Котлован (повесть)

Материал из «Знание.Вики»
«Котлован»
Котлован
Жанр повесть
Автор Платонов, Андрей Платонович
Язык оригинала русский
Дата написания 1930
Дата первой публикации 1987 год «Новый мир»

Котлова́н — философская повесть Андрея Платонова написана в 1930 году. Впервые повесть была опубликована в 1987 году в журнале «Новый мир». Произведение рассказывает о судьбе человека в строящемся государстве в период коллективизации[1].

История создания

В 1920 годы Андрей Платонов находился под сильным влиянием идей революционера-утописта Александра Богданова, стремившегося преобразовать мир через коллективный труд и массовую механизацию, придавая смысл неодушевлённой материи. Однако, когда социалистическая революция привела к бюрократии и культу личности, писатель испытал глубокое разочарование.

Его внутренний кризис усугубился после командировки в Поволжье в начале 1930 года. Там Платонов стал свидетелем процесса коллективизации и увидел жестокие «перегибы на местах». Хотя в своих публицистических работах он не выражал явного недовольства, его сердце было глубоко тронуто страданиями крестьян. Эти впечатления отразились в его повести «Котлован», где описаны такие сцены, как отправка кулаков на плоту и поспешное уничтожение крестьянами своих припасов.

Точная дата написания «Котлована» до сих пор остаётся неизвестной. На одной из машинописных копий указаны даты «декабрь 1929апрель 1930», но литературоведы не пришли к единому мнению, относятся ли эти даты к процессу написания или к событиям, описанным в самой повести. Накопившиеся пометки на копии свидетельствуют о намерении Платонова опубликовать «Котлован» в провинциальном советском издательстве. Однако из-за критического содержания повести, её публикация в СССР была невозможна.

После смерти Платонова в 1951 году, «Котлован» начал распространяться в самиздате. В 1969 году он был опубликован в эмигрантском журнале «Грани» в Западной Германии. В 1973 году повесть вышла отдельной книгой в американском издательстве «Ардис», специализировавшемся на русской литературе. В Советском Союзе «Котлован» был впервые официально опубликован в 1987 году в журнале «Новый мир»[1].

Смысл названия

Автор не случайно выбрал такое название для своего произведения. Котлован — пустота, в которой не может быть построено ничего действительно человечного. Это символ разрушения, бесцельной деятельности и трагического финала. Название точно отражает смысл всего произведения.

Котлован символизирует утопические идеи большевиков, которые оказались неосуществимыми из-за их противоречия реальной жизни. Персонажи стремятся построить грандиозный дом для пролетариата, одновременно разрушая мелкие частные хозяйства. Вначале они полны энтузиазма, но единственный разумный и компетентный работник изначально не верит в успех этого проекта. Поэтому Прушевский безразлично соглашается перенести раскопки в овраг, облегчая задачу. Новое здание строится на фундаменте старого, которое необходимо полностью уничтожить. Это нарушает логику исторической преемственности: без прошлого невозможно создать будущее. В финале герои хоронят здесь ребёнка — символ будущих поколений. В повести присутствуют два типа конфликта. Внешний конфликт заключается в противостоянии старых и новых порядков, а внутренний отражает внутренние противоречия и переживания людей, которые не готовы к переменам, но не могут сопротивляться им[2].

Жанр

Литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению о жанре повести «Котлован». Это произведение не соответствует традиционному пониманию классической повести. «Котлован» можно отнести к жанру антиутопии, который изображает вымышленное будущее. В повести автор критически описывает ближайшее будущее общества, находящегося на пороге строительства коммунизма. Через это произведение автор показывает негативные аспекты действительности, которую активно формировало коммунистическое правительство в начале XX века.

В «Котловане» также присутствуют элементы сатиры, направленные на Советский Союз и его структуру. Поэтика, используемая в повести, помогает автору описать образы советской действительности. «Котлован» можно рассматривать как философскую притчу, которая затрагивает темы бессмысленности насильственного изменения мира, трагических последствий игнорирования человеческой природы и фундаментальных нравственных норм. Повесть поднимает глубокие вопросы о смысле жизни, добре и зле, свободе и ответственности. В произведении сочетаются элементы трагедии и комедии. Трагизм событий, гибель людей и разрушение переплетаются с абсурдными и комичными сценами и диалогами, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя[3].

Идейный замысел

В произведении «Котлован» Андрей Платонов показывает несостоятельность коммунистических идей и пропагандистских лозунгов. Сюжет повести основан на мысли о том, что вместо строительства дома советские люди роют себе могилу, позволяя власти обманывать себя. Советская система создаёт видимость изменений, но не меняет суть. Во главе всего по-прежнему стоит правитель, управляющий рабами, которые не имеют права голоса. В социалистическом мире капиталист один — это государство. А свобода, равенство и братство — это лишь патетические лозунги, скрывающие неприглядную реальность. Этот мир обречён, как Вавилонская башня, образ которой появляется в произведении неоднократно. В конце концов, это грандиозное крушение приведёт к распаду «авторитарного дискурса».

Андрей Платонов хотел показать читателю истинное лицо социализма. Даже в образе Насти эта идеология жестока, категорична и радикальна до фанатизма. Писатель же мечтал о возрождении гуманизма и поиске истины, о том, чтобы люди жили осознанно и шли к цели с открытыми глазами. В этом и заключается главная идея произведения «Котлован». Автор сомневался в истинности и правильности идеалов, по которым строилась жизнь советских людей. Главное зло в повести — это пренебрежение личностью, человеческими чувствами и нуждами ради достижения абстрактных идеалов. Люди в «Котловане» превращаются в безликие винтики грандиозной, но бессмысленной машины.

Повесть ставит вечные вопросы о смысле жизни и смерти, о роли человека в истории. Беспощадный котлован становится символом хаоса и пустоты, которые несут в себе неоправданные планы. Лозунги призывают строить счастливое и светлое будущее, но персонажи повести только опускаются в яму, роют котлован, который становится могилой для светлого будущего[2].

Композиция и сюжет

В произведении можно выделить две части. Первая часть происходит в городе. В центре внимания — процесс рытья котлована. Вторая часть происходит в деревне. Здесь основное внимание уделяется созданию колхоза и раскулачиванию. Такое построение не случайно. Оно связано с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», которую он произнёс в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В этой речи особое внимание уделялось «уничтожению противоположности между городом и деревней». В конце действие возвращается к котловану, создавая замкнутый круг.

В произведении постоянно происходят скачки во времени, что усиливает ощущение хаоса и беспорядка. Действие перескакивает от одной сцены к другой, от одного персонажа к другому без видимой логической связи. Это создаёт впечатление потока сознания, отражающего беспорядок и абсурдность жизни в описанном обществе[4].

В день своего тридцатилетия Вощев, который был уволен с механического завода из-за низкой производительности и чрезмерной задумчивости, решил сменить место жительства. Однако, засыпая в яме на пустыре, он не ожидал, что его сон будет прерван. В полночь его разбудил косарь и предложил переночевать в бараке, который скоро должен был быть построен. Утром рабочие предложили Вощеву присоединиться к ним и помочь в рытье ямы. Инженер Прушевский мечтал, что через год все пролетарии будут жить в новом доме. Председатель окружного совета профсоюзов Пашкин приехал к землекопам и потребовал повысить производительность. Козлов перешёл на общественную работу, а Сафронов предложил установить радио, чтобы рабочие могли получать указания. Жачев же ответил, что лучше взять на работу сироту.

Чиклин, посетив кафельный завод, поцеловал хозяйскую дочь. В комнате без окон он обнаружил умирающую женщину и девочку. Женщина просила не рассказывать о своём происхождении, но Чиклин узнал её по сухому вкусу губ и взял девочку с собой. Пашкин установил радиоприёмник для рабочих, из которого постоянно звучали лозунги. Жачев и Вощев испытывали стыд от этих речей. Девочка заинтересовалась картой СССР и спросила, что означают меридианы. Чиклин ответил утвердительно, надеясь развить её революционные идеи. Землекопы нашли сто гробов, и Чиклин подарил два из них девочке. Козлов возглавил кооператив и начал классовую борьбу против капитализма. Сафронов и Козлов были убиты в деревне. Вощев и Чиклин приехали туда и избили убийцу. Девочка оставила записку: «Уничтожайте кулаков как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Приветствие бедному колхозу, а кулакам — нет».

Чиклин и Вощев соорудили плот, чтобы отправить кулаков в море. В деревне начались плачи, и люди старались не отдавать своё хозяйство колхозу. Настя приехала в деревню, и Чиклин позвал на помощь медведя. Кулаков посадили на плот и отправили по реке. На Организационном дворе звучала музыка, люди радовались колхозной жизни. Вощев собрал по деревне отвергнутые предметы и составлял список, стремясь найти смысл жизни и отомстить за спокойных[5].

Конфликт

В произведении Андрея Платонова «Котлован» раскрывается множество взаимосвязанных проблем и конфликтов, которые отражают трагическую действительность советской эпохи и поднимают философские вопросы о смысле человеческого существования. Основной конфликт произведения — это столкновение грандиозных планов по созданию «дома для всех» с суровой реальностью. Идея строительства идеального общества, заложенная в этом проекте, оказывается нежизнеспособной, поскольку не учитывает человеческую природу и базовые потребности. Грандиозный котлован, который постоянно расширяется, но так и не наполняется смыслом, становится символом этого конфликта. Реальность оказывается сильнее планов, и проект неизбежно обречён на провал, что символизирует бесплодность попыток насильственного построения утопии. В «Котловане» показано подавление индивидуальности человека ради достижения абстрактных общественных целей. Люди превращаются в безликие винтики огромной машины, их личные потребности, чувства и жизненные планы игнорируются. Индивидуальность подавляется, а человеческая жизнь обесценивается. Это выражается в бесчеловечных условиях работы, в равнодушии к человеческим судьбам и трагедиям. Даже смерть людей не останавливает проект, они заменяются новыми рабочими, без малейшего сожаления.

Идеология, провозглашающая создание идеального общества, оказывается в жёстком противоречии с человеческой природой. Попытка создать искусственный «рай» на земле приводит к моральному разложению, к разрушению человеческих отношений и к повсеместному страху и отчаянию. Платонов показывает, что любые попытки навязать людям чуждую им идеологию и подавить их естественные стремления приводят к катастрофическим последствиям. Идеология становится инструментом подавления и дегуманизации. Попытка построить совершенно новое общество, «сбросив» прошлое, приводит к парадоксальному результату: разрушению не только прошлого, но и будущего. В погоне за абстрактным будущим настоящее разрушается, а будущее оказывается невозможным. Котлован, как символ строительства «нового мира», становится символом пустоты и уничтожения. Любые попытки насильственно разрушить прошлое, не оставляя места для памяти и истории, обречены на провал. Повесть поднимает вечный философский вопрос о смысле жизни. В мире, изображённом Платоновым, смысл жизни отсутствует. Люди, участвующие в строительстве «общего дома», не имеют личной цели, а действуют по принуждению, выполняя бессмысленную работу. Трагизм ситуации заключается в том, что, несмотря на огромные усилия, жизнь лишена смысла, а смерть воспринимается как естественное и неизбежное завершение этого бессмыслия.

Постоянное копание котлована, расширение ямы без всякой цели — метафора абсурдности существования в условиях тоталитарного режима и дегуманизации общества. В повести присутствует тонкая нить надежды, которая связывает будущее с прошлым, дети представлены как символ этого будущего, однако преобладающим чувством является безысходность. Платонов не даёт читателю никаких гарантий лучшего будущего, скорее, показывает обречённость на неудачу попыток построить счастливое общество насильственными методами. Все эти конфликты тесно взаимосвязаны и создают сложную картину трагического столкновения грандиозных, но абсурдных планов с суровой реальностью человеческой жизни[6].

Главные и второстепенные герои

  • Вощев — молодой человек, который пытается найти смысл жизни. Ему только что исполнилось 30 лет, и он видит своё предназначение в строительстве будущего дома. На стройке Вощев встречает других персонажей, а затем уезжает в колхоз, где становится его председателем. Он глубоко скорбит о смерти Насти.
  • Чиклин — пожилой рабочий, сильный и здоровый человек. Автор описывает его как положительного героя. Он является старшим в группе землекопов и замечает девочку Настю. Чиклин берёт её под свою опеку и испытывает к ней тёплые чувства.
  • Жачев — мастер, инвалид, который участвовал в Первой мировой войне и потерял ногу. Он передвигается на тележке, у него нет зубов, и он страдает от лишнего веса. Жачев уверен, что новое общество должно быть построено для детей. В Насте он видит образ будущего и после её смерти теряет веру в будущее[7].

Экранизация и постановки

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Котлован»: краткое содержание, история создания, контекст. АСТ. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Анализ повести «Котлован» (А. Платонов). Литрекон. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  3. Анализ повести «Котлован» А. Платонова. Наука.club. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  4. «Котлован», анализ повести Платонова. Copyright. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  5. Котлован. Алексей Комаров. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  6. Вещество долгой жизни- Котлован А. Платонова. Проза.ру. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  7. Краткое содержание «Котлован». Образовака. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  8. Случайный взгляд (2005). Кинопоиск. Дата обращения: 22 декабря 2024.
  9. Котлован Андрей Платонов. Театр «Старый Дом». Дата обращения: 23 декабря 2024.