Скидка
Ски́дка — специальное, одностороннее предложение, выражающееся в виде снижения стоимости (цены) товара (услуги) продавцом (поставщиком услуги) от первоначальной стоимости (цены) товара (услуги), является эффективным инструментом маркетинговой политики[1].
Акции, кэшбэк и скидка: различия[править]
Акция и скидка — это два разных понятия, хотя они могут быть связаны друг с другом. Акции представляют собой ряд конкретных предложений и идей, направленных на рост спроса и мотивирование покупателей на приобретение продукции компании, направленных на стимулирование продвижения продукции. В отличие от скидки, акция — это широкое понятие, которое может включать в себя различные виды предложений и мероприятий, в то время как скидка — это конкретное снижение цены на товар или услугу[2].
Кэшбэк — это возврат части средств с произведенной покупки в магазине. Кэшбэк в отличие от других видов привлечения клиентов имеет ряд своих преимуществ. Например, скидки или бонусные баллы, могут быть использованы только в конкретном магазине, что ограничивает возможности покупателя, не дает ему свободу выбора. Деньги, возвращённые с помощью кэшбэк, вполне реальны, их можно использовать по своему усмотрению[3].
Понятие и цель скидки[править]
Слово «скидка» имеет несколько лексических значений в русском языке, в том числе:
- как глагол — скидывать, в значении сбрасывать, опускать вниз, снимать, уменьшать, снижать, сбавлять[4];
- как существительное — сбавка, уступка; уменьшение, понижение назначенной, установленной цены на товар при продаже; сумма, на которую понижена цена чего-нибудь[5].
В торгово-финансово-экономической лексике термин «скидка» имеет два современных специализированных значения:
- скидка — уменьшение базовой (начальной) цены товара (работы, услуги), подлежащего продаже в соответствии с заключенными контрактами[6];
- скидка — условие сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке.
Из вышеизложенного следует, что скидка, как существительное, является условием сделки, в значении глагола «скидывать» уменьшающим первоначальную цену товара (работы, услуги)[7].
Применение скидок характерно для стимулирования продаж товаров пониженного спроса, являющегося следствием высокой конкуренции с аналогичными товарами, морального устаревания товара или недостаточных усилий по рекламе и продвижению товара[8]. Наличие скидок выступает побудительным мотивом к покупке товара, способствует росту продаж и узнаванию товара потребителем. Скидки на товар и сопутствующий им рост продаж создают условия для сокращения запасов в рознице и способствуют качественному обновлению ассортимента продаваемой продукции[9].
Цель применения скидок заключается в сокращении и ликвидации остатков товара, освобождение от дефектной и залежалой продукции, стимуляция потребления товара, привлечение большего количества покупателей (потребителей)[10].
Сущность применения торговых скидок проявляется в том, что заявленная цена (розничная торговая цена) на товар всегда выше закупочной цены, что и позволяет продавцу делать скидки, отказываясь от части маржинального дохода в пользу увеличения количества продаж, привлечения клиентов и тем самым увеличить размеры выручки и прибыли («отказавшись от малого — приобрести большее»)[1].
Основные виды скидок[править]
Существует множество разнообразных классификаций скидок[10][11]:
Классификационный признак | Виды скидок | Описание |
---|---|---|
в зависимости от состава | простая | скидка с цены товара, предоставляемая покупателю в целях стимулирования сбыта |
сложная | суммарная скидка с цены, состоящая из нескольких скидок по отношению к цене единицы товара, накопительные скидки | |
связанные с изменением цены единицы товара | сезонные скидки | уменьшение цены товара или услуги для потребителей, совершающих внесезонные покупки; тающие скидки |
скидки по сроку годности | скидки, связанные с приближением даты истечения срока годности товара | |
праздничные скидки | уменьшение цены товара в связи с праздниками | |
скидки постоянным покупателям | скидка с цены, устанавливаемая с целью удержания постоянной клиентуры | |
специальные скидки | установление специальной цены для владельцев золотых дисконтных карт | |
рекламные скидки | скидки с цены товара, предоставляемые производителем, на первую покупку | |
скидки за покупку определённого товара | скидка при полной ликвидации коллекции (продажа последнего образца) | |
скидки за приобретение товара в определённом количестве | уменьшение цены за продажу определённого количества товара | |
функциональные скидки | ценовые скидки, которые предлагаются производителем службам товародвижения, выполняющим определённые функции (продажа товара, его хранение) | |
прогрессивные скидки | предоставляются за приобретение серийных партий товаров при условии закупки возрастающего в перспективе объёма товара | |
дилерские скидки | предоставляются производителями своим партнерам, в том числе и зарубежным | |
скидки за сервисное обслуживание | мера послепродажного сервисного обслуживания. Производитель продукции сервисные услуги покупателям заменяет сервисными скидками | |
скидки за возврат | скидка за ранее купленный товар устаревшей модели предоставляется при одновременном приобретении модели нового поколения (Трейд-ин) | |
скидки многодетным семьям, пенсионерам | скидки по категориям покупателей | |
скидки по методу оплаты | при заказе через Интернет | |
случайные скидки | скидки спонтанные | |
не связанные с изменением цены единицы товара | система бонусов | всем покупателям при приобретении того или иного товара выдается подарок |
по моменту предоставления скидки | — предоставляемые в момент передачи товаров
— предоставляемые после отгрузки товаров | |
клубные скидки | снижение цен на товары продавцами членам клуба |
Эффект применения скидок зависит от множества факторов, среди которых немаловажное значение имеет искусство продавца взаимодействовать с покупателями, особенно в период влияния скидок на покупательское поведение[1].
Литература[править]
- Лазурин Е. А., Лазурина О. М. Основные аспекты скидок в тактике ценообразования предприятий в современной России // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы XVII международной научно-практической конференции. — Киров: МФЮА, 2018. — С. 651—657.
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Продолятченко П. А., Шимова О. В. Торговые скидки как форма стимулирования продаж // Научные исследования и инновации. — 2021. — № 2. — С. 170—179.
- ↑ Коржуев Б. А. Рекламные акции - как способ продвижения товаров и услуг // Форум молодых ученых. — 2018. — № 6—2 (22). — С. 306—309.
- ↑ Агаширинова В. Ю., Сидельникова А. А. Анализ услуги кэшбэк // The Scientific Heritage : журнал. — 2021. — № 59—4. — С. 15—17.
- ↑ Толковый словарь Ожегова онлайн. Скидка . Дата обращения: 2024 - 01 - 30.
- ↑ Толковый словарь русского языка. Скидка . Дата обращения: 2024 - 01 - 30.
- ↑ Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — Москва: Книжный мир, 2003. — 895 с.
- ↑ Шишкина А.В. Дифференциация понятий «скидка», «бонус» и «премия» в хозяйственном учете // Экономика, управление и инвестиции. — 2014. — № 1 (3).
- ↑ Лазурин Е.А., Лазурина О.М. Основные аспекты скидок в тактике ценообразования предприятий в современной России // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы XVII международной научно-практической конференции. — Киров: МФЮА, 2018. — С. 651—657.
- ↑ Продолятченко П. А. Использование маркетинговых скидок для увеличения продаж // Московский экономический журнал. — 2021. — № 2. — С. 450—462.
- ↑ 10,0 10,1 Черкасова Г. В. Скидки: понятие, классификация, признание // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2015. — № 32.
- ↑ Горина Г. А. Скидки, порядок их применения и налоговый аспект // Финансы и кредит. — 2015. — № 18 (642). — С. 44—50.