Витрувианский человек

Эта статья прошла проверку экспертом
Витрувианский человек

Витрувиа́нский челове́к (лат. Homo vitruviano) — известный рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 14901492 годах, как иллюстрация к книге, посвящённой трудам античного римского архитектора Витрувия. Изображение представляет собой произведение искусства, сочетающее научный подход и эстетику, воплощающее ключевые ценности эпохи Возрождения. Часто рисунок именуют «Системой пропорций человека», который демонстрирует гармоничные размеры человеческой фигуры[1].

Описание рисунка

Витрувианский человек — рисунок Леонардо да Винчи, содержащий фигуру обнажённого мужчины, представленную в двух перекрывающих друг друга положениях. Его тело с широко расставленными руками и ногами вписано в круг, а другая позиция показывает руки, раскрытые в стороны, и соединённые ноги, помещённые в квадрат[2].

Леонардо да Винчи, исследуя человеческое тело и его соотношение с природой и гармонией, интерпретировал труды Витрувия — автора трактата «Десять книг об архитектуре». Витрувий считал, что пропорции тела человека могут служить основой для гармоничного архитектурного строительства. Леонардо перенёс эту идею в графическую форму, показав мужчину, вписанного одновременно в круг и квадрат — две основные геометрические фигуры, символизирующие небесное и земное[2].

С незапамятных времён круг считается знаком бесконечности, олицетворяющим Вселенную и высшие силы. Квадрат традиционно воспринимается как символ Земли. Считалось, что окружающий нас мир формируется четырьмя стихиями, и этот мир имеет четыре стороны — всё это отражено в геометрии квадрата. Изображение человека, помещённого одновременно в круг и квадрат, демонстрирует единство земного и небесного начал[3].

Леонардо сопроводил рисунок заметками, в которых описал пропорции тела: длина рук, ноги, ширина плеч и другие параметры соотносятся с определёнными величинами. Лицо мужчины расчерчено на три равные части, при этом художник ссылается на идеи Витрувия, отмечая: «Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица». В целом, длина лица соответствует длине ладони и составляет одну десятую высоты человека. Голова и шея вместе составляют примерно 1/6 общего роста человека. Из представленных на рисунке шестнадцати поз, ключевыми являются те, где изображение умещается внутри идеальных геометрических форм — круга и квадрата, как описано Витрувием[3]:

…если положить человека навзничь с распростёртыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия её коснётся пальцев обеих рук и ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростёртым рукам, то получится одинаковая ширина и длина.

Леонардо да Винчи. Автопортрет

Стопа мужчины представляет собой величину, равную четырём ладоням или 1/7 роста человека (Витрувий полагал, что она соотносится росту как 1/6). Палец служит наименьшим измерительным элементом; Леонардо утверждал, что ширина четырёх пальцев равна ширине ладони, а рост человека, или длина стороны квадрата, эквивалентна 96 пальцам. Ладонь, соответственно, соизмеряется ростом или длиной стороны квадрата, соотносясь к ним как 1 к 24. Локоть определяется как шесть ладоней, а рост человека — как четыре локтя. Дополнительно, художник уточнил, что протяжённость от локтя до кончиков пальцев составляет 1/5 роста, а от локтя до подмышки — 1/8[3].

Витрувий Марк Поллион (Marcus Vit­ruvius Pollio)

История создания и значение

Рисунок «Витрувианского человека» Леонардо не предназначался для публичного показа. Он был найден среди личных записей мастера и служил инструментом для собственных исследований, причём художник даже не предполагал, что однажды его высоко оценят. Однако сейчас эта работа входит в число самых узнаваемых творений Леонардо, наравне с такими шедеврами, как «Тайная вечеря» и «Мона Лиза»[4].

«Витрувианский человек» стал символом идеальной гармонии между наукой и искусством, человеческим телом и природой. Работа демонстрирует стремление эпохи Возрождения к рациональному познанию мира и возвращению к античным идеалам. Этот образ во все времена широко используется в культуре, дизайне и науке, символизируя универсальность и гармонию[4].

Существует версия, что Да Винчи изобразил на рисунке самого себя, поскольку возраст мужчины и некоторые черты внешности схожи с автором. Также возможно, что Леонардо самостоятельно воссоздал этого человека, основываясь на математических пропорциях[5].

Работа Леонардо дарит чувство устойчивости, умиротворения и организованности. Однако внимательный взгляд выявляет небольшие асимметрии: слева заметно больше заштриховано, справа — линия ноги слегка отклонена. Для достижения правдоподобия художник был вынужден пойти на некоторые анатомические упрощения, создав скорее абстрактную схему, чем точный портрет, и запечатлев строгие геометрические формы через призму математических расчётов[6].

«Витрувианский человек» оказал огромное воздействие на искусство. Многие живописцы эпохи Возрождения использовали его пропорции в своих произведениях. Рисунок выражает концепцию человека как центрального звена во Вселенной, подразумевая, что пропорции всего мироздания можно постичь через изучение строения человеческого тела. Эта идея полностью соответствует гуманистическим принципам Возрождения, ставящими человека в центр внимания как главного носителя знаний и ценностей. Парадоксально, но Леонардо не оставил никаких разъяснений относительно своего труда, поэтому истинное значение этого рисунка остаётся загадкой[5].

Современное восприятие

Сегодня «Витрувианский человек» — одна из самых известных и цитируемых работ Леонардо. Рисунок хранится в Венеции, в Академии изящных искусств (итал. Accademia di belle arti di Venezia). В связи с чрезвычайной ценностью и хрупкостью рисунка он выставляется лишь раз в несколько лет. Рисунок вдохновляет исследователей, художников и дизайнеров, став символом междисциплинарного подхода к изучению человека и окружающего мира[6].

Ле Корбюзье (Le Corbusier), 1964 год

Знаменитый чертёж Леонардо, воплощающий идею о соответствии человеческого тела и окружающего его мира, оказал влияние не только на живописцев, но и на зодчих. Вдохновлённый «Витрувианским человеком», Ле Корбюзье́, один из самых влиятельных архитекторов XX века, разработал свою систему построения архитектурных пропорций — совокупность согласованных размеров, привязанных к антропометрическим данным. Эта концепция гениального мыслителя представлена визуально как фигура человека с поднятой рукой, расположенная возле красных и синих измерительных линий[6].

Образ совершенной пропорциональности, воплощённый в «Витрувианском человеке», стал общепринятым символом в искусстве. В 2011 году ирландский творец Джон Кигли (ирл. Joan Quigley) создал масштабную композицию знаменитой работы Леонардо изо льда в Арктике, стремясь обратить внимание общества на последствия глобального изменения климата. Рисунок, выполненный из медных листов, вписанный в круг диаметром 100 метров, на медленно плывущей и тающей льдине постепенно исчезал. Этот тающий человек символизировал хрупкость равновесия в системе человек — природа и обязанность всех и каждого заботиться об экологии, иначе человечество и природу ожидает такой же печальный конец, как льдину и картину[7].

В 2015 году здание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина украсила работа Александра Пономарёва — инсталляция из конусов-ветроуказателей, размеры которых соответствуют габаритам произведения Да Винчи. Художник лично провёл акцию на исследовательском корабле Российской академии наук в арктической части Атлантического океана, приняв позу «Витрувианского человека» внутри созданной им композиции[1][6].

Известный чертёж на протяжении многих лет вдохновляет художников на создание пародий и переосмыслений. Следуя задумке Леонардо, персонажей анимации, атлетов и звёзд шоу-бизнеса поместили внутрь геометрических форм. Американский художник Ларри Мосс (англ. Larry Moss) воссоздал знаковый сюжет, используя воздушные шары. Бельгийская группа дизайнеров Konstruktiv представила современную интерпретацию «Витрувианского человека» цифровой эры (A Vitruvian Man For The Digital Age), изображённого в виде абстрактной композиции из треугольников, созданных с помощью компьютерной графики[6].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Культурная дуэль: Леонардо да Винчи — Александр Пономарёв. Культура.РФ. Дата обращения: 24 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 Таруашвили Л. И. Витрувий. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 24 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Мартынов С. Мера всех вещей: 13 деталей «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Вокруг света. Дата обращения: 24 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи. Культурология.Ру. Дата обращения: 24 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 Гольник О., Нагорная А. Человек Леонардо да Винчи: в чём его загадка. NUR.KZ (Информационное агентство) (1 октября 2021). Дата обращения: 26 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Цалер И. Витрувианский человек. Мера всех вещей. Уральские авиалинии (журнал). Дата обращения: 24 октября 2025.
  7. Джон Квигли. Green city (газета об экологическом стиле жизни) (22 июня 2022). Дата обращения: 26 октября 2025.

Шаблон:Леонардо да Винчи