Платонов, Андрей Платонович
Андрей Платонович Платонов | |
---|---|
![]() Портрет | |
Имя при рождении | Андрей Платонович Климентов |
Псевдонимы | Платонов, А. Фирсов, Ф. Человеков, А. Вагулов, Майор Платон |
Дата рождения | 28 (16) августа 1899 |
Место рождения | Воронеж, Российская империя |
Дата смерти | 5 января 1951 (51 год) |
Место смерти | Москва, СССР |
Гражданство | Российская империя |
Род деятельности | писатель, поэт, сценарист, драматург, журналист, военный корреспондент |
Жанр | проза, стихотворения, романы, повести, рассказы, пьесы, публицистика |
Язык произведений | русский |
Андре́й Плато́нович Плато́нов (настоящая фамилия Климе́нтов (16 августа (28 августа) 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель, поэт, публицист, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент и инженер. Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента. Один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века[1].
Биография
Андрей Климентов, известный под своим литературным псевдонимом Платонов, родился 16 (28) августа 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Он был старшим из одиннадцати детей в семье Платона Климентова и Марии Лобочихиной. Отец трудился слесарем и машинистом паровоза и дважды удостаивался звания Героя труда. Мать занималась домашними делами и заботой о детях.
В семилетнем возрасте Андрея отправили в церковно-приходскую школу. Завершив обучение, в 1909 году он поступил в обычную четырёхлетнюю школу, которую окончил в тринадцать лет. С этого момента началась его трудовая жизнь, как старший среди детей, он должен был зарабатывать деньги. До достижения восемнадцати лет Андрей освоил несколько рабочих специальностей в различных мастерских.
В 1918 году Платонов принимает решение продолжить образование и поступает в Воронежский университет, выбирая физико-математический факультет, однако немного позже переводится на историко-филологическое направление. В 1918 году он поступил в железнодорожный техникум, однако не смог его закончить из-за Гражданской войны. Молодой человек сразу же оказался на стороне большевиков и стал частью Красной Армии. Под влиянием событий Октябрьской революции, у него раскрылся талант к писательству. После окончания техникума Платонов объявляет своей главной специализацией электротехнику.
В 1920 году Андрей Платонов стал членом воронежского Союза пролетарских писателей. К этому времени он уже успел завоевать известность в своём городе и даже принимал участие в литературных съездах в Москве.
В 1920-е годы в Поволжье наступил голод, и Платонов начал работать в Воронежском земельном управлении, занимаясь мелиорацией, борьбой с засухой и строительством плотин. Благодаря его инициативе в окрестностях Воронежа было возведено несколько электростанций. Платонов не только организовал работу, но и сам разрабатывал проекты технического оборудования. Он также участвовал в съездах мелиораторов и писал статьи с новыми идеями, касающимися модернизации различных технологий. Вскоре он получил должность в Центральном комитете Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал в Москву[1][2].
Семья
В 1921 году писатель связал свою судьбу с Марией Кашинцевой. Спустя шесть лет он написал рассказ «Песчаная учительница», который посвятил Марии. Писателю не пришлось выдумывать детали сюжета, он просто записал некоторые моменты из жизни своей жены.
Вскоре Мария уехала от А. Платонова. Она поселилась в деревне, расположенной в 60 километрах от города. Платонов навещал её несколько раз в месяц, но вопрос о браке тогда не обсуждался. Когда Мария сообщила ему о своей беременности, они незамедлительно решили оформить свои отношения. В 1922 году супруги стали родителями сына, которого назвали Платоном в честь дедушки[3].
Творчество
Начиная с 1918 года, А. Платонов начинает сотрудничество с воронежскими изданиями «Известия укрепрайона» и «Красная деревня», где он размещает свои стихи, очерки, заметки и рецензии. В журнале «Железный путь» выходит первый рассказ Платонова под названием «Очередной».
В 1921 году издана его первая брошюра под названием «Электрификация». Его стихи появились в коллективном сборнике «Стихи». В Краснодаре была издана его книга стихов «Голубая глубина», которая получила положительный отзыв от поэта В. Я. Брюсова.
Андрей Платонов принадлежит к поколению, которое открыло новую главу в истории русской литературы, и эта глава связана, прежде всего, с трудными событиями революционных лет для страны и её общества. Важной темой его творчества становится не только роль человека, но и его связь с природным миром. Для Платонова природа не только привлекательна. Она может быть уязвимой и хрупкой, но также источником ярости и опасности, что делает её порой враждебной к человеку. Человечество с древнейших времён сталкивается со смертью, холодом, голодом и яростью стихии, осознавая все эти опасности. По мнению писателя, один из основных смыслов, который должен реализовать каждый индивид на протяжении своей жизни, заключается в достижении гармонии с природой. Эту тематику, например, раскрывает сказка «Неизвестный цветок»[4].
Инженерная деятельность
Инженерная деятельность Платонова оказала значительное влияние на его литературные работы. Работая машинистом на паровозе, он приобрёл глубокое понимание этой техники, что отразилось в его рассказах, таких как «В прекрасном и яростном мире» и «Сокровенный человек», где паровые локомотивы играют важную роль. В своих произведениях писатель передаёт любовь к технологии, иногда рассматривая машины как живых существ. В «Сокровенном человеке» главный герой Фома Пухов наблюдает за последствиями железнодорожной аварии и восхищается повреждённым паровозом: «Хороша машина, сволочь!» — отмечает он, при этом упоминает о погибшем помощнике машиниста с кратким сожалением: «Жалко дурака: пар хорошо держал!» В другой истории, «Родина электричества», Душин, главный персонаж, олицетворяет людей, стремящихся к разумному упорядочиванию мира через науку и технологии. Электрификация является для него жизненной целью и олицетворением победы разума над материальным. В этом аспекте герой является отражением юношеских стремлений самого Платонова, который активно участвовал в проекте ГОЭЛРО в 1920-х годах, видя в электричестве силу, которая поможет осуществить переход к «царству сознания».
Смерть
Война подорвала здоровье Андрея Платонова, и во второй половине 1940-х он тяжело заболел. Однако продолжал писать: создал пьесу «Пушкин в лицее», несколько сценариев, а еще — адаптировал старинные русские и башкирские сказки для маленьких детей. Платонов скончался 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, который подхватил, ухаживая за своим сыном. За месяц до его смерти пришли трое мужчин из МГБ, чтобы его забрать. Увидев тяжело больного писателя, они лишь махнули рукой и, оставив его в покое, ушли. Он ушёл из жизни в своей кровати, в домашней обстановке[2].
Память
В Воронеже можно встретить множество объектов, связанных с именем Платонова: улица, гимназия, библиотека, литературная премия и электропоезд.
В центре города Воронежа установлен памятник этому выдающемуся писателю.
С 2011 года Воронежский литературный музей проводит постоянную выставку, посвящённую жизни и творчеству Андрея Платонова.
На проходной Воронежского тепловозоремонтного завода имени Ф. Э. Дзержинского, а также на здании вокзала «Воронеж-1» размещены мемориальные доски, увековечивающие память об Андрее Платоновиче Платонове[2].
Экранизация
- «Айна» (1931) — художественный фильм. Режиссёр — Николай Тихонов, сценарист: М. Смирнова по теме Андрея Платонова «Песчаная учительница».
- «Фро» (1964) — по мотивам одноимённого рассказа.
- «Родина электричества» // киноальманах «Начало неведомого века» (1967/1987) — художественный фильм по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Режиссёр Лариса Шепитько.
- «Рабыня» (1968) — художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр».
- «Солдат и царица» (1968) — короткометражный фильм по мотивам одноимённой сказки в обработке Платонова.
- «Возвращение» (1968) — телеспектакль в постановке Академического театра имени Евгения Вахтангова.
- «Житейское дело» (СССР, 1976 год, Ленфильм) — состоит из трёх новелл, объединённых темой войны. «Житейское дело» (первая новелла), мелодрама, поставленная по одноимённому рассказу Андрея Платонова.
- «Три брата» (1981) — итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесёно в Италию.
- «Домой!» (1982) — художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение».
- «Возлюбленные Марии» (1984) — фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесён в США.
- «Подмененная королева» (1984) — фильм-сказка, ГДР.
- «Одинокий голос человека» (1987) — художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
- «Иван великий» (1987) — по мотивам военных рассказов.
- «Зов родственного томления» (1988) — по мотивам рассказов.
- «Маркун» (1989) — короткометражный фильм. Главную роль исполнил Иван Охлобыстин.
- «Корова» (1989) — мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу.
- «Аризонская мечта» (Arizona Dream) (1993) — режиссёр Эмир Кустурица — в интервью рассказывает, что идея фильма основана на рассуждении Захара Павловича из романа «Чевенгур» о том, что «рыбы влияют на человечество. Рыбы понимают мир гораздо лучше нас, но они очень мудры и не хотят рассказывать об этом никому». В финальной песне «This is a Film» Игги Поп поёт стилизованный под фильм перевод цитаты Захара Павловича «Рыба между жизнью и смертью стоит, оттого она и немая и глядит без выражения; тело́к ведь и тот думает, а рыба нет — она всё уже знает».
- «Возвращение» (1997) — телеспектакль-чтение Авшарова Ю. М.
- «Опять надо жить» (1999) — художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек».
- «Случайный взгляд» (2005) — по мотивам повести «Котлован».
- «Отец» (2007) — художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение».
- «Никита» (2011) — художественный фильм по мотивам рассказа «Никита». Режиссёр Марат Никитин.
- «Железная старуха» (2014)— короткометражный фильм. Режиссёр — Анастасия Полухина.
- «Юшка» (2017)— художественный фильм по мотивам рассказа «Юшка». Режиссёр — Юлия Горбачевская.
Награды
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
- Медаль «За оборону Москвы».
Произведения
Романы
- 1929 — «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927).
- 1933 — «Технический роман» (не закончен).
- 1933 — 1936 — «Счастливая Москва » (не закончен).
- 1936 — «Македонский офицер» (не закончен).
- 1937 — «Путешествие из Ленинграда в Москву» (не закончен, рукопись утеряна).
Повести
- 1926 — «Епифанские шлюзы».
- 1927 — «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», «Ямская слобода» (опубликовано — 1927).
- 1930 — «Котлован».
- 1931 — «Впрок».
- 1932 — «Хлеб и чтение».
- 1934 — «Мусорный ветер», «Ювенильное море», «Джан ».
- 1937 — «Река Потудань».
- 1944 — «Дар жизни».
Рассказы
- 1920 — «Чульдик и Епишка».
- 1921 — «Маркун».
- 1926 — «Антисексус», «Родина электричества».
- 1927 — «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича».
- 1929 — «Государственный житель», «Усомнившийся Макар».
- 1934 — «Такыр ».
- 1936 — «Третий сын», «Бессмертие».
- 1937 — «Юшка».
- 1937 — «В прекрасном и яростном мире», «Фро».
- 1938 — «Июльская гроза».
- 1939 — «По небу полуночи».
- 1941 — «Железная старуха».
- 1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе.
- 1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов).
- 1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов).
- 1943 — «Броня» (сборник рассказов).
- 1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита».
- 1946 — «Семья Иванова» («Возвращение»).
- «Неодушевлённый враг», рассказ.
- «Война» (в рукописи без авт. датировки; примерно 1927).
- «Товарищ пролетариата» (в рукописи без авторской датировки; примерно 1929 год).
Пьесы
- 1928 — «Дураки на периферии».
- 1930 — «Шарманка».
- 1931 — «Высокое напряжение», «14 красных избушек».
- 1944 — «Волшебное существо».
- 1948 — «Ученик лицея».
- 1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия).
Прочее
- 1921 — брошюра «Электрификация».
- 1922 — книга стихов «Голубая глубина».
- 1928 — очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком).
- 1939 — книга «Николай Островский» (не опубликована).
- 1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки».
- 1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок), сказка-быль «Неизвесный цветок».
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Андрей Платонов . Культура.РФ. Дата обращения: 15 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Зарицкая И. Андрей Платонов . Спадило. Дата обращения: 15 января 2025.
- ↑ Малыгина Н. Он знает, что похож на деда . Литературная газета (1 января 2007). Дата обращения: 24 декабря 2024.
- ↑ Творчество Андрея Платонова и его актуальность . Томск.ру (14 августа 2021). Дата обращения: 24 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 августа
- Родившиеся в 1899 году
- Умершие 5 января
- Умершие в 1951 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Андрей Платонов
- Писатели России по алфавиту
- Писатели СССР
- Писатели-фантасты СССР
- Похороненные на Армянском кладбище (Москва)
- Поэты и писатели Воронежа
- Русские писатели XX века
- Писатели-модернисты
- Умершие от туберкулёза
- Писатели России XX века
- Сказочники XX века
- Фронтовые корреспонденты Великой Отечественной войны
- Писатели-фантасты России
- Литераторы, известные под псевдонимами