующие два столетия территория расселения нымыланов не изменилась, хотя этнический ареал коряков сузился. Чавчувены вынуждены были уступить часть своих территорий чукчам и эвенам, откочевав в глубинные районы Камчатки[8].

К XX веку расселение паланцев стало более компактным: население сместилось ближе к морю, также сократилось число населённых пунктов, а оставшиеся стали более многочисленными. Оседлые коряки побережья Пенжинской губы также переместились к морю, ближе к местам промысла рыбы и морского зверя[8].

Бубнист
Яранга

К началу послеоктябрьских преобразований у коряков имелось два типа населённых пунктов: стойбища чавчувенов «якмын» и береговые посёлки нымыланов. Чавчувенское стойбище состояло из двух-пяти яранг, чаще всего располагавшихся на берегу реки, в местности, защищённой от ветра и близ зарослей кедрового стланника. В летний период все стойбища собирались на берегу реки, в местах традиционного промысла рыбы и образовывали многолюдные посёлки. Основное население таких поселений состояло из женщин, стариков и детей. Мужчины же уходили со стадами на летние пастбища. Посёлки нымыланов располагались на морских побережьях или вдоль рек, представляли собой беспорядочное скопление жилых и подсобных построек. В каждом таком поселении, в среднем, насчитывалось по 8-10 хозяйств, в Тигильском районе по 25-30, иногда по 50 хозяйств[8].

Значительные изменения в расселении коряков произошли за годы Советской власти. Создание предприятий государственной рыбной промышленности, колхозное и совхозное строительство способствовали концентрации населения в более крупных населённых пунктах. Во второй половине 50-х годов началось укрупнение колхозов, что положило начало интенсивному сближению береговых групп нымыланов и чавчувенов. В середине 60-х годов ликвидация неперспективных сёл, а также усиление миграционных процессов окончательно перемешали представителей различных этнографических групп. С 1970 года по 1990 годы отмечалось усиление миграции коряков за пределы традиционных территорий обитания. Многие представители народа переехали в Петропавловск-Камчатский, а также переселились в Узбекскую ССР, Украинскую ССР, Казахскую ССР (ныне Узбекистан, Украина, Казахстан)[8].

Культура и язык

Корякский язык (перевод: местный житель)

Язык и диалекты

Корякский язык входит в чукотско-корякскую группу чукотско-камчатских языков. Условно относится к палеоазиатским языкам. Для этого языка характерна значительная диалектная раздробленность.

Диалекты корякского языка тундровых коряков-оленеводов:

  • чавчувенский;
  • каменский;
  • паренский;
  • итканский;
  • апукинский.

В многовековой дописьменный период коряки общались на своих диалектах. Каждый из диалектов использовался в бытовом общении. Чавчувенский диалект использовался для междиалектного и межгруппового общения ещё до введения письменности.

Корякский алфавит

Литература и письменность

Основой для создания письменности в 1931 году послужил латинский алфавит, который в 1937 году был переведен на кириллицу. Основой литературного языка является чавчувенский диалект[9]. Корякская литература, зародившаяся в 1930 годы, получила свое развитие с 1970 годов. Первый букварь «Красная грамота», автором которого стал Сергей Николаевич Стебницкий, был выпущен в 1932 году, а первые учебники по корякскому языку начали издаваться с 1934 года. После создания национального округа в 1930 годы появляются газеты на родных языках. В этот период на чавчувенском диалекте были опубликованы переводы классических произведений русской литературы и произведения Кецая Кеккетовича Кеккетына (Мейнувье)[10].

Корякский танец в праздничной одежде

Танцевальное искусство

Первой характерной чертой танцевального искусства коряков является чёткое разделение танцев на обрядовые и игровые. У нымыланов начало и окончание сезона охоты непременно отмечались празденствами, неотъемлемой частью которых являлись обрядовые танцы. Также они составляли органичную часть праздничных церемоний, связанных с годовым хозяйственным циклом[8].

Второй характерной особенностью танцев является подражательный характер, связанный с анимистическим взглядом на природу[8]. Корякские танцы как в прошлом, так и в настоящем исполняются в танцевальной одежде, по совместительству являющейся праздничной. Такая одежда состоит из тонкой кухлянки красновато-кирпичного цвета, украшенной мехом, бусами, вышивкой, ремешками и пришитым под мышками звоночками-колокольчиками. На голову надевали валики, расшитые бисером, а с боков свисали подвески из бус. На ноги надевали расшитые торбаса[8].

Литература

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года. Дата обращения: 5 января 2023. Архивировано 30 декабря 2022 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Всероссийская перепись населения 2010 года. Дата обращения: 26 сентября 2018. Архивировано 25 октября 2018 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / Ч. М. Таксами, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконовой. — Санкт-Петербург: Наука, 2000. — С. 16, 33, 34. — 234 с. — ISBN 5-02-028485-8.
  4. Кто относится к коренным малочисленным народностям. Госуслуги (портал государственных услуг). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  5. Иохельсон В. И. Коряки. Материальная и культурная организация / Ч. М. Таксами. — Санкт-Петербург: Наука, 1997. — С. 19. — 237 с. — ISBN 5-02-028345-2.
  6. Батьянова Е. П. Коряки. Образ жизни и система жизнеобеспечения. Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры (разработан при поддержке Министерства культуры и высшего образования Российской Федерации). Дата обращения: 6 февраля 2025.
  7. Коряки. Камчатский центр народного творчества (краевое государственное бюджетное учреждение). Дата обращения: 6 февраля 2025.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Крушанова А. И. История и культура коряков / А. И. Крушанова. — Санкт-Петербург: Наука, 1993. — С. 8 — 10, 25, 135, 139, 142. — 235 с. — ISBN 5-02-0010114-1.
  9. Муравьёва И. А. Корякский язык. Большая российская энциклопедия 2004 – 2017 (электронная версия). Дата обращения: 6 февраля 2025.
  10. Голованева Татьяна Александровна, Жукова Алевтина Никодимовна, Мудрак Олег Алексеевич, Муравьёва Ирина Анатольевна. Корякский язык (неопр.). Малые языки России (Проект Института языкознания РАН). Дата обращения: 6 февраля 2025.