Полонский, Витольд Альфонсович
| Витольд Альфонсович Полонский | |
|---|---|
| Витольд Полонский, 1910-е годы | |
| Имя при рождении | Витольд-Казимир Альфонсович Полонский |
| Дата рождения | 6 (18) февраля 1880 |
| Место рождения |
Красноярск, Российская империя |
| Дата смерти | 22 декабря 1918 (38 лет) |
| Место смерти |
Москва, РСФСР |
| Подданство |
|
| Род деятельности | актёр театра и русского немого кинематографа |
Вито́льд Альфо́нсович Поло́нский (6 (18) февраля 1880, Красноярск, Российская империя — 22 декабря 1918, Москва, РСФСР)[1] — актёр театра и русского немого кинематографа. Один из признанных «королей экрана», наряду с Осипом Руничем, Иваном Мозжухиным, Иваном Худолеевым, Владимиром Максимовым. За три года снялся в 49 фильмах, многие из которых не сохранились[2].
Биография
Ранние годы и образование
Витольд Альфонсович Полонский родился в семье дворянина Могилёвской губернии Альфонса-Виктора Полонского, который за участие в Польском восстании 1863—1864 годов был лишён прав состояния и имущества. Его отец рано умер, оставив семью без средств. Детство и юность Витольда Полонского прошли в Смоленске, где он учился в гимназии до 6 класса. Чтобы помочь семье, ещё будучи гимназистом, давал частные уроки[1].
Окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию (1901), где его директором и наставником был поэт Иннокентий Анненский[3]. По окончании гимназии в 1901 году поступил на медицинский факультет Московского императорского университета, но из-за материальных трудностей был вынужден оставить учёбу. Пытался перевестись на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но его тоже не окончил[1].
Творческая карьера
В 1904 году поступил на драматические курсы Московского театрального училища. По окончании учёбы был принят в труппу Малого театра, где прослужил с 1 сентября 1907 года по 22 декабря 1918 года[4].
Однако настоящую известность Витольду Полонскому принёс не театр, а кинематограф. В 1915 году он был приглашён Александром Ханжонковым на роль князя Андрея в фильме «Наташа Ростова»[2].
За короткое время Витольд Полонский стал одним из самых популярных актёров русского дореволюционного кино в амплуа героя-любовника. Киностудии боролись за его участие в своих картинах: от Александра Ханжонкова он перешёл к кинопредпринимателю Дмитрию Харитонову, который, чтобы удержать актёра, подписал контракт и с его гражданской женой — Ольгой Гладковой[2].
В апреле 1918 года, в ходе реорганизации труппы Малого театра, Витольд Полонский оказался в числе актёров, временно покинувших театр. С началом зимнего сезона был принят обратно в труппу театра. 27 октября 1918 года трио «королей экрана» — Владимир Максимов, Витольд Полонский, Иван Худолеев — значится в числе «благосклонных участников» концертов-митингов, весь сбор с которых поступал на покупку подарков для отправки на фронт бойцам Красной армии[1].
Скончался 22 декабря 1918 года в московской Ново-Екатерининской больнице в возрасте 38 лет. Газета «Известия» опубликовала некролог[5]:
Умер кинематографический актёр Витольд Полонский, один из наиболее известных и любимых героев экрана. Фильмы, на которых запечатлён был этот красивый человек, служили предметом самой дикой спекуляции, а в последнее время предметом спекуляции стал и сам артист, которого переманивали фирмы друг у друга, повышая гонорар его до многих десятков тысяч рублей. Секрет успеха этого прекрасного кинонатурщика заключался в том, что он разгадал тайну экрана и с изумительным совершенством передавал в ряде поз элементарнейшие чувства. Зритель, увлечённый фабулой, от себя добавлял психологические тонкости, — в сумме получался законченный художественный кинематографический образ. Характерно, что «герой» в кино, Полонский был незначительным актёром на театральных подмостках. Покойный до последнего времени был в труппе Малого Государственного театра. В. А. Полонский умер в воскресенье, в Ново-Екатерининской больнице, после запоздалой операции: накануне у него произошёл заворот кишок.
Семья
- Первая жена (с 1905 по 1913 год) — Вера Николаевна Пашенная (1887—1962), актриса. Венчались в Москве 29 июня (12 июля) 1905 года[6].
Брак Витольда Полонского с Верой Пашенной был расторгнут в 1913 году, причём Витольд Альфонсович был признан виновной стороной, что налагало на него церковное наказание (епитимью), запрещавшее вступление в новый брак в течение семи лет[6]. Соблюдая запрет, он обвенчался с Ольгой Гладковой только в сентябре 1918 года[8].
- Вторая жена (с 1918 года) — Ольга Григорьевна Гладкова (1887—?), актриса[8].
Фильмография
Специализировался на амплуа великосветского героя-любовника. В кадре его партнёрами были звёзды немого кино: Вера Холодная, Вера Каралли, Татьяна Бах, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Иван Перестиани, Владимир Максимов и Иван Худолеев. Работал с ведущими режиссёрами эпохи, среди которых — Евгений Бауэр, Пётр Чардынин, Вячеслав Висковский и Михаил Бонч-Томашевский[2].
Единственная картина, в которой Витольд Полонский выступил в качестве режиссёра, была завершена уже после его смерти Львом Кулешовым и вышла на экраны 1 мая 1919 года под названием «Песнь любви недопетая»[2].
- Студия Александра Алексеевича Ханжонкова
- Братья Борис и Глеб (1915) (Борис, их сын)
- Достойный нации (1915) (её брат, инженер)
- Дурман (1915) (художник Маевский)
- Женщина завтрашнего дня (2-я серия) (1915) (Бравич, её второй муж)
- Ирина Кирсанова (1-я серия) (1915) (Борис Николаев)
- Любовные похождения госпожи В… (1915) (граф Мержецкий)
- Миражи (1915) (его сын)
- Наташа Ростова (1915) (князь Андрей)
- Обожжённые крылья (1915) (Лавринский, художник)
- Ошибка сердца (1915) (Николай Иванович Кузнецов, её жених)
- Песнь торжествующей любви (1915) (Евгений)
- После смерти (1915) (Андрей Багров)
- Пробуждение (1915) (Сергей, его секретарь, друг детства его жены)
- Счастье вечной ночи (1915) (Вадим)
- Тени греха (1915) (Владислав Заржецкий)
- Юность прекрасная, светлая, чистая (1915) (Сергей, их сын, студент)
- Возмездие (1916) (князь Чельский)
- Жизнь за жизнь (1916) (князь Бартинский)
- Колдунья (1916) (Владислав, его брат)
- Королева экрана (1916) (Антек Гальсон, киносценарист)
- Кровь неотмщённая (1916) (Николай, его брат)
- Невеста студента Певцова (1916) (Крындин, богатый однокурсник Певцова)
- Разорванные цепи (1916) (Карцев, композитор)
- Сёстры Бронские (1916) (Марк Тарковский, их опекун)
- Смерч любовный (1916) (Горский, скульптор)
- Умирающий лебедь (1916) (Виктор Красовский)
- Человеческие бездны (1916) (Рокотов, адвокат)
- Студия Дмитрия Ивановича Харитонова
- Воскресший Дон Жуан (1916) (Арсений Корбут)
- Казнь женщины (1916) (князь Турганов, учёный химик)
- Любовь среди декораций (1916)
- Столичный яд (1916) (Павлик, её муж)
- Тайна железной двери (1916)
- Кто виноват? (1917) (Казимир Ясинский, писатель)
- У камина (1-я серия) (1917) (Ланин)
- Позабудь про камин — в нём погасли огни… (1917)
- Молчи, грусть… молчи… (1918) (Телепнёв, богатый барин)
- Три капли крови (1919)
- Киностудия «Биофильм»
- Душа в маске (1917)
- Жертва вечерняя (1917) (князь Мирский, изобретатель)
- Когда цветёт сирень (1917) (Вернер, инженер)
- Кумир поверженный (1917) (Ростовский, писатель)
- Разрушенный храм (1917)
- Танец на вулкане (1917)
- Бог мести (1918) (доктор Мокульский)
- Искатели жемчуга (1918) (Милютин, скульптор)
- Студия «Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°»
- Иди за мной (1917) (учитель)
- Бал господень (1918) (Витольд Дальк, пианист)
- Болотные миражи (2 серии) (1918) (Анатолий Сергеевич Ракитин)
- Студия неизвестна
- Василиск Холодов (1919)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Климова Е. В. Вера Холодная. Осколки мифов. — М.: Молодая гвардия, 2025. — С. 258—261. — 303 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Научная база «Грёзы» («Daydreams»): кинематограф Российской империи и первых послереволюционных лет [под редакцией А. О. Коваловой, разработка А. С. Гребенькова]. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Выдающиеся выпускники и гимназисты. Музей Николаевской гимназии. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Труппа Малого театра с 1917 года. Малый театр. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Смерть Полонского // Известия (газета). — 24 декабря 1918, № 282. — С. 4.
- ↑ 6,0 6,1 Метрическая запись о браке. Церковь Пименовская в Новых Воротниках // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 200. Л. 545.
- ↑ Метрическая запись о рождении. Церковь Георгиевская в Грузинах // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 79, Л. 136.
- ↑ 8,0 8,1 Брачный обыск. Церковь Дмитрие-Селунская на Тверской // Государственный архив Москвы. Ф. 2124. Оп. 3. Д. 84. Л. 21.
- ↑ Метрическая запись о рождении // Государственный архив Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 539. Л. 294.
- ↑ 10,0 10,1 Заозерская Анжелика. Владимир Фивейский: «Мама не претендовала на наследство Маяковского». Труд (14 Апреля 2010). Дата обращения: 30 сентября 2025.