Нильсен, Аста

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Аста Нильсен
дат. Asta Sofie Amalie Nielsen
Файл:Astanielsen portræt, ca. 1910.tif
Аста Нильсен в 1910
Имя при рождении Аста София Амалия Нильсен
Дата рождения 11 сентября 1881(1881-09-11)
Место рождения Копенгаген, Дания
Дата смерти 25 мая 1972(1972-05-25) (90 лет)
Место смерти Фредериксберг, Дания
Профессия актриса
Карьера 1902—1938

А́ста Софи́я Ама́лия Ни́льсен (дат. Asta Sofie Amalie Nielsen; 11 сентября 1881, Копенгаген, Дания — 25 мая 1972, Фредериксберг, Дания) — датская актриса немого кино, получившая наибольшее признание в Германии и Центральной Европе в 1910—1920-е годы. В Российской империи считалась одной из самых популярных актрис перед Первой мировой войной[1].

Биогафия

Ранние годы

Аста Нильсен родилась 11 сентября 1881 года в Копенгагене в бедной семье. Отец часто болел и не имел постоянной работы. Мать нанималась в богатые дома приходящей прачкой. Семья часто переезжала. Детские годы Аста провела в Швеции (Мальмё) и Дании (Копенгаген)[2]. Когда ей было четырнадцать лет, отец умер и семья была вынуждена вернуться из Мальмё в Копенгаген[3].

Самые сильные детские впечатления связаны с пьесами Ибсена, точнее, с образами ибсеновских женщин — Агнесой («Бранд»), фру Ингер из Эстрота, Геддой Габлер. В тринадцать лет Аста решила стать актрисой, а через год пришла на испытание к своему будущему наставнику Петеру Йерндорфу[4]. Аста Нильсен, мечтавшая о сложных драматических ролях, за годы ученичества у Петера Йерндорфа, а затем в школе Копенгагенского Королевского театра восполнила пробелы в своём воспитании. Её ввели в мир скандинавской мифологии, познакомили с классическим искусством и литературой Нильсен приобрела хороший вкус, актёрскую культуру. С 1901 года она не без успеха выступала в различных копенгагенских театрах, ездила на гастроли в Швецию, Норвегию, Финляндию.

Карьера

В 1910 году актриса снялась в своём первом фильме под названием «Бездна» режиссёра Урбана Гада. «Бездна» заложила основы неповторимого экранного образа Нильсен — скандальную эротичность и минимализм в актёрской игре. Ей была абсолютно чужда та надрывность, переигрывание и искажение лица гримасами, которые были распространены в немом кинематографе, своей естественностью в кадре она постепенно выводила игру на новый уровень[5]. После успеха этой постановки последовало приглашение на производство нескольких фильмов в Германии, где она получила контракт от берлинской кинофирмы «Декла-биоскоп», которая обязалась выплачивать ей гонорар в размере 40 000 марок за роль в каждом фильме. Аста согласилась и продолжила кинокарьеру в Германии, став там признанной звездой экрана[6].

Именно с «Бездны» к кино стали относиться как к искусству, а не грубому развлечению. Фильм с успехом шёл по всему миру. Позже Урбан Гад и актриса поженились и вместе переехали в Германию, где Асте Нильсен немедленно предложили контракт с баснословными гонорарами. Аста соглашается и переезжает в Берлин, где фактически создаёт немецкую киноактёрскую школу. Поначалу она играла лишь в фильмах своего мужа, но позже стала сниматься и у других режиссёров. Отныне каждый фильм с Нильсен становится хитом проката.

В 1920—1922 году она выступила продюсером трёх собственных фильмов, сыграв заглавную роль в одном из них, в «Гамлет». Нильсен была не первой женщиной, сыгравшей роль в трагедии Шекспира. Среди других женщин, исполнивших эту роль в театре, можно назвать Сару Сиддонс, Джулию Гловер, Шарлотту Кушман, Алису Марриотт, Джудит Андерсон, Фрэнсис де ла Тур, Дайан Венору, Аллу Демидову[7][8][9].

Постоянным партнером Нильсен был в эти годы Пауль Вегенер — крупный немецкий актёр и режиссёр. В 1922 году они исполнили главные роли в фильм Артура фон Герлаха «Ванина». Сюжет, заимствованный из новеллы Стендаля, был разработан сценаристом Майером в духе мистических баллад эпохи романтизма.

В 1922 году сыграла в фильме «Ванина» (нем. Vanina) режиссёра Артура фон Герлаха, представляющем собой вольную экранизацию новеллы Стендаля «Ванина Ванини». Луи Арагон назвал эту адаптацию значительной удачей и постановкой, в которой произведение Стендаля нашло адекватное киновоплощение, а Садуль отмечал трогательность персонажа, созданного актрисой[10]. Критика отмечала органичность созданного актрисой образа сильной, целеустремлённой личности.

В 1924 году актриса снялась в фильме «Гедда Габлер» (режиссер Экштейн). Эта экранизация, имевшая большой успех, бросила запоздалый отсвет на все прежние работы Асты Нильсен. Все сделанное актрисой в эти годы венчает образ Мицци (Марии) Лехнер в фильме крупнейшего австрийского режиссёра Георга Вильгельма Пабста «Безрадостный переулок» (1925), где снимался также бывший артист Московского Художественного театра Григорий Хмара, который стал новым мужем Асты Нильсен[11].

В конце двадцатых годов Нильсен вернулась в театр. Страсть к сцене снова одержала верх: актриса создала собственную труппу и гастролировала с ней по городам Германии.

Аста Нильсен в своей берлинской квартире, 1925

Ажиотаж, который вызывали выступления датской звезды в «Даме с камелиями» Дюма, «Грозе» Островского и ряде других пьес, связан не только с её кинематографической известностью. Её талант, отточенное мастерство, большую театральную культуру единодушно отмечали самые серьезные критики.

В 1932 году кинозрители впервые услышали её голос на экране: она сыграла главную роль в звуковом фильме «Недопустимая любовь» (режиссер Э. Вашнек). Появление звука могло расширить арсенал её выразительных средств[11].

И тем не менее звездой звукового кино Аста Нильсен не стала. Фильм «Невозможная любовь» завершил её творческий путь. В 1933 году актрису пригласили на званый вечер для берлинских артистов. Об отказе не могло быть и речи. Асте Нильсен было оказано исключительное внимание: фюрер сидел с ней за отдельным столиком. Геббельс предлагал ей создать для неё особую киностудию. Однако Аста Нильсен заявила, что не в восторге от того, что делают нацисты в Германии. На следующий же день она уехала в Данию[1].

На родине Аста нашла себе новую профессию: писала статьи об искусстве и политике, к тому же села за автобиографию. Событий в её жизни хватило на два тома мемуаров. Всю войну Нильсен переводила деньги в Германию Аллану Хагедорффу на помощь евреям. На эти деньги, в частности, покупались продукты для передачи узникам Терезиенштадта, часть денег Хагедорфф передавал филологу и, в будущем, автору книги о становлении нацизма Виктору Клемпереру.

Последние годы

В 65 лет начала писательскую карьеру, издав свою автобиографию, а затем десятки рассказов и газетных статей, также записала цикл радиопередач и занималась живописью. В 1967 году режиссёром и журналистом Хенриком Стангерупом (дат. Henrik Stangerup) был создан документальный фильм «Аста Нильсен»[12], а в следующем году она сама срежиссировала документальную ленту, где поделилась воспоминаниями о своей жизни и творчестве[13].

На основе этих записей в 2003 году появился документальный фильм датского документалиста Торбена Скодта Йенсена (дат. Torben Skjødt Jensen) «Говорящая муза — Аста Нильсен» (дат. Asta Nielsen — den talende muse)[14].

Личная жизнь

Аста Нильсен была замужем несколько раз. Все браки были бездетными, но у неё была внебрачная дочь Джеста (1901—1964), которая была замужем за датским художником, графиком и певцом Полом Вермереном (1904—1964). В 1912 году Нильсен вышла замуж за режиссёра Урбана Гада, а в 1915 году этот брак был расторгнут. В 1919 году вышла замуж за шведского продюсера Фредди Вингаарда, с которым развелась в 1927 году. В 1970 году был заключён брак с торговцем картинами Кристианом Тиде, который был младше её на 18 лет (1899—1988)[15][16]. У Асты Нильсен была дочь Еста, родившаяся в 1901 году вне брака. Еста покончила с собой в 1964 году после смерти мужа.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гитлер убеждал её делать нацистское кино, а она помогала евреям: Аста Нильсен, первая в мире киноактриса. kulturologia.ru. Дата обращения: 10 июля 2024.
  2. Мусский И. А. Нильсен Аста // 100 великих актёров. — М.: Вече, 2006. — 528 с. — (100 великих). — ISBN 5-7838-1125-4.
  3. Das Grab von Asta Nielsen. knerger.de. Дата обращения: 18 мая 2020. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  4. Аста Нильсен
  5. Аста Нильсен
  6. Кисунько В. Аста Нильсен // Звёзды немого кино / В. Головской. — М.: Искусство, 1968. — С. 18—34. — 238 с.
  7. Buchanan, Judith. Shakespeare on Silent Film: An Excellent Dumb Discourse (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — P. 220. — 316 p. — ISBN 978-0521871990.
  8. Hamlet (1979) : Stages of Half Moon. www.stagesofhalfmoon.org.uk. Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  9. Щенников, Сергей. Гамлет: от Сары Бернар до наших дней. Вести Москвы. vestimos.ru. Дата обращения: 24 июня 2024. Архивировано 18 июня 2024 года.
  10. Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1982. — Т. 4 (Первый полутом): Европа после первой мировой войны. — С. 463. — 528 с.
  11. 11,0 11,1 Аста Нильсен
  12. Asta Nielsen | Det Danske Filminstitut (датск.). www.dfi.dk. Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 18 апреля 2019 года.
  13. Asta Nielsen (1968) (англ.). IMDb. Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 9 февраля 2017 года.
  14. Den talende muse — samtaler med Asta Nielsen (англ.). IMDb. Дата обращения: 23 мая 2020. Архивировано 9 февраля 2017 года.
  15. Beuys, Barbara. Asta Nielsen: Filmgenie und Neue Frau. — Suhrkamp Verlag, 2020-03-23. — 418 с. — ISBN 978-3-458-76568-4.
  16. Julie K. Allen. Icons of Danish Modernity: Georg Brandes and Asta Nielsen. — University of Washington Press, 2013-08-25. — 296 с. — ISBN 978-0-295-80436-1.