Каралли, Вера Алексеевна
Вера Каралли | |
---|---|
| |
Имя при рождении | Вера Алексеевна Каралли |
Дата рождения | 27 июля (8 августа) 1889 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 16 ноября 1972 (83 года) |
Место смерти | Баден-под-Веной, Австрия |
Гражданство | Российская империя |
Профессия | артистка балета, актриса |
Медиафайлы на Викискладе |
Вера Алексеевна Каралли (8 августа 1889 — 16 ноября 1972) — русская актриса и танцовщица[1]. Выступала в «Русском балете» Сергея Дягилева[2], активно снималась в немом кино[3].
Биография
Вера Каралли родилась 8 августа 1889 года. Существуют предположения, что среди её предков были греки[4].
Отцом Веры Каралли был Алексей Каралли-Торцов — режиссёр Ярославского драматического театра имени Фёдора Волкова. Мать — актриса Ольга Каралли. В возрасте 12 лет девочка поступила в Московское театральное училище. Из-за проблем со здоровьем она делала перерыв в учёбе, и спустя время перевелась на хореографическое отделение[1]. Каралли была любимой ученицей Александра Горского[5].
После окончания обучения, Веру Алексеевну пригласили в Большой театр корифейкой[1], что было большой удачей, потому что выпускниц обычно принимали в кордебалет[6].
В 1907 году, когда танцовщице было 17 лет, она исполнила главную партию в «Лебедином озере»[4].
Она танцевала свою красоту. Каждый танец её был рассказом прекрасного тела о себе самой. Шедевром была она сама, и не важно, как она танцевала.Критик Андрей Левинсон[6]
.
Вера Каралли вспоминала, что во время её дебюта зал был переполнен и все прошло очень успешно. Каралли исполняла первые партии в таких балетах, как «Жизель», «Дон Кихот», «Раймонда», «Тщётная предосторожность», «Дочь Фараона», «Баядерка»[1]. Специально для Веры Алексеевны балетмейстер Горский упрощал хореографию постановки и давал возможность артистке проявлять свой актёрский талант[7]. На сцене Вера Алексеевна часто танцевала в дуэте с Михаилом Мордкиным[8].
Когда Вера Каралли начинала свой творческий путь на сцене, к костюмам танцовщиц были особые требования. В каждой пачке должно было быть как минимум 7 слоев накрахмаленной марли, а сверху пачку покрывал тюник[8]. Каралли же пошли на встречу и она получила возможность немного изменить костюм для большего удобства[7]. К концу первого сезона работы в театре, Вера Каралли была уже солисткой[9].
У Каралли была смуглая кожа, большие глаза и тёмные волосы[4].
Вера Каралли выступала в Париже — в спектакле «Павильон Армиды» ей досталась главная партия. Позже она вернулась в Москву. У Каралли был роман с тенором Леонидом Собиновым[1]. Каралли познакомилась с ним в театре — они стали общаться, вскоре Вера Каралли переехала к нему жить, но он не стремился узаконить их отношения — в то время он был женат на актрисе Елизавете Садовской[2][10].
Вместе с Собиновым Каралли путешествовала по северу Италии. Иногда Вера Алексеевна выступала перед выступлениями Собинова[10] — она исполняла миниатюру «Умирающий лебедь»[10], при этом её исполнение очень отличалась от того, как танцевала Анна Павлова[11]. Их отношения завершились в Париже — по слухам, из-за успешной карьеры Каралли и её популярности. Каралли сотрудничала с режиссёром Александром Ханжонковым при том, что актёры, работавшие в императорских театрах, не могли сниматься в кино, но у неё это получилось[1].
В 1909 году Сергей Дягилев предложил Каралли участвовать в «Русских сезонах» в Париже. Вера Алексеевна танцевала вместе с Михаилом Мордкиным, Тамарой Карсавиной, Анной Павловой[11]. Александр Горский стремился к тому, чтобы Каралли вернулась в Москву и продолжила танцевать в его балетах и она действительно станцевала в постановках «Шубертиана», «Саламбо». В 1910 году на открытии сезона ей досталась заглавная партия в балете[12].
В 1914 году Каралли дебютировала в кино, которое носило название «Ты помнишь ли?». В фильме она снималась вместе с Иваном Мозжухиным. Спустя год на её счету было восемь картин, их режиссёром был Пётр Чардынин. В фильме «Любовь статского советника» она сыграла роль танцовщицы Лолы[13]. Каралли снялась в фильме «Месть женщины»[1]. В 1915 году вышла лента с её участием под названием «После смерти», она исполнила роль Зои Кадминой[14]. Вера Каралли исполнила около 30 ролей в немом кино[3].
Среди поклонников Веры Каралли был член императорской семьи — великий князь Дмитрий Павлович[1]. С ним Каралли познакомилась через одну из своих подруг, бывшую балерину[2]. Существуют предположения, что в 1916 году великий князь обратился к Вере Алексеевне с просьбой о помощи в ситуации с Распутиным. Его неприязнь к Распутину и его влиянию на всех возрастала, и есть предположения, что Вера Каралли должна была стать приманкой для Распутина. Когда последнего убили, в убийстве обвинили Феликса Юсупова, Владимира Пуришкевича и великого князя Дмитрия Павловича. Считается, что во дворце, где произошло убийство Распутина, была и Вера Каралли[2] и именно она написала письмо Распутину с просьбой встретиться. И это письмо было одной из причин того, почему Распутин пришел в Юсуповский дворец в день убийства[3].
Когда великого князя обвинили в заговоре против Распутина и выслали в Персию, это сказалось и на карьере артистки. Она больше не могла сниматься в кино и выступать[1].
Революция застала Каралли на гастролях в провинциальных городах. Она поехала из Одессы в Стамбул, а затем в Европу[15].
После революции 1917 года артистка выступала с благотворительными концертами во Франции, чтобы собрать деньги для эмигрантов из России[1]. В Париже Вера Каралли встретилась с великим князем Дмитрием Павловичем, но их отношения постепенно закончились[2]. Выступала у Дягилева: в «Половецких плясках» она исполнила Половчанку, ей досталась главная партия в постановке «Тамар»[15].
В Литве в городе Каунас ею была создана студия балета. Позже Каралли работала балетмейстером в Румынской опере. В конце жизни Вера Каралли жила в доме престарелых в Бадене[1].
В 1965 году она посетила выступление артистов Большого театра, которые приехали на гастроли в Вену[16].
Будучи в почтительном возрасте, Каралли хотела приехать в СССР и жить там. Она подала соответствующее прошение, которое было удовлетворено — 1 ноября 1972 года она получила советский паспорт. Но приехать на родину она не успела[2]. Артистка умерла в том же году[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Вера Каралли . Культура.РФ.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 «Орфей русской сцены» и убийца Распутина. Две любви в жизни Веры Каралли . Аргументы и факты. АиФ (13 ноября 2019). Дата обращения: 17 февраля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Лиепа И.М., 2020, с. 21.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Лиепа И.М., 2020, с. 9.
- ↑ Лиепа И.М., 2020, с. 10.
- ↑ 6,0 6,1 Лиепа И.М., 2020, с. 12.
- ↑ 7,0 7,1 Лиепа И.М., 2020, с. 14.
- ↑ 8,0 8,1 Лиепа И.М., 2020, с. 13.
- ↑ Лиепа И.М., 2020, с. 15.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Лиепа И.М., 2020, с. 16.
- ↑ 11,0 11,1 Лиепа И.М., 2020, с. 17.
- ↑ Лиепа И.М., 2020, с. 18.
- ↑ Лиепа И.М., 2020, с. 20.
- ↑ Женщина-вамп и роковая женщина .
- ↑ 15,0 15,1 Лиепа И.М., 2020, с. 22.
- ↑ Лиепа И.М., 2020, с. 23.
Литература
- Лиепа И.М. Вселенная русского балета. — Москва: АСТ, 2020. — 368 + [32 вкл] с.: ил. с. — ISBN 978-5-17-113729-8.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 8 августа
- Родившиеся в 1889 году
- Родившиеся в Москве
- Родившиеся в Московской губернии
- Умершие 16 ноября
- Умершие в 1972 году
- Умершие в Бадене (Нижняя Австрия)
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Выпускники Московского хореографического училища
- Любовницы великих князей
- Русские эмигранты первой волны в Литве
- Русские эмигранты первой волны в Австрии
- Убийство Григория Распутина
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN