Скидка

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Магазин со скидками

Ски́дка — специальное, одностороннее предложение, выражающееся в виде снижения стоимости (цены) товара (услуги) продавцом (поставщиком услуги) от первоначальной стоимости (цены) товара (услуги), является эффективным инструментом маркетинговой политики[1].

Акции, кэшбэк и скидка: различия

Акция и скидка — это два разных понятия, хотя они могут быть связаны друг с другом. Акции представляют собой ряд конкретных предложений и идей, направленных на рост спроса и мотивирование покупателей на приобретение продукции компании, направленных на стимулирование продвижения продукции. В отличие от скидки, акция — это широкое понятие, которое может включать в себя различные виды предложений и мероприятий, в то время как скидка — это конкретное снижение цены на товар или услугу[2].

Распродажа обуви. Танзания

Кэшбэк — это возврат части средств с произведенной покупки в магазине. Кэшбэк в отличие от других видов привлечения клиентов имеет ряд своих преимуществ. Например, скидки или бонусные баллы, могут быть использованы только в конкретном магазине, что ограничивает возможности покупателя, не дает ему свободу выбора. Деньги, возвращённые с помощью кэшбэк, вполне реальны, их можно использовать по своему усмотрению[3].

Понятие и цель скидки

Слово «скидка» имеет несколько лексических значений в русском языке, в том числе:

  • как глагол — скидывать, в значении сбрасывать, опускать вниз, снимать, уменьшать, снижать, сбавлять[4];
  • как существительное — сбавка, уступка; уменьшение, понижение назначенной, установленной цены на товар при продаже; сумма, на которую понижена цена чего-нибудь[5].

В торгово-финансово-экономической лексике термин «скидка» имеет два современных специализированных значения:

  • скидка — уменьшение базовой (начальной) цены товара (работы, услуги), подлежащего продаже в соответствии с заключенными контрактами[6];
  • скидка — условие сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке.

Из вышеизложенного следует, что скидка, как существительное, является условием сделки, в значении глагола «скидывать» уменьшающим первоначальную цену товара (работы, услуги)[7].

Применение скидок характерно для стимулирования продаж товаров пониженного спроса, являющегося следствием высокой конкуренции с аналогичными товарами, морального устаревания товара или недостаточных усилий по рекламе и продвижению товара[8]. Наличие скидок выступает побудительным мотивом к покупке товара, способствует росту продаж и узнаванию товара потребителем. Скидки на товар и сопутствующий им рост продаж создают условия для сокращения запасов в рознице и способствуют качественному обновлению ассортимента продаваемой продукции[9].

Цель применения скидок заключается в сокращении и ликвидации остатков товара, освобождение от дефектной и залежалой продукции, стимуляция потребления товара, привлечение большего количества покупателей (потребителей)[10].

Сущность применения торговых скидок проявляется в том, что заявленная цена (розничная торговая цена) на товар всегда выше закупочной цены, что и позволяет продавцу делать скидки, отказываясь от части маржинального дохода в пользу увеличения количества продаж, привлечения клиентов и тем самым увеличить размеры выручки и прибыли («отказавшись от малого — приобрести большее»)[1].

Основные виды скидок

Существует множество разнообразных классификаций скидок[10][11]:

Классификационный признак Виды скидок Описание
в зависимости от состава простая скидка с цены товара, предоставляемая покупателю в целях стимулирования сбыта
сложная суммарная скидка с цены, состоящая из нескольких скидок по отношению к цене единицы товара, накопительные скидки
связанные с изменением цены единицы товара сезонные скидки уменьшение цены товара или услуги для потребителей, совершающих внесезонные покупки; тающие скидки
скидки по сроку годности скидки, связанные с приближением даты истечения срока годности товара
праздничные скидки уменьшение цены товара в связи с праздниками
скидки постоянным покупателям скидка с цены, устанавливаемая с целью удержания постоянной клиентуры
специальные скидки установление специальной цены для владельцев золотых дисконтных карт
рекламные скидки скидки с цены товара, предоставляемые производителем, на первую покупку
скидки за покупку определённого товара скидка при полной ликвидации коллекции (продажа последнего образца)
скидки за приобретение товара в определённом количестве уменьшение цены за продажу определённого количества товара
функциональные скидки ценовые скидки, которые предлагаются производителем службам товародвижения, выполняющим определённые функции (продажа товара, его хранение)
прогрессивные скидки предоставляются за приобретение серийных партий товаров при условии закупки возрастающего в перспективе объёма товара
дилерские скидки предоставляются производителями своим партнерам, в том числе и зарубежным
скидки за сервисное обслуживание мера послепродажного сервисного обслуживания. Производитель продукции сервисные услуги покупателям заменяет сервисными скидками
скидки за возврат скидка за ранее купленный товар устаревшей модели предоставляется при одновременном приобретении модели нового поколения (Трейд-ин)
скидки многодетным семьям, пенсионерам скидки по категориям покупателей
скидки по методу оплаты при заказе через Интернет
случайные скидки скидки спонтанные
не связанные с изменением цены единицы товара система бонусов всем покупателям при приобретении того или иного товара выдается подарок
по моменту предоставления скидки — предоставляемые в момент передачи товаров

— предоставляемые после отгрузки товаров

клубные скидки снижение цен на товары продавцами членам клуба

Эффект применения скидок зависит от множества факторов, среди которых немаловажное значение имеет искусство продавца взаимодействовать с покупателями, особенно в период влияния скидок на покупательское поведение[1].

Литература

  • Лазурин Е. А., Лазурина О. М. Основные аспекты скидок в тактике ценообразования предприятий в современной России // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы XVII международной научно-практической конференции. — Киров: МФЮА, 2018. — С. 651—657.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Продолятченко П. А., Шимова О. В. Торговые скидки как форма стимулирования продаж // Научные исследования и инновации. — 2021. — № 2. — С. 170—179.
  2. Коржуев Б. А. Рекламные акции - как способ продвижения товаров и услуг // Форум молодых ученых. — 2018. — № 6—2 (22). — С. 306—309.
  3. Агаширинова В. Ю., Сидельникова А. А. Анализ услуги кэшбэк // The Scientific Heritage : журнал. — 2021. — № 59—4. — С. 15—17.
  4. Толковый словарь Ожегова онлайн. Скидка. Дата обращения: 2024 - 01 - 30.
  5. Толковый словарь русского языка. Скидка. Дата обращения: 2024 - 01 - 30.
  6. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — Москва: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  7. Шишкина А.В. Дифференциация понятий «скидка», «бонус» и «премия» в хозяйственном учете // Экономика, управление и инвестиции. — 2014. — № 1 (3).
  8. Лазурин Е.А., Лазурина О.М. Основные аспекты скидок в тактике ценообразования предприятий в современной России // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы XVII международной научно-практической конференции. — Киров: МФЮА, 2018. — С. 651—657.
  9. Продолятченко П. А. Использование маркетинговых скидок для увеличения продаж // Московский экономический журнал. — 2021. — № 2. — С. 450—462.
  10. 10,0 10,1 Черкасова Г. В. Скидки: понятие, классификация, признание // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — № 32.
  11. Горина Г. А. Скидки, порядок их применения и налоговый аспект // Финансы и кредит. — 2015. — № 18 (642). — С. 44—50.