Ярилин день (Макушка лета)
Ярилин день | |
---|---|
| |
Тип | Народный |
Дата | 1 июля |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | принято украшать дома и дворы зеленью |
Связан с | Ярило |
Яри́лин де́нь (Маку́шка ле́та) — народный праздник, который отмечается 1 июля. В этот день славяне почитают Ярило — бога солнца и плодородия. Ярилин день считается важным этапом в годовом цикле земледельческих работ и наполнен различными обрядами и традициями[1].
Ярилин день, известный также как макушка лета, отмечается в разгар лета, в период максимальной солнечной активности и, соответственно, наивысших температур. Название «макушка лета» как нельзя лучше отражает суть праздника — это кульминация летнего сезона, пик его развития[2].
История происхождения праздника
Ярило был одним из самых почитаемых славянских богов. Он олицетворял собой солнечную энергию, которая давала жизнь всему живому. Ярило считался покровителем земледелия, скотоводства и плодородия. В его честь устраивались празднества, которые сопровождались различными обрядами и ритуалами[2].
В море солнечного света,
Заглянув с небес в оконце, Подошла «Макушка лета» -
День Ярилин, праздник солнца.Зоя Бунковская
Точное происхождение праздника Ярилин день неизвестно. Однако некоторые исследователи предполагают, что он мог возникнуть ещё в дохристианские времена, когда славяне поклонялись языческим богам. С принятием христианства многие языческие традиции были забыты или переосмыслены, но некоторые из них сохранились до наших дней[2].
Так, в увещеваниях и наставлениях епископа Тихона Задонского, жившего в 1724–1783 годах, сохранилось упоминание праздника, посвящённого Яриле, который отмечали жители Воронежа.Никита Ковальский
Культ Ярилы охватывал не только религиозные аспекты, но и аграрные практики, что делало его актуальным для большинства крестьянских общин. С приходом весны празднества в честь Ярилы начинались с ритуалов, связанных с посевом, а также с просьбами о хорошей урожайности. В эти дни люди собирались в общины, устраивали пиршества, водили хороводы и исполняли обрядовые песни. Сами собой возникали представления о Яриле как покровителе молодости и любви, что придавало многим обрядам особую эмоциональную окраску[3].
Интересно, что дата Ярилина дня не была строго фиксированной. Она варьировалась в зависимости от региона и природных условий. В некоторых областях его отмечали в день летнего солнцестояния (21 июня — 22 июня), в других — несколько позже летом — 1 июля, ориентируясь на созревание определённых сельскохозяйственных культур[3].
Ярило/Ярила
Многие ученые склоняются к мнению, что Ярило/Ярила — является богом солнца, плодородия и молодой силы, покровитель весеннего обновления и будущего урожая. Тот факт, что Ярило(а) считается в славянской мифологии богом солнца подтверждает и Юрий Александрович Коловрат-Бутенко, в своей статье он говорит об изучении исследователями отдельных восточнославянских божеств: Роженя, Ярила и других[4].
Волочился Я. (прим. Ярила) по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает.Мелетинский Е. М.
Пётр Ефименко говорит о том, что Ярило, в своем божественном обличье, представляет собой бога восходящего или весеннего солнца, а также символизирует любовь. Он является покровителем природы, заботится о животных и благоприятно влияет на рост растений. Кроме того, Ярило ассоциируется с силой и мужеством[1].
Обряды и традиции
В Ярилин день славяне проводили различные обряды и ритуалы, которые были направлены на привлечение удачи, здоровья и благополучия. Один из самых распространённых обрядов — разжигание костров. Считалось, что огонь очищает от негативной энергии и помогает избавиться от болезней. Вокруг костров водили хороводы, пели песни и танцевали. Также в Ярилин день было принято украшать дома и дворы зеленью. Считалось, что это приносит удачу и благополучие. Женщины готовили праздничные блюда, которые затем раздавали нуждающимся. Это был своеобразный акт милосердия и заботы о ближних[3].
В народных верованиях считалось, что в Ярилин день вся природа достигает своего апогея. Все живое — от растений до животных — набирает максимальную силу, «приходит в яр», как говорили наши предки. Крестьяне верили, что в этот день следует провести обряды, призванные обеспечить благополучие и богатство. Например, проводились ритуалы, связанные с защитой посевов от града и вредителей, а также обряды, направленные на увеличение урожая. Празднование Ярилина дня часто сопровождалось песнями, плясками и народными гуляниями. Столы ломились от обилия ягод, фруктов и выпечки, приготовленной по особым рецептам[5].
Широкое распространение культа Ярило на Руси подтверждается существованием народных празднеств «Ярилины», которые отмечались вплоть до XX века. В ходе этих торжеств население занималось сбором и сушкой трав, организовывало ярмарки, гулянья, хороводы и соревнования, демонстрирующие физическую силу и ловкость молодёжи. Также проводился обряд погребения Ярилы: с наступлением темноты зажигались огни, а соломенное изображение божества выносилось в поле или бросалось в воду[6].
Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнёт Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнёт — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шёлковая с лазоревыми цветами стелется.Орловский Музей Изобразительных Искусств
Символика и атрибуты
Всё, что можно было наблюдать в природе, воспринималось древними славянами как олицетворение божества. Атрибутом Ярило являлся солнечный свет, пробуждающий жизненные силы в растениях и деревьях, а также любовь во всём живом. Одним из главных символов Ярилина дня было солнце. Считалось, что в этот день солнце достигает своего пика, и это благоприятный момент для проведения обрядов и ритуалов[6]. Поэтому в этот день часто можно было увидеть изображения солнца или его символы. Поля, луга и леса пестрили буйством красок, плоды созревали, а земля изобиловала дарами.
Ещё одним важным атрибутом праздника были цветы и травы. Это было время сбора целебных трав, обладающих, по поверьям, наибольшей силой в этот конкретный день. Считалось, что они обладают магической силой и могут привлечь удачу и благополучие. Поэтому в этот день часто собирали цветы и травы, которые затем использовали в различных ритуалах[2]. Травы, собранные на Ярилин день, использовались для приготовления лекарств и оберегов, считалось, что они обладают особой магической силой.
Современное празднование
После Крещения Руси, церковь предприняла попытки искоренить языческие праздники, накладывая христианские традиции поверх старых[5]. Однако, корни язычества были слишком сильны, и Ярилин день, хотя и изменившийся, продолжал существовать в народной культуре. В настоящее время Ярилин день не имеет такого широкого распространения, как раньше. Однако некоторые традиции и обряды продолжают жить и сегодня[4]. Например, разжигание костров и украшение домов зеленью всё ещё практикуется в некоторых регионах России.
Даже сегодня, когда влияние языческих верований значительно ослабло, мы можем ощутить мощь и красоту природы, достигающую своего пика в разгар лета, что в полной мере отражает саму суть Ярилина дня, макушки лета. В этот день мы можем прикоснуться к богатому культурному наследию наших предков, почувствовав связь с природой и её циклами. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к возрождению языческих традиций и праздников. Это связано с интересом к истории и культуре своего народа[3].
Значение
Таким образом, Ярилин день является не только праздником сбора урожая, но и своеобразным календарным ориентиром для земледельцев, помогающим определить оптимальные сроки проведения сельскохозяйственных работ[4]. Ярилин день имеет большое значение для сохранения культурного наследия и национальной идентичности. Он помогает укрепить связь с природой и подчеркнуть важность земледельческих работ. Однако важно помнить, что праздник имеет языческие корни, и его празднование может вызвать разногласия в обществе.
Ярилин день имел большое значение для славянской культуры. Он был связан с земледелием, скотоводством и плодородием, которые были основой жизни древних славян. Праздник помогал укрепить связь с природой и подчеркнуть важность земледельческих работ. Кроме того, Ярилин день способствовал сохранению языческих традиций и обычаев, которые передавались из поколения в поколение. Это помогало сохранить культурное наследие и укрепить национальную идентичность. Возрождение интереса к языческой культуре также способствует более глубокому изучению и пониманию этого праздника[1].
Память
- Картина. Художник Сотников Евгений Михайлович. «Ярило». Орловский Музей Изобразительных Искусств
- Стихотворение «Ярилин день». Автор Бунковская Зоя.
- Весенняя сказка в четырёх действиях с прологом «СНЕГУРОЧКА». Островский Александр.
Литература
- Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. — СПб.: Типография Майкова в доме Министерства Финансов на Дворц. площ., 1868. — С. 5. — 36 с.
- Грановская Н. П., Гусарова Т. В. Празднование Ярилина дня в Нижегородской области // Открытый текст : журнал. — 2019. — 27 октября.
- Коловрат-Бутенко Ю. А. Краткая история изучения язычества восточных славян // Змиевское краеведение : журнал. — 2015. — № 1. — С. 51.
- Мелетинский Е. М., главный редактор. Мифологический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 626. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
- Ковальский Никита. 1 июля – Ярилин день: история и традиции // МК в Питере : Сетевое издание. — 2023. — Т. 30.
- Орловский Музей Изобразительных Искусств. ЯРИЛИНЫ // Орловский Музей Изобразительных Искусств.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. — СПб.: Типография Майкова в доме Министерства Финансов на Дворц. площ., 1868. — С. 5. — 36 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Ковальский Никита. 1 июля – Ярилин день: история и традиции // МК в Питере : Сетевое издание. — 2023. — 30 июня.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Грановская Н. П., Гусарова Т. В. Празднование Ярилина дня в Нижегородской области // Открытый текст : журнал. — 2019. — 27 октября.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Коловрат-Бутенко Ю. А. Краткая история изучения язычества восточных славян // Змиевское краеведение : журнал. — 2015. — № 1. — С. 51.
- ↑ 5,0 5,1 Мелетинский Е. М., главный редактор. Мифологический словарь. — М.,: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 626. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
- ↑ 6,0 6,1 Орловский Музей Изобразительных Искусств. ЯРИЛИНЫ . Орловский Музей Изобразительных Искусств. Дата обращения: 12 октября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |