Национальный проект «Образование»
Национа́льный прое́кт «Образова́ние» — один из национальных проектов, осуществляющихся в России с 2019 по 2024 год, и посвящённый развитию образования в стране[1].
С февраля 2020 года руководителем проекта является министр здравоохранения РФ Сергей Кравцов. Куратором проекта выступает заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова. Администратором проекта является заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева.
Цели проекта
В рамках реализации национального проекта «Образование» правительство ставило семь ключевых целей, которые называются «инициативами проекта». Ниже представлен список этих целей и ключевые итоги их реализации.
- 1. Строительство школ
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Современная школа». Выстраивается образовательная инфраструктура, особое внимание уделяется созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями; в образовательный процесс внедряются передовые методики обучения. За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период было открыто более 1224 новых школ на 778 тыс. мест. До конца 2024 года запланировано строительство более 1,3 тыс. школ. Открытие новых школ позволило уйти от трёхсменного обучения. В рамках федерального проекта в малых городах и сёлах открываются центры естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Детям проводятся уроки «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Организовываются кружки дополнительного образования, где школьники получают навыки пользования компьютерами, 3D-принтерами и квадрокоптерами. До конца 2024 года число подобных центров превысит 24 тысячи[2][3].
- 2. Выявление талантов
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Успех каждого ребёнка». В рамках реализации нацпроекта в регионах начали развиваться центры дополнительного образования детей, открылось более 280 детских технопарков «Кванториум» (в том числе в малых городах и сёлах), а до конца 2024 года их число возрастёт до 496. Кроме того, по направлению ИТ-отрасли у детей есть возможность получать навыки и знания в Центрах цифрового образования «IT-куб», число которых достигло 261, а до конца 2024 года станет 340. В 76 центрах для одарённых детей и молодёжи «Мини-Сириус» можно развивать таланты в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и в техническом творчестве. На базе вузов создано 30 центры научного образования детей «Дом научной коллаборации» (ДНК). В них дети могут получить опыт работы над научными задачами — совместно с настоящими учёными, научиться проводить научные исследования[4][5].
- 3. Умная школа
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Успех каждого ребёнка». Главная цель — оснащение школы интернетом и современным оборудованием, которое улучшает процесс обучения. Проект «Цифровая образовательная среда» существенно расширяет доступ учащихся к качественным программам обучения; при этом не современные программы лишь дополняют учебный процесс, не заменяя традиционных школьных уроков. Цифровые технологии позволят любым учащимся, в том числе тем, которые не имеют возможности посещать школу, всегда оставаться на связи с классом и преподавателями. За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период более 44 % общеобразовательных организаций получили материально-техническую базу для внедрения цифровой образовательной среды. Планируется, что к концу 2024 года 29 549 образовательных организаций внедрят в свой учебный процесс элементы цифровой образовательной среды[6][7].
- 4. Престиж рабочих профессий
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Одна из ключевых задач нацпроекта «Образование» — развитие системы среднего профессионального образования в России, оснащение СПО современным оборудованием, а также поддержка мастеров производственного обучения. В 2022 году был запущен федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого реализовывается инициатива вовлечения бизнеса в партнёрские отношения с образовательными организациями. В СПО стали максимально ориентироваться на практическое обучение, готовить специалистов по востребованным профессиям в сокращённые сроки. В программе «Профессионалитет» участвуют более 1,2 тыс. колледжей и более 1,6 тыс. опорных предприятий-работодателей в 79 регионах. Созданы кластеры по 24 отраслям экономики: в машиностроении, сельском хозяйстве, металлургии, железнодорожном транспорте, лёгкой промышленности, химической отрасли, атомной отрасли, фармацевтическом производстве, электротехнической промышленности, лесной промышленности, ТЭК, информационных технологиях, радиоэлектронике, строительстве, транспортной отрасли и других. За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период оснащено современным оборудованием более 3,1 тыс. мастерских[8][9].
- 5. Волонтёрство
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Социальная активность», который направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтёрства) в качестве ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. Предполагается вовлекать граждан в волонтёрскую деятельность через центры добровольчества, которые создаются на базе образовательных организаций, некоммерческие организации (НКО), государственных и муниципальных учреждений. За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период в волонтёрство в России вовлечено более 15 млн граждан. Ежегодно благодаря нацпроекту проводится Международная премия #МЫВМЕСТЕ, поддерживающая лидеров социальных преобразований не только в России, но и во всём мире[10][11].
- 6. Социальные лифты для каждого
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Социальные лифты для каждого». Проект направлен на создание возможностей для профессионального и карьерного роста за счёт организации системы профессиональных конкурсов. Конкурсы в рамках нацпроекта «Образование» проводятся на различных уровнях: для школьников, студентов и работающего населения. Общая цель их проведения — дать максимум возможностей для реализации потенциала, реализации бизнес-идей или общественных инициатив. Для информирования о текущих конкурсах создана онлайн-платформа «Россия — страна возможностей»[12][13].
- 7. Патриотическое воспитание
Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Согласно поставленным целям, в школах и колледжах ведётся воспитательная работа, а также проводятся патриотические мероприятия. К концу 2024 года планируется вовлечь в систему патриотического воспитания посредством Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» не менее 24 % россиян. За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период более двух млн человек, включая детей и молодёжь, приняли участие во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием. Планируется вовлечение более трёх млн детей в деятельность «Российского движения школьников», а ещё 600 тыс. детей будут участниками российского детско-юношеского общественного движения «Юнармия». В конкурсе «Большая перемена» примут участие не менее 550 тыс. человек[14][15].
См. также
- Приоритетный национальный проект «Образование» (реализовывался с 2006 по 2018 год)
Примечания
- ↑ Что известно о российских национальных проектах . ТАСС. Дата обращения: 28 июня 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
- ↑ Современная школа . Национальные проекты России. Дата обращения: 28 июня 2024. Архивировано 27 июня 2024 года.
- ↑ Федеральный проект «Современная школа» . Министерство просвещения Российской Федерации (12 февраля 2024). Дата обращения: 28 июня 2024. Архивировано 8 октября 2022 года.
- ↑ Успех каждого ребёнка . Национальные проекты России. Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 13 февраля 2024 года.
- ↑ Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» . Министерство просвещения Российской Федерации (8 февраля 2024). Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ Цифровая образовательная среда . Национальные проекты России. Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 24 марта 2024 года.
- ↑ Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» . Министерство просвещения Российской Федерации (8 февраля 2024). Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 7 октября 2022 года.
- ↑ Молодые профессионалы . Национальные проекты России. Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 27 марта 2024 года.
- ↑ Молодые профессионалы . Министерство просвещения Российской Федерации (12 февраля 2024). Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 19 декабря 2022 года.
- ↑ Социальная активность . Национальные проекты России. Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 15 марта 2024 года.
- ↑ Социальная активность . Министерство просвещения Российской Федерации (12 февраля 2024). Дата обращения: 8 февраля 2024. Архивировано 28 мая 2022 года.
- ↑ Социальные лифты для каждого . Национальные проекты России. Дата обращения: 29 июня 2024. Архивировано 20 июня 2024 года.
- ↑ Социальные лифты для каждого . Министерство просвещения Российской Федерации (12 февраля 2024). Дата обращения: 8 февраля 2024. Архивировано 28 мая 2022 года.
- ↑ Патриотическое воспитание . Национальные проекты России. Дата обращения: 28 июня 2024. Архивировано 16 декабря 2023 года.
- ↑ Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» . Министерство просвещения Российской Федерации (12 февраля 2024). Дата обращения: 28 июня 2024. Архивировано 9 августа 2022 года.