Избирательный процесс в Древней Греции

Выступление Перикла перед членами экклесии

Избира́тельный проце́сс в Дре́вней Гре́ции — деятельность по подготовке и проведению выборов в государственные органы греческих полисов. Несмотря на большую известность практик, распространенных в VIIV веках до н. э. в Афинах и получивших название «Афинской демократии», в разное время выборы проводились и в других городах[1].

Полученный опыт использовался в Древнем Риме, а позднее — и в других европейских государствах. В настоящее время описанные механизмы в том или ином виде легли в основу всех существующих избирательных систем и проектов их реформирования, как на основе традиционного голосования, так и с использованием жребия[2].

Афинская избирательная система

Основные выборные государственные органы

Основной формой народного волеизъявления была экклéсия (др.-греч. ἐκκλησία) — собрание полноправных граждан мужского пола старше 20 лет. Собрание созывалось четыре раза в месяц эпистатом — председателем, избранным жребием из членов Совета пятисот (Булé). Участие в заседаниях оплачивалось в размере 1—3 оболов (то есть до половины драхмы), чтобы обеспечить явку даже самых бедных граждан Афин[3].

Члены Совета пятисот (Буле) избирались жребием сроком на один год из предварительно отобранных местными общинами граждан старше 30 лет. Помимо подготовки законопроектов для народного собрания, они контролировали финансы, дипломатию, торговлю и деятельность городских чиновников. Новый председатель Буле избирался жребием ежедневно[4].

Гелиэ́я (суд присяжных) также ежегодно формировалась по жребию из числа граждан старше 30 лет. Шесть тысяч судей не только рассматривали уголовные, гражданские и политические дела (включая дела о государственных преступлениях), но и обладали правом вето на решения экклесии, если они противоречили существующему законодательству[5].

Принципы проведения выборов

Голосование по каждому вопросу или должности проходило после жертвоприношения и дебатов. При этом личные решения, как, например, остракизм, принимались тайно, а назначения — открыто[6].

Решения принимались посредством[6]:

  • хиротонии (др.-греч. χειροτονία) — открытого голосования поднятием рук. Этим методом избирали стратегов, казначеев и других должностных лиц, требовавших специальных навыков;
  • жеребьёвки (клеросис) — для выборов большинства магистратов (архонтов, судей, членов Буле). Считалось, что жребий отражает волю богов и гарантирует равный доступ к власти, а также справедливость кандидата-победителя.

Хроника сохранила, что хиротонией в течение V века до н. э. были избраны 10 стратегов. За тот же период через жеребьевку прошли 500 членов Буле и 6000 судей[7].

Клеротерион

Изображение клеротериона и описание принципа его работы в одном из греческих музеев

Для проведения жеребьевки использовалось специальное устройство под названием клеротерион. В левой его части находился желоб с воронкой наверху, тогда как справа — панель с ячейками под глиняные таблички[8].

Принцип работы можно описать следующим образом: модератор голосования по очереди извлекал глиняные таблички и зачитывал вопрос или имя кандидата на государственную должность, а затем высыпал из мешка белые и черные шары над воронкой таким образом, чтобы они не были видны сторонним наблюдателям. Если из желоба первым выкатывался белый шар, то принималось положительное решение, а если чёрный — отрицательное[8].

Остракизм

Остракизм (др.-греч. ὀστρακισμός) — процедура изгнания граждан, угрожавших демократии. Институт был введён Клисфеном примерно в 508—507-х годах до н. э.[9].

К V веку до н. э. остракизм превратился в инструмент борьбы кланов. В 415 году до н. э. из-за сговора Алкивиада и Никия изгнали третьего политика — Гипербола, после чего процедура вышла из употребления[9].

Этапы проведения[9]:

  1. Предварительное голосование в экклесии: решалось, нужен ли остракизм в текущем году;
  2. Подготовка: если голосование утвердительное, гражданам давалось 2 месяца на заготовку остраконов — глиняных черепков;
  3. День голосования: участники писали на черепке имя политика, угрожающего демократии, и при условии участия в голосовании как минимум шести тысяч граждан изгоняли того, чьё имя встречалось чаще всего.

Изгнание длилось 10 лет (позже — только пять) без конфискации имущества. По общему мнению современников, процедура являлась не наказанием за преступление, а мерой профилактики тирании[9].

Выборы за пределами Афин

Спартанское народное собрание (Апелла), в котором участвовали мужчины старше 30 лет, принимало решения в пользу громче кричащей группы сторонников. В тот же период, после свержения олигархии в 379 году до н. э., граждане Фив учредили избираемый голосованием Совет четырёхсот в качестве важнейшего государственного органа[7].

В Коринфе Совет восьмидесяти, контролирующий финансы, избирался по жребию, однако кандидатом мог стать только представитель имущих классов. На Родосе и в Сиракузах жребием избирали судей и казначеев. При этом в Сиракузах для высших должностей сначала проводили открытое голосование, а затем — жеребьёвку среди кандидатов. На Крите, в Эпидавре и Мегаре жеребьёвка на выборах должностных лиц проводилась среди кандидатов из числа местной аристократии, а в последнем случае дополнительно вводился и земельный ценз[10].

В Аргосе и Милете использовали процедуру, аналогичную афинскому остракизму: изгоняемый терял права на пять лет, но сохранял имущество. В Сиракузах аналогичная практика называлась петализмом (от др.-греч. πέταλον — «лист»), где имена неугодных писались на оливковых листьях[10].

Оценка известных современников

Фукидид восхвалял афинскую демократию эпохи Перикла и подчеркивал, что власть демоса опирается на закон, а не произвол:

«Говорят, что при других народах первый человек — первый в делах, у нас же первый в делах — первый среди равных»[11].

Платон видел в демократии угрозу, поскольку власть «охлоса» (толпы) ведёт к тирании из-за некомпетентности масс, а жеребьёвка позволяет случайным людям управлять полисом[12]. Его ученик Аристотель критиковал крайности демократии, а жеребьёвку считал несправедливой, так как она уравнивает профессионалов и дилетантов, а остракизм называл необходимым злом:

«Стремясь к равенству, изгоняли выдающихся могуществом»[13].

Позднейшее влияние

Институт Причина заимствования Пример
Экклесия Практическое воплощение принципов прямой демократии Правила проведения референдума в конституции Швейцарии[14]
Выборы по жребию Исключение «человеческого фактора» Выборы 100 советников мэра города Лилль (Франция) случайным образом из 1000 добровольцев[15]
Остракизм Первый пример отзыва государственных служащих Учреждение института импичмента при разработке Конституции США[16]

Примечания

  1. Исаев Б. А. Древнегреческие историки и философы о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология : журнал. — 2018. — Т. 34, № 4. — С. 85—95.
  2. Рейбрук Д. Ван. Против выборов. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. — С. 68—74.
  3. Экклесия. СимпоZий Συμπόσιον. Дата обращения: 16 августа 2025.
  4. Бузескул В.П. История афинской демократии. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2003. — С. 115—117.
  5. Пальцева Л.А. Формирование судебной системы Афин (до конца VII в. до н. э.) // Вестник Санкт-Петербургского университета : Журнал. — 2009. — № 3. — С. 28—43.
  6. 6,0 6,1 Почему в Древней Греции предпочитали жеребьевку голосованию? (отвечает Владислав Федоров). Архэ (10.04.2019). Дата обращения: 16 августа 2025.
  7. 7,0 7,1 Бюттен А.-М. Классическая Греция. — Москва: Вече, 2006. — С. 87.
  8. 8,0 8,1 Федоров В. И. О значении жеребьевки на выборах в России // Гражданин. Выборы. Власть. : журнал. — 2019. — № 1 (11). — С. 166—174.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Суриков И. Е. Институт остракизма в античной Греции: к общей оценке феномена // История и современность : журнал. — 2005. — Сентябрь (№ 2). — С. 113—130.
  10. 10,0 10,1 Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2001. — С. 207–210.
  11. Фукидид. История / пер. Г. А. Стратановского. Дата обращения: 16 августа 2025.
  12. Платон. Государство. Книга VIII / пер. А. Н. Егунова. Дата обращения: 16 августа 2025.
  13. Аристотель. Политика / пер. С. А. Жебелева. – Кн. 3.. Дата обращения: 16 августа 2025.
  14. Хофер Э. Федерализм и нейтралитет Швейцарии - вчера и сегодня // Современная Европа : журнал. — 2006. — № 2. — С. 55—56.
  15. Советников мэра выбрал жребий. Pravda.ru (23.05.2008). Дата обращения: 16 августа 2025.
  16. Alentieva T. V. President Andrew Johnson impeached: The first presidential impeachment in American history (англ.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения : журнал. — 2021. — Vol. 26, no. 4. — P. 213.