Евразийство
Евразийство — социально-философское учение, а также идейно-политическое движение представителей русского зарубежья. Евразийское учение представляет собой наиболее разработанный вариант русской идеи, включившей в себя аспекты науки, религии и философии. Начало евразийству положила публикация в 1920 году работы «Европа и человечество» Н. С. Трубецкого. Впоследствии в 1921 году он также принял участие в написании одной из ключевых работ этого направления — «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Помимо Н. С. Трубецкого в написании этого коллективного труда приняли участие П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий, а также Г. В. Флоровский[1]. Евразийцы подчёркивали, что название проистекает не из механического слияния Европы и Азии, а обозначает месторазвитие, вмещающий ландшафт, особую цивилизацию «Русского мира»[2].
Формирование идей евразийцев
В качестве первых причин возникновения евразийства можно выделить ряд катаклизмов, которые были пережиты Россией в начале XX века. Среди них: революция 1917 года, Первая мировая война. Существенную роль в формировании идей евразийцев стала потеря актуальности панславизма. Во время Первой мировой войны народы, прежде разделявшие идеи панславизма, оказались обращены друг против друга. Также вклад внесла и работа Освальда Шпенглера «Закат Европы»[2].
Идеи близкие к евразийству выдвигались уже в XIX веке. Если суждения Сергея Уварова и Николая Карамзина — это лишь отдалённые намёки на евразийство, то в конце XIX века возникает ряд протоевразийских теорий, которые включали в себя:
- Многонародность субъекта российской истории,
- Глубокую взаимосвязь между народом и государством, а также с естественными природными условиями занимаемой территории,
- Усмотрение генезиса российской государственности в империи Чингисхана.
В особой степени идейные истоки евразийства восходят к славянофильству. Представители евразийства считали своими предшественниками Алексея Хомякова, Ивана Киреевского, братьев Аксаковых, Юрия Самарина. Исследователи также выделяют влияние Константина Леонтьева, Николая Страхова, Николай Данилевский, а также писателей Николая Гоголя и Фёдора Достоевского. Ф. А. Степун — известный критик евразийства — называл это идейно-политическое движение «славянофилами эпохи футуризма». Как и славянофилы, евразийцы критиковали западничество, давали негативную оценку реформам Петра I. Идеологи данного социально-философского учения также разделяли идеи соборности и органического единства[3].
Однако далеко не все идеи евразийцев были переняты у славянофилов. Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа, считали, что культуры «туранских народов» (Финно-угорские и тюркские народы) связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года[4].
Представители евразийства
Начало евразийству положила публикация работы «Европа и человечество» Н. С. Трубецкого, а активная деятельность направления началась с августа 1921 года, когда вышел сборник «Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Убеждения евразийцев». Это был идейный сборник четырёх авторов: Николая Сергеевича Трубецкого, Петра Николаевича Савицкого, Петра Петровича Сувчинского и Георгия Васильевича Флоровского[1].
Духовным лидером евразийства выступил Николай Сергеевич Трубецкой. Организатором евразийства, как общественно-политического движения был географ Пётр Николаевич Савицкий. Также видным философом движения на протяжении многих лет был Лев Платонович Карсавин. В движение также включались Владимир Николаевич Ильин, Борис Николаевич Ширяев, Георгий Владимирович Вернадский, Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, Всеволод Никанорович Иванов, Эненджен Хара-Даван, и другие. Некоторое время движение поддерживал философ Семён Людвигович Франк и культуролог Пётр Михайлович Бицилли. Последним евразийцем принято считать Льва Николаевича Гумилёва, деятельность которого была сосредоточена в 60-е годы XX века[2].
Вскоре после первого сборника вышел второй «На путях. Утверждение евразийцев». Выходят три «Евразийских временника» — сборники статей по религиозной, национальной и даже военной проблематике. В 20-30 годы XX века были опубликованы десятки сборников, монографий, брошюр евразийских авторов. Издавались журналы «Вёрсты», «Евразийская хроника», «Евразийские тетради»[5]. Среди наиболее популярных сборников:
- 1923 — Россия и латинство (Берлин),
- 1923 — Евразийский Временник (Берлин),
- 1925 — Евразийский Временник (Париж),
- 1927 — Евразийский Временник (Париж),
- 1929 — Евразийский Сборник (Прага),
- 1931 — Тридцатые годы (Париж)[6].
Философия истории евразийцев
В своей истории философии евразийцы предлагали концепцию России-Евразии, которая объединяет в себе черты Востока и Запада. Важнейшей задачей истории России представители направления считали смену ориентира с европейского примера на самостоятельный путь собственной жизни[4].
Евразийцы подчёркивали значимость триад, выражающих русскую ментальность: «православие, самодержавие, народность» и «централизация, дисциплина, самопожертвование». Представители движения рассматривали экспансию русской культуры как возможность обретения народами Евразии территориальной целостности и геополитического самосознания[2].
Месторазвитие
Особую роль в формировании историко-философских идей евразийцев сыграл географический фактор. Рассматривая возможности социального развития России, мыслители обращали внимание не только на политическую и культурную специфику, но и на такие факторы, как климатические особенности, растительный и животный мир. Отсюда важнейшее понятие евразийцев — месторазвитие, вдохновлённое идеями немецкого географа и этнолога Фридриха Ратцеля[7].
Месторазвитие обозначает сферу взаимопроникновения природных и социальных связей. Понятие было введено в научный оборот П. Н. Савицким в работе «Геополитика»[8]. Далее термин развивал Г. В. Вернадский.
Под месторазвитием человеческих обществ мы понимаем определённую географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде.Г. В. Вернадский
Также мыслитель добавил в содержание термина исторический контекст, в котором происходит развитие социума[9].
Отрицание исторического универсализма
Евразийцы отрицали универсализм в вопросах рассмотрения исторического процесса. Поэтому русская специфика не сводится мыслителями этого направления исключительно к славянскому этносу. В процессе образования русской ментальности значительную роль сыграли финно-угорские и тюркские племена, которые тесно взаимодействовали со славянским народом и оказывали на него огромное влияние. Формирование национального субстрата России происходило по собственным самобытным законам как разноязычных этносов, населяющих сердцевину континента, в единую многонациональную нацию — евразийскую[4].
Несложно заметить, что уже в названии, совмещающим Европу и Азию, кроется пафос идейно-политического движения. Однако отказ от универсализма просматривается уже в том, как евразийцы относятся к истории России. Одним из нововведений мыслителей этого направления стало усмотрение генезиса российской государственности в империи Чингисхана. Традицию рассмотрения России как наследницы Киевской Руси евразийцы считали ошибочной[2].
Этот тезис евразийцы доказывали с помощью вышеупомянутого термина — месторазвитие. Поскольку империя Чингизхана на территории древней Руси существовала длительное время, социальное и культурное устройство кочевников оказало заметное влияние на формирование русской государственности. Так, славянская культура не была единственным фактором, включённым в месторазвитие, следовательно, её нельзя считать единственным истоком сложившегося в России социального устройства[10].
Православие в истории русской культуры
Особое внимание в происхождении русской культуры евразийцы уделяли православному аспекту. С. Н. Трубецкой отмечал, что именно православие «переплавило» татарское иго. Однако евразийцы полагали, что начиная с реформ Петра I, православие утратило прежний идеократический характер. Так, последующая европеизация оказала негативное влияние на статус православия в стране.
Евразийцы также отмечали, что русское православие заметно отличается от западного христианства, которое стало напоминать религию холодного рационализма. Таким образом, русскому православию оказались в итоге ближе религии Востока — буддизм и ислам. По мнению евразийцев, с православием их роднило живое религиозное чувство. Эта особенность создавала возможность будущего слияния буддизма и ислама в единое целое с русским православием[11].
Судьба евразийства
Концом существования евразийства как общественного движения принято считать середину 30-х годов XX века. В том, что историко-философская концепция евразийцев должна заменить коммунистическую идею, никто из представителей этого направления не сомневался. Однако механизм замены разделил евразийцев на несколько групп. Если представители движения, сосредоточенные вокруг парижской газеты «Евразия» (Д. П. Святополк-Мирский, С. Я. Эфрон), выступали с поддержкой некоторых большевистских преобразований, то пражская группа (П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев) высказывалась против. Позднее позиция газеты «Евразия» стала поводом для политического раскола и постепенного угасания евразийства как общественного движения. При этом идеи евразийцев продолжали развиваться в трудах отдельных мыслителей, таких как Лев Гумилёв.
В XXI веке, особенно на постсоветском пространстве, интерес к евразийству постепенно растёт. К идеям этих мыслителей обращаются политологи, философы, публицисты, различных политических взглядов. Также в контексте новейшей истории и современности можно говорить о таких направлениях в русской философии, как неоевразийство[12] и архиевразийство[13].
Литература
1. Бердяев Н. А. Евразийцы // Россия между Европой и Азией; Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993.
2. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией; Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993.
3. Бицилли П. М. Два лика евразийства // Россия между Европой и Азией; Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993.
4. История русской философии: учебник для вузов/ под ред. Маслина М. А. — М.: Республика, 2001.
5. Каганский В. Л. Евразийская концепция пространства России // Цивилизации. Вып. 6: Россия в цивилизационной структуре Евразийского континента. М., 2004.
6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук,.: В. С. Степин — М.: Мысль, 2000—2001.
7. Савицкий П. Н. Избранное // Сост., автор вступ. статьи Е. Л. Петренко М.: РОССПЭН, 2010.
8. Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997.
9. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.
10. Флоровский Г. В. Евразийский соблазн // Мир России — Евразия. Антология. М.: «Высшая школа», 1995.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Степина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 История русской философии: учебник для вузов / М. А. Маслин. — М.: Республика, 2001.
- ↑ Кузнецов Н. В. Историософия культуры классического евразийства // Вестник СПБГУ. Философия и конфликтология : Журнал. — 2015. — № 4.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Кошарный В. П. Философия русской истории евразийцев // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. : Журнал. — 2014. — № 3 (31).
- ↑ Философия: энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
- ↑ Р. Р. Вахитов. Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией . http://nevmenandr.net/. Дата обращения: 26 июня 2023.
- ↑ Прокуденкова О. В. Категория «Месторазвития» в концепции евразийцев // естник СПбГИК : Журнал. — 2012. — № 3.
- ↑ Русская философия энциклопедия / Под общей ред. М. А. Маслина. Ведущие редакторы П. П. Апрышко, А. П. Маринин. — М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2015.
- ↑ Г. В. Вернадский. Начертания русской истории .
- ↑ Куликов В. А. "Наследие Чингизхана" как Азиатский фактор формирования политико-правового учения евразийства // Российско-азиатский правовой журнал : Журнал. — 2021. — № 1.
- ↑ Уланов М. С. Евразийство, православие и буддизм // Вестн. Том. гос. ун-та.. — 2008. — № 313.
- ↑ Маслин М. А., Лупова А. А. Эволюция евразийской идеи // Русское зарубежье : Журнал. — 2014. — № 3.
- ↑ Матвейчев О. А. Евразийство-неоевразийство-архиевразийство . Яндекс. Дзен.. Дата обращения: 26 июня 2023.