Мажоритарная избирательная система

Мажоритáрная избирáтельная систéма — механизм выборов в государственные органы власти и местное самоуправление, где победителями становятся кандидаты, собравшие наибольшее количество голосов избирателей в своих округах. Эта система подразумевает деление выборной территории на одномандатные округа, что позволяет каждому округу иметь своего представителя[1].

Мажоритарная избирательная система в России

Важным условием функционирования любого демократического государства является организация и проведение свободных, прямых, тайных и равных выборов, которые обеспечивают сменяемость власти и способствуют учёту мнения населения в вопросах политического устройства государства. Мажоритарная избирательная система широко используется в российском избирательном процессе. Использование мажоритарной избирательной системы объясняется рядом её преимуществ в сравнении с иными избирательными системами[2].

Согласно мажоритарной избирательной системе, выборы в представительные органы власти предполагают разделение всей территории страны (региона, района, города) на определённые административные единицы — избирательные округа. Обычно от каждого округа избирается один депутат (это одномандатные округа), но в некоторых случаях может быть выбрано два и более депутата (многомандатные округа). Важное значение имеет размер избирательных округов, который должен стремиться к равенству по численности избирателей. В рамках данной системы победителем считается тот кандидат, который занял первое место по количеству голосов в своём округе. Характерная черта такой системы — избиратели голосуют за того или иного кандидата, при этом может быть обозначено, какую партию он представляет[2].

Схема мест в Государственной думе Российской Федерации по политическим партиям по состоянию на декабрь 2016 года

В России применяется 2 вида мажоритарной избирательной системы:

  1. Абсолютного большинства. Кандидат выигрывает, если имеет 50 %+1 голос избирателей (применяется на выборах президента России).
  2. Относительного большинства. Побеждает тот кандидат, который набрал больше голосов чем у остальных кандидатов (применяется на муниципальном уровне).

Если при выборах президента России или главы региона кандидаты не получили необходимое количество голосов, то объявляется второй тур, куда попадают на голосование дра кандидата с наибольшим количеством голосов в первом туре (так произошло на выборах президента в 1996 году — для того чтобы одержать победу над Геннадием Зюгановым, Борису Ельцину потребовалось два тура голосования. В первом раунде он получил 35,28 % голосов, Зюганов — 32,03 %. Во втором туре Ельцин набрал 53,82 % голосов против 40,31 % Геннадия Зюганова). Для выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации с 2014 года используется смешанная система, где 225 депутатов (50 % мест в Государственной Думе) избираются через мажоритарную систему по одномандатным округам[3].

Мажоритарная избирательная система в странах мира

Избирательные системы в мире (нижняя палата или однопалатный законодательный орган): красный цвет — мажоритарное представительство («победитель забирает всё»), синий — пропорциональное представительство, фиолетовый — мажоритарное представительство со смешанным составом парламента, тёмно-фиолетовый — пропорциональное представительство со смешанным составом парламента, жёлтый — полупропорциональное представительство (несмешанное), коричневый — непрямые выборы, серый — переходный период, чёрный — нет выборов (например, монархия).

Своё название мажоритарная избирательная система получила от французского слова «majorite», что означает большинство. Исторически первой в зарубежных странах сложилась мажоритарная избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Она является самой многочисленной, приоритетной как в историческом плане, так и по представительству в современном спектре избирательных систем. На сегодняшний день применяется примерно в 90 странах мира. Помимо США, Великобритании, Канады и Индии, данная система применяется в государствах Карибского сообщества, Тихого океана, бывших британских колониях в Азии (Пакистан, Бангладеш, Непал, Малайзия), и ещё в восемнадцати африканских странах[4].

Во Франции, где мажоритарная система абсолютного большинства применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается около десяти партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику[4].

Помимо двух систем мажоритарной избирательной системы существует ещё несколько видов:

  1. Альтернативное (рейтинговое или мажоритарно-преференциальное) голосование, где избиратель в бюллетене выбирает несколько предпочтительных для него кандидатов. Так, например, альтернативное голосование применяется с 1937 года при выборах президента Ирландии, а также на острове Науру. Многие десятилетия, с 1919 года оно используется в Австралии при формировании нижней палаты федерального парламента — Палаты представителей. Длительное применение этой системы способствовало увеличению количества партий и сокращению шансов крупнейшей партии страны — Лейбористкой — на получение парламентского большинства. Таким образом, альтернативное голосование, помимо возможности сделать мажоритарную систему абсолютного большинства результативной, может давать небольшим партиям завышенное представительство.
  2. Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает, что для одержания победы на выборах кандидату необходимо собрать заранее определённое большинство голосов избирателей, превышающее 50 %. Эта система чаще всего применяется при избрании глав государств и других высокопоставленных лиц. Например, в Азербайджане, согласно части 2 статьи 101 Конституции, в период с 1995 по 2002 года кандидат на пост Президента обязан был набрать не менее двух третей голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Однако это правило вскоре было отменено как нецелесообразное. В Чили, на выборах в Палату депутатов Национального Конгресса, кандидату для того, чтобы стать победителем, требуется заручиться поддержкой двух третьих граждан. Ранее подобная избирательная система применялась и при формировании Сената Республики, где победителем объявлялся кандидат, который набрал 65 % голосов избирателей.
  3. Панаширование (от французского слова «panachage», что переводится как «смешивание») предоставляет избирателям возможность голосовать за кандидатов из различных списков, а также добавлять новых кандидатов в эти списки. В таком случае голоса учитываются отдельно для каждого кандидата, независимо от того, является ли он частью списка или получил специальную преференцию. Эта практика может использоваться как в рамках мажоритарной системы с многомандатными округами, так и при пропорциональной избирательной системе. Такая избирательная система применяется в Швейцарии с 1918 года.

Один из недостатков мажоритарной системы — потеря голосов меньшинства избирателей. Так при выборах президента США в 2000 году за республиканца Альберта Гора проголосовало большинство избирателей, но за демократа Джорджа Буша-младшего проголосовало большее количество избирательных округов, по итогам выборов президентом стал последний. Таким образом, американская мажоритарная система обеспечила победу кандидату, за которого проголосовало меньшинство граждан[1].

Определяющие причины выбора определённой избирательной системы зависят от целей, которые законодатель стремится достичь. Предпочтение мажоритарной системы часто обусловлено необходимостью создания стабильных правительств, которые будут нести ответственность перед парламентом[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Нигметзянов Т. И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник КГУ : Журнал. — 2015. — № 3.
  2. 2,0 2,1 Шалгин Г. А., Князева И. Н. Мажоритарная избирательная система современной России: достоинства и недостатки // Символ науки : журнал. — 2022. — Январь (№ 1).
  3. В России введена смешанная система выборов в Госдуму. РИА Новости (1 марта 2020). Дата обращения: 18 июля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Берлявский Л. Г. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Политическая концептология : Журнал. — 2024. — № 4.