Коряки
Коряки | |
---|---|
Современное самоназвание | нымыланы, чавчувены, алюторцы |
Численность и ареал | |
Всего: 7953 | |
|
|
Описание | |
Язык | корякский, алюторский, русский |
Религия | православие, шаманизм |
Родственные народы | чукчи, кереки, алюторцы; ительмены |
Коря́ки — народ, относящийся к палеоазиатской группе народностей, входящий в чукотскую подгруппу палеоазиатов[3]. Проживают на территориях Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа. Они являются самым многочисленным коренным народом полуострова Камчатка, а также включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации[4].
Происхождение названия
Сам себя именем «коряки» народ не называет и точное происхождение этого слова неизвестно до сих пор. Владимир Германович Богораз считал, что это название казаки-завоеватели произвели от слова «qora’ki», взятого из юго-восточного корякского наречия, означающего «сущий с оленями» или оленевод. Точным правописанием названия было бы «кораки», принятое же в современной этнологии понятие «коряки» связано с русифицированным произношением этого слова[5].
Этнографические группы
Коряки подразделяются на две большие этнографические группы: нымыланы (береговые коряки) и чавчувены (тундровые коряки, оленные коряки). Среди нымыланов можно выделить более мелкие этнографические группы: паланцы, каменцы, карагинцы, апукинцы, паренцы, итканцы[3].
Самой многочисленной группой являются чавчувены — кочевой народ оленеводов, проживающих на всей территории Корякского округа[3]. Образ жизни чавчувенов напрямую связан с необходимостью перегонять стада по тундре в поисках пищи для оленей. Оленеводы и по сей день уходят со стадами глубоко в недра тундры[6]. Нымыланы же в древности проживали на восточном и западном побережьях полуострова, вели более оседлый образ жизни, их промыслом являются рыболовство и охота на морского и пушного зверя[3]. В наши дни нымыланы проживают в Олюторском и Карагинском районах, а также расселены группами по всей территории Камчатского края[7].
История коряков
Первые упоминания о коряках датируются серединой XVII века. Среди нымыланов наиболее многочисленной группой в конце XVII века были паланцы, проживавшие в Тигильском, Напанском, Утхоловском, Аманинском, Воямпольском, Кахтанинском, Паланском, Лесновском и Подкагерном острожках. На восточном побережье расселялись карагинцы. В последующие два столетия территория расселения нымыланов не изменилась, хотя этнический ареал коряков сузился. Чавчувены вынуждены были уступить часть своих территорий чукчам и эвенам, откочевав в глубинные районы Камчатки[8].
К XX веку расселение паланцев стало более компактным: население сместилось ближе к морю, также сократилось число населённых пунктов, а оставшиеся стали более многочисленными. Оседлые коряки побережья Пенжинской губы также переместились к морю, ближе к местам промысла рыбы и морского зверя[8].
К началу послеоктябрьских преобразований у коряков имелось два типа населённых пунктов: стойбища чавчувенов «якмын» и береговые посёлки нымыланов. Чавчувенское стойбище состояло из двух-пяти яранг, чаще всего располагавшихся на берегу реки, в местности, защищённой от ветра и близ зарослей кедрового стланника. В летний период все стойбища собирались на берегу реки, в местах традиционного промысла рыбы и образовывали многолюдные посёлки. Основное население таких поселений состояло из женщин, стариков и детей. Мужчины же уходили со стадами на летние пастбища. Посёлки нымыланов располагались на морских побережьях или вдоль рек, представляли собой беспорядочное скопление жилых и подсобных построек. В каждом таком поселении, в среднем, насчитывалось по 8-10 хозяйств, в Тигильском районе по 25-30, иногда по 50 хозяйств[8].
Значительные изменения в расселении коряков произошли за годы Советской власти. Создание предприятий государственной рыбной промышленности, колхозное и совхозное строительство способствовали концентрации населения в более крупных населённых пунктах. Во второй половине 50-х годов началось укрупнение колхозов, что положило начало интенсивному сближению береговых групп нымыланов и чавчувенов. В середине 60-х годов ликвидация неперспективных сёл, а также усиление миграционных процессов окончательно перемешали представителей различных этнографических групп. С 1970 года по 1990 годы отмечалось усиление миграции коряков за пределы традиционных территорий обитания. Многие представители народа переехали в Петропавловск-Камчатский, а также переселились в Узбекскую ССР, Украинскую ССР, Казахскую ССР (ныне Узбекистан, Украина, Казахстан)[8].
Культура и язык
Язык и диалекты
Корякский язык входит в чукотско-корякскую группу чукотско-камчатских языков. Условно относится к палеоазиатским языкам. Для этого языка характерна значительная диалектная раздробленность.
Диалекты корякского языка тундровых коряков-оленеводов:
- чавчувенский;
- каменский;
- паренский;
- итканский;
- апукинский.
В многовековой дописьменный период коряки общались на своих диалектах. Каждый из диалектов использовался в бытовом общении. Чавчувенский диалект использовался для междиалектного и межгруппового общения ещё до введения письменности.
Литература и письменность
Основой для создания письменности в 1931 году послужил латинский алфавит, который в 1937 году был переведен на кириллицу. Основой литературного языка является чавчувенский диалект[9]. Корякская литература, зародившаяся в 1930 годы, получила свое развитие с 1970 годов. Первый букварь «Красная грамота», автором которого стал Сергей Николаевич Стебницкий, был выпущен в 1932 году, а первые учебники по корякскому языку начали издаваться с 1934 года. После создания национального округа в 1930 годы появляются газеты на родных языках. В этот период на чавчувенском диалекте были опубликованы переводы классических произведений русской литературы и произведения Кецая Кеккетовича Кеккетына (Мейнувье)[10].
Танцевальное искусство
Первой характерной чертой танцевального искусства коряков является чёткое разделение танцев на обрядовые и игровые. У нымыланов начало и окончание сезона охоты непременно отмечались празденствами, неотъемлемой частью которых являлись обрядовые танцы. Также они составляли органичную часть праздничных церемоний, связанных с годовым хозяйственным циклом[8].
Второй характерной особенностью танцев является подражательный характер, связанный с анимистическим взглядом на природу[8]. Корякские танцы как в прошлом, так и в настоящем исполняются в танцевальной одежде, по совместительству являющейся праздничной. Такая одежда состоит из тонкой кухлянки красновато-кирпичного цвета, украшенной мехом, бусами, вышивкой, ремешками и пришитым под мышками звоночками-колокольчиками. На голову надевали валики, расшитые бисером, а с боков свисали подвески из бус. На ноги надевали расшитые торбаса[8].
Литература
- История и культура коряков / А. И. Крушанова. — Санкт-Петербург: Наука, 1993. — 235 с. — ISBN 5-02-0010114-1.
- Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Ч. М. Таксами. — Санкт-Петербург: Наука, 1997. — 237 с. — ISBN 5-02-028345-2.
- Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / Ч. М. Таксами, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконовой. — Санкт-Петербург: Наука, 2000. — 234 с. — ISBN 5-02-028485-8.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года . Дата обращения: 5 января 2023. Архивировано 30 декабря 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Всероссийская перепись населения 2010 года . Дата обращения: 26 сентября 2018. Архивировано 25 октября 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков / Ч. М. Таксами, Е. А. Алексеенко, В. П. Дьяконовой. — Санкт-Петербург: Наука, 2000. — С. 16, 33, 34. — 234 с. — ISBN 5-02-028485-8.
- ↑ Кто относится к коренным малочисленным народностям . Госуслуги (портал государственных услуг). Дата обращения: 4 февраля 2025.
- ↑ Иохельсон В. И. Коряки. Материальная и культурная организация / Ч. М. Таксами. — Санкт-Петербург: Наука, 1997. — С. 19. — 237 с. — ISBN 5-02-028345-2.
- ↑ Батьянова Е. П. Коряки. Образ жизни и система жизнеобеспечения . Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры (разработан при поддержке Министерства культуры и высшего образования Российской Федерации). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Коряки . Камчатский центр народного творчества (краевое государственное бюджетное учреждение). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Крушанова А. И. История и культура коряков / А. И. Крушанова. — Санкт-Петербург: Наука, 1993. — С. 8 — 10, 25, 135, 139, 142. — 235 с. — ISBN 5-02-0010114-1.
- ↑ Муравьёва И. А. Корякский язык . Большая российская энциклопедия 2004 – 2017 (электронная версия). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Голованева Татьяна Александровна, Жукова Алевтина Никодимовна, Мудрак Олег Алексеевич, Муравьёва Ирина Анатольевна. Корякский язык (неопр.). Малые языки России (Проект Института языкознания РАН). Дата обращения: 6 февраля 2025.