Форма государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — территориальная организация государства, отражающая его строение с точки зрения распределения государственной власти между политическим центром государства и его периферийными частями, между субъектами данного государства. Наряду с формой правления и политическим режимом является составной частью формы государства. В зависимости от того, каким образом в данном конкретном государстве распределены полномочия между политическим центром и отдельными территориальными образованиями принято выделять основные формы государственного устройства и формы межгосударственных образований[1].

Основные разновидности форм государственного устройства

Унитарное государство

Унитарные государства характеризуются высокой централизацией властных полномочий. Территориальные образования в них либо вообще отсутствуют (Ватикан, Сан-Марино) либо не обладают никакими иными полномочиями, кроме полномочий местного самоуправления (Польша, Венгрия), либо обладают незначительным количеством полномочий (Испания).

В связи с этим среди унитарных государств принято выделять централизованные государства (территориальные образования отсутствуют или наделены исключительно полномочиями местного управления), относительно централизованные (территориальные образования наделены полномочиями местного самоуправления), относительно децентрализованные (отдельные территориальные образования наделены полномочиями местного самоуправления, а одно или несколько — автономными полномочиями), и децентрализованные государства (все территориальные образования наделены автономными полномочиями). В отдельных случаях для классификации унитарных государств могут быть использованы и другие критерии[2].

Федеративное государство (федерация)
Федерации на карте мира

Федерации представляют собой государства, в которых как политический центр, так и территориальные образования наделены достаточно большим количеством государственно-властных полномочий, поэтому их можно разделить по множеству критериев. В зависимости от порядка возникновения выделяют договорные (США) и конституционные (ФРГ) федерации. По конституционному порядку разделения полномочий между центром и субъектами федерации выделяют дуалистические (полномочия центра и субъектов четко разграничены в конституционном тексте, при этом полномочия одной из сторон могут определяться «по умолчанию» (США)) и кооперативные (в конституционном тексте наряду с полномочиями сторон зафиксирована сфера совместного ведения (Россия)) федерации.

По схожести полномочий субъектов федерации разделяют симметричные (полномочия всех субъектов федерации одинаковы (ФРГ)), частично асимметричные (отдельные субъекты имеют больше прав, чем другие (Индия)) и асимметричные (каждый из субъектов обладает собственным набором прав (Танзания по Конституции 1977 года)). По специфике территориального деления выделяют территориальные (США), национально-территориальные (Россия) и национальные (Югославия) федерации[3].

Конфедеративное государство (конфедерация)

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, также обладающий достаточно большим объёмом суверенных полномочий, в отличие от межгосударственных образований решения верховных органов конфедерации обязательны для его членов. Конфедерации были наиболее распространены в девятнадцатом веке (Австро-Венгрия) имелись попытки создания конфедераций и в двадцатом веке (Сенегамбия, Объединённая Арабская Республика), однако такие конфедерации существовали не слишком долго[4].

Формы межгосударственных образований

В строгом смысле слова межгосударственные образования являются объединениями относительно самостоятельных государств при котором они сохраняют свой государственный суверенитет либо добровольно его ограничивают. Эти образования формируют такие признаки общей государственности, как власть (наднациональные органы управления), территория (отмена паспортно-визового контроля на границах, отсутствие таможенных барьеров), население (введение гражданства объединения), налоги (поборы, взыскиваемые на содержание наднациональных органов управления), наднациональная система законодательства[5].

Ассоциированное государство

Разновидность протектората. Переходная форма государственного устройства, включающая в себя как элементы колонии, так и элементы относительно самостоятельного государства (Пуэрто-Рико в составе США)[6].

Доминион

Обладающее внутренним суверенитетом, но не имеющее права на самостоятельную внешнюю политику (до решений имперской конференции 1926 года) государство в составе Британской империи, представленной в доминионе генерал-губернатором. Доминионы и метрополия имели единое подданство Британской короны. В Акте от 11 декабря 1931 года «О приведении в действие некоторых резолюций, принятых имперскими конференциями 1926 и 1930 годов» были упомянуты такие доминионы как Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Свободное Государство Ирландия и Ньюфаундленд[7].

Империя

Объединение господствующего государства (метрополии) и входящих в его состав и находящихся под его протекторатом полунезависимых государств. Полномочия периферийных государств империи как правило ограничены осуществлением относительно самостоятельной внутренней политики (провинции в Римской империи, колонии в Британской империи и т. п.)[8].

Кондоминиум

Территория, находящаяся по совместным нераздельны управлением двух суверенных государств, встречается достаточно редко. Исторически последним заселенным кондоминиумом были Новые Гибриды с 1906 года по 1980 год (находились под совместным управлением Великобритании и Франции)[9].

Протекторат

Полунезависимое государство, являющееся частью империи или более сильного государства. Как правило передает империи ему значительную часть или все внешнеполитические полномочия (Великое княжество Финляндское в Российской империи)[8].

Содружество

Добровольное объединение нескольких государств. Создается для достижения определённых целей сотрудничества и получает незначительные полномочия, необходимые для организации сотрудничества в отдельных сферах (Содружество наций, Содружество независимых государств)[10]

Уния

Объединение двух независимых монархических государств под властью одного монарха. Бывает личной (две монархии возглавляет один монарх (Великобритания и Ганновер)) и реальной (две монархии возглавляет одна династия (Норвегия и Швеция))[6]

Фузия

Переходная форма государственного устройства, существующая в период, предшествующий добровольному объединению двух государств в одно (ФРГ и ГДР в 1990 году). Характеризуется непродолжительностью существования[6].

Литература

  • В. В. Балытников. Форма государства. — М.: Компания Спутник +, 2005. — 50 с. — ISBN 5-93406-861-X.
  • М. А. Бухтерева. Форма государства. — Тюмень: Тюменский юридический ин-т МВД России, 2010. — 137 с. — ISBN 978-5-93160-167-0.
  • Е. Ю. Догадайло. Форма государства: понятие и виды. — М.: Издательство РАГС, 2009. — 71 с.
  • Форма государства: современные тенденции развития / отв. ред. В. В. Пономарева. — Красноярск: Сибирский юридический институт ФСКН России, 2007. — 136 с.
  • Форма государства: теоретико-правовой аспект / отв. ред. Т. С. Касимов. — Уфа: Автономная некоммерческая организация Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2015. — 58 с. — ISBN 978-5-906735-44-7.

Примечания

  1. Теория государства и права / отв. ред. В. Д. Перевалов. — М.: Норма, 2021. — С. 120—121. — 552 с. — ISBN 978-5-00156-149-1.
  2. Снетков В. Н., Фомина Н. А. Критерии классификации унитарных государств // Научно-технические ведомости СПбГУ. Гуманитарные и общественные науки : журнал. — 2011. — № 1. — С. 37.
  3. Снетков В. Н., Фомина Н. А. Классификация современных моделей федераций // Научно-технические ведомости СПбГУ. Гуманитарные и общественные науки : журнал. — 2010. — № 2. — С. 46—50.
  4. Азаров С. О. Конфедерация как особа форма государственного устройства // Социология и право : журнал. — 2011. — № 2. — С. 38—39.
  5. Семашко Е. В., Яковчук В. И. Формы и методы институционализации межгосударственных образований // Вестник государственного и мунипального управления : журнал. — 2012. — № 4. — С. 21.
  6. 6,0 6,1 6,2 Аганин А. Формы государственного устройства или что такое фузия и смешанная федерация?. Ежедневное интерактивное издание «Завтра.ру» (1 ноября 2018). Дата обращения: 15 апреля 2025.
  7. Петина Ю. В. Законодательное оформление внешнеполитического суверенитета Канады // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 : журнал. — 2009. — № 1. — С. 142—146.
  8. 8,0 8,1 Богомолов С. А. Федерация и империя как концепты территориальной организации государственной власти // Вестник Академии экономической безопасности МВД России : журнал. — 2011. — № 5. — С. 73—76.
  9. Чечелев С. В. Кондоминиум: история и современность // Вестник Омского университета. Серия «Право» : журнал. — 2015. — № 5. — С. 26.
  10. Троицкая Т. В. Содружество. Большая российская энциклопедия (2 мая 2023 г.). Дата обращения: 15 апреля 2025.