Избирательная система

Мажоритарная система
     Система относительного большинства
     Система абсолютного большинства
     Рейтинговое голосование
     Мажоритарная бонусная система
     Голосование блоком
     Голосование партийным блоком
Полупропорциональная система
     Система единого непереходного голоса
     Кумулятивное голосование
     Биномиальная избирательная система
Пропорциональная система
     Партийный список
     Система единого передаваемого голоса
Смешанная система
     Смешанная избирательная система (относительное большинство)
     Смешанная избирательная система (абсолютное большинство)
Параллельная система
     Параллельное голосование (относительное большинство)
     Параллельное голосование (абсолютное большинство)
     Параллельное голосование (голосование блоком)
     Параллельное голосование (система единого непереходного голоса)
Другие
     Модифицированный подсчёт Борда
     Нет прямых выборов
     Нет информации

Избира́тельная систе́ма — это набор правил и процедур, по которым проводятся выборы. Избирательная система определяет, как голосуют граждане, как подсчитываются голоса и как распределяются места в органах власти[1].

Элементы избирательной системы

К ключевым элементам избирательной системы[2] в широком понимании относятся:

  1. Образование избирательных округов — как делят территорию на участки для голосования.
  2. Выдвижение и регистрация кандидатов — кто может баллотироваться и как попадает в бюллетень.
  3. Партийные списки — как партии формируют списки своих кандидатов.
  4. Влияние избирателей на состав власти — возможность голосовать за конкретных кандидатов внутри списка (преференциальное голосование).
  5. Информационное обеспечение выборов — как власти и СМИ информируют граждан о выборах.
  6. Предвыборная агитация — какие правила регулируют рекламу и агитацию кандидатов.
  7. Финансирование выборов — кто и как контролирует расходы на избирательные кампании.

Современная политическая наука рассматривает избирательную систему как важнейший институт, определяющий характер представительной демократии и влияющий на развитие партийно-политической системы государства[3].

Историческая справка

Первые избирательные системы появились ещё в античный период:

Современные избирательные системы начали формироваться в XVIIIXIX веках, когда в Европе[5] и Америке[6] стали развиваться парламенты и расширяться всеобщие избирательные права:

Типы избирательных систем

Мажоритарная избирательная система

Способ определения победителя на выборах, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, называется мажоритарной системой (majorité с фр. — «большинство»). Это самая древняя форма организации выборов, появившаяся ещё в античные времена[1].

Как работает мажоритарная система? Существует три основных вида этой системы, которые отличаются требованиями к количеству голосов для победы[1]:

  1. Система относительного большинства. Победа присуждается кандидату, получившему простое большинство голосов (больше, чем каждый из соперников в отдельности), независимо от общего процента поддержки. Данная модель применяется в парламентских выборах Великобритании[8], Канады[9] и Индии[10].
  2. Система абсолютного большинства. Для победы требуется преодоление 50%-го барьера (50 % + 1 голос). При недостижении этого порога обычно проводится второй тур голосования. Характерна для президентских выборов во Франции[11] и Австрии[12].
  3. Система квалифицированного большинства[13]. Предусматривает необходимость получения сверхбольшинства (2/3, 3/4 или иного установленного законом уровня)[14].

Мажоритарная система отличается простотой и прозрачностью подсчёта результатов, однако критикуется за возможное искажение воли избирателей, особенно при многокандидатных выборах. Согласно «закону Дюверже», данная система способствует формированию двухпартийной политической системы[3].

Пропорциональная избирательная система

Способ распределения мест в парламенте, при котором каждая политическая партия получает количество мандатов, пропорциональное набранным голосам. Характерен для пропорциональной системы[1].

Ключевой особенностью пропорциональной системы является использование партийных списков, которые бывают двух основных типов. В случае закрытых списков, которые применяются в таких странах как Испания, Португалия и Израиль, избиратели голосуют за партию в целом, а распределение мандатов между конкретными кандидатами происходит строго согласно порядку, установленному самой партией. Это означает, что партийное руководство полностью контролирует, кто из кандидатов получит места в парламенте[15].

Альтернативой являются открытые списки, используемые в Финляндии, Бразилии и некоторых других странах. В этой системе избиратели могут не только выбрать предпочитаемую партию, но и выразить поддержку конкретным кандидатам внутри партийного списка. В результате мандаты достаются не просто тем, кто стоит первыми в списке, а кандидатам, получившим наибольшую личную поддержку избирателей. Это позволяет гражданам влиять не только на партийный состав парламента, но и на персональный состав депутатов[16].

Пропорциональная система считается наиболее демократичной, так как обеспечивает адекватное представительство даже небольших политических объединений. Однако у неё есть и недостатки — она может приводить к чрезмерной фрагментации парламента и затруднять формирование устойчивого правительственного большинства. Для смягчения этих проблем многие страны вводят избирательный барьер (обычно от 3 % до 5 % голосов), который отсекает самые мелкие партии. Несмотря на некоторые сложности, пропорциональная система остаётся популярной в современном мире, особенно в странах с многопартийной системой[17].

Смешанная избирательная система

Данный тип избирательной системы сочетает в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем. При ней часть депутатских мест распределяется по мажоритарному принципу (в одномандатных округах), а другая часть — по пропорциональному (по партийным спискам). Это позволяет одновременно учитывать и интересы конкретных территорий, и политические предпочтения избирателей в масштабах всей страны[1]. Существует два типа смешанных систем[18]:

  • Параллельная система.
  • Система связанного (компенсаторного) представительства.

Параллельная система применяется в России[19], Японии[20], Южной Корее[21]. Устроена следующим образом:

  1. Часть депутатов избирается в одномандатных округах по мажоритарному принципу (обычно относительного большинства).
  2. Другая часть распределяется между партиями пропорционально поданным за них голосам.
  3. Эти две части работают независимо друг от друга.

Система связанного представительства используется в Германии[22], Новой Зеландии[23]. Устроена следующим образом:

  1. Голосование за партийный список влияет на итоговое распределение всех мест в парламенте.
  2. Партии получают дополнительные («компенсационные») места, если по одномандатным округам они получили меньше мандатов, чем им положено по доле голосов.
  3. В итоге обеспечивается более точное соответствие между долей голосов и долей мест в парламенте.

Смешанная система пытается объединить преимущества обеих систем: стабильность и связь с избирателями от мажоритарной, и справедливое представительство от пропорциональной. Однако она может быть сложнее для понимания избирателей и требует более продуманного законодательного регулирования[18].

Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации

В Российской Федерации путём всенародных выборов назначается Президент[24] и формируется Государственная Дума[24].

Выборы Президента Российской Федерации

В Российской Федерации выборы Президента[25] проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства. В федеральном избирательном законодательстве[25] закреплены её ключевые особенности.

Территориальная организация выборов:

  • Голосование осуществляется на территории единого федерального избирательного округа.
  • Округ является одномандатным, так как предусматривает избрание одного должностного лица[26].

Принцип голосования:

  • Реализуется принцип «один избиратель — один голос».
  • Избиратели выражают свою волю путём прямого тайного голосования[26].

Условия победы в первом туре[25]:

  • Для избрания кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50 % + 1 голос).
  • Подсчёт ведётся по количеству действительных избирательных бюллетеней.

Проведение второго тура[25]:

  • Назначается, если ни один кандидат не преодолел 50%-ный барьер в первом туре.
  • Во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.с
  • Для победы во втором туре достаточно относительного большинства голосов.

Данная избирательная модель обеспечивает легитимность избранного главы государства, требуя от победителя получения поддержки большинства участвовавших в выборах граждан. Система второго тура гарантирует, что президент будет избран при явной поддержке избирателей даже в условиях многокандидатной конкуренции.

Выборы Государственной Думы

Согласно Конституции РФ[27] и федеральному избирательному законодательству, Государственная Дума Федерального Собрания[28] Российской Федерации формируется в составе 450 депутатов по смешанной избирательной системе. Выборы в Государственную Думу сочетают мажоритарный и пропорциональный принципы представительства.

Мажоритарный компонент[28]:

  • 225 депутатов (ровно половина состава) избираются по одномандатным округам.
  • Территория России делится на 225 избирательных округов с приблизительно равной численностью избирателей.
  • В каждом округе применяется мажоритарная система относительного большинства.
  • Побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов среди всех претендентов.

Пропорциональный компонент[28]:

  • Остальные 225 депутатов избираются по единому федеральному округу.
  • Голосование проводится за федеральные списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями.
  • Мандаты распределяются между партиями пропорционально полученным голосам.
  • Подсчёт голосов осуществляется суммированием результатов по всем субъектам Федерации, включая голоса избирателей за рубежом[28].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Избирательная система. Большая российская энциклопедия (26 февраля 2024). Дата обращения: 13 мая 2025.
  2. Обучение резерва составов участковых комиссий. Основные стадии избирательного процесса (общий алгоритм). РЦОИТ. Дата обращения: 4 сентября 2025.
  3. 3,0 3,1 Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. — М.: Академический проект, 2000. — 538 с. — ISBN 5-8291-0096-7.
  4. 4,0 4,1 Всемирная история выборов. Вологодская областная универсальная научная библиотека. Избирательная комиссия Вологодской области. Дата обращения: 4 сентября 2025.
  5. 5,0 5,1 Лафитский Д. В., Касаткина Н. М., Орлов А. Г., Трещетенкова Н. Ю. Современные избирательные системы. Великобритания, Канада, Мексика, Польша. — М.: РЦОИТ: Норма,, 2006. — 496 с. — ISBN ISBN 5-89123-997-3.
  6. Фасхутдинов Д. О. Избирательная система Соединенных Штатов Америки // Студенческая наука и XXI век : журнал. — 2019. — Т. 16, № 18. — С. 521—522.
  7. Демешева Ю.В. Система законодательной власти Бельгии и её преобразование в рамках шестой государственной реформы // Сравнительное конституционное обозрение (СКО) : журнал. — 2014. — № 2 (99). — С. 58—67.
  8. Лафитский Д. В., Касаткина Н. М., Орлов А. Г., Трещетенкова Н. Ю. . Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша. — М.: РЦОИТ, 2006. — 496 с.
  9. Кремянская Е.А. Избирательная система Канады. Порядок организации выборного процесса // Право и управление. XXI век : журнал. — 2011. — № 3. — С. 19—26.
  10. Крысенкова Н.Б. Модели избирательных систем Индии и тенденции их реформирования // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения : журнал. — 2012. — № 4. — С. 13—18.
  11. Бочкарев С. В. Избирательное право и избирательная система в современной Франции // Научный поиск : журнал. — 2017. — № 4.1. — С. 15—17.
  12. Водяницкая Е.А., Гвоздев П.С., Ракитская И.А., Орлов А.Г. Современные избирательные системы. Избирательная система Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили - М.: . - Вып. 6.. — М.: РЦОИТ, 2011. — 512 с.
  13. Малый А.Ф. Квалифицированное большинство: интерпретация содержания // Конституционное и муниципальное право : журнал. — 2023. — № 12. — С. 30—32.
  14. Борисов И. Б., Головин А. Г., Игнатов А. В. Выборы в мире: избирательные системы / под общ. ред. И. Б. Борисова. — СПб.: ИВЭСЭП, 2015. — 200 с.
  15. Автономов А.С. «Современные избирательные системы» 2022, №17: Португалия, Турция, Эстония.. — М.: РЦОИТ, 2022. — 400 с.
  16. Арутюнова А.Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права // Современное право : Журнал. — 2010. — № 4. — С. 3—6.
  17. Мамина А. В. Мажоритарно-пропорциональная система выборов: достоинства и недостатки // Pro nunc.Современные политические процессы : журнал. — 2006. — № 3.
  18. 18,0 18,1 Худолей Д. М. Анализ связанных и параллельных избирательных систем // Вестник Пермского университета. Юридические науки. : журнал. — № 4 (22).
  19. Худолей Д.М. Анализ связанных и параллельных избирательных систем // Вестник Пермского университета. Юридические науки : журнал. — 2013. — № 4 (22). — С. 93—100.
  20. Пантелеева М.В. К вопросу о становлении избирательной системы Японии // Россия и АТР : журнал. — 2014. — № 3 (85). — С. 126—133.
  21. Соломатова Е. А. Законодательная власть и избирательная система Южной Кореи // Актуальные проблемы российского избирательного права и законодательства : сборник статей. — 2019. — С. 107—111.
  22. Избирательная система Германии. Deutscher Bundestag. Дата обращения: 4 сентября 2025.
  23. Крысенкова Н.Б. О некоторых вопросах организации и проведения выборов местных органов власти в Новой Зеландии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения : журнал. — 2019. — № 1. — С. 49—55.
  24. 24,0 24,1 Конституция Российской Федерации. Глава 5. Федеральное Собрание. «Гарант-Интернет». Дата обращения: 4 сентября 2025.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Дата обращения: 2025.09-04.
  26. 26,0 26,1 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 23 мая 2025 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения: 4 сентября 2025.
  27. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Дата обращения: 4 сентября 2025.