Дорогие уроки (рассказ)

Материал из «Знание.Вики»
Дорогие уроки
Дорогие уроки
Жанр Рассказ
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала Русский
Дата первой публикации 9 ноября 1887 года

«Дороги́е уро́ки» — рассказ Антона Павловича Чехова написан и впервые опубликован 9 ноября 1887 года под псевдонимом А. Чехонте[1]. Впервые опубликовано 9 ноября в «Петербургской газете» в 1887 году (№ 308). Подписано псевдонимом А. Чехонте. Вошло в издание русского книгоиздателя Адольфа Фёдоровича Маркса. При жизни Чехова рассказ был переведён на венгерский, немецкий и сербскохорватский языки[2].

История создания

При подготовке собрания сочинений рассказ был значительно переработан и сокращён. Были сняты, в частности, просторечия и вульгаризмы, придававшие иронический оттенок характерам героев. Изменена форма изложения (вместо приятеля Воротова его ведёт сам автор). В этой связи Чехов устранил случаи прямого вмешательства рассказчика в повествование. Комическая сторона рассказа была не только сохранена, но и усилена[2].

Сюжет

Закончив университет и получив кандидатскую степень, Воротов решил посвятить себя научной работе, осознав необходимость изучения иностранных языков. Для достижения этой цели, он принял решение нанять Алису Осиповну (m-lle Анкет), учительницу французского языка, которая окончила курс в частном пансионе. До обеда девушка занималась в пансионе, а по вечерам давала уроки. Однако, оказалось, что девушка преподавала неэффективно. Воротов решил не продолжать сотрудничество с ней, поскольку её уроки не приносили ему пользы. Однако, когда он подготовил конверт с оплатой за несколько дней занятий, он заметил расстроенное лицо Алисы. Ему стало жалко девушку, понимая, что она очень нуждается в деньгах.

Несмотря на то, что уроки оказались бесполезными, Воротов продолжал их. Он так и не смог заговорить по-французски, но влюбился в свою учительницу. Однажды он решил признаться в своих чувствах Алисе Осиповне, однако она остановила его и попросила не обсуждать эту тему.

Уроки продолжались. Воротов не смог овладеть французским языком, а его научная работа полностью осталась без внимания[1].

Персонажи

Воротов — мужчина 26 лет. Он пухл, тяжёл и страдал одышкой. Имел степень кандидата. Решив заняться маленькой научной работой, столкнулся с проблемой, связанной с незнанием иностранных языков. Человек с мягким характером, гуманными убеждениями и отсутствием желания занимать принципиальную позицию в сложных ситуациях часто становится игрушкой в руках других. Он просто плывёт по течению, допуская, чтобы его использовали.

Алиса Осиповна — изящная молодая француженка. Лицо бледное и томное, короткие кудрявые волосы, неестественно тонкая талия. По внешнему виду ей не больше 18. Окончила курс в пансионе. Преподает иностранные языки, чтобы заработать на хлеб. До обеда она ведёт занятия в пансионе, а после обеда ходит давать уроки в хороших домах. Внешне девушка очень хорошенькая, настоящая француженка, одета по последней моде, изысканно, но холодное и деловое выражение лица её свидетельствовало, что m-lle Анкет интересуют только деньги[3].

Жанр, тема, проблема

Жанр — рассказ, с одной сюжетной линией.

Тема воспитания и образования, взаимоотношения ученика и учителя; интеллигентская мягкотелость перед деловитостью серости.

Поднимаются проблемы образования путём создания образа учителя и образа учащегося той эпохи[4].

Композиция

  • Экспозиция — решение Воротова выучить иностранный язык.
  • Завязка — знакомство Воротова с m-lle Анкет.
  • Развитие действия — попытка Воротова объяснить учительнице, как нужно с ним заниматься; бесполезность занятий, попытка Воротова прекратить уроки; продолжение бессмысленных занятий, влюблённость Воротова в m-lle Анкет.
  • Кульминация — объяснение Воротова в любви m-lle Анкет, оставшееся непринятым.
  • Развязки в рассказе нет, финал открыт: Воротов продолжает оплачивать ненужные уроки[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Чехов А. П. Дорогие уроки. ФЭБ. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 Чехов А. П. Дорогие уроки. Примечания. chehov-lit.ru. Дата обращения: 20 февраля 2024.
  3. Мануилова А. Е. Речевой жанр как инструмент создания образа учителя в творчестве А. П. Чехова // Язык и культура (Новосибирск) : журнал. — 2015.
  4. Петрова Л. Г. Тема воспитания и образования в произведениях русских писателей-классиков: о серьезных проблемах, смеясь (на примере рассказов А. П. Чехова). — Белгород. — С. 2. — 5 с.

Ссылки

Полный текст на русском языке

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!