Рунич, Осип Ильич

Осип Ильич Рунич
Осип Рунич, 1920-е годы
Осип Рунич, 1920-е годы
Имя при рождении Осип Ильич Фрадкин
Дата рождения 1889 год(1889)
Место рождения Российская империя
Дата смерти 6 апреля 1947 (58 лет)
Место смерти Йоханнесбург, Южно-Африканский Союз
Подданство  Российская империя
 Королевство Югославия
 ЮАС
Род деятельности актёр немого кино, актёр театра, режиссёр
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

О́сип Ильи́ч Ру́нич (итал. Giuseppe Runitsch, нем. Ossip Runitsch, настоящая фамилия Фрадкин; 1889, Витебск6 апреля 1947, Йоханнесбург) — актёр русского немого кинематографа, театральный актёр и режиссёр[1].

Биография

Осип Ильич Рунич родился в Витебске в обрусевшей еврейской семье. Имел двух старших братьев, которые впоследствии стали актёрами и выступали в Одессе в жанре фарса. В три года был усыновлён сербским инженером, получив от него фамилию Рунич и сербское гражданство, которое сохранял на протяжении всех лет эмиграции[1].

Специализировался на театральном амплуа героя-любовника. Карьера началась в провинции: с 1910 года его имя упоминается в афишах театров Калуги, Юзовки9 ноября 1961 года — Донецк), Уфы, Саратова и Екатеринодара. В 1913 году актёр перешёл в харьковский театр Николая Синельникова, а летом 1915 года был принят в труппу киевского театра Соловцова[2]. В 1917 и 1918 годах был актёром Московского драматического театра[3].

В кино его дебют состоялся в 1914 году в роли Николая Ростова в экранизации «Войны и мира» из «Золотой серии» Пауля Тимана[4]. Успех открыл Осипу Руничу дорогу на студию Александра Ханжонкова, а затем и Дмитрия Харитонова, где он стал одним из самых востребованных актёров Российской империи. После Февральской революции Осипа Рунича избрали председателем Союза работников художественной кинематографии — предшественника современного Союза кинематографистов[5].

В июне 1918 года Осип Рунич выступал в Харькове в театре Синельникова вместе со своей гражданской женой, актрисой Ниной Бершадской (18961969). Затем Бершадская вернулась в Москву, а Осип Рунич присоединился к киностудии Дмитрия Харитонова, выехавшей в Одессу для натурных съёмок. Снимать кино в условиях Гражданской войны было затруднительно. В декабре 1918 года одесситы шутили, что популярные киноактеры Вера Холодная и Осип Рунич, ввиду бездеятельности студии, записались в «Собезкор» — «Союз безработных королей». Вместо съёмок они регулярно гастролировали с концертами в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону и других городах Юга России[2].

После смерти своей постоянной партнёрши Веры Холодной от гриппа-испанки в феврале 1919 года Осип Рунич покинул Одессу. В июне 1919 года он выехал из Новороссийска в Неаполь через Константинополь на судне «Посадник» вместе с актрисой Татьяной Павловой и её мужем певцом, Михаилом Вавичем. В Италии Рунич снялся в нескольких фильмах, а затем перебрался в Германию, где Дмитрий Харитонов в феврале 1920 года организовал русское кинематографическое предприятие[2].

В Германии Осип Рунич познакомился со своей будущей женой Эммой Ривкиной — вдовой петроградского адвоката Александра Михайловича Перпера. Она профинансировала первые кинопроекты Осипа Ильича в Германии. После того как Эмма Рунич познакомилась со знаменитым американским импрессарио Солом Юроком, её брак с Осипом Руничем был расторгнут в Риге в июне 1935 года[2].

Помимо съёмок в кино, Осип Рунич вернулся к работе в театре. Вместе с братом Михаилом Ильичом Черновым (псевдоним) он гастролировал с фарсовым театром в Польше[6]. Затем играл в рижском Театре русской драмы. Освоил идиш и начал выступать в еврейских театрах. Был художественным руководителем и главным режиссёром государственного еврейского театра в Риге, а также еврейского театра в Каунасе[1].

В 1938 году Осип Рунич выехал на гастроли в Южную Африку вместе с балериной Ниной Николаевной Парнель (урождённой Павлищевой, 1896—1979). Они остались в Йоханнесбурге, где в 1940 году Нина Парнель (по второму браку Гржибек) официально стала его женой и основала первую в Южной Африке школу русского балета[2].

В Южной Африке супруги Рунич стали активными сторонниками Советского Союза. Участвовали в сборе пожертвований для фонда «Медицинская помощь для России», который приобретал лекарства и оборудование для Красной армии, а также одежду и продовольствие для жителей СССР. Осип Ильич Рунич сотрудничал с Южноафриканским обществом культурных связей с Советским Союзом. В октябре 1943 года в Йоханнесбурге он представил свою постановку советской пьесы «Жена» Константина Тренёва. Собранные средства были переданы в Фонд восстановления Сталинграда[7].

Скончался Осип Ильич Рунич 6 апреля 1947 года в Йоханнесбурге. Похоронен на еврейском участке кладбища «Вестпарк» (Westpark), где в апреле 1952 года на его могиле был открыт памятник[7].

Творчество

Осип Рунич, Иван Худолеев и Вера Холодная

Осип Рунич снимался у таких режиссёров, как Яков Протазанов, Евгений Бауэр, Пётр Чардынин и Михаил Бонч-Томашевский. Созданные им образы вошли в золотой фонд дореволюционной популярной культуры. Редакция одного из кинематографических журналов причислила его к пятёрке «королей» отечественного экрана, в которую также входили Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и Иван Худолеев[2].

Осип Рунич был постоянным партнёром звезды немого кино Веры Васильевны Холодной. По иронии судьбы, он снимался как в её дебютной картине «Песнь торжествующей любви» (1915), так и в последнем фильме — «Азра» (1918), полностью снятом в Одессе. Они вместе участвовали в съёмках картины «Исповедь монахини» в сентябре 1918 года, но данных о выходе на экраны этого фильма нет[4].

За свою карьеру в Российской империи Осип Рунич снялся более чем в тридцати фильмах. Фильмография приводится по тексту Научной базы «Грёзы»[4].

Дата выхода на экран Название фильма Роль
Тиман, Рейнгард и компания
13 (26) февраля 1915 (1-я серия)

14 (27) апреля 1915 (2-я серия)

Война и мир Николай Ростов
Студия Александра Осиповича Дранкова
5 (18) августа 1915 Седьмая заповедь Пётр, матрос
Студия Александра Алексеевича Ханжонкова
21 марта (3 апреля1915 Кумиры Джеард Мериам
22 августа (4 сентября1915 Песнь торжествующей любви Георгий
16 (29) сентября 1915 Родные души Борис Дегаль, композитор
27 октября (9 ноября1915 Обожжённые крылья Юзеф Мстиславский
Студия Дмитрия Ивановича Харитонова
30 марта (12 апреля1916 Дело доктора Мореля граф Сюлли Берне
1 (14) сентября 1916 От рабства к воле Страхов, бывший крепостной художник
15 (28) сентября 1916 Роковой талант Герман, авантюрист
1 (14) ноября 1916 Белая роза Всеволод Кошевский, художник
3 (16) декабря 1916 Илья Мурин Ордынов, учёный
25 февраля (10 марта1917 Пытка молчания не указана
1 (14) марта 1917 Золотой вихрь не указана
2 (15) мая 1917 Истерзанные души инженер Карин
5 (18) июня 1917 Поединок любви не указана
19 июня (2 июля1917 Почему я безумно люблю Сергей Ланин, молодой человек
10 (23) июля 1917 Как они лгут Жак, лакей
3 (16) августа 1917 Софья Перовская Андрей Желябов
18 (31) августа 1917 Измена идеалу инженер Струков
21 сентября (4 октября1917 На алтарь красоты Руднев Кирилл
14 (27) ноября 1917 Позабудь про камин… (2-я серия фильма У камина) цирковой артист
31 декабря 1917 (13 января 1918) Человек-зверь Жак Лантье
14 мая 1918 Молчи, грусть… молчи… (1-я серия) Зарицкий, адвокат, присяжный поверенный
31 мая 1918 Последнее танго Джо
11 июня 1918 Живой труп Виктор Каренин
не позднее июня 1918 года Мещанская трагедия не указана
19 июля 1918 Женщина, которая изобрела любовь Массимо Каддуло
23 июля 1918 В золотой клетке не указана
5 ноября 1918 Тернистый славы путь премьер
6 января 1919 Азра Джилли
март 1919 Красная заря Николай Пернов, учёный
15 марта 1919 Рубиновская саламандра не указана
1919 Тайна июльской ночи Альберт Моральди, банкир

В эмиграции Осип Рунич продолжил активно сниматься на студиях в Италии и Германии до наступления эры звукового кино[1]. В первые годы советской власти в России с успехом демонстрировались не только популярные дореволюционные фильмы, но и снятые за рубежом с участием бывших звёзд российского кинематографа. В 1922 и 1923 году в Петрограде и Саратове показывали фильм «Дубровский», снятый в Германии на студии Александра Ханжонкова режиссёром Петром Чардыниным[8][9].

Зарубежная фильмография Осипа Рунича приводится по тексту, составленному Борисом Моисеевичем Гореликом[10].

  • 1920 — Роковая орхидея (итал. L' orchidea fatale; Италия) — Неверов
  • 1920 — Цепь (итал. La catena; Италия)
  • 1920 — Лорд Блеф (итал. Lord Bluff; Италия) — лорд Блеф
  • 1921 — Человек-зверь (нем. Die Bestie im Menschen; Германия) — Жак Лантье
  • 1921 — Дантон (нем. Danton; Германия) — Камиль Демулен
  • 1921 — Игра с огнём (нем. Das Spiel mit dem Feuer; Германия) — граф
  • 1921 — Заблудившийся автомобиль (итал. L’automobile errante; Италия)
  • 1921 — Дубровский, атаман разбойников (нем. Dubrowsky, der Räuber Ataman; Германия) — Владимир Дубровский
  • 1922 — Мария-Антуанетта (нем. Marie Antoinette; Германия) — Дантон
  • 1922 — Псиша, танцовщица Екатерины Великой (нем. Psicha, die Tänzerin Katharina der Großen; Германия) — Иван Плетень
  • 1922 — Адская власть (нем. Die höllische Macht; Германия)
  • 1923 — Кукольник из Цзяннина (нем. Der Puppenmacher von Kiang-Ning; Германия)
  • 1923 — Её грех (нем. Ihr Fehltritt; Германия)
  • 1924 — Тарас Бульба (нем. Taras Bulba; Германия) — Остап
  • 1924 — Вешние воды (нем. Frühlingsfluten; Германия) — Дмитрий Санин
  • 1924 — Мрак теней, сиянье счастья (нем. Düstere Schatten, strahlendes Glück; Германия) — Морланд
  • 1924 — Пратер (нем. Prater; Германия) — граф Ринон
  • 1925 — Золотой телец (нем. Das goldene Kalb; Германия) — лейб-гвардеец
  • 1929 — Дневник кокотки (нем. Tagebuch einer Kokotte; Германия) — Ламберт, директор гостиницы
  • 1929 — Сенсация в Винтергартен (нем. Sensation im Wintergarten; Германия) — директор цирка
  • 1930 — Песня донских казаков (нем. Das Donkosakenlied; Германия) — Басманов, разбойник

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ossip Runitch. Encyclopedia of South African Theatre, Film, Media and Performance. Дата обращения: 29 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Климова Е.В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — 303 с. — ISBN 978-5-235-05275-8.
  3. Павел Первый (спектакль МДТ). Театр (январь 1918). Дата обращения: 30 сентября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Научная база «Грёзы» («Daydreams»): кинематограф Российской империи и первых послереволюционных лет [под редакцией А. О. Коваловой, разработка А. С. Гребенькова]. Дата обращения: 21 сентября 2025.
  5. Горелик Борис. Любовь в конце эпохи // Литературно-художественное издание серии «Одесская библиотека» : Альманах «Дерибасовская – Ришельевская». — 2021. — № № 2 (85). — С. 184—197.
  6. Новости. Театр (Одесса) (22 апреля 1922). Дата обращения: 30 сентября 2025.
  7. 7,0 7,1 Горелик Борис. Творческий путь Осипа Рунича как пример нестандартной стратегии адаптации эмигранта // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. — 2020. — С. 203–220.
  8. Кино-Москва. Обозрение кинематографов, эстрады, арены и стадиона (январь 1923). Дата обращения: 30 сентября 2025.
  9. В кино. Художественный Саратов (30 ноября—4 декабря 1922). Дата обращения: 30 сентября 2025.
  10. Горелик Б.М. Фильмография Осипа Рунича. Дата обращения: 5 октября 2025.

Ссылки