Каралли, Вера Алексеевна

Материал из «Знание.Вики»
Вера Каралли
Портрет
Имя при рождении Вера Алексеевна Каралли
Дата рождения 27 июля (8 августа) 1889(1889-08-08)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 16 ноября 1972(1972-11-16) (83 года)
Место смерти Баден-под-Веной, Австрия
Гражданство  Российская империя
Профессия артистка балета, актриса
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Вера Алексеевна Каралли (8 августа 1889 — 16 ноября 1972) — русская актриса и танцовщица[1]. Выступала в «Русском балете» Сергея Дягилева[2], активно снималась в немом кино[3].

Биография

Вера Каралли родилась 8 августа 1889 года. Существуют предположения, что среди её предков были греки[4].

Отцом Веры Каралли был Алексей Каралли-Торцов — режиссёр Ярославского драматического театра имени Фёдора Волкова. Мать — актриса Ольга Каралли. В возрасте 12 лет девочка поступила в Московское театральное училище. Из-за проблем со здоровьем она делала перерыв в учёбе, и спустя время перевелась на хореографическое отделение[1]. Каралли была любимой ученицей Александра Горского[5].

После окончания обучения, Веру Алексеевну пригласили в Большой театр корифейкой[1], что было большой удачей, потому что выпускниц обычно принимали в кордебалет[6].

В 1907 году, когда танцовщице было 17 лет, она исполнила главную партию в «Лебедином озере»[4].

Она танцевала свою красоту. Каждый танец её был рассказом прекрасного тела о себе самой. Шедевром была она сама, и не важно, как она танцевала.Критик Андрей Левинсон[6]

.

Вера Каралли вспоминала, что во время её дебюта зал был переполнен и все прошло очень успешно. Каралли исполняла первые партии в таких балетах, как «Жизель», «Дон Кихот», «Раймонда», «Тщётная предосторожность», «Дочь Фараона», «Баядерка»[1]. Специально для Веры Алексеевны балетмейстер Горский упрощал хореографию постановки и давал возможность артистке проявлять свой актёрский талант[7]. На сцене Вера Алексеевна часто танцевала в дуэте с Михаилом Мордкиным[8].

Когда Вера Каралли начинала свой творческий путь на сцене, к костюмам танцовщиц были особые требования. В каждой пачке должно было быть как минимум 7 слоев накрахмаленной марли, а сверху пачку покрывал тюник[8]. Каралли же пошли на встречу и она получила возможность немного изменить костюм для большего удобства[7]. К концу первого сезона работы в театре, Вера Каралли была уже солисткой[9].

У Каралли была смуглая кожа, большие глаза и тёмные волосы[4].

Вера Каралли выступала в Париже — в спектакле «Павильон Армиды» ей досталась главная партия. Позже она вернулась в Москву. У Каралли был роман с тенором Леонидом Собиновым[1]. Каралли познакомилась с ним в театре — они стали общаться, вскоре Вера Каралли переехала к нему жить, но он не стремился узаконить их отношения — в то время он был женат на актрисе Елизавете Садовской[2][10].

Вера Каралли, 1913 год

Вместе с Собиновым Каралли путешествовала по северу Италии. Иногда Вера Алексеевна выступала перед выступлениями Собинова[10] — она исполняла миниатюру «Умирающий лебедь»[10], при этом её исполнение очень отличалась от того, как танцевала Анна Павлова[11]. Их отношения завершились в Париже — по слухам, из-за успешной карьеры Каралли и её популярности. Каралли сотрудничала с режиссёром Александром Ханжонковым при том, что актёры, работавшие в императорских театрах, не могли сниматься в кино, но у неё это получилось[1].

В 1909 году Сергей Дягилев предложил Каралли участвовать в «Русских сезонах» в Париже. Вера Алексеевна танцевала вместе с Михаилом Мордкиным, Тамарой Карсавиной, Анной Павловой[11]. Александр Горский стремился к тому, чтобы Каралли вернулась в Москву и продолжила танцевать в его балетах и она действительно станцевала в постановках «Шубертиана», «Саламбо». В 1910 году на открытии сезона ей досталась заглавная партия в балете[12].

В 1914 году Каралли дебютировала в кино, которое носило название «Ты помнишь ли?». В фильме она снималась вместе с Иваном Мозжухиным. Спустя год на её счету было восемь картин, их режиссёром был Пётр Чардынин. В фильме «Любовь статского советника» она сыграла роль танцовщицы Лолы[13]. Каралли снялась в фильме «Месть женщины»[1]. В 1915 году вышла лента с её участием под названием «После смерти», она исполнила роль Зои Кадминой[14]. Вера Каралли исполнила около 30 ролей в немом кино[3].

Вера Алексеевна Каралли

Среди поклонников Веры Каралли был член императорской семьи — великий князь Дмитрий Павлович[1]. С ним Каралли познакомилась через одну из своих подруг, бывшую балерину[2]. Существуют предположения, что в 1916 году великий князь обратился к Вере Алексеевне с просьбой о помощи в ситуации с Распутиным. Его неприязнь к Распутину и его влиянию на всех возрастала, и есть предположения, что Вера Каралли должна была стать приманкой для Распутина. Когда последнего убили, в убийстве обвинили Феликса Юсупова, Владимира Пуришкевича и великого князя Дмитрия Павловича. Считается, что во дворце, где произошло убийство Распутина, была и Вера Каралли[2] и именно она написала письмо Распутину с просьбой встретиться. И это письмо было одной из причин того, почему Распутин пришел в Юсуповский дворец в день убийства[3].

Когда великого князя обвинили в заговоре против Распутина и выслали в Персию, это сказалось и на карьере артистки. Она больше не могла сниматься в кино и выступать[1].

Революция застала Каралли на гастролях в провинциальных городах. Она поехала из Одессы в Стамбул, а затем в Европу[15].

После революции 1917 года артистка выступала с благотворительными концертами во Франции, чтобы собрать деньги для эмигрантов из России[1]. В Париже Вера Каралли встретилась с великим князем Дмитрием Павловичем, но их отношения постепенно закончились[2]. Выступала у Дягилева: в «Половецких плясках» она исполнила Половчанку, ей досталась главная партия в постановке «Тамар»[15].

В Литве в городе Каунас ею была создана студия балета. Позже Каралли работала балетмейстером в Румынской опере. В конце жизни Вера Каралли жила в доме престарелых в Бадене[1].

В 1965 году она посетила выступление артистов Большого театра, которые приехали на гастроли в Вену[16].

Будучи в почтительном возрасте, Каралли хотела приехать в СССР и жить там. Она подала соответствующее прошение, которое было удовлетворено — 1 ноября 1972 года она получила советский паспорт. Но приехать на родину она не успела[2]. Артистка умерла в том же году[1].

Примечания

Литература

  • Лиепа И.М. Вселенная русского балета. — Москва: АСТ, 2020. — 368 + [32 вкл] с.: ил. с. — ISBN 978-5-17-113729-8.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!