Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Национальные проекты 2019—2024
National projects of Russia.png
Человеческий капитал:
Здравоохранение
Образование
Демография
Культура
Семья
Кадры
Молодёжь России
Продолжительная и активная жизнь
Комфортная среда для жизни
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Жильё и городская среда
Экология
Экономический рост
Туризм и индустрия гостеприимства
Наука и университеты
Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы
Цифровая экономика РФ
Производительность труда
Международная кооперация и экспорт
Комплексный план модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры
Беспилотные авиационные системы
Экономика данных
Национальные проекты

Национа́льный прое́кт «Безопа́сные и ка́чественные автомоби́льные доро́ги» (также известен как «Безопа́сные ка́чественные доро́ги») — один из национальных проектов, осуществляющихся в России с 2019 по 2024 год, и посвящённый развитию автотранспортной инфраструктуры в стране[1]. Под этим подразумевается укладка нового асфальта и дорожная разметка, улучшение освещения дорог, создание «умных» систем контроля трафика, а также усиление контроля за соблюдением правил движения, чтобы сделать автомобильные дороги в России более комфортными и безопасными.

С февраля 2020 года руководителем проекта был министр транспорта РФ Виталий Савельев, которого 7 мая 2024 года на этом посту сменил Роман Старовойт. Куратором проекта выступает заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова. Администратором проекта является заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева.

Данный Национальный проект тесно связан с реализацией федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и развития дорожной сети крупнейших городских агломераций России.

Цели проекта

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» правительство ставило шесть ключевых целей, которые называются «инициативами проекта». Ниже представлен список этих целей и ключевые итоги их реализации.

1. Региональная и местная дорожная сеть

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть». За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период было отремонтировано, реконструировано и построено более 88 тыс. км дорог. Особое внимание уделяется обновлению дорог, которые ведут к социально-значимым объектам: школам, больницам, детским садам, достопримечательностям. Автодорожники при формировании плана работ ставят в приоритет дороги, рядом с которыми расположены учреждения первичного звена здравоохранения. В рамках реализации проекта было обновлено более 2,5 тыс. маршрутов к фельдшерско-акушерским пунктам, больницам, поликлиникам, амбулаториям и роддомам. За этот же период было обустроено и отремонтировано более 4 тыс. участков дорог к школам, детским садам и детским досуговым центрам. Приведено в нормативное состояние более 1,6 тыс. региональных трасс и городских улиц, которые ведут к туристическим объектам — памятникам архитектуры, природным заповедникам и живописным местам. Отдельное внимание уделяется обновлению мостов (так, в 2022—2023 годах построены и обновлены 94,8 тыс. м мостовых сооружений) и путепроводов. По состоянию на начало 2024 года в 84 регионах и 105 городских агломерациях доля дорог, которые соответствуют нормативам по качеству, составляет более 82 %, в том числе более 53 % дорог регионального значения[2][3].

2. Передовые дорожные технологии

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Нагрузка на дорожное покрытие со временем возрастает в связи с увеличением потока автомобилей. Это вызывает необходимость менять принципы проектирования дорог, а также совершенствовать технологии производства дорожных покрытий. Дорожники переходят на современные решения, отказываясь от устаревших материалов. В регионах перешли к новому принципу заключения контрактов на принципах жизненного цикла дорог. То есть дорожные организации обеспечивают не только ремонт, но и обязуются содержать взятый под свою ответственность участок в должном состоянии на протяжении нескольких лет — до истечения нормативных сроков. Таким образом, создаётся мотивация для качественного выполнения ремонта, чтобы в дальнейшем не было необходимости в переделке дорожного участка.

В рамках нацпроекта внедряются интеллектуальные системы контроля трафика, увеличивается число камер фотовидеофиксации. Реализация данной инициативы помогает жителям более безопасно и комфортно передвигаться по городу, а городские службы способны более эффективно и оперативно справляться со своими задачами — строить оптимальный маршрут, чтобы не возникали пробки, отслеживать передвижения общественного транспорта в режиме онлайн, «разгружать» загруженные перекрестки, получать информацию о погодных условиях, проектировать более удобную инфраструктуру для пешеходов, контролировать состояние дорожного полотна.

За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период к мероприятиям по внедрению «умных систем» присоединилось 62 городские агломерации, которые находятся в 56 субъекта России[4][5].

3. Безопасность на дорогах

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Реализация проекта осуществляется благодаря усилению контроля за соблюдением правил дорожного движения, проведению профилактических мероприятий, оснащению Госавтоинспекции МВД России техническими средствами контроля за безопасностью движения на дорогах, обновлению дорожного покрытия и обустройству элементов дорожной инфраструктуры. По сравнению с 2017 годом, на конец 2023 года количество жертв ДТП сократилось с 19 до 14,5 тысяч. В 2023 году было установлено более 170 тыс. новых дорожных знаков, более 859 тыс. метров барьерных и 173 тыс. метров пешеходных ограждений, более 1,3 тыс. светофоров и 410 тыс. метров стационарного освещения. Нанесено более 16 млн метров дорожной разметки, вдоль дорог обустроено более 954 тыс. метров тротуаров. Активно проводится профилактическая работа с детьми. Поскольку каждый год растёт интенсивность движения, важнейшей задачей становится формирование у школьников культуры безопасного поведения на дорогах. С 2020 года проводится всероссийская онлайн-олимпиада на знание основ ПДД «Безопасные дороги». Организаторами олимпиады выступают Министерство транспорта Российской Федерации, Госавтоинспекция МВД России, Министерство просвещения РФ, а также АНО «Национальные приоритеты». За прошедшие четыре года в олимпиаде приняли участие более 15,3 млн учащихся 1—9 классов[6][7].

4. Автодороги Минобороны

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России». За прошедший с момента начала реализации проекта пятилетний период доля подведомственных Министерству обороны Российской Федерации автодорог в нормативном состоянии должна вырасти с 34 % до 60 % к концу 2024 года. До 2030 года этот показатель должен достичь отметки в 85 %. Повышение качества ведомственных дорог повысит доступность и привлекательность работы в Вооружённых силах Российской Федерации[8][9].

5. Обновление пассажирского транспорта

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие общественного транспорта». В городских агломерациях активно проводится обновление пассажирского транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. С 2021 года Правительство Москвы полностью отказалось от закупок автобусов с двигателями внутреннего сгорания и перешло на электробусы. С 2023 года в российские регионы также стали поступать электробусы, а также устанавливаться зарядные станции для них. По данным Росстата, ежегодно в Росмии наземный транспорт перевозит свыше 10 млрд пассажиров. При этом 82 % (8,3 млрд пассажиров) приходятся на автобусы, а 18 % (около 1,7 млрд пассажиров) — на трамвай и троллейбус. За прошедший с момента начала реализации проекта четырёхлетний период на улицы российских городов вышло 5,9 тыс. единиц общественного транспорта, а именно 5 278 автобусов, 282 троллейбуса, 240 электробусов и 156 трамваев. Благодаря реализации данного проекта в населённых пунктах появляются удобные маршруты, улучшается транспортная доступность, жители могут передвигаться на комфортном и современном транспорте[10][11].

6. Строительство и ремонт магистралей

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети». Основная задача этого проекта — повышение уровня экономической связанности территорий России. Для этого будут строиться и реконструироваться участки автодорог федерального значения. Среди наиболее значимых результатов — строительство объездных дорог вокруг крупных городов, строительство транспортных развязок, ликвидация одноуровневых пересечений железнодорожных путей, строительство и реконструкция мостовых переходов. За период с 2021 по 2023 годы было обновлено более 925 км дорог федерального значения[12][13].

См. также

Примечания

  1. Что известно о российских национальных проектах. ТАСС. Дата обращения: 6 августа 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
  2. Региональная и местная дорожная сеть. Национальные проекты России. Дата обращения: 6 августа 2024. Архивировано 13 февраля 2024 года.
  3. федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 6 августа 2024. Архивировано 5 августа 2022 года.
  4. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства. Национальные проекты России. Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 3 февраля 2024 года.
  5. Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.
  6. Безопасность дорожного движения. Национальные проекты России. Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 13 мая 2024 года.
  7. Федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.
  8. Автомобильные дороги Минобороны России. Национальные проекты России. Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 13 февраля 2024 года.
  9. Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.
  10. Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях. Национальные проекты России. Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 13 февраля 2024 года.
  11. Федеральный проект «Развитие общественного транспорта». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.
  12. Развитие федеральной магистральной сети. Национальные проекты России. Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 13 февраля 2024 года.
  13. Федеральный проект «Развитие Федеральной магистральной сети». Министерство транспорта Российской Федерации / Безопасные качественные дороги (2024). Дата обращения: 11 августа 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.

Ссылки