Пацифизм
Пацифи́зм (от латинского pacificus — «умиротворяющий», производное от pax — «мир» и facio — «создаю») — философия противодействия насилию с целью его полного искоренения. Концепция пацифизма охватывает ряд смежных идей и движений, включая принципы ненасильственного сопротивления, призывы к разоружению, инициативы по контролю над вооружениями, стремление к демилитаризации общества, антимилитаристские настроения, а также антивоенные и антиядерные кампании.
Пацифистское движение, также известное как движение за мир, представляет собой общественную инициативу, направленную на противодействие применению военных методов в разрешении политических конфликтов[1]. Активисты движения акцентируют внимание на неэтичности подобных подходов. Радикальные представители пацифизма категорически отвергают любые формы военных действий, отрицая возможность классификации войн как справедливых, освободительных или священных[2].
Исторический аспект
Пацифизм в раннем христианстве
Среди первых последователей христианского учения наблюдались пацифистские тенденции. Несмотря на то, что Новый Завет не содержит прямого осуждения военной службы, о чём свидетельствуют упоминания благочестивого сотника, воинов, крестившихся у Иоанна Предтечи, и сотника Корнилия, некоторые христиане избегали военной службы. Причинами тому служили моральное разложение в римских войсках и нежелание участвовать в языческих обрядах, сопровождавших военную жизнь.
Отдельные раннехристианские авторы придерживались миролюбивой позиции. Иустин Мученик утверждал: «И мы, прежде убивавшие друг друга, ныне не только не враждуем с противниками, но, дабы не лгать и не обманывать допрашивающих, с радостью исповедуем Христа и принимаем смерть»[3].
Наиболее ярко пацифистские идеи выражены в трактате Тертуллиана «О венце воина», написанном после его перехода в секту монтанистов. Однако пацифизм не являлся доминирующим течением в раннехристианской церкви. Примечательно отсутствие известных источников о церковном отлучении или наложении епитимьи на членов церкви за военную службу. С течением времени всё больше христиан вступало в ряды военнослужащих. При Марке Аврелии они уже входили в состав XII Молниеносного легиона, а при Диоклетиане — в личную охрану императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифистские идеи практически исчезли из церковной мысли и практики.
Тем не менее, пацифизм не исчез полностью после принятия большинством христиан концепции «справедливого» насилия. На рубеже I и II тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции зародилось движение за утверждение «Божьего мира». Все слои общества — от крестьян до монарха — давали обет не инициировать военные действия и избегать насилия над безоружными.
Последовательно пацифистских взглядов придерживались оппоненты официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — последователи Петра Хельчицкого. Против войн выступал и видный христианский гуманист Эразм Роттердамский.
Реформация спровоцировала кровопролитные религиозные конфликты. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, отрицавших участие христианина не только в военных действиях, но и в политической жизни. Последовательными пацифистами были также квакеры, появившиеся в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, основавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемым элементом пиетизма[4][5].
Становление организованного пацифизма в XIX веке
Первые структурированные пацифистские объединения в западном мире появились в Англии и США после завершения наполеоновских войн (1815-1816 годов) в форме «обществ друзей мира». Изначально их основателями выступали квакеры, однако впоследствии движение распространилось по всей Европе и за её пределами, став внеконфессиональным и внепартийным антивоенным течением.
В 1867 году была учреждена международная Лига мира и свободы. К концу 1880-х-годах началу 1890-х годов движение обрело широкий размах. В 1889 году в рамках всемирной выставки в Париже состоялся первый международный съезд друзей мира, после чего подобные конгрессы проводились ежегодно. Участники международных пацифистских форумов неоднократно выдвигали инициативы по запрещению войн, всеобщему разоружению и урегулированию межгосударственных споров посредством международных третейских судов. К началу XX века наиболее видными деятелями пацифизма являлись Берта Зутнер, Фредерик Пасси, Уильям Стэд[6].
Социалистическое движение
Идеи пацифизма разделяли многие представители социалистического и анархистского течений. Однако в вопросе отношения к войне среди них не наблюдалось единства. Например, во время русско-турецкого конфликта 1877-1878 годах такие русские социалисты, как Кропоткин и Степняк-Кравчинский, поддержали Россию, тогда как Маркс занял антироссийскую позицию. Лишь немногие анархисты выступили с критикой обеих сторон, изложив свою позицию в манифесте, составленном Элизе Реклю, Николаем Жуковским (русским эмигрантом в Женеве), Карло Кафиеро (Италия), Джеймсом Гильомом (Невшатель), Шарлем Перроном (Женева)[7].
В 1860-х годах на съездах I Интернационала выдвигалась идея о том, что прекращение производства рабочими способно парализовать любые военные инициативы правительств. Однако когда в 1891-1892 годах на съездах II Интернационала нидерландский анархист Д. Ньивенхёйсс дважды предлагал ответить на возникновение войны всеобщей забастовкой в нейтральных государствах и «военной стачкой» в вовлечённых странах, оба раза под влиянием таких авторитетов, как Бебель и Либкнехт, эти предложения отвергались. Конгресс II Интернационала 1910 года в Копенгагене также не принял предложение Вайяна и Харди о забастовке в военно-промышленных отраслях на время войны, высказавшись за парламентскую борьбу с милитаризмом[6].
Толстовское движение
Распространение пацифистских идей в Российской империи в значительной степени было обусловлено философией Льва Толстого. Писатель акцентировал внимание на важности искреннего восприятия фундаментальных христианских догматов, не подвергшихся искажению официальными конфессиями, в частности, православием. Особый акцент Толстой делал на неукоснительном соблюдении запрета на убийство и насилие, даже в случаях, когда это противоречило государственным интересам[8].
Духоборческое движение
В 1890-е годы последователи духоборческого учения решительно вернулись к принципам строгого пацифизма. Это движение охватило все духоборческие общины Закавказья: его приверженцы призывали военнослужащих отказываться от службы, сдавали свои ополченские и запасные билеты, собирали имевшееся у них оружие и уничтожали его публично. Данные действия вызвали жёсткие репрессивные меры, включая принудительное расселение духоборов по отдалённым районам Закавказья. В 1898 году, после длительных поисков и при поддержке сочувствующих им толстовцев и американских квакеров, около 8000 духоборов эмигрировали в Канаду. Там они продолжали придерживаться убеждения, что «от войны и скотобоя — всё зло на земле; от войны оптом, от скотобойни — по рознице»[6].
Пацифизм в Советском Союзе
Официальная политика СССР, направленная на мир и разоружение, базировалась на готовности советских граждан к «защите Родины». В связи с этим лица, выражавшие негативное отношение к вооружённым силам и военной службе, подвергались преследованиям как антиобщественные и антисоветские элементы. С 1960-х годов это касалось преимущественно представителей молодёжных субкультур, в частности хиппи. Несмотря на отсутствие в уголовных кодексах РСФСР и других союзных республик статей о пропаганде пацифизма, пацифисты привлекались к уголовной ответственности по другим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй»[9].
Современные тенденции
Усилия пацифистов привели к тому, что законодательство многих государств, где существует воинская обязанность, предусматривает возможность её замены альтернативной гражданской службой.
Пацифисты применяют разнообразные формы протеста против войны и насилия, включая такие нестандартные методы, как Die-in (имитация смерти)[10].
Критические аргументы
Пацифизм подвергается критике с различных позиций.
Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, утверждает:
«Когда агрессор видит эффективность своих методов, он продолжает их применять и выдвигает всё новые требования. При встрече с решительным сопротивлением агрессор пересматривает свой подход. Пацифизм ведёт к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает действовать по правилам агрессора»[11].
Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур высказывал следующие мысли[12]:
- «примитивное христианское морализаторство бессмысленно и порождает путаницу»;
- «нельзя полагать, что мы можем действовать в истории, оставаясь невиновными»;
- «зло тирании порой можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией»;
- «представления пацифистов о человеческой природе полностью основаны на иллюзиях, что христиане должны защищать основы цивилизации»;
- «пацифизм не осознаёт трагичности истории».
Примечания
- ↑ Коновалов В.Н. Политология. Словарь. — М.: РГУ, 2010.
- ↑ Пацифизм . Азбука веры. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Толкования на Книга пророка Исаии 2:3 . Азбука веры. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Бородин О.Р. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма) . Азбука веры. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Немыкин А. Пацифизм в раннем христианстве // Философия права // cyberleninka. — 2009. — Май.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Сытина И.Д. Антимилитаризм // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб.,: Тип, 1911-1915.
- ↑ Неттлау М. Что должны делать анархисты в случае войны? . Международная ассоциация трудящихся. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Толстой Л. Не могу молчать: Статьи о войне, насилии, любви, безверии и непротивлении злу. / с предисловием П. В. Басинского. — М.,: Альпина Паблишер, 2022. — 332 с.
- ↑ Гордеева И. А. О советском пацифизме: из истории независимого движения за мир в СССР (1980-е годы) // Труды по россиеведению // cyberleninka.ru. — 2012. — Апрель.
- ↑ История альтернативной гражданской службы . Интернет-портала Минобороны России. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Пацифизм . Исследовательская лаборатория метафизики. Дата обращения: 4 октября 2024.
- ↑ Жилин Н. Н. Грех гордыни и его вариации в теологии Рейнхольда Нибура // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. // cyberleninka.ru. — 2008. — № 85.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |