Полонский, Витольд Альфонсович

Витольд Альфонсович Полонский
Витольд Полонский, 1910-е годы
Витольд Полонский, 1910-е годы
Имя при рождении Витольд-Казимир Альфонсович Полонский
Дата рождения 6 (18) февраля 1880(1880-02-18)
Место рождения Красноярск,
Российская империя
Дата смерти 22 декабря 1918(1918-12-22) (38 лет)
Место смерти Москва,
РСФСР
Подданство  Российская империя
Род деятельности актёр театра и русского немого кинематографа
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Вито́льд Альфо́нсович Поло́нский (6 (18) февраля 1880, Красноярск, Российская империя — 22 декабря 1918, Москва, РСФСР)[1] — актёр театра и русского немого кинематографа. Один из признанных «королей экрана», наряду с Осипом Руничем, Иваном Мозжухиным, Иваном Худолеевым, Владимиром Максимовым. За три года снялся в 49 фильмах, многие из которых не сохранились[2].

Биография

Ранние годы и образование

Витольд Альфонсович Полонский родился в семье дворянина Могилёвской губернии Альфонса-Виктора Полонского, который за участие в Польском восстании 18631864 годов был лишён прав состояния и имущества. Его отец рано умер, оставив семью без средств. Детство и юность Витольда Полонского прошли в Смоленске, где он учился в гимназии до 6 класса. Чтобы помочь семье, ещё будучи гимназистом, давал частные уроки[1].

Окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию (1901), где его директором и наставником был поэт Иннокентий Анненский[3]. По окончании гимназии в 1901 году поступил на медицинский факультет Московского императорского университета, но из-за материальных трудностей был вынужден оставить учёбу. Пытался перевестись на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но его тоже не окончил[1].

Творческая карьера

В 1904 году поступил на драматические курсы Московского театрального училища. По окончании учёбы был принят в труппу Малого театра, где прослужил с 1 сентября 1907 года по 22 декабря 1918 года[4].

Однако настоящую известность Витольду Полонскому принёс не театр, а кинематограф. В 1915 году он был приглашён Александром Ханжонковым на роль князя Андрея в фильме «Наташа Ростова»[2].

За короткое время Витольд Полонский стал одним из самых популярных актёров русского дореволюционного кино в амплуа героя-любовника. Киностудии боролись за его участие в своих картинах: от Александра Ханжонкова он перешёл к кинопредпринимателю Дмитрию Харитонову, который, чтобы удержать актёра, подписал контракт и с его гражданской женой — Ольгой Гладковой[2].

В апреле 1918 года, в ходе реорганизации труппы Малого театра, Витольд Полонский оказался в числе актёров, временно покинувших театр. С началом зимнего сезона был принят обратно в труппу театра. 27 октября 1918 года трио «королей экрана» — Владимир Максимов, Витольд Полонский, Иван Худолеев — значится в числе «благосклонных участников» концертов-митингов, весь сбор с которых поступал на покупку подарков для отправки на фронт бойцам Красной армии[1].

Скончался 22 декабря 1918 года в московской Ново-Екатерининской больнице в возрасте 38 лет. Газета «Известия» опубликовала некролог[5]:

Умер кинематографический актёр Витольд Полонский, один из наиболее известных и любимых героев экрана. Фильмы, на которых запечатлён был этот красивый человек, служили предметом самой дикой спекуляции, а в последнее время предметом спекуляции стал и сам артист, которого переманивали фирмы друг у друга, повышая гонорар его до многих десятков тысяч рублей. Секрет успеха этого прекрасного кинонатурщика заключался в том, что он разгадал тайну экрана и с изумительным совершенством передавал в ряде поз элементарнейшие чувства. Зритель, увлечённый фабулой, от себя добавлял психологические тонкости, — в сумме получался законченный художественный кинематографический образ. Характерно, что «герой» в кино, Полонский был незначительным актёром на театральных подмостках. Покойный до последнего времени был в труппе Малого Государственного театра. В. А. Полонский умер в воскресенье, в Ново-Екатерининской больнице, после запоздалой операции: накануне у него произошёл заворот кишок.

Семья

Брак Витольда Полонского с Верой Пашенной был расторгнут в 1913 году, причём Витольд Альфонсович был признан виновной стороной, что налагало на него церковное наказание (епитимью), запрещавшее вступление в новый брак в течение семи лет[6]. Соблюдая запрет, он обвенчался с Ольгой Гладковой только в сентябре 1918 года[8].

Фильмография

Витольд Полонский и Вера Каралли (кадр из фильма)

Специализировался на амплуа великосветского героя-любовника. В кадре его партнёрами были звёзды немого кино: Вера Холодная, Вера Каралли, Татьяна Бах, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Иван Перестиани, Владимир Максимов и Иван Худолеев. Работал с ведущими режиссёрами эпохи, среди которых — Евгений Бауэр, Пётр Чардынин, Вячеслав Висковский и Михаил Бонч-Томашевский[2].

Единственная картина, в которой Витольд Полонский выступил в качестве режиссёра, была завершена уже после его смерти Львом Кулешовым и вышла на экраны 1 мая 1919 года под названием «Песнь любви недопетая»[2].

  • Студия Александра Алексеевича Ханжонкова
    • Братья Борис и Глеб (1915) (Борис, их сын)
    • Достойный нации (1915) (её брат, инженер)
    • Дурман (1915) (художник Маевский)
    • Женщина завтрашнего дня (2-я серия) (1915) (Бравич, её второй муж)
    • Ирина Кирсанова (1-я серия) (1915) (Борис Николаев)
    • Любовные похождения госпожи В… (1915) (граф Мержецкий)
    • Миражи (1915) (его сын)
    • Наташа Ростова (1915) (князь Андрей)
    • Обожжённые крылья (1915) (Лавринский, художник)
    • Ошибка сердца (1915) (Николай Иванович Кузнецов, её жених)
    • Песнь торжествующей любви (1915) (Евгений)
    • После смерти (1915) (Андрей Багров)
    • Пробуждение (1915) (Сергей, его секретарь, друг детства его жены)
    • Счастье вечной ночи (1915) (Вадим)
    • Тени греха (1915) (Владислав Заржецкий)
    • Юность прекрасная, светлая, чистая (1915) (Сергей, их сын, студент)
    • Возмездие (1916) (князь Чельский)
    • Жизнь за жизнь (1916) (князь Бартинский)
    • Колдунья (1916) (Владислав, его брат)
    • Королева экрана (1916) (Антек Гальсон, киносценарист)
    • Кровь неотмщённая (1916) (Николай, его брат)
    • Невеста студента Певцова (1916) (Крындин, богатый однокурсник Певцова)
    • Разорванные цепи (1916) (Карцев, композитор)
    • Сёстры Бронские (1916) (Марк Тарковский, их опекун)
    • Смерч любовный (1916) (Горский, скульптор)
    • Умирающий лебедь (1916) (Виктор Красовский)
    • Человеческие бездны (1916) (Рокотов, адвокат)
  • Студия Дмитрия Ивановича Харитонова
    • Воскресший Дон Жуан (1916) (Арсений Корбут)
    • Казнь женщины (1916) (князь Турганов, учёный химик)
    • Любовь среди декораций (1916)
    • Столичный яд (1916) (Павлик, её муж)
    • Тайна железной двери (1916)
    • Кто виноват? (1917) (Казимир Ясинский, писатель)
    • У камина (1-я серия) (1917) (Ланин)
    • Позабудь про камин — в нём погасли огни… (1917)
    • Молчи, грусть… молчи… (1918) (Телепнёв, богатый барин)
    • Три капли крови (1919)
  • Киностудия «Биофильм»
    • Душа в маске (1917)
    • Жертва вечерняя (1917) (князь Мирский, изобретатель)
    • Когда цветёт сирень (1917) (Вернер, инженер)
    • Кумир поверженный (1917) (Ростовский, писатель)
    • Разрушенный храм (1917)
    • Танец на вулкане (1917)
    • Бог мести (1918) (доктор Мокульский)
    • Искатели жемчуга (1918) (Милютин, скульптор)
  • Студия «Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°»
    • Иди за мной (1917) (учитель)
    • Бал господень (1918) (Витольд Дальк, пианист)
    • Болотные миражи (2 серии) (1918) (Анатолий Сергеевич Ракитин)
  • Студия неизвестна
    • Василиск Холодов (1919)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Климова Е. В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — С. 258—261. — 303 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Научная база «Грёзы» («Daydreams»): кинематограф Российской империи и первых послереволюционных лет [под редакцией А. О. Коваловой, разработка А. С. Гребенькова]. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  3. Выдающиеся выпускники и гимназисты. Музей Николаевской гимназии. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Труппа Малого театра с 1917 года. Малый театр. Дата обращения: 30 сентября 2025.
  5. Смерть Полонского // Известия (газета). — 24 декабря 1918, № 282. — С. 4.
  6. 6,0 6,1 Метрическая запись о браке. Церковь Пименовская в Новых Воротниках // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 200. Л. 545.
  7. Метрическая запись о рождении. Церковь Георгиевская в Грузинах // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 79, Л. 136.
  8. 8,0 8,1 Брачный обыск. Церковь Дмитрие-Селунская на Тверской // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 3. Д. 84. Л. 21.
  9. Метрическая запись о рождении // Государственный архив Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 539. Л. 294.
  10. 10,0 10,1 Заозерская Анжелика. Владимир Фивейский: «Мама не претендовала на наследство Маяковского». Труд (14 Апреля 2010). Дата обращения: 30 сентября 2025.

Ссылки