Холодная, Вера Васильевна

Эта статья является кандидатом в избранные
Эта статья входит в число готовых статей
Вера Холодная
Вера Холодная, 1910-е годы
Вера Холодная, 1910-е годы
Имя при рождении Вера Васильевна Левченко
Дата рождения 28 (9) августа 1893(1893-08-09)
Место рождения Оржица, Полтавская губерния
Российская империя
Дата смерти 3 (16) февраля 1919(1919-02-16) (25 лет)
Место смерти Одесса, Юг России, Херсонская губерния
Подданство  Российская империя
Род деятельности актриса немого кино
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (урождённая — Ле́вченко; 28 июля (9 августа1893, Оржица, Полтавская губерния, Российская империя — 3 (16) февраля 1919, Одесса, Юг России, Херсонская губерния) — русская киноактриса, звезда немого кинематографа и популяризатор экрана. За короткий период творческой деятельности, длившийся около четырёх лет, она сыграла более чем в сорока фильмах, став одним из символов эпохи и первой медийной звездой дореволюционной России[1].

Свои главные роли Вера Холодная сыграла на киностудиях Александра Ханжонкова и Дмитрия Харитонова, сотрудничая с ведущими режиссёрами русского кинематографа. Её творчество отражало культурные и социальные настроения довоенного периода. Снималась в салонных мелодрамах, где её партнёрами выступали известные актёры начала XX-го века: Осип Рунич, Витольд Полонский, Иван Худолеев, Владимир Максимов, Иван Перестиани[1].

Веру Холодную современники называли «королевой экрана». Она умерла в 25 лет от скоротечного гриппа-испанки в феврале 1919 года в Одессе, что придало её образу трагическую значимость и укрепило статус легенды в истории отечественного кино[2].

Биография

Долгое время биография Веры Холодной была окружена многочисленными мифами и легендами, что было связано с информационным вакуумом вокруг её личности после ранней смерти. Основной массив биографической информации составили поздние мемуары, в которых встречались неточные сведения о дате её рождения, родителях, обстоятельствах замужества и смерти, хронологии съёмок[3].

Современные исследования, основанные на архивных находках (например, работа Евгении Владимировны Климовой 2025 года), позволяют документально скорректировать биографию Веры Холодной. С их помощью удалось восстановить более точную картину жизни киноактрисы[3].

Ранние годы

Вера Холодная родилась 28 июля (9 августа1893 года[4] в местечке Оржица Полтавской губернии в семье чиновника акцизного управления Василия Андриановича Левченко. В 1895 году семья переехала в Люблинскую губернию в связи с переводом отца по службе. Вскоре он скончался от холеры, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. После его смерти семья несколько раз переезжала из города в город (Люблин, Вольск, Саратов)[3].

С 1903 года Вера Левченко жила в Москве. С детства проявляла способности к танцам и в 1904 году, успешно пройдя строгий отбор, была зачислена в Московское театральное училище на балетное отделение. Однако через год была вынуждена оставить учёбу по настоянию родственников[2]. По воспоминаниям сестры Софьи[3]:

В детстве Вера сама шила своим куклам, очень любила животных (собак и лошадей), в школьные годы писала стихи и небольшие рассказы. Любила осень. Зимой ей нравилось кататься на коньках. Летом очень любила играть в теннис на даче. Много читала и поэтому была очень интересной собеседницей. Была хрупкой небольшой женщиной, никогда ничего не боялась, могла идти в любое время ночью одна, потому что верила в Бога и его помощь.

Как позже вспоминала актриса, она с детства любила кинематограф, увлекалась комическими картинами с Максом Линдером и боготворила датскую киноактрису Асту Нильсен. Она признавалась, что о карьере в кино никогда не думала, готовилась быть танцовщицей и мечтала о сцене, путь к которой «заградило» раннее замужество[5]. В декабре 1911 года у 18-летней Веры родилась дочь[6], а в апреле 1912 года она вышла замуж за состоящего в запасе подпоручика армейской пехоты Владимира Холодного, отца своего ребёнка[7]. Через два года в семье росло уже двое детей[7].

Новой возможностью для самореализации стал кинематограф. Вера Холодная пришла в кино, не имея актёрского образования. Её дебют состоялся в 1914 году на киностудии «Тиман и Рейнгардт» недалеко от дома, в котором жили Холодные на Петербургском шоссе. Вера сыграла эпизодическую роль кормилицы в фильме режиссёра Владимира Гардина «Анна Каренина». Вместе с ней в этом фильме дебютировали театральные актрисы Мария Германова и 3оя Баранцевич[8].

Руководство студии в лице владельца Пауля Тимана не разглядело в начинающей актрисе потенциала, делая ставку на известных театральных звёзд[9]. К тому же с началом Первой мировой войны в кинопрокате возрос спрос на патриотические ленты, и амплуа Веры Холодной на время оказалось невостребованным[10].

Дебют на студии Александра Ханжонкова

С началом Первой мировой войны и уходом мужа на фронт кинематографическая карьера Веры Холодной прервалась. Считается, что её следующее появление на экране — эпизодическая роль в фильме «Дети Ванюшина» студии Иосифа Ермольева (фильм вышел на экраны весной 1915 года[1]). Эти данные основаны на типографской опечатке в справочнике Вениамина Вишневского[8]. Других документальных подтверждений об участии актрисы в этом фильме нет.

Переломный момент наступил в начале 1915 года, когда получивший ранение под Равой Владимир Холодный вернулся в Москву. На вечере в артистическом клубе «Алатр» супруги познакомились с режиссёром Евгением Бауэром и сценаристом Никандром Туркиным, представлявшим студию Александра Ханжонкова[11]. Евгений Бауэр, поражённый красотой актрисы, рекомендовал её на главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви» по одноимённой повести Ивана Сергеевича Тургенева[12]. Просмотрев черновые сцены, Александр Ханжонков сразу заключил с Верой Холодной трёхлетний контракт[5].

Вера Холодная, фотография Н. И. Свищов-Паола 1910-е годы

После выхода картины 22 августа (4 сентября) 1915 года Вера Холодная мгновенно стала знаменитой. Александр Ханжонков писал, что молодая, неискушённая даже театральным опытом, Вера Холодная своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем произвела сенсацию[13]. Это была заслуга режиссёра Евгения Бауэра, который нашёл, как использовать красоту и неопытность молодой актрисы. С этим соглашался Владимир Гардин. Называя себя «крёстным отцом» Веры Холодной, он признавал, что её истинным учителем и первооткрывателем, раскрывшим её экранный талант, стал именно Евгений Бауэр[9].

За короткое время Вера Холодная стала самой востребованной и высокооплачиваемой актрисой русского кино. Феномен её популярности был неразрывно связан со стремительным ростом кинематографа в России 1910-х годов. Веру Холодную называли первым самостоятельным, индивидуальным дарованием, которая стала важным популяризатором отечественного экрана[14]. Вера Васильевна пришла в профессию как раз в тот момент, когда экрану понадобились собственные лица и герои. Она стала идеальной моделью. Начав карьеру в амплуа «красивой натурщицы», она постепенно перешла к созданию глубоких психологических портретов, сформировав канонический образ трагической героини — жертвы обстоятельств или несчастной любви[15].

Единственный опыт Веры Холодной в комедии случился в фильме «Беленькая и чёрненькая» (или «Наказанный Антоша»), вышедшем на экраны в октябре 1915 года. Больше в развлекательном жанре она не снималась[1].

Актёр и режиссёр Иван Перестиани вспоминал[16]:

Я часто ломал голову над причиной того исключительного успеха, каким пользовалась Вера Холодная. Мои наблюдения при совместной работе давали удивительные выводы…. Всегда и везде она оставалась той же простенькой Верочкой, «доходившей», несмотря на это, к зрителю с невероятной силой. Я знаю, что в ранней юности жизнь была очень неласкова к Верочке. Я знаю, что ей пришлось перенести много тяжёлого. Налёт грусти всегда был ей свойствен. Она смеялась редко и смеялась невесело. Я сказал бы, что на облике сравнительно юной Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени.

Вера Холодная стала первой настоящей кинозвездой Российской империи. Фотографии актрисы печатали на открытках, дамы копировали её причёски с завитками на лбу, наряды, а имя на афишах любого фильма гарантировало кассовый успех. Уникальная, «загадочная» красота Веры Холодной, её выразительные глаза и особая естественная пластика покорили публику, сделав её не просто актрисой, а идеалом и иконой стиля для современниц. У Веры Холодной появилось множество поклонников. Ею был очарован начинающий артист Александр Вертинский[17], а режиссёр Алексей Каплер так писал о своём экранном опыте знакомства с нею[18]:

В анкетах, которые мне доводилось заполнять, стояли разные вопросы, но ни в одной из них не было вопроса о первой любви. А если бы он стоял, я должен был бы честно ответить: Вера Холодная. Да что я? … Вся Россия была в неё влюблена!

Общественная деятельность

Всенародная популярность актрисы была использована в годы Первой мировой войны, когда она, наряду со съёмками, активно участвовала в благотворительных мероприятиях по сбору средств для солдат, военнопленных, раненых и их семей. Участие в благотворительных акциях стало неотъемлемой частью жизни актрисы в военное время. В 1915 году киножурнал «Пегас» сообщал, что Вера Холодная собрала наибольшую сумму в ходе «кинематографической недели» и была избрана для поездки на фронт для вручения подарков солдатам[3].

В 1916 году она выступала на концертах-спектаклях, а также на вечере, средства от которого были направлены на приобретение кинематографов для фронтовых частей. Все актёры студии активно участвовали в сборе пожертвований для «Московского Комитета по снабжению табаком и предметами первой необходимости воинов передовых позиций», а также в пользу «Лазарета для раненых воинов имени деятелей кинематографии», открытого по инициативе Александра Ханжонкова. Вся семья Веры Холодной принимала участие в подготовке гостинцев для фронта — шили мешочки для подарков, вышивали кисеты для табака, писали письма[3].

Работа на студии Дмитрия Харитонова

К концу 1916 года Вера Холодная, достигшая статуса кинозвезды первой величины на студии Александра Ханжонкова, приняла предложение от конкурента — кинопредпринимателя Дмитрия Харитонова, которое вдвое превышало её текущий гонорар[13]. Харитонов также взял на себя выплату неустойки и согласился на участие в съёмках младшей сестры актрисы, Софьи Левченко.

Революционный 1917 год стал для Дмитрия Харитонова временем настоящего расцвета. В Москве на Лесной улице он построил трёхэтажную лабораторию, оснастив её новейшим оборудованием, закупленным в Америке. Одновременно он приобрёл здание на Тверской улице — в сердце деловой Москвы, где располагались офисы крупнейших компаний, — и разместил там правление своей фирмы[19]. Несмотря на общий спад жизни в 1917 году, студия Харитонова, в отличие от конкурентов, удвоила выпуск фильмов, во многом благодаря привлечению популярных актёров и режиссёров с других студий[12].

Режиссёр Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский тоже сделал Вере Холодной неожиданное предложение. Он пригласил её попробовать свои силы в театральной роли Катерины из «Грозы» Александра Николаевича Островского. Но актриса отказалась, так как у неё не было специальной театральной подготовки. И главное — она не могла оставить кино. Она любила это немое искусство, столь доступное для большинства зрителей[2].

Адреса в Москве, где жила Вера Холодная

Отъезд из Москвы и работа в Одессе

С началом 1918 года новые власти начали активную реквизицию кинотеатров, ввели режим экономии, что привело к закрытию многих залов в Москве и Петрограде. Отрасль охватил кризис, усугублявшийся нехваткой плёнки, разрухой и слухами о национализации[22].

В мае 1918 года был создан Кинематографический комитет, установивший строгую цензуру для всех фильмов. Несмотря на это, кинопроизводство пыталось удовлетворить спрос зрителей, и весной 1918 года вышло пять картин с участием Веры Холодной[1]. Однако усиление контроля и общая нестабильность сделали работу в Москве практически невозможной. В этих условиях отъезд из Москвы стал для Веры Васильевны и её коллег единственным разумным решением для продолжения профессиональной деятельности. Как отмечала пресса, в среде кинематографистов возникло «чемоданное настроение» — многие предпочитали перебираться на юг, в более спокойные регионы, чтобы продолжать работу[23].

Киноартисты получали предложения отправиться и за границу. Например, владелец киностудии Пауль Тиман решил перевести своё дело в Швейцарию и законтрактовать для этого лучшие русские артистические силы[3]. Предложения получили Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов и Витольд Полонский. Свой отказ от иностранного сотрудничества Вера Холодная публично озвучила в интервью «Кино-газете» в мае 1918 года[5]:

Уж если нам предлагают громадные деньги зарубежные фирмы, значит, нас ценят высоко. Но теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю. Мне кажется, так думают и другие артисты, и заграничной кинематографии не удастся получить наши козыри в свои руки… Но я верю, что, когда минует современный кризис, русская кинематография не уступит заграничной… Я думаю, что с нашей внутренней разрухой мы справимся, и это чудное искусство не пострадает.

В июне 1918 года киногруппа Дмитрия Харитонова, в составе которой была Вера Холодная и Владимир Максимов, выехала в Одессу для натурных съёмок — южный солнечный свет должен был компенсировать отсутствие качественного искусственного электрического освещения в павильонах[2]. Но по мере развития Гражданской войны и поражения Центральных держав в Первой мировой войне ситуация на Юге России резко ухудшилась. Началась борьба за власть, воцарилась анархия, активизировались бандитские группировки. Помимо проблем с продовольствием и отоплением, население страдало от эпидемий «испанки», тифа, оспы и других инфекционных заболеваний. Газета «Одесские новости» сообщала[24]:

Никогда ещё Одесса не переживала такого трагического, кошмарного момента, как теперь. Население изнемогает в буквальном смысле этого слова от голода и холода. Голод достиг небывалых размеров. Сотни тысяч семейств не только лишены возможности питаться горячей пищей — они мечтают о сухом куске хлеба, сделавшемся недоступным даже для средних классов. Нет не только хлеба, но и картофеля, кукурузной муки, нет бобов, нет вообще пищевых продуктов, а если они имеются, то в ограниченном количестве и продаются по баснословной цене… Ужас дополняется холодом, полным отсутствием топлива и безработицей, достигающей потрясающих размеров.

Снимать кино в условиях Гражданской войны стало затруднительно и на Юге России. В декабре 1918 года одесситы шутили, что Вера Холодная и Осип Рунич, ввиду бездеятельности фирмы Дмитрия Харитонова, записались в «Собезкор» — «Союз безработных королей». Вместо съёмок они регулярно гастролировали с концертами в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону и других городах Юга. Участвовать с выступлениями мелодекломации приходилось их коллеге, актёру театра и кино Владимиру Максимову. С началом театрального сезона он принял решение покинуть киностудию Дмитрия Харитонова и отправиться в Москву в расположение Малого театра, в труппе которого он выступал с 1906 года. Киноактриса Вера Холодная не могла последовать за ним и осталась в Одессе. Все владельцы киностудий — её работодатели — по-прежнему находились на Юге, к тому же через фронт гражданской войны пришлось бы вывозить мать, двух сестёр и малолетнюю дочь Женю[3].

Болезнь и смерть

Похороны Веры Холодной 19 февраля 1919 года в Одессе

Последний концерт, в котором приняла участие Вера Холодная, состоялся в Одессе 26 января (8 февраля1919 года в зале Литературно-артистического общества на улице Греческой, 48. Мероприятие было организовано в пользу фонда Профсоюза театральных тружеников, и в нём принимали участие все артисты, находившиеся в то время в городе. Вера Холодная выступала на концерте уже заболевшей[3]. Последним адресом проживания Веры Холодной стал дом Папудовой, расположенный на Соборной площади, дом 1[2].

Её смерть 3 (16) февраля 1919 года наступила от испанского гриппа («испанки»), третья волна которого свирепствовала в регионе[25]. По распоряжению владельца студии Дмитрия Харитонова, Вера Васильевна была тщательно загримирована, одета в лучший свой туалет и положена в роскошный светлый гроб, утопавший в бесчисленном множестве цветов и венков. Вся церемония похорон с большим количеством крупных планов была снята на киноплёнку 6 (19) февраля 1919 года. Исповедовал, приобщал и совершал погребение протоиерей Спасо-Преображенского кафедрального собора Василий Флоровский[3].

Первоначально гроб с телом актрисы был установлен в часовне-склепе рядом с памятником генерала Фёдора Фёдоровича Радецкого и Всехсвятской церковью на Первом христианском кладбище. В 1930-х годах кладбище было уничтожено, и могила Веры Холодной, как и других сотен тысяч одесситов, оказалась утраченной[26].

Смерть кинозвезды в обстоятельствах Гражданской войны породила множество слухов и легенд, которые друзьям и членам семьи пришлось опровергать долгие годы. Киноактёр Осип Рунич в интервью рижской газете «Слово» подчёркивал[27]:

Со дня приезда в Одессу покойная Вера Васильевна снималась в нескольких картинах и гастролировала в Харькове, Киеве и Екатеринославе. Вся её жизнь протекала на моих глазах, так же, как и на глазах директора нашей кинофабрики Харитонова, Чардынина и других наших коллег, и я категорически заявляю, что Вера Васильевна никакой политикой не занималась, отдаваясь всецело служению своему искусству. Умерла она от испанки, простудившись на благотворительном вечере в пользу безработных артистов в Одессе. Во время её болезни мы, товарищи её по работе, ежедневно дежурили у её постели: лечили её лучшие врачи и профессора города Одессы, но болезнь приняла острую форму, и через 7 дней она умерла. Скончалась она, окружённая своей семьёй и товарищами. Всё это могут подтвердить вышеупомянутые лица: Д. И. Харитонов, К. В. Харитонова (жена владельца ателье), П. И. Чардынин, М. И. Чернов и все те, кто был в это время в Одессе.

Семья

Происхождение Веры Холодной отражало социальную пестроту Российской империи. По отцовской линии её предками были крепостные крестьяне графа де Бальмен из села Линовица Полтавской губернии. Дед, Адриан Яковлевич Левченко (1832 — 1883), и бабушка, Софья Михайловна (урождённая Приходькова; 1834—1892), после отмены крепостного права стали мещанами города Прилуки[3].

По материнской линии предки принадлежали к разным сословиям — от крепостных крестьян до потомственных дворян. Дед, Сергей Григорьевич Иванов (1845 — после 1887), был чиновником, дослужившимся до чина надворного советника. Бабушка, Екатерина Владимировна Иванова (1849—1929), родилась в селе Новиковка Симбирской губернии; была внебрачной дочерью помещика Владимира Лаврентьевича Слепцова (1809—1865) и крепостной дворовой девушки Матрёны Ивановой (1829—1886). Будучи незаконнорождённой, являлась крепостной крестьянкой своего отца. После получения вольной в 1856 году стала симбирской мещанкой, окончила Мариинскую гимназию в Симбирске[3].

Родители

Сёстры

  • Надежда Васильевна Левченко (20 июня (2 июля1896[4], Янов, Люблинская губерния — 17 февраля 1979, Стамбул). После смерти Веры Холодной взяла на себя опеку над её дочерьми и эмигрировала с ними в Стамбул. Была замужем за обрусевшим греком Николаем Хараламбидисом. Детей у них не было.
  • Софья Васильевна Левченко (2 (15) мая 1904, Москва — 1 марта 1979, Одесса). Родилась вне брака (в метрике указана как дочь «вдовы коллежского секретаря», её отец неизвестен)[30]. После смерти Веры осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, работала хореографом в Тирасполе. Взяла фамилию сестры в качестве сценического псевдонима (Софья Холодная). Вышла замуж за Семёна Штейнвурцеля и родила двоих детей (сына и дочь). Активно занималась сохранением памяти о Вере Холодной. Похоронена на Втором Христианском кладбище в Одессе[3].

Муж

С апреля 1912 года[7] Вера Холодная состояла в браке с Владимиром Григорьевичем Холодным (26 июня (8 июля1889 — январь 1920). Происходил из дворянской семьи: сын статского советника, инспектора Воронежской гимназии Григория Макарьевича Холодного и Александры Алексеевны (урождённой Бородиной). Окончил с золотой медалью гимназию в Харькове, после чего поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако, отучившись два семестра, оставил его[3]. Выпускник Павловского военного училища (1910), был произведён в подпоручики и направлен для прохождения службы в Москву, в Фанагорийский гренадёрский полк. В марте 1912 года вышел в запас[4].

Занимался журналистикой: публиковал статьи на спортивную тематику в газете «Ауто» под псевдонимом «В. Х.», некоторое время был владельцем этой газеты. Увлекался мотоспортом[3].

Участник Первой мировой войны. Был ранен, награждён боевыми орденами[31]. После Октябрьской революции, когда Вера с матерью, сестрой Софьей и старшей дочерью выехала на Юг России в июне 1918 года, Владимир Холодный остался в Москве с бабушкой Веры и младшей дочерью Нонной[2]. Арестован осенью 1919 года. По решению особой тройки ВЧК, в состав которой входил Феликс Эдмундович Дзержинский, в январе 1920 года был расстрелян. Место захоронения неизвестно[3].

Дети

Старшая дочь — Евгения Владимировна Холодная (1 (14) декабря 1911, Москва[6] — 2003, США). Родилась до официального заключения брака родителей, поэтому в метрической записи указана как дочь «девицы Веры Васильевны Левченко». Её крёстными стали брат Владимира — Николай Григорьевич Холодный и сестра Веры — Надежда Левченко[6]. В 1920 году вместе с младшей сестрой Нонной и тётей Надеждой Левченко эмигрировала в Стамбул. Первый брак с русским офицером был кратковременным и бездетным. Позднее вышла замуж за Николая Петровича Лапикена (1905—1994), американского подданного русского происхождения, с которым уехала в Калифорнию (США)[32]. Скончалась в 2003 году, похоронена на сербском кладбище в Сан-Франциско[33].

Младшая дочь — Нонна Владимировна Холодная (20 августа (2 сентября1913, Москва — 2012, США). Крещена 25 января (7 февраля1914; крёстными были сестра Веры — София и сослуживец Василия Левченко[34]. В эмиграции жила в Стамбуле. В первом браке с фотографом Владимиром Стрикалкиным родились трое детей: дочь Вера (в замужестве Гилберт) и два сына. В начале 1960-х годов в Стамбуле повторно вышла замуж за музыканта Антона Антоновича Горачека. Переехала к сестре Евгении в США. Скончалась в 2012 году; её прах был захоронен на русском участке греческого православного кладбища Шишли в Стамбуле рядом с могилой тёти, Надежды Левченко[32].

Фильмография

Осип Рунич, Иван Худолеев и Вера Холодная

Вера Холодная работала с ведущими режиссёрами эпохи: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным, Вячеславом Висковским. Снималась со знаменитыми актёрами немого кинематографа: Осипом Руничем, Витольдом Полонским, Иваном Худолеевым, Иваном Перестиани. Сохранилось всего несколько фильмов с её участием, включая хронику похорон актрисы. Фильмография приводится по тексту Научной базы «Грёзы»[1].

Фильмы с участием Веры Холодной, сохранившиеся полностью или частично

Год Название фильма Роль Студия Режиссёр
1915 Дети века Мария Николаевна А. А. Ханжонков Евгений Бауэр
1916 Миражи Марианна А. А. Ханжонков Пётр Чардынин
1916 Жизнь за жизнь Ната, приёмная дочь А. А. Ханжонков Евгений Бауэр
1918 Молчи, грусть… молчи… (1-я серия) Пола, цирковая партнёрша Д. И. Харитонов Пётр Чардынин
1918 Последнее танго (одна часть) Кло Д. И. Харитонов Вячеслав Висковский
1919 Похороны Веры Холодной (хроника) Д. И. Харитонов Пётр Чардынин

Несмотря на то что до наших дней сохранилась лишь небольшая часть её фильмографии, Вера Холодная остаётся одной из знаковых фигур русского кинематографа и символом эпохи Серебряного века. Фильмы с участием Веры Васильевны показывали и после её смерти в советских городах в эпоху НЭПа, в «белом» дальневосточном Харбине, в Прибалтике и Варшаве[3].

Фильмы с участием Веры Холодной, вышедшие на экран

Прокатная политика того времени не зависела от хронологии производства: студии чередовали кассовые хиты с более слабыми картинами, учитывали конкуренцию и рыночную конъюнктуру. Между завершением съёмок и выходом фильма на экраны мог пройти значительный промежуток времени.

Наглядный пример — снятая в мае 1914 года «Анна Каренина»[9] появилась в кинотеатрах только в октябре 1914 года. Поздний выход на экраны кинотеатров был связан с началом Первой мировой войны. Первый дебютный фильм Веры Холодной «Песнь торжествующей любви» выпустили на экран следом за менее удачной картиной «Пламя неба», снятой позднее. Поэтому дата выхода на экран служит лишь приблизительным ориентиром времени съёмок.

Дата выхода

на экран

Название фильма Роль
Тиман, Рейнгард и компания
7 (20) октября 1914 Анна Каренина эпизод
Студия Иосифа Николаевича Ермольева
9 (22) апреля 1915 Дети Ванюшина не указана, участие не подтверждено
Студия Александра Алексеевича Ханжонкова
4 (17) августа 1915 Пламя неба Таня
22 августа (4 сентября1915 Песнь торжествующей любви Елена
3 (16) октября 1915 Дети века Мария Николаевна
31 октября (13 ноября1915 Наказанный Антоша Тэта
31 октября (13 ноября1915 Пробуждение Люба
3 (16) января 1916 Миражи Марианна
2 (15) февраля 1916 В мире должна царить красота Лия Ванда, артистка
4 (17) марта 1916 Огненный дьявол Валерия Львовна, жена
10 (23) мая 1916 Жизнь за жизнь Ната, приёмная дочь
14 (27) июня 1916 Одна из многих Наташа Барышева, курсистка
1 (14) сентября 1916 Лунная красавица Аня, дочь
5 (18) ноября 1916 Шахматы жизни Инна, дама полусвета
Студия Дмитрия Ивановича Харитонова
17 (30) января 1917 Столичный яд Вера Даровская, великосветская дама
21 февраля (6 марта1917 Ради счастья Ольга
25 февраля (10 марта1917 Пытка молчания не указана
15 (28) марта 1917 У камина (1-я серия) Лидия, жена
2 (15) мая 1917 Истерзанные души Графиня Руцкая
19 июня (2 июля1917 Почему я безумно люблю Таня Гронская, шансонетная певица
10 (23) июля 1917 Как они лгут Ганка, танцовщица
21 сентября (4 октября1917 На алтарь красоты Поля, дочь лесника
4 (17) октября 1917 Тобой казнённые Евгения Клодт
14 (27) ноября 1917 Позабудь про камин… (2-я серия фильма У камина) Мара Зет, цирковая актриса
22 ноября (5 декабря1917 Блуждающие огни не указана
31 декабря 1917 (13 января 1918) Человек-зверь Северина
14 мая 1918 Молчи, грусть… молчи… (1-я серия) Пола, цирковая партнёрша
21 мая 1918 Молчи, грусть… молчи…(2-я серия) Пола, цирковая партнёрша
31 мая 1918 Последнее танго Кло
11 июня 1918 Живой труп Маша
не позднее июня 1918 года[35] Мещанская трагедия не указана
19 июля 1918 Женщина, которая изобрела любовь Антонелла
23 июля 1918 В золотой клетке не указана
23 августа 1918 Кира Зубова Кира Зубова
5 ноября 1918 Тернистой славы путь Вера Северная, королева экрана
6 января 1919 Азра Азра, цыганка
март 1919 Похороны Веры Холодной
март 1919 Красная заря Мисс Кэтти

Фильмы с участием Веры Холодной, не вышедшие на экран

Последним фильмом, снятым на натуре в Одессе и вышедшим на экраны 6 января 1919 года, стала лента «Азра», известная также под альтернативными названиями «Дочь рыбака» и «Полюбив, мы умираем». Несколько фильмов студии Дмитрия Харитонова, частично снятые в Одессе 1918 года, так и не были закончены[1].

Год Дата съёмки Название
1918 неизвестно Цыганка Аза
1918 съёмки закончились в сентябре Исповедь монахини
1918 съёмки проходили летом и осенью Княжна Тараканова
1919 возможно, снимался для сольных выступлений на эстраде Песнь Персии
1919 возможно, снимался для сольных выступлений на эстраде Дама с камелиями

Наследие и память

Творчество Веры Холодной и её красота волновали поклонников, пока она была жива, и продолжали вдохновлять режиссёров, писателей и музыкантов после её смерти. История жизни Веры Холодной стала основой для многочисленных художественных и документальных произведений[3]. Созданный экранный образ обеспечил Вере Васильевне Холодной прочное место в истории кинематографа и культурной памяти, превратив актрису в символ эпохи, которая, по её собственным словам, видела счастье в том, чтобы дарить людям радость через искусство кино[5].

Вера Холодная (открытка 1918 года)

Литература

  • Болобан Н. А. Фотолетопись (иконография) Веры Васильевны Холодной: [Изоматериал]: (Опись с указанием фильмов, ролей и партнёров). — М., 1970. — 39 с.
  • Вертинский А. Н. Дорогой длинною...: Стихи. Песни. Воспоминания / сост. Ю. Томашевский. — М.: Правда, 1991. — 576 с. — ISBN 5-253-00063-1.
  • Гардин В. Р. Воспоминания. — М.: Госкиноиздат, 1949. — Т. 1: (1912–1921). — 229 с.
  • Каплер А. Я. «Я» и «Мы». Взлёты и падения рыцаря искусства. — М.: Книга, 1989. — 287 с. — ISBN 5-212-00361-Х.
  • Климова Е. В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — 303 с. — ISBN 978-5-235-05275-8.
  • Лихачёв Б. С. Кино в России (1896—1926). Материалы к истории русского кино. — Л.: Academia, 1927. — Т. 1. 1896—1913. — 212 с.
  • Перестиани И. Н. 75 лет жизни в искусстве. — М.: Искусство, 1962. — 345 с.
  • Соболев Р. П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. — М.: Искусство, 1961. — 177 с.
  • Форестье Л. П. «Великий немой»: Воспоминания кинооператора. — М.: Госкиноиздат, 1945. — 112 с.
  • Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. — М.: Искусство, 1937. — 172 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Научная база «Грёзы» («Daydreams»): кинематограф Российской империи и первых послереволюционных лет [под редакцией А. О. Коваловой, разработка А. С. Гребенькова]. Дата обращения: 21 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Каплер А. Я. «Я» и «Мы». Взлёты и падения рыцаря искусства. — М.: Книга, 1989. — С. 161—172. — 287 с.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 Климова Е. В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — 303 с. — ISBN 978-5-235-05275-8.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Книга записи брачных документов. Спасо-Преображенская церковь в Наливках // Государственный архив Москвы, Ф. 2121. Оп. 3. Д. 189. Л. 272–274.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Беседа с В. В. Холодной // Кино-газета. — 1918. — № 22. — С. 14—18.
  6. 6,0 6,1 6,2 Метрическая запись о рождении. Спасо-Преображенская церковь в Наливках // Государственный архив Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 61. Л. 260.
  7. 7,0 7,1 7,2 Метрическая запись о браке. Спасо-Преображенская церковь в Наливках // Государственный архив Москвы, Ф. 203. Оп. 782. Д. 71. Л. 441.
  8. 8,0 8,1 Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М.: Госкиноиздат, 1945. — С. 58. — 192 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 Гардин В. Р. Воспоминания. Т. 1: (1912–1921). — М., 1949. — С. 67–69.
  10. Сабинский Ч. Из записок старого киномастера. — Искусство кино, 1936. № 5 (май). — С. 62.
  11. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. — М.: Классика-ХXI, 2005. — 268 с.
  12. 12,0 12,1 Форестье Л. П. «Великий немой»: Воспоминания кинооператора. — М.: Госкиноиздат, 1945.
  13. 13,0 13,1 Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии: воспоминания. — М.: Искусство, 1937. — С. 98–100.
  14. Лихачёв Б. С. Кино в России (1896—1926). Материалы к истории русского кино. — Л.: Academia, 1927. — Т. 1. 1896—1913. — С. 7, 161. — 212 с.
  15. Зоркая Н. Первая русская кинозвезда // Вопросы киноискусства. — М.: Наука, 1968. — № 11.
  16. Перестиани И. Н. Семьдесят пять лет жизни в искусстве. — М.: Искусство, 1962. — С. С. 258-263.
  17. 17,0 17,1 Вертинский А. Н. Дорогой длинною...: Стихи. Песни. Воспоминания / сост. Ю. Томашевский. — М.: Правда, 1991. — С. 108.
  18. Каплер А. Я. «Я» и «Мы». Взлёты и падения рыцаря искусства. — М.: Книга, 1989. — С. 171. — 287 с.
  19. Кине-журнал (Москва). 1917. № 7-10. С. 49.
  20. Исповедные ведомости церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 1. Д. 2700. Л. 12,13.
  21. Исповедные ведомости Николаевской церкви на Курьих ножках // Государственный архив Москвы. Ф. 2125. Оп. 1. Д. 972. Л. 9.
  22. Вишневский В. Е. Факты и даты из истории отечественной кинематографии // Из истории кино. — М., 1958. Вып. 1. — С. 66—69.
  23. Отлёт на юг // Кино-газета. — 1918. — № 5.
  24. Новости // «Одесские новости» : газета. — 1919. — 2 март.
  25. Васильев К. К., Васильева Е. К. К истории борьбы с пандемией испанки // Восточноевропейский журнал внутренней и семейной медицины. — 2020. — № 2. — С. 31—37.
  26. Одесская история. Старое христианское кладбище. Дата обращения: 25 сентября 2025.
  27. Осип Рунич о смерти Веры Холодной. Рига Слово №874 (1928.05.30). Дата обращения: 21 сентября 2025.
  28. Метрическая запись о рождении. Троицкая церковь Симбирска // Государственный архив Ульяновской области. Ф. 134. Оп. 12. Д. 127. Л. 45.
  29. Метрическая запись о браке. Село Новиковка Ставропольского уезда // Государственный архив Ульяновской области. Ф. 134, Оп. 17, Д. 66, Л. 172.
  30. Метрическая запись о рождении. Церковь Николоявленская на Арбате // Государственный архив Москвы, Ф. 2125. Оп. 2. Д. 104.
  31. Памяти героев Великой войны 1914—1918. Министерство обороны России. Дата обращения: 25 сентября 2025.
  32. 32,0 32,1 Макеев А. Меня называют Вера Холодная // Русский мир. — 2016.
  33. 33,0 33,1 Андреев Е. База данных русских захоронений в Сан-Франциско. Музей русской культуры в Сан-Франциско (2019). Дата обращения: 22 сентября 2025.
  34. Метрическая запись о рождении. Знаменская церковь за Петровскими воротами // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 124. Л. 3.
  35. Кино-газета №30 (1918). Дата обращения: 25 сентября 2025.
  36. Болобан Н. А. Фотолетопись (иконография) Веры Васильевны Холодной: [Изоматериал] : (Опись с указанием фильмов, ролей и партнёров). — М., 1970. — 39 с.
  37. Королева экрана // Вечерняя Москва : газета. — 1974. — 18 января (№ 15). — С. 3.
  38. Кюсс М. А. Королева экрана : Вальс: Для фп.: Op. 22. — Изд. авт, 1919. — 5 с.
  39. Васильев Г. Последний рыцарь Веры Холодной. Кадровый сценарий в двух частях. Братья Васильевы. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1.
  40. Эскадра уходит на запад. Национальный кинопортал Фильм.ру (сайт). Дата обращения: 27 сентября 2025.
  41. Раба любви. Киноконцерн Мосфильм (сайт). Дата обращения: 27 сентября 2025.
  42. Сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский». Первый канал (сайт). Дата обращения: 27 сентября 2025.
  43. Расим Д. Пивная в доме Ханжонкова. Общественное московское телевидение (24.12.2013). Дата обращения: 22 сентября 2025.
  44. Кашин О. Ханжонкову отказали от дома. Газета «Коммерсантъ» (07.02.2005). Дата обращения: 22 сентября 2025.
  45. Остров мёртвых (фильм, 1993). Редакция film.ru (1993). Дата обращения: 25 сентября 2029.
  46. В Одессе отремонтировали памятник Вере Холодной (20 июля 2020). Дата обращения: 27 сентября 2025.
  47. Мастеру документального кино Вадиму Цаликову – 45 лет. Международный Форум «Золотой Витязь» (2011). Дата обращения: 25 сентября 2025.
  48. Искин А. Вера Холодная. «Меня реальной больше нет». Клуб Артдок (2012). Дата обращения: 25 сентября 2025.
  49. Віра Холодна. 1893—1919. 120 років від дня народження (укр.) // Поштовий вісник : газета. — 8 листопада 2013. — № 41 (666). — С. 5.

Ссылки