Унитарное государство
Унита́рное госуда́рство — это одна из форм государственного устройства; государство, имеющее единые на всей своей территории конституцию, законодательство, бюджет, централизованную систему органов государственной власти, судебную систему, единое гражданство, единые государственные символы[1].
Отличительной чертой унитарного государства является отсутствие у составляющих его административно-территориальных единиц суверенитета, то есть они не являются государственными образованиями, но наделены особыми полномочиями негосударственного характера. Большинство из существующих в современном мире государств являются унитарными по форме государственного устройства[2].
Характеристики унитарного государства
К характерным признакам унитарного государства относятся:
● Существует единый набор высших представительных, исполнительных и судебных органов власти, которые координируют деятельность местных органов власти.
● Имеет место одна конституция, единая система законодательства, общее гражданство. Работает единый валютный стандарт, применяется общая налоговая и кредитная политика для всех административно-территориальных образований.
● Территориальные единицы унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства и прочее) лишены государственного суверенитета, не имеют собственных законодательных органов, армий и других признаков независимости.
● В унитарном государстве с небольшим числом национальностей широко распространена национальная и законодательная автономия.
● Все международные отношения осуществляются центральными государственными органами.
● Унитарное государство имеет общие вооружённые силы, которыми управляют центральные органы власти.
● В унитарной системе все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию[2].
Однако в действительности имеется ряд исключений, когда государства, по форме государственного устройства причисляемые к унитарным, в чём-то не соответствуют вышеперечисленным характеристикам. Например, Великобритания, Сан-Марино и Израиль не имеют формально принятых конституций[2].
Так же не все унитарные государства имеют единую систему гражданства. Так, в Великобритании имеется система разных категорий гражданства; жители Великобритании, Гибралтара и Фолклендских островов имеют полное гражданство с правом проживания в Великобритании, в то время как гражданство британских заморских территорий (ранее — «подданные британских зависимых территорий») не даёт автоматического права на проживание в Великобритании. В Дании, при наличии формально единого гражданства, жители автономий Гренландия и Фарерские острова имеют особые паспорта с соответствующей пометкой о месте проживания и ограниченное право на проживание в Дании. Особый правовой статус местного гражданства существует в Новой Зеландии для жителей островных территорий (Острова Кука, Ниуэ). В Китае при наличии юридически единой системы гражданства жители Гонконга и Макао имеют отдельные паспорта; кроме того, жители материкового Китая не могут свободно селиться в данных специальных административных районах, и наоборот[3].
В некоторых унитарных государствах территориальные единицы имеют свои парламенты, но при этом за центральной властью закрепляется право отозвать их. Примерами таких государств являются Великобритания (значительные автономные права имеют Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия), Испания (автономные сообщества Каталония и Страна Басков), Италия (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже), Франция (Корсика и заморские территории Франции, например, Новая Каледония) и Китай (специальные административные районы Гонконг и Макао)[3].
Классификация унитарных государств
По критерию взаимодействия местных органов и органов государства (наличие компетенций и порядок формирования органов местного самоуправления)[3]:
- Централизованные (жёстко централизованные). Органы местного самоуправления подчинены центральной власти, не наделены полномочиями самостоятельного принятия решений по тем или иным вопросам, выполняют решения центра.
- Относительно централизованные (относительно децентрализованные). Характеризуются признаками централизации и централизации, это так называемые «смешанные системы местных государственных устройств»[4] Присутствует сочетание местного управления и самоуправления в административно-территориальных единицах различных уровнях: высшего, среднего, низового. Например, Португалия и Франция имеют все три уровня административно-территориальных единиц в своём составе, в то время как Армения, Польша и Финляндия — по два. При этом высшие территориальные единицы носят в основном административный характер, а самоуправляются только низовые[5].
- Нецентрализованные (децентрализованные). Органы местного самоуправления формируются при определённом участии населения и наделены некоторыми полномочиями самостоятельно принимать решения по отдельным экономическим, организационным и иным вопросам местного значения[6].
По критерию наличия или отсутствия автономных образований в составе унитарного государства[7]:
- простое унитарное государство — государство состоит исключительно из административно-территориальных единиц, наделённых одинаковым статусом во взаимоотношениях с центральной властью;
- сложное унитарное государство — государство, в состав которого, помимо административно-территориальных единиц, включены автономии;
- региональное (регионалистское) государство — государство, полностью состоящее из автономий.
Автономия в составе унитарного государства
Автономия (автономное образование) — это самоуправляемая территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку[8][9]. Для теории государства и права наличие автономии в составе унитарного государство является спорным моментом, что выражается в существовании двух подходов к определению самого понятия унитарного государства[3].
Согласно первому подходу, унитарное государство исключает возможность включения автономий в свой состав[10]. В таком государстве централизованное управление административно-территориальными единицами имеет место неделимость государственного суверенитета и не допускается наличие признаков собственной государственности у субъектов государства[11]. Только административно-территориальные единицы без политической самостоятельности могут быть частью унитарного государства, где их политические органы полностью подчинены центральной власти и формируются ею[12].
Там не менее некоторые унитарные государства, такие как Финляндия, которые имеют автономии в своём составе, всё равно считаются унитарными государствами. Согласно другому подходу, существование автономии в унитарном государстве наряду с административными единицами возможно. Таким образом, унитарное государство определяется как «простое, цельное, где отдельные части могут иметь автономию», но при этом оно отличается политическим единством и неделимостью[13].
Существуют две разновидности автономии[14]:
- экстерриториальная;
- территориальная (государственно-территориальная);
- в зависимости от цели создания: территориальная и национально-территориальная (этнотерриториальная) автономии;
- в зависимости от компетенции автономного образования: административная и политическая (законодательная).
В политических автономиях действуют собственные органы законодательной и исполнительной власти (например, Аландские острова). Административные автономии не имеют собственных законодательных органов. Им предоставлена некоторая самостоятельность только в сфере исполнительной власти[14].
Региональное (регионалистское) государство, полностью состоящее из автономий, не наделённых статусом государственных образований, может рассматриваться как тип децентрализованного унитарного государства. Такая форма государства так же иногда рассматривается как промежуточная стадия между унитарной и федеративной формой государственного устройства[15]. Примерами регионального государства являются Италия и Испания[16]. Однако данная форма более оправдана в случаях с полиэтническим составом населением или исторически сложившейся автономии отдельных территорий в составе государства[17].
Автономии в составе регионального государства в значительной степени приближены к автономиям в федерации, однако отличительной чертой регионального государства является наличие у автономий свободы в законодательной ветви власти без предоставления права принятия собственных конституций. В региональном государстве остаточная компетенция закреплена за центральной властью.
Автономии в составе регионального государства в значительной степени приближены к автономиям в федерации[18], однако отличительной чертой регионального государства является наличие у автономий свободы в законодательной ветви власти без предоставления права принятия собственных конституций. В региональном государстве остаточная компетенция закреплена за центральной властью[19]. Тем не менее иногда региональное государство рассматривается как отдельная форма государственного устройства, наравне с федерацией и унитарным государством[20].
Примечания
- ↑ Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Эксмо. — Эксмо, 2005. — 495 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Касаткина Н. А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № №1. — С. С. 207-212.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Григонис Э. П. Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. — СПб., 2006., с. 63-64]:
- ↑ Хропанюк В. Н. Теория государства и права [Текст]: учебник для вузов / В.Н, Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. — М., 2008. с. 116
- ↑ Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / Б. А. Страшун. — 3-е изд. — Т. 1-2. — М., 1999., с. 694
- ↑ Васильев А. В. Теория права и государства: учебник. М.: МПСИ, 2008, с. 319—320] [Хропанюк В. Н. Теория государства и права [Текст]: учебник для вузов / В.Н, Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. — М., 2008. с. 116]
- ↑ Григонис Э. П. Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. — СПб., 2006., с. 64-65
- ↑ Комаров А. С. Общая теория государства и права [Текст]: учебник / А. С. Комаров — 7-е изд. — СПб., 2006., с. 77
- ↑ [Березовский Д. В. Форма государственного устройства [Текст] / Д. В. Березовский // Теория государства и права / отв. ред. А. В. Малько. — М., 2006. с 88
- ↑ Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2004. с 58
- ↑ Миронюк М. Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ: Учебное пособие. М.: МГИМО, 2008. с. 7
- ↑ Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: Проспект, 2005. с. 218] [Васильев А. В. Теория права и государства: учебник. М.: МПСИ, 2008. с. 319
- ↑ Федощеева Н. Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. Дис. …канд. юрид. наук. М., 2000, с. 28
- ↑ 14,0 14,1 Снетков В.Н., Фомина Н.А. Критерии классификации унитарных государств // Terra Linguistica : журнал. — 2011. — № 118. — ISSN 2025-08-14.
- ↑ Григонис Э. П. Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. — СПб., 2006. с. 67
- ↑ Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / Г. Н. Андреева. — М., 2005., с. 521
- ↑ Чиркин В. Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление) [Текст] / В. Е. Чиркин. — М., 2006. с. 66
- ↑ Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / Г. Н. Андреева. — М., 2005., с. 521
- ↑ Смирнов Я. Ю. Вопрос о предметах ведения субъектов федерации или регионов унитарных государств в конституциях стран СНГ, Западной Европы и Америки [Текст] // Я. Ю. Смирнов // Актуал. проблемы правоведения. — 2003. — № 1-2. с. 29
- ↑ Стародубцев В. П. Региональное государство как форма государственного устройства [Текст] / В. П. Стародубцев // Соврем. гуманитарные проблемы. — Вып. 3 — Волгоград: Изд-во ВА МВД России, 2006. с. 137