Рунич, Осип Ильич
| Осип Ильич Рунич | |
|---|---|
| Осип Рунич, 1920-е годы | |
| Имя при рождении | Осип Ильич Фрадкин |
| Дата рождения | 1889 год |
| Место рождения | Российская империя |
| Дата смерти | 6 апреля 1947 (58 лет) |
| Место смерти | Йоханнесбург, Южно-Африканский Союз |
| Подданство |
|
| Род деятельности | актёр немого кино, актёр театра, режиссёр |
О́сип Ильи́ч Ру́нич (итал. Giuseppe Runitsch, нем. Ossip Runitsch, настоящая фамилия Фрадкин; 1889, Витебск — 6 апреля 1947, Йоханнесбург) — актёр русского немого кинематографа, театральный актёр и режиссёр[1].
Биография
Осип Ильич Рунич родился в Витебске в обрусевшей еврейской семье. Имел двух старших братьев, которые впоследствии стали актёрами и выступали в Одессе в жанре фарса. В три года был усыновлён сербским инженером, получив от него фамилию Рунич и сербское гражданство, которое сохранял на протяжении всех лет эмиграции[1].
Специализировался на театральном амплуа героя-любовника. Карьера началась в провинции: с 1910 года его имя упоминается в афишах театров Калуги, Юзовки (с 9 ноября 1961 года — Донецк), Уфы, Саратова и Екатеринодара. В 1913 году актёр перешёл в харьковский театр Николая Синельникова, а летом 1915 года был принят в труппу киевского театра Соловцова[2]. В 1917 и 1918 годах был актёром Московского драматического театра[3].
В кино его дебют состоялся в 1914 году в роли Николая Ростова в экранизации «Войны и мира» из «Золотой серии» Пауля Тимана[4]. Успех открыл Осипу Руничу дорогу на студию Александра Ханжонкова, а затем и Дмитрия Харитонова, где он стал одним из самых востребованных актёров Российской империи. После Февральской революции Осипа Рунича избрали председателем Союза работников художественной кинематографии — предшественника современного Союза кинематографистов[5].
В июне 1918 года Осип Рунич выступал в Харькове в театре Синельникова вместе со своей гражданской женой, актрисой Ниной Бершадской (1896–1969). Затем Бершадская вернулась в Москву, а Осип Рунич присоединился к киностудии Дмитрия Харитонова, выехавшей в Одессу для натурных съёмок. Снимать кино в условиях Гражданской войны было затруднительно. В декабре 1918 года одесситы шутили, что популярные киноактеры Вера Холодная и Осип Рунич, ввиду бездеятельности студии, записались в «Собезкор» — «Союз безработных королей». Вместо съёмок они регулярно гастролировали с концертами в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону и других городах Юга России[2].
После смерти своей постоянной партнёрши Веры Холодной от гриппа-испанки в феврале 1919 года Осип Рунич покинул Одессу. В июне 1919 года он выехал из Новороссийска в Неаполь через Константинополь на судне «Посадник» вместе с актрисой Татьяной Павловой и её мужем певцом, Михаилом Вавичем. В Италии Рунич снялся в нескольких фильмах, а затем перебрался в Германию, где Дмитрий Харитонов в феврале 1920 года организовал русское кинематографическое предприятие[2].
В Германии Осип Рунич познакомился со своей будущей женой Эммой Ривкиной — вдовой петроградского адвоката Александра Михайловича Перпера. Она профинансировала первые кинопроекты Осипа Ильича в Германии. После того как Эмма Рунич познакомилась со знаменитым американским импрессарио Солом Юроком, её брак с Осипом Руничем был расторгнут в Риге в июне 1935 года[2].
Помимо съёмок в кино, Осип Рунич вернулся к работе в театре. Вместе с братом Михаилом Ильичом Черновым (псевдоним) он гастролировал с фарсовым театром в Польше[6]. Затем играл в рижском Театре русской драмы. Освоил идиш и начал выступать в еврейских театрах. Был художественным руководителем и главным режиссёром государственного еврейского театра в Риге, а также еврейского театра в Каунасе[1].
В 1938 году Осип Рунич выехал на гастроли в Южную Африку вместе с балериной Ниной Николаевной Парнель (урождённой Павлищевой, 1896—1979). Они остались в Йоханнесбурге, где в 1940 году Нина Парнель (по второму браку Гржибек) официально стала его женой и основала первую в Южной Африке школу русского балета[2].
В Южной Африке супруги Рунич стали активными сторонниками Советского Союза. Участвовали в сборе пожертвований для фонда «Медицинская помощь для России», который приобретал лекарства и оборудование для Красной армии, а также одежду и продовольствие для жителей СССР. Осип Ильич Рунич сотрудничал с Южноафриканским обществом культурных связей с Советским Союзом. В октябре 1943 года в Йоханнесбурге он представил свою постановку советской пьесы «Жена» Константина Тренёва. Собранные средства были переданы в Фонд восстановления Сталинграда[7].
Скончался Осип Ильич Рунич 6 апреля 1947 года в Йоханнесбурге. Похоронен на еврейском участке кладбища «Вестпарк» (Westpark), где в апреле 1952 года на его могиле был открыт памятник[7].
Творчество
Осип Рунич снимался у таких режиссёров, как Яков Протазанов, Евгений Бауэр, Пётр Чардынин и Михаил Бонч-Томашевский. Созданные им образы вошли в золотой фонд дореволюционной популярной культуры. Редакция одного из кинематографических журналов причислила его к пятёрке «королей» отечественного экрана, в которую также входили Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и Иван Худолеев[2].
Осип Рунич был постоянным партнёром звезды немого кино Веры Васильевны Холодной. По иронии судьбы, он снимался как в её дебютной картине «Песнь торжествующей любви» (1915), так и в последнем фильме — «Азра» (1918), полностью снятом в Одессе. Они вместе участвовали в съёмках картины «Исповедь монахини» в сентябре 1918 года, но данных о выходе на экраны этого фильма нет[4].
За свою карьеру в Российской империи Осип Рунич снялся более чем в тридцати фильмах. Фильмография приводится по тексту Научной базы «Грёзы»[4].
| Дата выхода на экран | Название фильма | Роль |
|---|---|---|
| Тиман, Рейнгард и компания | ||
| 13 (26) февраля 1915 (1-я серия) | Война и мир | Николай Ростов |
| Студия Александра Осиповича Дранкова | ||
| 5 (18) августа 1915 | Седьмая заповедь | Пётр, матрос |
| Студия Александра Алексеевича Ханжонкова | ||
| 21 марта (3 апреля) 1915 | Кумиры | Джеард Мериам |
| 22 августа (4 сентября) 1915 | Песнь торжествующей любви | Георгий |
| 16 (29) сентября 1915 | Родные души | Борис Дегаль, композитор |
| 27 октября (9 ноября) 1915 | Обожжённые крылья | Юзеф Мстиславский |
| Студия Дмитрия Ивановича Харитонова | ||
| 30 марта (12 апреля) 1916 | Дело доктора Мореля | граф Сюлли Берне |
| 1 (14) сентября 1916 | От рабства к воле | Страхов, бывший крепостной художник |
| 15 (28) сентября 1916 | Роковой талант | Герман, авантюрист |
| 1 (14) ноября 1916 | Белая роза | Всеволод Кошевский, художник |
| 3 (16) декабря 1916 | Илья Мурин | Ордынов, учёный |
| 25 февраля (10 марта) 1917 | Пытка молчания | не указана |
| 1 (14) марта 1917 | Золотой вихрь | не указана |
| 2 (15) мая 1917 | Истерзанные души | инженер Карин |
| 5 (18) июня 1917 | Поединок любви | не указана |
| 19 июня (2 июля) 1917 | Почему я безумно люблю | Сергей Ланин, молодой человек |
| 10 (23) июля 1917 | Как они лгут | Жак, лакей |
| 3 (16) августа 1917 | Софья Перовская | Андрей Желябов |
| 18 (31) августа 1917 | Измена идеалу | инженер Струков |
| 21 сентября (4 октября) 1917 | На алтарь красоты | Руднев Кирилл |
| 14 (27) ноября 1917 | Позабудь про камин… (2-я серия фильма У камина) | цирковой артист |
| 31 декабря 1917 (13 января 1918) | Человек-зверь | Жак Лантье |
| 14 мая 1918 | Молчи, грусть… молчи… (1-я серия) | Зарицкий, адвокат, присяжный поверенный |
| 31 мая 1918 | Последнее танго | Джо |
| 11 июня 1918 | Живой труп | Виктор Каренин |
| не позднее июня 1918 года | Мещанская трагедия | не указана |
| 19 июля 1918 | Женщина, которая изобрела любовь | Массимо Каддуло |
| 23 июля 1918 | В золотой клетке | не указана |
| 5 ноября 1918 | Тернистый славы путь | премьер |
| 6 января 1919 | Азра | Джилли |
| март 1919 | Красная заря | Николай Пернов, учёный |
| 15 марта 1919 | Рубиновская саламандра | не указана |
| 1919 | Тайна июльской ночи | Альберт Моральди, банкир |
В эмиграции Осип Рунич продолжил активно сниматься на студиях в Италии и Германии до наступления эры звукового кино[1]. В первые годы советской власти в России с успехом демонстрировались не только популярные дореволюционные фильмы, но и снятые за рубежом с участием бывших звёзд российского кинематографа. В 1922 и 1923 году в Петрограде и Саратове показывали фильм «Дубровский», снятый в Германии на студии Александра Ханжонкова режиссёром Петром Чардыниным[8][9].
Зарубежная фильмография Осипа Рунича приводится по тексту, составленному Борисом Моисеевичем Гореликом[10].
- 1920 — Роковая орхидея (итал. L' orchidea fatale; Италия) — Неверов
- 1920 — Цепь (итал. La catena; Италия)
- 1920 — Лорд Блеф (итал. Lord Bluff; Италия) — лорд Блеф
- 1921 — Человек-зверь (нем. Die Bestie im Menschen; Германия) — Жак Лантье
- 1921 — Дантон (нем. Danton; Германия) — Камиль Демулен
- 1921 — Игра с огнём (нем. Das Spiel mit dem Feuer; Германия) — граф
- 1921 — Заблудившийся автомобиль (итал. L’automobile errante; Италия)
- 1921 — Дубровский, атаман разбойников (нем. Dubrowsky, der Räuber Ataman; Германия) — Владимир Дубровский
- 1922 — Мария-Антуанетта (нем. Marie Antoinette; Германия) — Дантон
- 1922 — Псиша, танцовщица Екатерины Великой (нем. Psicha, die Tänzerin Katharina der Großen; Германия) — Иван Плетень
- 1922 — Адская власть (нем. Die höllische Macht; Германия)
- 1923 — Кукольник из Цзяннина (нем. Der Puppenmacher von Kiang-Ning; Германия)
- 1923 — Её грех (нем. Ihr Fehltritt; Германия)
- 1924 — Тарас Бульба (нем. Taras Bulba; Германия) — Остап
- 1924 — Вешние воды (нем. Frühlingsfluten; Германия) — Дмитрий Санин
- 1924 — Мрак теней, сиянье счастья (нем. Düstere Schatten, strahlendes Glück; Германия) — Морланд
- 1924 — Пратер (нем. Prater; Германия) — граф Ринон
- 1925 — Золотой телец (нем. Das goldene Kalb; Германия) — лейб-гвардеец
- 1929 — Дневник кокотки (нем. Tagebuch einer Kokotte; Германия) — Ламберт, директор гостиницы
- 1929 — Сенсация в Винтергартен (нем. Sensation im Wintergarten; Германия) — директор цирка
- 1930 — Песня донских казаков (нем. Das Donkosakenlied; Германия) — Басманов, разбойник
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Ossip Runitch. Encyclopedia of South African Theatre, Film, Media and Performance. Дата обращения: 29 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Климова Е.В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — 303 с. — ISBN 978-5-235-05275-8.
- ↑ Павел Первый (спектакль МДТ). Театр (январь 1918). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Научная база «Грёзы» («Daydreams»): кинематограф Российской империи и первых послереволюционных лет [под редакцией А. О. Коваловой, разработка А. С. Гребенькова]. Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ Горелик Борис. Любовь в конце эпохи // Литературно-художественное издание серии «Одесская библиотека» : Альманах «Дерибасовская – Ришельевская». — 2021. — № № 2 (85). — С. 184—197.
- ↑ Новости. Театр (Одесса) (22 апреля 1922). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Горелик Борис. Творческий путь Осипа Рунича как пример нестандартной стратегии адаптации эмигранта // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. — 2020. — С. 203–220.
- ↑ Кино-Москва. Обозрение кинематографов, эстрады, арены и стадиона (январь 1923). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ В кино. Художественный Саратов (30 ноября—4 декабря 1922). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Горелик Б.М. Фильмография Осипа Рунича. Дата обращения: 5 октября 2025.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1889 году
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Умершие в Йоханнесбурге
- Умершие 6 апреля
- Умершие в 1947 году
- Актёры немого кино
- Актёры XX века
- Эмигранты из Российской империи
- Родившиеся в Витебске
- Театральные режиссёры XX века