Пессимизм
Пессимизм | |
---|---|
МКБ-11 | MB28.D |
Пессими́зм ( лат. pessimus — «наихудший») — философская позиция, характеризующаяся негативным взглядом на жизнь и мироустройство. Термин «пессимизм» впервые использовали иезуитские критики в 1759 году в отношении романа Вольтера «Кандид, или Оптимизм». В XIX веке пессимизм получил развитие в трудах философов Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана, которые сформулировали концепцию абсолютного пессимизма. Это направление противопоставляется оптимизму и оказало значительное влияние на развитие философской мысли[1].
Этимология
Термин «пессимизм» происходит от латинского слова pessimus, что означает «наихудший». Впервые был использован в 1759 году иезуитскими критиками в отношении романа Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Иезуит Ревю де Треву обвинил Вольтера в пессимизме за его сатиру на философию Лейбница о «лучшем из возможных миров». С тех пор термин закрепился в философском лексиконе для обозначения мировоззрения, противоположного оптимизму. В немецком языке слово Pessimismus было введено в философский обиход в XIX веке[2].
Общая характеристика
Пессимизм как философское направление характеризуется негативным взглядом на мироустройство и человеческое существование. Основой пессимистического мировоззрения является убеждение в преобладании зла и страданий в жизни. Философы-пессимисты рассматривают бытие как нежелательное или лишённое смысла явление.
В истории философии это направление противопоставляется оптимизму и имеет различные формы выражения. Одной из них является сравнительно-исторический пессимизм, распространённый со времён Гесиода. Согласно этому взгляду, каждая эпоха считает себя наихудшей, что объясняется субъективной чувствительностью людей к бедствиям своего времени.
Философский пессимизм получил наиболее полное развитие в трудах Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана в XIX веке. Они сформулировали концепцию абсолютного пессимизма, согласно которой страдание является неотъемлемой частью существования. Шопенгауэр утверждал, что воля к жизни — источник всех страданий, а Гартман развил идею о «мировом страдании».
Пессимизм не ограничивается только негативным восприятием жизни. Многие философы этого течения предлагали пути преодоления страданий, такие как отказ от желаний или достижение состояния нирваны. Пессимизм также оказал значительное влияние на развитие экзистенциальной философии и литературы.
В современном контексте течение часто рассматривается как критический взгляд на прогресс и оптимистические ожидания. Культурный пессимизм, например, выражает скептицизм по отношению к развитию общества и технологий[3][4].
Философский пессимизм
Понятие
Философский пессимизм представляет собой направление мысли, утверждающее фундаментальную неудовлетворительность бытия. В отличие от обыденного пессимизма, это не просто негативное настроение, а целостное мировоззрение, основанное на рациональном анализе реальности.
Истоки философского пессимизма можно проследить в древнеиндийской философии, особенно в буддизме, который рассматривает страдание как неотъемлемую часть существования. В западной философии элементы пессимизма присутствовали у Гераклита и Эмпедокла.
Философский пессимизм оказал значительное влияние на экзистенциализм, особенно на работы Альбера Камю и Жан–Поля Сартра. Идея абсурдности человеческого существования в чуждом, равнодушном мире перекликается с пессимистическим мировоззрением.
В современной философии пессимизм нашёл отражение в работах Дэвида Бенатара, который аргументирует, что рождение всегда приносит вред, и в антинатализме — этической позиции, считающей рождение детей морально неоправданным.
Критики философского пессимизма указывают на его субъективность и возможное негативное влияние на психологическое благополучие. Однако сторонники этого направления утверждают, что пессимизм способствует более реалистичному восприятию мира и может мотивировать к действиям по улучшению человеческого существования[5][6].
Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман
Артур Шопенгауэр (1788–1860) и Эдуард фон Гартман (1842–1906) являются ключевыми фигурами в развитии философского пессимизма XIX века. Их работы заложили основу для систематического обоснования пессимистического мировоззрения в западной философии.
Шопенгауэр в своём главном труде «Мир как воля и представление» развил концепцию «воли к жизни» как слепой, иррациональной силы, лежащей в основе всего существующего. Эта воля, по Шопенгауэру, является источником всех страданий. Философ утверждал, что жизнь колеблется между болью и скукой, а счастье — лишь кратковременное отсутствие страдания.
Шопенгауэр рассматривал страдание как позитивное состояние, а удовольствие — как негативное, то есть как простое отсутствие страдания. Он аргументировал это тем, что желание всегда связано с отсутствием чего-либо, а значит, с неудовлетворённостью и страданием. Удовлетворение желания лишь временно прекращает страдание, после чего возникает новое желание или скука.
Философ предлагал два пути преодоления страданий: эстетическое созерцание и аскетизм. Первый путь предполагает временное освобождение от воли через искусство, второй — полное отрицание воли к жизни.
Эдуард фон Гартман, вдохновлённый идеями Шопенгауэра, разработал свою систему философского пессимизма в труде «Философия бессознательного». Он ввёл понятие «бессознательного» как первоосновы бытия, объединяющей волю и представление.
Гартман считал, что мировой процесс движется к самоуничтожению через осознание иллюзорности счастья. Он выделял три стадии иллюзий человечества:
- вера в возможность счастья в земной жизни;
- вера в счастье в загробной жизни;
- вера в счастье будущих поколений благодаря прогрессу.
По мнению Гартмана, все эти иллюзии будут преодолены, что приведёт к осознанию неизбежности страдания.
В отличие от Шопенгауэра, Гартман не призывал к индивидуальному отрицанию воли к жизни. Он считал, что человечество должно продолжать жить и развиваться, чтобы в конечном итоге прийти к коллективному акту самоотрицания.
Философские системы Шопенгауэра и Гартмана оказали значительное влияние на развитие европейской философии и культуры. Их идеи нашли отражение в работах Ницше, Фрейда, в литературе декаданса и экзистенциализме. Критика оптимизма и прогрессизма, предложенная этими мыслителями, способствовала более глубокому осмыслению проблем человеческого существования.
Несмотря на радикальность их взглядов, работы Шопенгауэра и Гартмана стимулировали философскую дискуссию о природе счастья, смысле жизни и роли страдания в человеческом опыте. Их пессимизм можно рассматривать не только как негативный взгляд на мир, но и как призыв к более реалистичному и критическому осмыслению человеческого существования[7].
Культурный пессимизм
Культурный пессимизм представляет собой мировоззрение, критически оценивающее состояние и перспективы развития современной культуры и общества. Это направление мысли выражает скептицизм по отношению к идее прогресса и ставит под сомнение позитивные аспекты модернизации и технологического развития.
Истоки культурного пессимизма можно проследить в работах немецких философов конца XIX – начала XX веков, таких как Фридрих Ницше и Освальд Шпенглер. Ницше в своей критике современной культуры ввёл понятие «нигилизма» как утраты высших ценностей. Шпенглер в труде «Закат Европы» развил циклическую теорию культур, предсказывая упадок западной цивилизации[8].
Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, представители Франкфуртской школы, в работе «Диалектика Просвещения» выразили пессимистический взгляд на развитие рациональности, утверждая, что просвещение приводит к тоталитаризму и культурной деградации.
Культурный пессимизм также нашёл отражение в литературе. Писатели, такие как Томас Манн и Герман Гессе, исследовали темы упадка культуры и кризиса человеческих ценностей в своих произведениях.
В современном контексте направление часто связано с критикой массовой культуры, консьюмеризма и технологического детерминизма. Философы и социологи, такие как Жан Бодрийяр, анализировали феномен «симуляции» в постмодернистском обществе, указывая на утрату аутентичности и смысла.
Экологический пессимизм, как ответвление культурного пессимизма, фокусируется на негативных последствиях индустриализации и экономического роста для окружающей среды. Работы, подобные «Безмолвной весне» Рэйчел Карсон, способствовали формированию экологического сознания и критического отношения к идее бесконечного прогресса.
Критики культурного пессимизма указывают на его тенденцию к преувеличению негативных аспектов современности и игнорированию позитивных изменений. Однако сторонники этого направления утверждают, что критический взгляд на культуру необходим для выявления и решения социальных проблем[9].
Примечания
- ↑ Пессимизм . Азбука веры. Дата обращения: 12 октября 2024.
- ↑ Соловьёв В. С. Пессимизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
- ↑ Дробницкий О. Г. Оптимизм и пессимизм / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.,: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 18.
- ↑ Джемс С. Пессимизм. История и критика // Философия и общество : журнал. — 2000. — № 1.
- ↑ Философия пессимизма . artforintrovert.ru. Дата обращения: 12 октября 2024.
- ↑ Бызов Е.С. Философия пессимизма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук : журнал. — 2023. — № 5.
- ↑ Геворкян А. Р. Шопенгауэр и фон Гартман: анализ воззрений // Философия и общество. — 1998. — № 4.
- ↑ Культурный пессимизм . studopedia.ru (8 марта 2015). Дата обращения: 12 октября 2024.
- ↑ Усманов С.М. Европа и культурный пессимизм Владимира Вейдле // Вестник ИвГУ : журнал. — 2014. — № 4.