Лотман, Юрий Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Юрий Михайлович Лотман
Юрий Михайлович Лотман. Скульптурный портрет. Скульптор Лев Разумовский. 1981 годЮрий Михайлович Лотман. Скульптурный портрет. Скульптор Лев Разумовский. 1981 год
Дата рождения 28 февраля 1922 год
Место рождения Петроград, РСФСР
Дата смерти 28 октября1993 год
Место смерти Тарту, Эстония
Страна  СССР Эстония
Научная сфера литературоведение, в том числе пушкинистика, культурология, семиотика, критика
Место работы ЛГУ, Тартуский университет
Альма-матер ЛГУ
Учёная степень доктор филологических наук (1962 год)
Учёное звание профессор (1963 год),
академик АН ЭССР (1990 год)
Научный руководитель Г. А. Гуковский,
Г. П. Макогоненко,
Н. И. Мордовченко
Ученики А. Ф. Белоусов, М. Я. Билинкис, И. С. Булкина, М. Я. Вайскопф, Б. М. Гаспаров, Л. Н. Киселёва, В. С. Парсамов, В. П. Руднев
Известен как филолог-структуралист, историк русской культуры, один из наиболее знаменитых советских учёных-гуманитариев своего поколения[1]
Награды и премии
Орден Отечественной войны II степени Орден Красной Звезды Медаль «За отвагу» (СССР)
Медаль «За боевые заслуги» Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За оборону Кавказа»
Премия имени А. С. Пушкина (1993)
Международная премия «Балтийская звезда» (2020, посмертно)

«У Юрия Михайловича было два направления деятельности, которые, возможно, для него были органично связаны, но мне кажется, что они были разные. Одно направление было авангардистским: он придумывал какие-то новые теории. А другое направление было консервативным. Он знал русскую литературу не только как литературу — он знал ее в контексте даже не столько биографическом, а в контексте той жизни, которая тогда была, в контексте анекдотов, того, как люди одевались, в контексте быта. И мне кажется, что первое направление обречено на то, что оно будет перекрыто чем-то другим, следующим поступательным ходом, а второе — оно остается»

Борис Успенский

Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, город Петроград, РСФСР — 28 октября 1993, город Тарту, Эстония) литературовед, лингвист, культуролог, просветитель, профессор, доктор филологии, действительный член академии наук Великобритании1977 года), Норвегии1987 года), Швеции1989 года), Эстонии с 1990 года, ветеран Великой Отечественной войны. Основал Московско-Тартускую структурно-семиотическую школу. Автор монографий о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, Николая Михайловича Карамзина, истории русской культуры XVIII — первой половины XIX века. Труды учёного переведены на европейские языки[2][3][4][5].

Биография

Юрий Михайлович Лотман родился в 1922 году в Петрограде. Родился в семье юрисконсульта (отец Михаил Львович) и портнихи, позже стоматолога (мать Сара Самуиловна). Семья воспитывала четырёх детей. В 1939 году Юрий поступил в Ленинградский университет. Студентом усваивал идеи Владимира Проппа и Григория Гуковского. С 1940 по 1946 год служил в армии связистом в артиллерии, пошёл на фронт и дошёл от Винницы до Берлина, справлялся со всеми непростыми боевыми задачами на Кавказе, на Украине, в Прибалтике, форсировал канал Гогенцоллерн (ширина 33 метра и длина около 82 метров). В 1946 году был демобилизован и снова стал студентом. Виктор Жирмунский, Борис Томашевский, Бориса Эйхенбаум — известные филологи — были преподавателями Юрия Михайловича. Печатался с 1949 года. Научным руководителем его дипломной работы был Николай Мордовченко, который рекомендовал своему студенту преподавать историю русской литературы в вузе. Антисемитские настроения того времени стали препятствием дальнейшего обучения и работы в Ленинграде Юрия Лотмана. Молодой учёный стал руководителем кафедры русской литературы Тартуского университета в Эстонии. Около сорока лет проработал Юрий Михайлович в Тартуском университете, который во многом благодаря учёному стал одним из центров гуманитарных исследований[3][6][7][5][8].

Юрий Лотман защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую общественно-политическим и эстетическим позициям Александра Радищева и Николая Карамзина. Связь эстетического, этического и политического в идеях мыслителей периода с 1789 года по 1825 год интересовали учёного. Как произошла смена периода развития русской литературы Николая Карамзина на период Александра Пушкина; как развивалась общественная мысль от Александра Радищева до декабристов — всё это интересовало Юрия Михайловича. В основе его работ лежала взаимосвязь идеологии и поэтики литературного процесса[3]. В 1961 году Юрий Лотман защитил докторскую диссертацию «Пути развития русской литературы преддекабристского периода». Была открыта следующая эпоха его исследований— Пушкин, Лермонтов и Гоголь[3].

Юрий Михайлович Лотман стал широко известен в науке в начале 1970-х годов. В это время и позже ему приходили предложения о сотрудничестве из зарекомендовавших себя европейских университетов. Настоящее признание Юрия Лотмана, в том числе в России (Советском Союзе) произошло в 1980-е годы[6].

Юрий Лотман скончался в Тарту, похоронен на кладбище Раади рядом с женой[5].

Семья

Жена Юрия Михайловича Лотмана — Зара Григорьевна Минц (19271990), педагог и литературовед, изучала творчество Александра Александровича Блока и русских символистов[9][2].

У Юрия Михйловича Лотмана три сына. Михаил Юрьевич Лотман (родился в 1952 году) — профессор семиотики и литературоведения Таллинского университета, член Рийгикогу (Эстонский парламент) с 2003 года по 2007 год, председатель городского собрания Тарту с 2011 года по 2013 год. Григорий Юрьевич Лотман (родился в 1953 году) — художник. Алексей Юрьевич Лотман (родился в 1960 году) — биолог, член Рийгикогу (Эстонский парламент) с 2007 года по 2011 год[9].

Научные взгляды

Общие положения

Базой для исследований Юрия Михайловича Лотмана были труды русских формалистов (Юрий Николаевич Тынянов, Владимир Яковлевич Пропп и другие). Учёный является представителем структурализма Московско-Тартуской семиотической школы[2][3][5][6].

Коммуникация, семиотика, информация, язык, семантика, кино, кадр, модель — ключевые слова в научных теоретических разработках Юрия Михайловича Лотмана. Искусство и науку Юрий Михайлович рассматривал как часть культуры: основной способ выражения культуры, важнейшей знаковой системой является язык. По определению Юрия Лотмана, семантика — постоянное отношение знака к объекту, который он заменяет. Языковые, графические знаки существуют не сами по себе, а в культуре определённого общества. Основная функция культуры — хранение информации и организация коммуникации в обществе[3][7].

Подпись Юрия Михайловича Лотмана

Искусство, согласно взглядам учёного, создает информацию, наделяет изображаемый объект значением. Информация — это процесс перехода от незнания к знанию. Особым видом искусства, по мнению Юрия Михайловича, является кино как череда движущихся кадров, фиксирующих реальность. Единица кинокадр[3][7].

Создатель структуральной поэтика

Юрий Михайлович Лотман ещё в 1950-х годах работал в гуманитарной области не с позиций идеологии, как это было принято, а с позиций поэтики автора и поэтики текста, который он изучал[6].

В 1960 году Юрий Лотман был назначен заведующим кафедрой русской литературы Тартуского университета, в 1961 году стал доктором наук, а в 1963 получил учёное звание профессора. Это же время стало периодом переосмысления научных взглядов Юрия Михайловича. Сын Юрия Лотмана, Михаил, вспоминал[6]:

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. Ю. М. Лотман пережил острый творческий кризис: круг проблем, исследованию которых он посвятил предшествующие годы, если и не полностью утратил для него интерес, то, во всяком случае, потерял значительную часть своей привлекательности. Первоначальное недовольство собой, однако, вскоре перешло в осознание кризисности ситуации в самом отечественном литературоведении.

Работы Росса Эшби «Введение в кибернетику» и Норберта Винера «Кибернетика» оказали влияние на взгляды учёного: форма и структура текста стали для него определяющими понятиями при анализе текста. Спецкурс по теории литературы и книга «Лекции по структуральной поэтике» систематизировали содержание новой литературоведческой дисциплины, созданной Юрием Михайловичем Лотманом[6]. Лекции по структуральной поэтике были изданы в Тарту тиражом 500 экземпляров, это дало начало изучению языка и культуры в целом с позиций структурализма[5][6].

Основатель тартуско-московского структурализма

Московские молодые учёные — лингвисты Вячеслав Всеволодович Иванов, Владимир Николаевич Топоров и другие — применяли структурный подход к в научных исследованиях в области языка и культуры уже в начале шестидесятых годов XIX века. Теоретические положения лингвистического структурализма Фердинанда де Соссюра, работы Романа Якобсона и Клода Леви-Стросса расширили область использования структуралистского метода, называя его семиотическим или структурно-семиотическим. Однако в Москве учёными данный метод не был принят, и в 1962 году Юрий Лотман предложил в качестве академической базы Тартуский университет[6].

Девизом московско-тартуского структурализма 1960-х годов были слова Юрия Михайловича Лотмана[6]:

Литературоведение должно быть наукой.

Базовыми тезисами структурализма стали следующие утверждения Юрия Лотмана[6]:

...отказ от анализа по принципу механического перечня признаков: художественное произведение не сумма признаков, а функционирующая система, структура.

Структурализм не противник историзма

... совместить в себе литературоведа, лингвиста и математика.

Московско-Тартуская школа определила переход литературоведения от области идеологии и субъективных интерпретаций к структурно-семантическому методу, основой которого стали принципы научности, системности, проверяемости[3][6].

Культуролог

Юрий Михайлович Лотман. Фотография Малева Тоома

Для Юрия Михайловича Лотмана филологическое понятие «текст» было широким: от словесной фиксации художественного произведения, до любого явления, наделённого человеком значением: литература, кино, музыка, городское пространство, бытовое поведение человека — любой феномен культуры. Лотман понимал природу текста как генератора информации: по мнению учёного, «язык заключает в себе не только код, но и историю кода»: участники коммуникации всегда говорят на разных языках, а культура всегда многоязычна. Коммуникативный акт рассматривался Юрием Лотманом как перевод с языка говорящего на язык слушающего. Даже понимание художественности текста в разное время и разных говорящих и слушающих разное. Литература, таким образом, рассматривалась как часть общей культуры, в том числе и бытовой. Филология рассматривалась учёным как наука о культуре[6].

В начале 1980-х годов Лотман обратился к более крупным семиотическим единицам, чем знак культуры. Учёный основывался на идеях Владимира Ивановича Вернардского (по Вернадскому, ноосфера — это высший уровень развития природы, когда в ней зарождается разумная жизнь) и разрабатывал теорию семиосферы в книге «Вселенная разума. Семиотическая теория культуры» (была опубликована на английском языке в 1990 году, а на русском в 1996 году с заголовком «Внутри мыслящих миров»). Теорию семиосферы автор не завершил[6].

Особое внимание Юрий Михайлович Лотман уделял движению декабристов. Учёный рассматривал это явление в истории России прежде всего как культурное. Обращал внимание на противоречивость идейных позиций декабристов — сочетание веры в человека с убеждённостью в злой природе человека. Юрий Михайлович считал, что декабристы были порождены русской литературой и стали её явлением. Главным их отличием, по мнению учёного, были не политические взгляды и действия, а этическая основа культуры, по словам учёного[10]:

Со стыда начинается культура.

Культурологическое осмысление российской действительности и русской литературы отличало научные взгляды учёного во многих работах[11].

Пушкинист

«Ореол Пушкина и пушкинской легенды сопровождал Юрия Михайловича»

Ольга Седакова

Юрий Михайлович Лотман интересовался творчеством Александра Сергеевича Пушкина с позиций истории литературы, а позже, с позиций структурно-семиотического метода[2]. В статье «К эволюции построения характеров в романе „Евгений Онегин“» (1960 год) учёный писал, что эволюция героев определяется «духом времени». В статье же «Художественная структура «Евгения Онегина» (1966 год) учёный утверждал, что роман в стихах является построенной по определённым правилам моделью, которая создаёт собственную реальность. Анализ произведения, как «система разнородных структур и элементов» становился для Юрия Лотмана первичным по отношению ко всем реалиям вне текста, в том числе историко-культурным[6]:

За такой организацией текста лежало представление о принципиальной невместимости жизни в литературу.

Однако историко-литературный контекст не отрицался категорично Юрием Лотманом. Широкий контекст подобного рода учёный дал в комментарии к «Евгению Онегину»[6].

Роль творчества и личности Александра Сергеевича Пушкина в жизни и деятельности Юрия Михайловича Лотмана как определяющую метафорически определила Ольга Седакова[2].

Учёный-просветитель

Юрий Михайлович Лотман, как вспоминали его ученики и коллеги, был талантливым лектором, интересным собеседником. Его лекции слушали студенты и преподаватели всех факультетов[6][3][12].

В 1986 году на телевидении Эстонии вышел цикл научно-популярных лекций Юрия Михайловича Лотмана «Беседы о русской культуре», позже российские телезрители также могли стать слушателями этих бесед. Юрий Лотман уже в 1980-х был просветителем, популяризатором русской культуры XVIII и XIX веков: рассказывал об искусстве и быте, дворянстве и интеллигенции, писателях и художниках. Цикл лекций Юрий Михайлович посвятил Александру Сергеевичу Пушкину. 35 лекций, которые вышли с 1986 года по 1992 год принесли известность учёному не только в кругах науки, но среди жителей Эстонии и России (Союза Советских Социалистических республик)[6][13].

Основные труды

При жизни Юрия Михайловича Лотмана изданы книги, в которых отражены основные идеи и теории учёного:

Базовые тезисы и понятия были изложены в научных статьях, изданных при жизни Юрия Михайловича Лотмана:

Награды

Как ветеран войны Юрий Михайлович Лотман удостоен наград за боевые заслуги[2][12][8][14]:

За работы «А. С. Пушкин. Биография» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий» награждён премией А. С. Пушкина Российской Академии наук «за выдающиеся научные работы в области литературной критики, теории и истории литературы», 1993 год[2][5]. Удостоен международной премии «Балтийская звезда» в номинации «Память», 2020 год (посмертно)[15].

Память

Могила Юрия Михайловича Лотмана и его жены Зары Гришевны Минц: кладбище Раади в городе Тарту

Памятники и памятные места

Кафедра русской литературы Тартуского государственного университета хранит память о учёном с мировым именем, негласно носит имя Юрия Михайловича Лотмана, это закрепилось не только в самом университете, но и мировом филологическом сообществе[16].

У Тартуского университета 6 октября 2007 года установлен монумент из труб, потока воды со специальным освещением. В основе монумента автопортрет учёного. Автор скульптуры Мати Кармин, архитектор Андрес Лунге. В Тарту в 2009 году была открыта мемориальная доска Юрию Михайловичу Лотману, таким образом было увековечена память мест, где прожил последние дни учёный[17][9][18].

В 1981 году скульптором Львом Самсоновичем Разумовским в собственной мастерской с натуры был выполнен скульптурный портрет Юрия Михайловича Лотмана, который находится в библиотеке Тартуского университета. Скульптура понравилась самому Юрию Лотману. Лев Самсонович записал разговор с Юрием Михайловичем в мастерской, который в 2024 году стал доступен читателям[19].

В 2012 году участники Международном конгрессе, посвященного 90-летию Юрия Лотмана, открыли мемориальные доску на по адресу Veski 63, в котором почти двадцать лет прожил учёный со всей супругой[20].

Изучение наследия

Книги Юрия Лотмана «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“» и «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» являются до настоящего времени учебно-методическими руководствами для учителей литературы в школах и дополнительной литературой для учеников[2].

К столетию Юрия Михайловича Лотмана всероссийский проект Arzamas публикует серию материалов различного формата о жизни и деятельности учёного, спецпроект «История Юрия Лотмана». Среди материалов впервые опубликованная статья «Биография как искусство». «Превратить жизнь в текст возможно, лишь сделав её искусством… Далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию. Каждый тип культуры вырабатывает свои модели „людей без биографии“ и „людей с био­гра­фией“», — утверждал учёный. Феномен биографии как искусства исследовал он в статье на материале различных эпох и биографий личностей в различные историко-культурные эпохи. Статья является исследованием на междисциплинарном уровне, в области бытийного и бытового: история, культурология, филология, психология[5][21].

Юрий Михайлович Лотман хорошо рисовал. В архивах сохранилось 480 рисунков, особое место занимают автопортреты, на которых учёный изображает себя с иронией. В 2016 году в Таллине издана книга «Автопортреты Ю. М. Лотмана», в которой 169 автопротретов Юрия Лотмана, которые рассматриваются читателями и специалистами как автобиография в портретах[22][12][23].

В 2012 году к 90-летию со дня рождения Ю. М. Лотмана вышел документальный фильм «Пространство Юрия Лотмана» режиссёра Генрих Зданевича. В 2013 году был снят фильм «Счастливые единомышленники. Юрий Лотман и Зара Минц» автора сценария и режиссёра Алёны Суржиковой (цикл «Больше, чем любовь» телеканала «Культура»)[18].

С 2022 года объектом изучения стала и внутренняя речь Юрия Лотмана: черновики, частные письма, автопортреты, записки. Данное исследование является стремлением проникнуть во внутренний мир, понять личностное мировоззрение учёного, «мифопоэтику личности»[24][25].

В 2001 году был учреждён общественный Фонд «для увековечения памяти учёного и поддержания его дела». Фонд поддерживает молодых учёных, продолжающих исследования в области семиотики и филологии в направлении, заданном Юрием Михайловичем Лотманом. Председателем Фонда и членами правления в 2001 году стали преподаватели Тартуского университета[26][27].

В 2012 году к 90-летию Юрия Михайловича Лотмана был организован Международный конгресс «Многоязычие культуры». Учёные двадцати стран мира представили доклады семиотического и филологического направлений. Только во втором направлении было сделано 79 докладов[20]. В 2014 году по материалам конгресса кафедрой русской литературы Тартуского университета был подготовлен четвёртый «Лотмановский сбрник»[28]. Подобные сборники издавались в 1995 году (Лотмановский сборник 1)[29], в 1997 году (Лотмановский сбоник 2)[30], в 2004 году (Лотмановский сборник 3)[31].

В 2022 и 2023 годах культура широко отмечала столетие со дня рождения всемирно известного учёного Юрия Лотмана. Международные семинар, фестивали, трансляция лекций, публикации были организованы Эстонским семиотическим обществом, факультетом гуманитарных наук и искусств Тартуского университета, Институтом гуманитарных наук Таллиннского университета и Лотмановским архивом Таллиннского университета. Проект «Мой Лотман» позволил собрать воспоминания коллег, знакомых и близких об учёном. 27 и 28 февраля работал международный конгресс «Семиосфера Лотмана». На пленарной части конгресса представили свои доклады профессора Констанцского университета, Амстердамской школы исследования культуры, Колумбийского университета, Чикагского университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Борис Успенский, Россия)[32].

28 февраля каждый год в Тарту организуется международный Лотмановский семинар. Ученики Юрия Михайловича, последователи его теоретических взглядов, учёные мира развивают его идеи и обмениваются научными взглядами в день его рождения[9].

Изданное после смерти Юрия Михайловича Лотмана

  • Диалог с экраном (1994 год; совместно с Юрием Цивьяном)[11].
  • Внутри мысляших миров: Человек — текст — семиосфера — история / Ю. М. Лотман; под редакцией Т. Д. Кузовкина; Тартуский университет. — Москва: Языки русской культуры, 1999. — 464 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0006-8;
  • Письма: 1940—1993 / Ю. М. Лотман; соститель, введение, комментарий Б. Ф. Егорова. — Москва: Языки славянской культуры (ЯСК), 2006. — 804 с.— (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-9551-0134-9;
  • Учебник по русской литературе для средней школы: [12+] / Ю. М. Лотман. — Москва: Языки русской культуры, 2000. — 257 с. — (Studia Philologica). — ISBN 5-7859-0076-9[4]
  • Эпоха декабристов (1815—1825). Спецкурс/ Текст приводится по авторской машинописи Ю. М. Лотмана — Текст находится в личном архиве Вадима Парсамова// Новое литературное обозрение, 2016[10].

Переводы

Литература

  1. Душечкина Е. В. Лотман Юрий Михайлович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Том 3. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 181—183.
  2. Егоров Б. Ф. Лотман Юрий Михайлович // Краткая литературная энциклопедия. Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — С. 431.
  3. Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 384 с.; ISBN 5-86-793-07.
  4. Егоров Б. Ф. Личность и творчество Ю. М. Лотмана // Лотман Ю. М. Пушкин: биография писателя. Статьи и заметки (1960—1990). «Евгений Онегин»: комментарий. — СПб.: Искусство, 1995. — С. 5—20.
  5. Сонкина Ф.С. Юрий Лотман в моей жизни: воспоминания, дневники, письма. — М.,: Новое литературное обозрение, 2016. — 416 с. — ISBN 978-5-4448-0544-2.
  6. Седакова О. А.Moralia: эссе, лекции, заметки, интервью. [Собрание сочинений с. [Т. 4].— М.,: Русский фонд содействия образования и науки, 2010.— 860 с.; ISBN 978-5-91244-026-7.
  7. Чудакова М. О. По строгим законам науки // «Новый мир». — 1965. — № 10.
  8. Ю. М. Лотман — Б. А. Успенский. Переписка 1964—1993 / под редакцией Б. А. Успенского. —Таллин: Biblioteca Lotmaniana, 2016 — 512 с.
  9. Finitus duodecim lustris: сборник статей к 60-летию профессора Ю. М. Лотмана. — Таллин, 1982.

Примечания

  1. Серебряный, С. Д. Ю. Н. Рерих и история отечественной индологии. — С. 40.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Лотман. Человек и ученый. Владимирская областная научная библиотека. Дата обращения: 13 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Пильщиков И. Жизнь как текст: что сделал Лотман. Полка (1 марта 2022). Дата обращения: 12 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) – советский литературовед, культуролог и семиотик. Университетская библиотека online. Дата обращения: 4 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 100 лет со дня рождения Юрия Лотмана. Пермский государственный национально-исследовательский институт (2022). Дата обращения: 14 февраля 2024.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 Трунин М. 10 фактов о Юрии Лотмане. К 100-летию со дня рождения // Троицкий вариант : газета. — 2022. — 15 марта (№ 5(349)). — С. 11.
  7. 7,0 7,1 7,2 Юрий Михайлович Лотман // Большая российская энциклопедия : энциклопедия. — 2004.
  8. 8,0 8,1 Либерман Я. Л. Четыре награды Юрия Лотмана. Исторический очерк // Новый берег : журнал. — 2012. — № 38.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Жукова В. И. Юрий Лотман: 100 лет со дня рождения. Рекомендательный список воспроизведённой литературы. Российская государственная библиотека для слепых. Дата обращения: 4 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 Парсамов В. Об одном непрочитанном спецкурсе Ю.М. Лотмана («Эпоха декабристов»). Новое литературное обозрение (март 2016). Дата обращения: 4 мая 2024.
  11. 11,0 11,1 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / составление альбома иллю­страций и комментарии к ним Р. Г. Григорьева; художник А. В. Ивашенцева. — СПб.: Издательство «Искусство — СПБ», 1994. — 399 с., 5 л. ил. — ISBN 5-210-01468-1.
  12. 12,0 12,1 12,2 Выставка «Пространство Юрия Лотмана» — к 100-летию ученого. Российская национальная библиотека (24 февраля 2022). Дата обращения: 14 мая 2024.
  13. Беседы о русской культуре. Арзамас (28 февраля 2022). Дата обращения: 2024-05-012.
  14. Сержант Лотман Юрий Михайлович, 1922 – 1993. Интернет-проект по увековечиванию памяти воинов-евреев. Дата обращения: 14 мая 2024.
  15. Лауреаты международной премии «Балтийская звезда» 2020 год. Балтийский дом. Театр-фестиваль. Дата обращения: 14 мая 2024.
  16. Киселева Любовь. «Кафедра принадлежит истории культуры». Кафедра русской литературы Тартуского университета (1998). Дата обращения: 14 мая 2024.
  17. Памятник Юрию Лотману. Визит в Эстонию. Дата обращения: 4 мая 2024.
  18. 18,0 18,1 Кулалаева Ю. В. Юбиляры в мире науки. Пространство Юрия Лотмана. Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл (28 февраля 2022). Дата обращения: 14 мая 2024.
  19. Юрий Михайлович Лотман. Лев Разумовский (2024). Дата обращения: 14 мая 2024.
  20. 20,0 20,1 Вдовин А. В. Международный лотмановский конгресс «Многоязычие культуры» // Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка. — 2012. — Сборник (т. 71, № 6). — С. 69—74.
  21. Пильщиков И. «Биография как искусство»: неопубликованная статья Юрия Лотмана. Arzamas (2022). Дата обращения: 13 мая 2024.
  22. Кузовкина Т. Автопртреты Ю. М. Лотмана. Литературный портал (9 апреля 2019). Дата обращения: 14 мая 2024.
  23. Тороп П. 14 селфи Юрия Лотмана. Arzamas (2022). Дата обращения: 15 мая 2024.
  24. Тороп П. Юрий Лотман: внутренняя речь учёного // Revista de Literatura e Cultura Russa : Сборник. — 2022. — 28 декабря.
  25. Тороп П. Юрий Лотман: внутренняя речь ученого. Portal de revistas da USH (19 декабря 2022). Дата обращения: 15 мая 2024.
  26. Страница посвящена стипендии им. Ю.М. Лотмана. Стипендия имени Ю. М. Лотмана. Дата обращения: 15 мая 2024.
  27. Лауреаты Лотмановской стипендии. Jri Lotman 100 (3 февраля 2022). Дата обращения: 15 мая 2024.
  28. Лотмановский сборник. 4 / под ред. Л. Н. Киселёвой, Т. Н. Степанищевой. — М.: Кафедра русского языка и литературы Тартуского государственного университета, 2014. — 664 с. — ISBN 978-5-94282-736-6.
  29. Лотмановский сборник 1. Научная библиотека Томского государственного университета: электронный каталог (1995). Дата обращения: 15 мая 2024.
  30. Лотмановский сборник 2. Научная библиотека Томского государственного университета: электронный каталог (1997). Дата обращения: 15 мая 2024.
  31. Лотмановский сборник / ред. Л. Н. Киселева. — М.: О.Г.И., 2004. — 1006 с. — ISBN 5942821518.
  32. 100-летний юбилей Юрия Лотмана. Программа юбилейных мероприятий по всему миру. Jri Lotman 100 (2022). Дата обращения: 15 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ссылки