Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Ко́мплексный план модерниза́ции и расшире́ния магистра́льной инфраструкту́ры (КПМИ) (также известен как «Модерниза́ция тра́нспортной инфраструкту́ры») — один из национальных проектов, осуществляющихся в России с 2019 по 2024 год, и посвящённый развитию транспортной инфраструктуры в стране в целом[1]. В части развития автомагистралей пересекается с целями нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», однако данный проект подразумевает также развитие речного, морского, воздушного и железнодорожного транспорта.
С февраля 2020 года руководителем проекта был министр транспорта РФ Виталий Савельев, которого 7 мая 2024 года на этом посту сменил Роман Старовойт. Кураторами проекта выступают заместители председателя правительства РФ Марат Хуснуллин (в транспортной части) и Александр Новак (в энергетической части).
Данный Национальный проект тесно связан с реализацией федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и развития дорожной сети крупнейших городских агломераций России.
Цели проекта
В рамках реализации национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» правительство ставило девять ключевых целей, которые называются «инициативами проекта». Ниже представлен список этих целей и ключевые итоги их реализации.
- 1. Железные дороги между городами
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей». В рамках этого федерального проекта предусмотрено строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) Санкт-Петербург — Москва, по маршруту Санкт-Петербург — Обухово — Великий Новгород — Логовежь — Тверь — Крюково — Москва). Трасса будет проходить по территории шести субъектов РФ (Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, а также городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург). Высокоскоростной пассажирский поезд будет преодолевать маршрут без остановок за 2 часа 15 минут. Благодаря ВСЖМ Санкт-Петербург — Москва для пассажиров сократится время в пути между двумя крупнейшими городами России, повысится комфорт и безопасность поездок; улучшатся транспортные связи между регионами РФ; повысится уровень мобильности людей; снизится экологическая нагрузка от транспорта. Согласно планам, по итогам 2025 года будет построено 120 км сети ВСЖМ, а в 2027 году — 629,7 км[2][3].
- 2. «Европа — Западный Китай»
Для реализации этой инициативы запущен трансконтинентальный проект «Европа — Западный Китай». В 2023 году, благодаря национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», было запущено движение по автомагистрали М-12 «Восток» от Москвы до Казани, которая была построена всего за три года и имеет протяжённость 810 км, сокращая время в пути до 6,5 часов вместо прежних 12. Эта новая скоростная трасса улучшит транспортную доступность регионов России, и пройдёт через пять областей: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, а также республики Чувашия и Татарстан, соединяя перспективные центры экономического роста и в два раза сокращая время в пути. На участке М-12 построено 323 искусственных сооружения, включая три крупных моста через реки Волгу, Оку и Суру. Строительство продолжается, и в 2024 году планируется продление автомагистрали до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени. Кроме того, в рамках международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» в Самарской области строится четырёхполосная дорога «Обход Тольятти» с мостом через Волгу, общей протяжённостью 99,9 км (из них 95,6 км занимает собственно автомобильная дорога, а 3,7 км — мостовой переход), которая должна быть сдана в эксплуатацию в 2024 году[4][5].
- 3. Морские порты России
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие морских портов». В рамках реализации нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» продолжается комплексное развитие морских портов и железнодорожных подходов к ним, что способствует улучшению связанности центров экономического роста и увеличению экспортных мощностей России. Основной целью проекта является увеличение мощности крупнейших портов Арктического, Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, включая строительство и реконструкцию портовой инфраструктуры. За период с 2019 по 2023 годы было введено в эксплуатацию 13 объектов портовой инфраструктуры, среди которых терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучка (Хабаровский край), а также морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области и Камчатском крае. На конец 2023 года общая мощность морских портов достигла 1 322 млн тонн, что на 156,6 млн тонн больше по сравнению с 2020 годом[6][7].
- 4. Региональные аэропорты
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие региональных аэропортов». Обновление аэропортов в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» значительно способствует повышению транспортной доступности и связанности городов, развитию новых региональных маршрутов и внутреннего туризма, что, в свою очередь, стимулирует социально-экономическое преобразование территорий. Модернизация аэропортов включает строительство новых взлётно-посадочных полос (ВПП) и обновление существующих, а также создание дополнительной аэродромной инфраструктуры, такой как рулежные дорожки, места для стоянок самолётов и системы светосигнального оборудования. Также строятся вспомогательные сооружения, необходимые для безопасности полётов; к ним относятся линии связи и управления, ограждения, пожарные резервуары и насосные станции водоснабжения. За период с 2019 по 2023 год была обновлена инфраструктура 31 аэропорта, введены в эксплуатацию 33 объекта, среди которых 19 ВПП и 14 вспомогательных объектов. В Республике Саха (Якутия), в которой более 90 % территории имеется только сезонная транспортная доступность, было модернизировано 10 аэропортов — в Якутске, Вилюйске, Черском, Хандыге, Белой Горе, Депутатском, Сангаре, Верхневилюйске, Жиганске и Нерюнгри[8][9].
- 5. Северный морской путь
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие Северного морского пути». В 2023 году объём перевозок по Северному морскому пути составил 36,2 млн тонн, что на 2,1 млн тонн больше по сравнению с 2022 годом. В рамках развития этой важной транспортной артерии были введены в эксплуатацию новые атомные ледоколы проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал», а также два лоцмейстерских судна проекта BLV03 и два гидрографических судна проекта Е35.Г. Кроме того, завершено строительство объектов федеральной собственности и терминала сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата «Утренний». Также успешно осуществлена морская транспортировка основания гравитационного типа первой линии завода по сжижению газа проекта «Арктик СПГ-2» к месту работы в акватории Обской губы. Эти достижения способствуют укреплению позиции Северного морского пути как ключевого элемента транспортной инфраструктуры России[10][11].
- 6. Железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна». Улучшение и развитие железнодорожной инфраструктуры Черноморского побережья Краснодарского края значительно повысит надёжность и улучшит транспортное обслуживание курортной зоны Юга России. Благодаря введённым в эксплуатацию объектам железнодорожной инфраструктуры суммарная провозная способность участков на подходах к портам Азовского (которые с 2022 года стало внутренним морем России) с Чёрного морей бассейна достигла 125,1 млн тонн. Эти меры способствуют улучшению логистики и обеспечивают более эффективное соединение курортных районов с основными транспортными артериями страны[12][13].
- 7. Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна». В рамках развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна по национальному проекту осуществляется модернизация участка Волховстрой — Мурманск, который охватывает Ленинградскую область, Республику Карелию и Мурманскую область. Проект включает строительство более 100 км вторых путей, реконструкцию 18 станций, восстановление разъезда Суглица и строительство дома отдыха для локомотивных бригад на станции Выходной (Кольский район Мурманской области). С 2020 года строительные работы ведутся на 18 объектах, в том числе на участках Пулозеро — Лапландия, Лапландия — б/п 1340 км, Хибины — Нефелиновые пески, Магнетиты — Блокпост 1391 км и Масельская — Малыга. Обновление затрагивает станции Беломорск, Нигозеро, Шуйская, Летний, Горелый мост, Надвоицы, Шпаловая, Подпорожье. Реализация данного проекта позволит достичь и сохранить суммарную провозную способность участков на подходах к портам Северо-Западного бассейна России в объёме 145,6 млн тонн, что существенно улучшит транспортную инфраструктуру региона[14][15].
- 8. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог». Благодаря реализации этого проекта происходит обновление Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Модернизация железнодорожной сети на востоке России направлена на увеличение провозной способности до 180 млн тонн различных грузов к концу 2024 года. В 2023 году на БАМе и Транссибе была завершена модернизация и введение в временную эксплуатацию более 140 объектов. Расширение Восточного полигона включает строительство вторых путей, мостовых переходов, тоннелей и реконструкцию станций. Эти работы значительно повысили провозную способность БАМа и Транссиба: к концу 2023 года она увеличилась до 173 млн тонн в год, по сравнению с 158 млн тонн на начало года. Среди ключевых объектов, введенных в эксплуатацию, выделяются:
- Керакский тоннель на Транссибе в Амурской области, длиной 926 м, который увеличил пропускную способность участка станция Бамовская — Белогорск со 120 млн до 131 млн тонн грузов в год;
- Новый (второй) Байкальский тоннель на БАМе, построенный в 2021 году, длиной более 6,6 км. Он расположен на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Тоннель увеличил провозную способность участка Дельбичинда — Дабан в 2,5 раза — с 13,2 млн тонн до 32,4 млн тонн грузов в год[16][17].
- 9. Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». В 2023 году в рамках развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла Москвы состоялся запуск движения на третьем и четвёртом Московском центральном диаметрах (МЦД-3 и МЦД-4). Линия МЦД-3 имеет протяжённость 85 км и включает 38 станций, обеспечивая 14 пересадок на метро, МЦД и Московское центральное кольцо (МЦК). Линия МЦД-4 протянулась на 86 км и состоит из 36 станций, предлагая 38 пересадок на метро, МЦК и другие диаметры[18][19].
См. также
Примечания
- ↑ Что известно о российских национальных проектах . ТАСС. Дата обращения: 6 ноября 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
- ↑ Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей . Национальные проекты России. Дата обращения: 6 ноября 2024.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 6 ноября 2024.
- ↑ Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 16 июля 2024 года.
- ↑ Международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай» . Министерство транспорта Российской Федерации (2023). Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 27 февраля 2024 года.
- ↑ Развитие морских портов . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 13 января 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие морских портов» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Развитие региональных аэропортов . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 14 августа 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 5 октября 2024 года.
- ↑ Развитие Северного морского пути . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 3 июля 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие Северного морского пути» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 9 июля 2024 года.
- ↑ Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 13 января 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 11 августа 2023 года.
- ↑ Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 13 января 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024. Архивировано 13 января 2024 года.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла . Национальные проекты России. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Паспорт федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» . Министерство транспорта Российской Федерации (10 августа 2023). Дата обращения: 7 ноября 2024.
Ссылки
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на сайте Минтранса России
- Страница нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» на официальном сайте информационного ресурса «Национальные проекты»
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на сайте Правительства Российской Федерации
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 30 октября
- Родившиеся в 1938 году
- Умершие 22 января
- Умершие в 2024 году
- Библиотековеды
- Библиотечные деятели
- Родившиеся в Рай-Семёновское
- Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
- Награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством"
- Книговеды
- Доктора педагогических наук
- Преподаватели Московского государственного института культуры
- Сотрудники Российской государственной библиотеки
- Учёные XX века
- Учёные XXI века
- Профессора Московского государственного института культуры
- Национальные проекты
- 2010-е годы в России
- 2020-е годы в России
- Автомобильный транспорт России
- Железнодорожный транспорт России
- Воздушный транспорт России
- Морской транспорт России
- Речной транспорт России