Городская агломерация

Вид на Московскую агломерацию из космоса

Городска́я агломера́ция (лат. agglomero — присоединяю, накапливаю) — объединение одного или нескольких городов-центров с прилегающими населёнными пунктами, находящимися под их влиянием (пригородная зона). Эта форма расселения представляет собой компактную группу территориально близких и экономически связанных населённых мест, преимущественно городских, объединённых устойчивыми связями в сфере труда, культуры, производства и отдыха, а также общей социальной и технической инфраструктурой[1].

Эволюция понятия

Впервые термин «городская агломерация» вошёл в отечественную научную литературу благодаря работам П. И. Дубровина в 1959 году, где он обозначал данное явление как[2]:

Тесное скопление населённых мест городского типа.

К середине 1970-х годов это определение было существенно дополнено учёным Д. И. Богорадом, предложившим рассматривать городские агломерации как[2]:

Компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населённых мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи.

Это означало переход от чисто пространственного понимания агломерации к акцентированию внимания на функциональных связях внутри неё.

В последующие десятилетия термин «городская агломерация» получил широкое распространение среди учёных-теоретиков и практиков-проектировщиков. Появились классификации советских агломераций, ставших объектами стратегического планирования и разработки градостроительных проектов. Например, такие крупные урбанизированные комплексы, как Москва вместе с окрестностями, Ленинград с близлежащими территориями, Большой Свердловск, Большой Тагил, Большая Уфа и другие регионы начали восприниматься именно как целостные агломеративные структуры. Учёный Я. В. Косицкий охарактеризовал такую структуру как[2]:

Крупный город, окружённый спутниками и продолженный своими местами отдыха, взаимосвязь частей которого с центральным ядром выражена маятниковыми поездками на работу.

В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой Правительством РФ в 2019 году в определении «городская агломерация» были введены количественные характеристики[3]:

Совокупность компактно расположенных населённых пунктов и территорий между ними с общей численностью населения (500–1000 тыс. чел. – крупная агломерация или свыше 1 млн. чел. – крупнейшая агломерация), связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединённых интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.

Определение границ

Краснодарская городская агломерация

В некоторых странах границы агломераций определяются статистически. Например, в США агломерационные статистические ареалы выделяются с 1950 года на основе графств[1].

В России городские агломерации не имеют официального статистического учёта. Методы определения границ агломераций обычно основываются на численности населения ядра (от 50 тыс. человек) и характеристиках пригородной зоны[1].

Внешние границы могут определяться по трудовым миграциям или времени, необходимому для достижения центра города. Упрощённо границей агломерации может служить полутора- или двухчасовая изохрона транспортной доступности[1].

Этапы развития

Агломерации возникают в процессе формирования расселения, когда «точечные» города трансформируются в «ареальные». Развитие агломераций отражает рост и концентрацию производительных сил, а также усиление различий в расселении и сосредоточение различных видов деятельности в наиболее подходящих для этого районах. На определённом этапе развития крупных городов-ядр или нескольких соседних городов формируются спутниковые поселения[1].

Различают четыре ключевые стадии формирования городских агломераций, каждая из которых характеризуется специфическими признаками[3]:

  • Первая стадия (индустриальная агломерация) знаменуется формированием взаимосвязей между промышленными предприятиями и территориями, расположенными обособленно друг от друга, однако без существенных изменений на рынке труда, земельном ресурсе, инфраструктуре и иных секторах.
  • Вторая стадия отличается изменениями, вызванными внешними факторами, такими как замедление темпов промышленного роста. Этот период сопровождается объединением трудовых ресурсов, усилением маятниковых миграционных процессов рабочей силы и потребителей к центральной зоне агломерации.
  • Третья стадия развития подразумевает начало рассредоточения производственных и потребительских функций из центрального ядра агломерации на её окраины и пригородные поселения (города-спутники), способствуя формированию единой рыночной среды и инфраструктуры агломерации, что ведёт к дальнейшему сбалансированному росту региона.
  • Четвёртая, завершающая фаза соответствует постиндустриальному этапу, отличающемуся укреплением взаимодействия различных частей агломерации. Характерными чертами становятся укрепление прямых связей между городскими центрами второго порядка, расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, интеграция агломерации в мировую систему городских центров. На данном этапе особое внимание уделяется интеллектуальным ресурсам и человеческому капиталу, формирующим основу научно-технического прогресса и экономического роста.

Большая часть городских агломераций России находится в настоящее время на первых двух этапах развития (Екатеринбургская, Иркутская, Ростовская агломерации). По оценкам специалистов на третьем этапе развития находится Санкт-Петербургская агломерация, на четвёртом этапе — Московская агломерация[3].

Характерные признаки

Ростовская агломерация

Общими признаками, характеризующими городскую агломерацию являются[2]:

  • наличие групп городов, образующихся вокруг одного или нескольких центров с высокой плотностью населения;
  • существование маятниковых миграций и регулярных перемещений внутри агломерации;
  • наличие устойчивых и развивающихся связей во всех сферах деятельности.

Развитая инфраструктура и доступность поселений и элементов городской среды являются решающими факторами для формирования агломераций в России. Составляющими такой инфраструктуры являются[3]:

Типология

Агломерации, образующиеся вокруг одного города, называются моноцентрическими. В моноцентрических агломерациях только один крупный город, а все остальные имеют меньшую площадь и менее развитую инфраструктуру (Лондонская или Нью-Йоркская агломерации)[1].

Агломерации, которые развиваются на основе нескольких городов-ядер, которые примерно равны по размеру и по уровню развития, называются полицентрическими (конурбация). В России яркий пример такой агломерации — Кавказские Минеральные Воды. Туда входят города трёх субъектов федерации: Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Ессентуки, Кисловодск[1].

В крупных агломерациях с развитой пригородной зоной появляются локальные «малые агломерации» второго порядка. Например, Подольская или Ногинско-Электростальская в Московской агломерации[1].

Крупнейшие городские агломерации

Большой Токио (снимок с МКС)

Из-за отсутствия единых стандартов для определения границ агломераций в разных странах не существует общепринятого ранжирования. Тем не менее, большинство исследователей считают Большой Токио с его пригородами в японском регионе Канто крупнейшей мировой агломерацией с населением более 36 млн человек. В Токийскую агломерацию входят города: Токио, Чиба, Фунабаши, Кавасаки, Йокогама[1]. В первую десятку также входят агломерации Дели, Шанхая, Сан-Паулу, Мехико, Каира, Мумбаи, Пекина, Дакки и Осаки[1].

В Европе первой по величине является Лондонская агломерация, второй — Парижская. В Испании расположены две крупнейшие агломерации: Мадридская и Барселонская.

Самая крупная агломерация в России — Московская (Москва и Московская область). В неё входит более 70 городов, 14 из которых с населением свыше 100 тыс. Например, Химки, Королёв, Люберцы, Мытищи. Общее население агломерации — более 15 млн человек[1].

Вторая по величине агломерация в России — Санкт-Петербургская (Санкт-Петербург и Ленинградская область). Ещё в России есть уникальная агломерация Самара — Тольятти. В России редко можно встретить столь крупные индустриальные города, расположенные относительно близко[3].

Спутниковый снимок городской агломерации Шэньян-Фушунь, Китай

К крупным агломерациям помимо Московской и Санкт-Петербургской относят образования с центром в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Челябинске, Сочи[3].

Преимущества агломерационного процесса

Формирование агломераций обеспечивает преимущества как экономике, так и обществу.

Социальная значимость[4]:

  • Для населения проживание в рамках агломераций открывает доступ к широкому спектру социальных услуг, включая образование, здравоохранение и культурную инфраструктуру.
  • Повышает уровень качества жизни жителей агломераций за счёт лучших условий труда, широкого выбора образовательных учреждений и удобных зон отдыха.

Экономическая выгода[4]:

  • Концентрация капиталовложений способствует развитию промышленности и созданию новых рабочих мест, повышению производительности и доходов населения.
  • Усиливают экономический рост регионов и способствуют сокращению межрегиональных различий в уровне жизни.
  • Способствует притоку финансов и инвестиций благодаря концентрации экономических ресурсов и инфраструктуры.
  • Содействует развитию инновационных отраслей экономики вследствие привлечения квалифицированных кадров и инвесторов[4].

Недостатки концентрированного расселения

Агломерации преимущественно сосредоточены в европейской части России — около 83 %, тогда как всего девять крупных агломераций из 52 существующих расположены в Сибири и на Дальнем Востоке. Такая концентрация связана с более благоприятными климатическими, транспортно-инфраструктурными и социальными условиями европейской территории[4].

Российское законодательство пока не предлагает чёткой правовой базы для полноценного функционирования городских агломераций. Отсутствие нормативно-правового регулирования ограничивает возможности интеграции городов в единые системы управления и сдерживает дальнейшее экономическое развитие территорий[4].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Махрова А. Г. Городская агломерация. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (19 мая 2022). Дата обращения: 6 апреля 2025. Архивировано 5 мая 2025 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Песляк О. А. Вопросы формирования термина «Городская агломерация» // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — Сентябрь (№ 9 (63)). — С. 126—128.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Меркурьев В. В., Мягков Е. В. Развитие агломераций: этапы, отечественные и зарубежные практики. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал (22 августа 2022). Дата обращения: 4 июня 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Ракова В. А. Агломерации: новые возможности развития городов. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». (2016). Дата обращения: 4 июня 2025.

Ссылки