Мизантропия
Мизантропия (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + др.-греч. ἄνθρωπος «человек»; букв. «человеконенавистничество») — это общее обозначение для неприязни, недоверия и ненависти к человечеству[1]. Данный термин, используется для описания индивида, который питает общее презрение к обществу в целом. При этом на подобное отношение к обществу не влияют какие-либо (дополнительные) особенности отдельных личностей, такие как пол, раса, религия, внешние характеристики и прочее[2].
Проявления мизантропии имеют связь как с деструктивным мировоззрением индивида, направленным на причинение вреда другим людям, так и с попыткой индивида «бежать» из общества.
Идея мизантропии существует со времен Древней Греции[4]. Она представляет интерес для различных областей знания, таких как психология, философия и социология[5].
Мизантропия может проявляться в различных формах, от лёгкого презрения до враждебности и агрессии по отношению к человечеству, и её можно обнаружить во многих различных областях человеческой мысли и опыта[6].
Основная информация
Люди, страдающие мизантропией, рассматривают общество (преимущественно) как коррумпированное, аморальное и эгоистичное. Они склонны к пессимизму в отношении будущего человечества[7].
К основным дефектам, на которые указывают мизантропы, относятся интеллектуальные, моральные и эстетические дефекты человеческого общества[8]:
- Интеллектуальные дефекты — выражаются в когнитивных искажениях, препятствующих познанию или нарушающих требования рациональности.
- Моральные дефекты — выражаются в жестокости, эгоизме, трусости, а также в отсутствии сострадания и гуманизма.
- Эстетические дефекты — выражаются в уродстве общества и окружения, вызванные деятельностью человека, а также в отсутствии желания познавать и развивать красоту (как во внутреннем, так и во внешнем её проявлении).
Основные проявления
Мизантропия может проявляться по-разному, в зависимости от индивида, степени его переживаний и сопутствующих обстоятельств (включая психические девиации). Распространенные проявления мизантропии включают такие отклонения как[9][10]:
Цинизм — так индивиды, страдающие мизантропией, могут быть циничны в отношении своего социального окружения; они склонны полагать, что люди, как правило, эгоистичны и действуют только в своих собственных интересах.
Изоляция — так мизантропы могут удаляться от общества и избегать социальных ситуаций; они предпочитают проводить время в одиночестве или с несколькими близкими друзьями/членами семьи.
Критика — так мизантропы могут быть крайне критичны к обществу и людям в нём; их поведение характеризуется стремлением указывать на недостатки и несправедливость в социальных институтах, а также критикой поведения отдельных людей.
Мстительность — так индивиды, страдающие мизантропией, могут быть склонны к мщению за промахи/ошибки своего социального окружения; они склонны к проявлениям психологической агрессии (различной этимологии; включая психологические манипуляции) по отношению к «несовершенным» людям.
Антисоциальное поведение — так (в крайних случаях) мизантропия может привести к антисоциальному поведению, такому как насилие или преступная деятельность индивида, а также пренебрежение социальными нормами.
Формы мизантропии
У мизантропии нет определённых стадий, так как данное состояние не является самостоятельным заболеванием[11]. При этом мизантропия может принимать различные формы, среди которых выделяют[12][13]:
Пассивную форму — данная форма мизантропии выражается в конфликтах индивида и его социального окружения (возможные исключения — друзья/члены семьи), без применения физического насилия или с минимальными проявлениями физической агрессии; данный тип мизантропов стремится к самоизоляции, социальному дистанцированию или минимизации возможных социальных контактов; данная форма мизантропии характеризуется умеренной степенью ненависти, поддающейся контролю со стороны индивида (без потребности в профильном вмешательстве).
Активную форму — данная форма мизантропии проявляется в общественном выражении позиции мизантропа (через любые доступные средства коммуникации с социумом), а также характеризуется организацией мероприятий, направленных на привлечение внимания к основной проблеме/проблемам общества (по субъективному мнению мизантропа); данный тип мизантропов склонен к агрессивному и асоциальному поведению; данная форма мизантропии характеризуется сильной степенью ненависти, слабо поддающейся контролю со стороны индивида (требует профильного вмешательства, в рамках лечения заболевания/комплекса заболеваний, способствующих формированию и прогрессии мизантропии у индивида).
Данные формы могут иметь различную степень проявления в рамках своих характеристик, а также они могут сменять друг друга, в зависимости от психофизиологического состояния индивида (по аналогии с фазами обострения и ремиссии). При этом отдельные негативные психические, психологические и физические факторы не могут спровоцировать формирование и развитие мизантропии, данное состояние развивается как следствие от воздействия их совокупности, при условии наличия определённых (субъективных) особенностей у индивида[14].
Мизантропия различных сферах
Психология
В психологии мизантропия преимущественно рассматривается как симптом ряда психических заболеваний, среди которых выделяется депрессия и тревожное расстройство личности. Индивиды с данными психическими проблемами склонны иметь негативное представление о себе и окружающем мире, а также распространять данную негативную перспективу на социум[15].
При этом проблема мизантропии впервые проявляется (как правило) в подростковом возрасте, и прогрессирует по мере взросления индивида. Среди основных причин мизантропии выделяют[16][17]:
- наличие и проявление психических или психологических отклонений у социальных авторитетов индивида;
- социальная напряженность и/или агрессия (в любой форме) в семье;
- крайняя форма и длительное проявление когнитивного диссонанса (преимущественно — в отношении базовых моральных и этических норм);
- наличие и развитие психических и/или физических отклонений у индивида.
Таким образом, мизантропия (как правило) выступает результатом некого травмирующего опыта, что приводит к общему недоверию или избеганию социальных взаимодействий.
Социология
В социологии мизантропия преимущественно рассматривается как симптом более серьёзных социальных проблем, среди которых можно выделить такие как неравенство и угнетение[18][19]. Индивиды, которые чувствуют себя маргинализированными или бесправными в определённом обществе, могут испытывать недоверие или враждебность к тем, кто находится у власти и/или в границах нормы данного общества, что (при наличии дополнительных факторов стимуляции) может привести к усилению и развитию негативного восприятия общества в целом. Данные проявления можно увидеть в таких движениях, как анархизм и антиавторитаризм, которые отвергают традиционные социальные иерархии и структуры власти.
Также мизантропия, как социальная особенность, может быть результатом более субъективных факторов взаимодействия между социумом и индивидом, таких как личный опыт дискриминации[20][21]. Пример: у индивидов, ставших жертвами расизма или гомофобии, развивается активное (и/или агрессивное) недоверие к обществу, а также стремление дистанцироваться от общей социальной группы (сепарация по расе или сексуальным предпочтениям, включая сексуальную ориентацию и парафилию).
Философия
В философии мизантропия имеет долгую и сложную историю.
Одним из первых мизантропов был древнегреческий философ, создатель первоначальной формы диалектики Гераклит (родился около 544 года до н. э., Эфес, Азия — умер около 483 года до н. э., там же)[22]. В сохранившихся работах его современников, Гераклита характеризуют как человека, стремящегося максимально дистанцироваться от общества, отмечая его особо негативный взгляд на социум[23]. Основанием для мизантропии Гераклита выступает непонимание людьми истинной природы реальности, а также их пребывание в состоянии невежества и нежелание это изменить.
Далее ещё одно раннее указание мизантропии можно найти в работе «Федон» (сократический диалог; 360-х годов до н. э.) афинского философа, основателя платонической школы мысли и Академии Платона (родился около 425 до н. э., Древние Афины — умер около 347 до н. э., там же), где состояние мизантропии описывается как результат несбывшихся ожиданий индивида, а также его чрезмерного и наивного оптимизма[24][25].
Также ещё один великий древнегреческий философ Диоген придерживался достаточно негативного мнения об окружающем его социуме (считал его лицемерным, поверхностным и «приумножающим зло»), а также не придерживался соблюдения социальных норм и ценностей, практиковал провокации и грубое поведение в отношении окружающих[26][27].
Позднее, уже в XVII веке, английский философ, один из основателей современной политической философии Томас Гоббс проявил себя как яркий пример мизантропии в ранней современной философии[28]. В своих произведениях он выражал стойкое и глубокое негативное отношение к обществу, описывая людей как жадных эгоистов, действующих исключительно в своих интересах и готовых использовать для достижения своих целей прочих людей. Он определял подобный подход к существованию общества как нескончаемую войну, в которой «каждый человек каждому … является врагом».
Схожую позицию в отношении мизантропии высказывал немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он отмечал, что все в мире является выражением слепой воли, которая провоцирует бесполезную борьбу[29]. На уровне человеческой жизни данная концепция «представляет собой непрекращающийся обман», в основе которого лежат эгоистичные и бесконечные желания, а также порождаемые ими несправедливость и страдания других людей. В связи с этим Шопенгауэр отмечал, что мизантропия является естественной реакцией, поскольку она позволяет людям отринуть иллюзии, познать и принять истинную природу человеческого существования[30].
В свою очередь другой немецкий философ, культурный критик и филолог Фридрих Ницше, находясь под влиянием трудов Шопенгауэра, отмечал, что по своей сущности человек представляет собой декадентское и «больное животное», стремящееся к созданию систем моральных правил, которые потворствуют процветанию слабых людей и подавляют формирование истинного величия[31][32]. Он рассматривал мизантропию как естественный результат напряженности между индивидом и обществом. В своей работе «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (нем. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen, 1885 год) он отмечал, что (для преодоления кризиса человеческой сущности) все человеческое существо должно быть заменено на сверхчеловека (нем. Übermensch)[33].
Иной тип мизантропии отражен в работах франко-швейцарского философа, писателя и мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо. В них идеализируются природные гармония и простота, а противопоставляется им беспорядок, присущий деятельности человеческого общества (в целом) и институтов (в частности)[34][35].
А также в работах французского философа, представителя атеистического экзистенциализма Жан-Поля Сартра[36]. Он рассматривал мизантропию как результат отчуждения и экзистенциальной тоски, которые возникают при жизни в обществе, где конформизм ценится выше индивидуальности. Так Сартр считал, что люди, которые по-настоящему осознали себя, неизбежно вступают в противоречие с господствующей культурой, что приводит их к чувству изоляции, а также порождает желание отстраниться от других людей[37].
Галерея
Гераклит Эфесский кисти Иоганна Морельсе, ок. 1630 года
Диоген кисти Жана-Леона Жерома, Художественный музей Уолтерса в Балтиморе (штат Мэриленд, США)
Фрагмент портрета Томаса Гоббса (5 апреля 1588 года, Уилтшир, Англия — 4 декабря 1679 года, Дербишир, Англия) кисти Джона Майкла Райта, вторая половина XVII века
Колоризация дагеротипного портрета Артура Шопенгауэра (22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз), 1859 год
Колоризация фотографии Фридриха Ницше (15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя), ок.1875 года
Портрет Жана-Жака Руссо (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) кисти Мориса Кантена де Латура, ок. 1753 года
Фотография Жан-Поля Сартра (21 июня 1905, Париж, Франция — 15 апреля 1980, Париж, Франция), 1967 год
Мизантропы определяют примером морального недостатка людей вред, причиненный другим людям. Пример: массовые убийства во время Холокоста (фото: Музей Холокоста)
Мизантропы часто отмечают вред, который общество причиняет животным и природе. Пример: животноводство (фото: Птицефабрика в Намаккале, Тамилнад)
Особо агрессивные мизантропы выражают надежду на вымирание человеческого рода. Пример: всемирная ядерная война (фото: ядерный взрыв, имитационное моделирование)
См. также
Примечания
- ↑ Мизантропия / БСЭ
- ↑ Мизантропия: особенности проявления
- ↑ Pieter Bruegel the Elder: drawings and prints / The Metropolitan Museum of Art
- ↑ История мизантропии
- ↑ Мизантропия / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- ↑ Мизантропия / Понятия и категории
- ↑ Моральная психология ненависти
- ↑ Мизантроп / Психология и психиатрия
- ↑ Мизантропия
- ↑ Лечение мизантропии
- ↑ Формы и стадии мизантропии
- ↑ Мизантропия / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- ↑ Определение и история мизантропии
- ↑ Мизантропия: критика человечества
- ↑ Кто такой мизантроп? Описание и признаки
- ↑ Лечение мизантропии
- ↑ Мизантропия: причины и лечение
- ↑ Психологические причины и коррекция мизантропии
- ↑ Создание социального капитала
- ↑ Факторы, связанные с мизантропией в современном обществе
- ↑ Политкорректность: социокультурная чёрная дыра
- ↑ Гераклит Эфесский / Энциклопедия всемирной истории
- ↑ О мизантропии Гераклита
- ↑ Сократический рационализм и политическая философия: интерпретация платоновского «Федона»
- ↑ Миф и метафизика в «Федоне» Платона
- ↑ Философия и политическая власть в древности
- ↑ Классический цинизм: критическое исследование
- ↑ Гоббс, Томас: моральная и политическая философия
- ↑ Философская защита мизантропии
- ↑ Шопенгауэр, Артур / Энциклопедия философии
- ↑ Животные и мизантропия
- ↑ Сократовское гражданство
- ↑ Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра
- ↑ С милосердием ни к кому: любовный взгляд на мизантропию
- ↑ Платоническое Просвещение Руссо
- ↑ Жан-Поль Сартр / Раймон Арон: матч века
- ↑ Экзистенциальный психоанализ Жан-Поля Сартра
Литература
- Жан Мольер. Мизантроп . — Рипол-Классик, 2021. — 184 с. — ISBN 978-5-386-14446-3.
- Лотреамон. Песни Мальдорора . — АСТ, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-17-137122-7.
- Филимонова Ольга Федоровна. Ecce Homo: символические импликации структуры чувств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — № 3.
- Букин Вадим Сергеевич. Асоциальность, социопатия в контексте принципов прозрачности информационного пространства // Медиасреда. — 2017. — № 12.
- Чугунова Инна Олеговна. Дискурс ненависти в философии Ф. Ницше // Философская мысль. — 2017. — № 5.
- Тюкмаева Аида Маратовна. Энзим мизантропии // Проблемы науки. — 2018. — № 3 (27).
- Демичева Юлия Владимировна. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО «ЛЮБОВЬ-РАВНОДУШИЕ-НЕНАВИСТЬ»: ЗНАЧИМОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ // Гуманитарные и юридические исследования. — 2021. — № 4.
- Павлова Светлана Юрьевна. РЕФЛЕКСИЯ НАД ПОНЯТИЕМ HONNÊTE HOMME В КОМЕДИИ МОЛЬЕРА «МИЗАНТРОП» // Studia Litterarum. — 2022. — № 2.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |