Цифровое общество

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Цифровое общество
Электронно-цифровое общество
Computer-screen-code-glitch-animation-gif-background-free.gif
Тема общественное развитие
Предмет изучения архитектура цифрового общества
Период зарождения конец XX века — начало XXI века
Центры исследований В США, ЕС, России, Канаде, Китае, Японии
Значительные учёные Дон Тапскотт
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Цифровое общество — направление развития информационного общества в русле цифровой трансформации. Для цифрового общества характерна цифровая трансформация общественных институтов и социальных отношений. В рамках этого процесса происходит внедрение цифровых технологий в систему государственного управления, экономики и социальных институтов. В результате наблюдают изменение принципов взаимодействия между субъектами общественных отношений — переход в цифровой формат[1].

В экономике происходит преобразование товарно-денежных отношений, расширение видов экономической деятельности, модернизация условий производственной деятельности, а также способов производства и оказания услуг. В культуре наблюдается расширение возможностей взаимодействия человека с продуктами сферы культуры и способов его вовлечения в социально-культурную сферу жизни. В образовании появляются новые формы организации образовательного процесса, способы и средства обучения и воспитания, а также функции субъектов образовательного процесса[2]. Повсеместная цифровая трансформация общественных институтов и социальных отношений во многом способствует повышению качества жизни общества и глобальной конкурентоспособности.

Цифровая экономика

В цифровом обществе доминирует цифровая экономика в которой ключевой фактор производства — оцифрованные данные[3]. Согласно, Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», обработка данных в цифровом виде и использование результатов их анализа способствуют повышению экономической эффективности. В процессе оцифровки объект, изображение, звук, текстовый документ получают цифровое представление в числовом формате, что облегчает обработку информации с помощью современных компьютеров. К цифровым данным относят (в том числе): в медицине — идентификационные данные пациента, в образовании — информацию об объектах и субъектах образовательного процесса, в сельском хозяйстве — информацию о сельскохозяйственных культурах и условиях их выращивания[4]. Для обработки оцифрованных данных применяют методы количественной обработки: методы статистической обработки, корреляционный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, кластерный анализ[5].

Цифровая валюта

Файл:Digital Coded Money.jpg
Цифровая валюта

В условиях цифровой экономики общепризнанным средством платежа, которое принимается в обмен на материальные и виртуальные товары и услуги являются электронные деньги. Цифровые денежные средства представляют собой денежный актив, которым можно управлять, хранить или обменивать через сеть Интернет. Электронные средства могут использоваться как альтернативная или дополнительная валюта — цифровая валюта. В настоящее время наиболее распространёнными типами цифровых денег являются криптовалюта, виртуальная валюта и цифровая валюта центрального банка. В России национальная цифровая валюта — Цифровой рубль[6].

Цифровой банкинг

Файл:Digital-banking-concept.png
Цифровой банкинг

В контексте цифровой экономики на финансовом рынке происходит развитие цифрового банкинга. Инновации в банковском секторе позволяют модифицировать банковские продукты, совершенствовать обслуживание клиентов, расширять список инвестиционных решений, продуктов, инструментов для потенциальных инвесторов, а также развивать свою конкурентоспособность на мировом финансовом рынке. Мониторинг развития цифрового банкинга в глобальном масштабе осуществляет Международный институт развития менеджмента, который также ежегодно публикует Рейтинг мировой конкурентоспособности. Основными драйверами развития цифрового банкинга являются, как отмечают, платформенные и технологические решения, в том числе: Big Data, open API, возможность удаленной аутентификации, основанной на использовании биометрических данных клиента, экосистемы, такие проекты Банка России как маркетплейс, мастерчейн, цифровой рубль[7].


Цифровое производство

Доминирование цифровой экономики способствовало тому, что основным продуктом производства стала информация, а основой производственной деятельности — информационные технологии[8]. Применение современных сквозных цифровых технологий таких как Big Data, IoT, AI и других позволяет оптимизировать бизнес-процессы и управлять сложной системой технической подготовки производства, повысить эффективность производственной деятельности. Например, систематизация оцифрованных данных позволяет построить математическую модель производства, провести анализ проектных ошибок, что впоследствии может способствовать повышению качества производства и оказания услуг, а также сокращению производственных затрат[9]. Результатом цифровизации производственной деятельности становится повышение глобальной конкурентоспособности производственных предприятий в русле наблюдаемых тенденций.

В данных условиях стало возможным возникновение нового экономического сектора — высокотехнологичного сектора экономики. Ключевую роль в данном секторе играют высокие технологии — совокупность информации, информационных технологий и материальных средств производства. В высокотехнологичном секторе экономики высокие технологии применяются для разработки, создания и производства технически сложных товаров[10]. Для отраслей высокотехнологичного сектора экономики характерно инвестирование в научные исследования и разработки (НИОКР), привлечение специалистов с высшим образованием, а также инновационное управление человеческими и материальными ресурсами.

В России, в настоящее время, существует более 20 тысяч компаний, которые представляют различные отрасли высокотехнологичного сектора экономики[11]. В условиях цифровой экономики они имеют особое значение так как способствуют модернизации индустрии, стабильному экономическому росту отечественной экономики, конкурентоспособности страны на международном уровне[12]. Современные российские высокотехнологичные предприятия специализируются на создании инновационной высокотехнологичной продукции разной направленности (в том числе):

  • лекарственных препаратов и медицинской техники
  • биоветеринарных клеточных препаратов и технологий
  • насосного оборудования для нефтегазовой и нефтехимической промышленности
  • программного обеспечения для нефтегазовой и нефтехимической отрасли
  • IT-решений для оптимизации строительства и системы охлаждения на предприятиях
  • автомобильной электроники и экологичных смазочных материалов


Цифровая культура

Основная статья: Цифровая культура

Цифровая культура отражает состояние общества, а значит предусматривает использование цифровых технологий и сети Интернет для реализации своих функций и адаптации своей составляющей. При этом составляющие культуры — её формы существуют одновременно и представляют собой единое целое. Цифровизация культуры способствовала появлению сетевых и совместных культурных форм, а также способствует внедрению цифровых технологий в культурное пространство[13].

Нам нужно пространство, которое наполнено смыслами, создать новую форму, которая будет привлекать молодых людей.Ольга Борисовна Любимова

Социокультурное пространство цифрового общества XXI века

Цифровая литература

В цифровом обществе стремительно меняется образ жизни человека, однако не меняется иерархия его потребностей, особенно в духовной сфере. Удовлетворение духовных потребностей современного человека непрерывно взаимодействующего с цифровыми технологиями осуществляется, в том числе, переносом произведения искусства в цифровую среду. Стремительное развитие информационных технологий и модификация продуктов научно-технической революции позволяют удовлетворять духовные потребности человека расширив спектр возможностей его взаимодействия с продуктами сферы культуры. Одновременно, это способствует возникновению новых форм, жанров, технологий передачи информации.

В контексте цифрового общества литература, с одной стороны, получила новую форму воплощения — цифровую, в процессе оцифровки, сохранив своё содержание для последующих поколений. С другой, она получила возможность расширить границы взаимодействия с читателем через новые жанры, поддерживаемые современными цифровыми технологиями. В настоящее время существуют следующие жанры цифровой литературы (в том числе):


Цифровая живопись

Основная статья: Цифровое искусство

Цифровая живопись является особым видом изобразительного искусства, развивающейся формой искусства в цифровом обществе. Цифровая живопись предусматривает применение традиционных техник рисования реализуемых при помощи современных цифровых технологий — компьютера, графического планшета и стилуса, а также специализированного программного обеспечения для работы с растровой и векторной графикой.

Процесс создания цифровых изображений существенно отличается от создания традиционных форм изобразительного искусства. В первую очередь, тем, что средствами компьютерной графики создается цифровой образ, который может быть изменён и существовать в первоначальной и в изменённой форме одновременно[14]. Во-вторых, результатом цифровой живописи являются художественные произведения, представленные в цифровой форме, которые в дальнейшем можно спроецировать в пространстве, нанести на физическую поверхность. Этапы создания цифрового произведения выглядят следующим образом:

  1. Создание идеи: стиль, тема, цветовая гамма и основные элементы произведения
  2. Набросок предварительного эскиза: элементы, детали, цвета
  3. Подготовка материалов инструментов: текстура, шрифты, специальные кисти, дизайнерские решения.
  4. Работа над цифровым произведением: детализация эскиза, добавление текстуры, цветовая коррекция, объединение элементов.
  5. Финал: экспорт и использование готового цифрового изображения.

Российская цифровая живопись характеризуется стилевым многообразием, как в следовании традиционным формам изобразительного искусства, так и новым только появляющимся цифровым. Для работ отечественных цифровых художников характерно в содержательном плане — изображение бескрайних открытых пространств, просвеченных солнцем облаков, закатных далеких гор, осязаемого ветра, создание композиций с символическим или аллегорическим наполнением, в техническом — особая детализация, световая драматургия, реалистичная трактовка образов[15].

Цифровое образование

В цифровом обществе закономерным образом происходит цифровая трансформация системы образования. Для цифровизации образования характерно внедрение сквозных цифровых технологий в образовательный процесс, трансформация способов и средств взаимодействия субъектов образовательного пространства, создание единой цифровой образовательной среды. В результате происходит перефокусировка внимания на формирование знаний, навыков и умений востребованных в условиях доминирования цифровой экономики[16].

Цифровая школа

«Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой, что в свою очередь позволит максимально эффективно использовать ресурсы ещё одного нашего масштабного ресурса – Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей.Ольга Юрьевна Васильева

Переход от традиционной школы к цифровой подразумевает взаимодействие обучающихся с современными цифровыми технологиями в процессе познания и обучения под педагогическим контролем. В процессе перехода происходит обновление организационный культуры образовательных учреждений, развитие познавательной самостоятельности обучающихся, перефокусировка внимания на воспитательную работу. Результатом перехода к цифровой школе принято считать персонализацию образовательного процесса на основе использования цифровых технологий и достижение необходимых образовательных результатов[17].

В России запуск приоритетного проекта «Цифровая школа» является этапом реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». В рамках проекта «Цифровая школа» предусматривается создание условий, обеспечивающих равный доступ обучающихся к общему образованию. Реализация модели «Цифровая школа» предполагает обновление содержания образования и изменение роли учителя, появление новых видов учебной деятельности, изменение характера взаимодействия участников образовательного процесса, расширение образовательного контента, индивидуализацию учебного процесса. Так, в «Цифровой школе» педагог — это куратор, наставник помогающий обучающемуся спроектировать индивидуальную траекторию обучения, соответствующую запросам и приоритетам школьника[18]. Получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам учащиеся школ и колледжей могут воспользовавшись государственными информационными системами — федеральная ГИС «Моя школа» и цифровой сервис «Мой колледж»[19].

Цифровой университет

«Цифровой университет» – это ответ ректорского корпуса и ведущего университета страны на задачи правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цель проекта – сделать вуз единой цифровой образовательной платформой и единой информационно-коммуникационной средой. «Цифровой университет» предусматривает использование современных технологий в образовательном процессе, научной и инновационной деятельности, в социальной сфере, в управлении университетом и при взаимодействии с бизнесом.Виктор Антонович Садовничий

Цифровая трансформация образования как социального института закономерно обусловила цифровизацию университета как организации. Под цифровизацией деятельности образовательной организации понимают внедрение современных сквозных цифровых технологий и организацию совместной работы ключевых структурных подразделений университета в едином цифровом пространстве[20]. «Цифровой университет» в широком смысле — модель по созданию единого образовательного пространства. Ключевую роль в данной образовательной модели играют цифровые технологии, адаптивные к образовательному процессу в системе высшего образования и способствующие достижению целей университета. Модель «Цифровой университет» имеет общий вид, что делает её подходящей для тиражирования и включает четыре направления:

В России в рамках реализации проекта «Цифровой университет» предполагается создание цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования подобно «Маркетплейс сервисов» и «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», входящих в цифровую экосистему[21]. В перспективе это будет способствовать повышению качества и доступности исследований и разработок, а также снижению затрат на постоянные и переменные издержки[22]. В современном образовательном пространстве данного уровня уже функционирует электронная информационно-образовательная среда, включающая online-библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, а также другие цифровые сервисы. В перспективе планируется работа с большими данными (Big Data) для принятия управленческих решений и создание цифровых сервисов для интеграции работы разных вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. Кроме того, актуально формирование у преподавателей, студентов и руководства университета новых компетенций: информационных, коммуникационных, медиа-компетенций, технологических[23].

Литература

  1. Апатова Н. В. Цифровая экономика: основные направления развития / Н. В. Апатова, А. С. Генкин, Г. В. Клименков и др. — Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2018. — 214 с.
  2. Войскунский А. Е. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / А. Е. Войскунский, Т. А. Нестик, А. Н. Поддьяков и др. — М.: МПГУ, 2019. — 263 с.
  3. Галкин Д. В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. — 285 с.
  4. Зубарева С. С. Философия цифрового дизайна: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2021. — 49 с.
  5. Карпов О. Э. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе / О. Э. Карпов, Ю. М. Акаткин, В. А. Конявский, Д. С. Микерин. — М.: Деловой экспресс, 2016. — 491 с.
  6. Ковалев Д. В. Цифровая экономика: учебник / Д. В. Ковалев, Е. В. Маслюкова, А. Ю. Никитаева. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2022. — 188 с.
  7. Кузнецова Т. Ф. Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход. — М.: МосГУ, 2020. — 189 с.
  8. Павлинов И. А. Цифровая экономика: трансформация основных сфер жизни общества в цифровой среде / И. А. Павлинов, Л. К. Скодорова, Е. И. Павлинова и др. — Тираспол: ПГУ, 2020. — 268 с.
  9. Самохвалов А. В. Цифровая культура: учебное пособие / А. В. Самохвалов, А. А. Скворцов, И. А. Киселева и др. — Тамбов: Издательство Чеснокова А. В., 2022. — 399 с.
  10. Смирнова Е. А. Введение в цифровую культуру: учебное пособие / Е. А. Смирнова, М. А. Смирнов. — Череповец: ЧГУ, 2021. — 201 с.
  11. Тапскотт Д. Викиномика: как массовое сотрудничество изменяет все / Д. Тапскотт, Э. Д. Уильямс. — М.: Альпина паблишер, 2020. — 454 с.
  12. Шаповалова Г. М. «Цифровая культура» в концепции глобального информационного общества: теоретико-правовой аспект. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2020. — 175 с.
  13. Tapscott D. Grown up digital. — G.B.: McGraw-Hill Education, 2009. — 368 p.
  14. Tapscott D. The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. — G.B.: McGraw-Hill, 2015. — 449 p.

Примечания

  1. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология : журнал. — 2021. — 1 июня (т. 4, № 2). — С. 4—12.
  2. Санько А. М. Средства обучения в условиях цифровизации образования. — Самара: Издательство Самарского университета, 2020. — 100 с. — ISBN 978-5-7883-1536-2.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. Официальный интернет-портал правовой информации (10.05.2017). Дата обращения: 29 августа 2023.
  4. Ци Ц. Данные в цифровой экономике // Социология : журнал. — 2022. — Январь. — С. 40—50.
  5. Прокудин Д.Е., Левит Г.С. Применение методов количественной обработки цифровых данных в науковедческих исследованиях (на примере изучения влияния научных идей Г.Ф. Гаузе на развитие науки) // International Journal of Open Information Technologies : журнал. — 2018. — Т. 6, № 12. — С. 51—56.
  6. Цифровой рубль. Банк России (21 августа 2023). Дата обращения: 1 сентября 2023.
  7. Быканова Н.И. Тренды в банковской отрасли в эпоху развития цифровых технологий // Научный результат. Экономические исследования : журнал. — 2022. — Т. 8, № 2. — С. 107—118.
  8. Городнова А. А. Развитие информационного общества : учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2017. — С. 8—22. — 235 с. — ISBN 978-5-9916-9437-7.
  9. Цифровое производство глазами производителей // Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности : журнал. — 2017. — Декабрь (№ 2). — С. 24—36.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 924 (10 ноября 2011). Дата обращения: 1 сентября 2023.
  11. Топ-10 высокотехнологичных проектов, которые пришли на смену иностранным товарам и технологиям в 2022 году. Официальный сайт Мэра Москвы. Дата обращения: 2 сентября 2023.
  12. Рябков О. А. Высокотехнологичное производство - основа инновационной экономики // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал : журнал. — 2017. — № 3.
  13. Фирсова С.В., Данилина О.М., Дашков А.А., Показаньев В.Ю. Культура как атрибут цифровой трансформации // Цифровая социология : журнал. — 2021. — Т. 4, № 1. — С. 4—11.
  14. Белозеров О. И., Селина А. М. Цифровая живопись - замена современному искусству? // Academy : журнал. — 2019. — № 2. — С. 12—16.
  15. Исаева О. А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры : журнал. — 2017. — № 1. — С. 173—176.
  16. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь / Researcher : журнал. — 2019. — № 1—2. — С. 22—37.
  17. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. — 344 с. — ISBN 978-5-7598-2012-3.
  18. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях. Минпросвещения России (25 мая 2018). Дата обращения: 2 сентября 2023.
  19. Калмацкий М. Цифровизация образования в России выходит на новый уровень. Проекты России. ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Дата обращения: 2 сентября 2023.
  20. Берсенев Д.Н., Воронов А.А., Тинякова В.И. Перспективы и возможности роста экспорта образовательных услуг в современном российском образовании // Экономика: теория и практика : журнал. — 2019. — № 3 (55). — С. 20—26.
  21. Элементы "Цифрового университета" внедрят во всех государственных вузах к концу 2023 года. Информационное агентство ТАСС (11 февраля 2019). Дата обращения: 2 сентября 2023.
  22. Гуляева, А. Минобрнауки предлагает создать цифровой университет Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/minobrnauki-predlagaet-sozdat-cifrovoy-universitet.html. Парламентская газета. АНО «Парламентская газета» (16 июля 2021). Дата обращения: 2 сентября 2023.
  23. Липаева Т.А., Чернова Т.В. Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций. — Кострома, 2020. — 54 с.

Ссылки

  1. Атлас сквозных цифровых технологий России
  2. Национальный проект «Цифровая экономика»
  3. Ц — цифровая валюта: как используют электронные деньги
  4. Маркетплейс российского программного обеспечения
  5. Рейтинг мировой конкурентоспособности
  6. «Кадры для будущего»
  7. Атлас новых профессий
  8. Официальный сайт федерального проекта «Цифровая культура»
  9. «Цифровая культура: новые возможности и тренды»
  10. Цифровая живопись. Примеры работ мастеров Digital painting
  11. Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков
  12. Произведения классической литературы
  13. Аудиосериал — новый жанр литературы?
  14. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа»
  15. ГИС «Моя школа»
  16. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!