Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Национальные проекты 2019—2024
National projects of Russia.png
Человеческий капитал:
Здравоохранение
Образование
Демография
Культура
Семья
Кадры
Молодёжь России
Продолжительная и активная жизнь
Комфортная среда для жизни
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Жильё и городская среда
Экология
Экономический рост
Туризм и индустрия гостеприимства
Наука и университеты
Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы
Цифровая экономика РФ
Производительность труда
Международная кооперация и экспорт
Комплексный план модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры
Беспилотные авиационные системы
Экономика данных
Национальные проекты

Национа́льный прое́кт «Беспило́тные авиацио́нные систе́мы» — один из национальных проектов, осуществляющихся в России. Данный проект был запущен 1 января 2024 года на период до 2030—2035 годов. Проект посвящён созданию перспективной самостоятельной отрасли экономики, связанной с созданием и использованием гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)[1].

Руководителем проекта является министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Куратором проекта выступает заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев.

Цели проекта

В рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» правительство ставило пять ключевых целей, которые называются «инициативами проекта»[1]. Ниже представлен список этих целей и ключевые итоги их реализации.

Стимулирование спроса на отечественные БАС

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные БАС». Минпромторг России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации, который предполагает предоставление субсидий изготовителям беспилотных авиационных систем (БАС) для компенсации части затрат, связанных с предоставлением скидок покупателям. Претендовать на получение субсидии смогут только те производители, которые имеют заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории России. Максимальный размер субсидии может достигать 50 % от цены договора реализации БАС и до 1 млн рублей на один беспилотный аппарат. Кроме того, Минпромторг разработал проект постановления «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части стоимости летного часа БАС». Поддержка будет направлена на эксплуатантов беспилотных авиационных систем самолётного и вертолётного типов. В рамках данного проекта предусмотрена компенсация в размере до 95 тыс. рублей за один лётный час, в зависимости от типа беспилотного аппарата (лёгкий или средний самолёт или вертолёт). Эти меры направлены на поддержку отечественного производства и развитие рынка беспилотной авиации в России[2].

Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». В рамках данного федерального проекта проводится конкурсный отбор проектов для резидентов НПЦ БАС. Этот конкурс нацелен на поддержку серийного производства новых беспилотных авиационных систем и их компонентов, с финансированием из федерального бюджета через Фонд Национальной технологической инициативы (НТИ). Участникам предлагаются различные направления отбора, включая организацию серийного производства, разработку опытных образцов и создание прототипов, с продолжительностью проектов от 12 до 36 месяцев и различными лимитами финансирования. Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе, а Фонд НТИ отвечает за организацию и экспертизу заявок. Финансовая поддержка включает субсидии, гранты и инвестиции в уставные капиталы юридических лиц, что направлено на коммерческое внедрение продукции и масштабирование продаж в сфере беспилотных авиационных систем[3].

30 сентября 2024 года в Госдуму был внесён проект федерального бюджета, в котором предполагается изменение в финансировании национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Расходы на 2025 и 2026 годы должны увеличиться, а в 2027 году — сократиться. Согласно проекту, общее финансирование нацпроекта за три года составит 112,1 млрд руб., что меньше по сравнению с 129,5 млрд руб., запланированными в действующей редакции паспорта проекта. Вместо ранее запланированных 10 млрд руб., которые планировалось ежегодно тратить на гражданские беспилотники, в 2025 году бюджетные расходы должны увеличиться до 27,8 млрд руб., а в 2026 году — до 43,7 млрд руб. При этом в 2027 году изначально планировалось выделение более 100 млрд руб., но теперь предусмотрено лишь 40,5 млрд руб. Эти изменения отражают пересмотр приоритетов в финансировании проекта[4].

Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС». К 2030 году Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) планирует к 2030 году создать 290 посадочных площадок для беспилотных авиационных систем во всех 89 российских регионах. Из запланированных площадок 49 будут расположены на аэродромах федеральной собственности, а 241 — на объектах, принадлежащих субъектам РФ. В 2025 году планируется разместить посадочные площадки в 16 регионах: в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также в Иркутской, Калужской, Смоленской, Новгородской, Архангельской и Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Саха (Якутия), Красноярском крае, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. Эти площадки будут обеспечены необходимой инфраструктурой в рамках реализации данного федерального проекта. В 2024 году Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская и Томская области уже оснащены площадками для эксплуатации БАС. Кроме того, более 30 аэропортов в России планируется оснастить антидроновыми системами. В частности, 31 аэродром первой категории будет защищён от несанкционированного воздействия БАС, с фокусом на 20 аэродромов в федеральной собственности в 2025—2028 годах и 11 региональных аэропортов в 2026—2028 годах. К 2030 году также намечено оснастить системами обеспечения информационной безопасности 290 объектов унифицированной инфраструктуры линий управления и контроля БАС[5].

Кадры для беспилотных авиационных систем

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем». Проект направлен на подготовку квалифицированных кадров, способных эффективно работать в быстро развивающейся сфере беспилотных технологий. К 2030 году объём российского рынка беспилотников может превысить 475 млрд рублей. Ключевые задачи федерального проекта:

  1. Выстраивание единой сети подготовки кадров: Организация системы подготовки специалистов для БАС, начиная со школьного образования и продолжая в колледжах. Это будет осуществляться на базе центров практической подготовки с привлечением потенциальных работодателей, что позволит обеспечить раннюю профессионализацию будущих специалистов.
  2. Разработка и внедрение образовательных модулей: Создание и интеграция цифрового образовательного контента в учебный процесс, что позволит обновить и улучшить качество образования в области БАС[6].

Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС

Для реализации этой инициативы создан федеральный проект «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС». В различных образовательных учреждениях и технопарках России открываются центры производства и испытаний беспилотных летательных аппаратов. В частности, на базе Научно-производственного центра БАС «Технопарка Санкт-Петербурга» по этому направлению на август 2024 года вели работу 28 компаний-резидентов. Они разрабатывают БПЛА, их конструктивные части, двигатели, системы управления и программное обеспечение[7]. Ещё в декабре 2023 года Томский государственный университет заключил соглашение о сотрудничестве с АО «РТ — Беспилотные авиационные системы» о создании Центра производства и испытаний БПЛА[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Фонд развития промышленности Хабаровского края. Дата обращения: 13 ноября 2024. Архивировано 13 июля 2024 года.
  2. Минпромторг разработал проект постановления о предоставлении изготовителям беспилотных авиационных систем (БАС) субсидий на компенсацию части затрат. Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР). Дата обращения: 13 ноября 2024.
  3. Меры поддержки проектов по разработке и производству БАС. Консорциум РТ и СИУ. Дата обращения: 13 ноября 2024.
  4. Власти предложили скорректировать бюджет нацпроекта по беспилотникам. С чем это связано и как поменяются ключевые KPI. РБК (4 октября 2024). Дата обращения: 13 ноября 2024.
  5. В РФ появится почти 300 площадок для беспилотников. ТАСС (12 ноября 2024). Дата обращения: 14 ноября 2024.
  6. Журкин М. С., Лебедева А. В., Новичков С. С. Федеральный проект «Кадры для БАС» как инструмент развития отрасли беспилотной авиации в системе СПО. Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена // ИД «Среда». — Чебоксары, 2024.
  7. Беспилотные авиационные системы. Статистика нацпроекта. Технопарк Санкт-Петербурга (29 августа 2024). Дата обращения: 14 ноября 2024.
  8. В Томске откроется центр производства и испытаний беспилотников. национальныепроекты.рф (25 декабря 2023). Дата обращения: 14 ноября 2024.

Ссылки