Баранцевич, Зоя Фёдоровна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Зоя Фёдоровна Баранцевич
Zoya barantsevich.jpg
Дата рождения 1896 год(1896)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 11 декабря 1952(1952-12-11)
Место смерти Москва СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия актриса
IMDb nm0053031

Зо́я Фёдоровна Баранце́вич (1896, Москва, Российская империя — 11 декабря 1952, Москва, СССР) — русская и советская актриса, сценарист и литератор.[1]

Входила в число самых знаменитых актрис русского дореволюционного кинематографа, начав с немого кино.

Биография

Родилась в 1896 году в Москве. О родителях и юных годах актрисы сведения весьма скудные.[2] Известно, что её мать звали Людмилой Донатовной, и умерла она в 1938 году[3].

Первые сведения о Зое Баранцевич относятся к моменту её приезда в Ростов-на-Дону, где она работала в местном театре, и где уже обосновался Константин Марджанов (настоящее имя Марджанишвили Константин Александрович).[4] В это же время актриса начала сниматься в кино: один из первых русских театральных и кинорежиссёров — Владимир Гардин снял её в роли Китти в экранизации «Анны Карениной» Льва Толстого (в которой также впервые появилась русская актриса Вера Холодная). Актриса вернулась в Москву и стала работать преимущественно в кинематографе. Начала сниматься в картинах Торгового дома «Русь», а в 1916 году получила приглашение от Александра Ханжонкова войти в труппу его кинофабрики. Зоя Фёдоровна заключила с ним контракт на двенадцать картин в год.[2]

Первым режиссёром, с которым она начала работать, стал Евгений Бауэр, в фильмах которого снимались многие звёзды того периода: Вера Холодная, Вера Каралли, Вера Юренева и другие. Также она снималась и у других режиссёров: Александра Уральского, Петра Чардынина, Никандра Туркина, Бориса Чайковского, Александра Чаргонина. Одновременно с 1916 года Баранцевич занималась литературной деятельностью и писала сценарии (иногда под псевдонимом Людмила Случайная).[2]

После Октябрьской революции часть кинематографической интеллигенции покинула пределы России, Зоя Баранцевич осталась на родине и продолжала сниматься, не смотря на трудные условия, Гражданской войны. Актриса начала искать новые сферы для творчества и попробовала заняться педагогикой. Так по приглашению режиссёра Александра Ивановского в 1921 году она начала преподавать в его московской частной киношколе. С приходом в молодой стране нового поколения кинематографистов, места в их фильмах Зое Фёдоровне не нашлось. В последний раз на киноэкране она появилась в 1927 году в картине «Трое» производства Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ, Ялта) по сценарию Владимира Маяковского.

Вскоре Баранцевич вернулась на драматическую сцену и с 1930 года она состояла в труппе Государственного театра импровизации «Семперантэ». Позднее «Семперантэ» был преобразован в Московский государственный драматический театр. В 1938 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР несколько столичных театров были ликвидированы. В том числе и Мосгордрама. Актриса уехала в Серпухов, поступила в городской театр, где выступила в сезоне 1940/41, но в связи с началом Великой Отечественной войны труппа Серпуховского театра была расформирована. Зоя Баранцевич вернулась в Москву и в военные годы работала кондуктором трамвая, затем — продавщицей в магазине Всероссийского театрального общества.

О судьбе актрисы после войны сведений мало. Скорее всего, она уже не работала по профессии актрисы. Тихо и спокойно проживала она в двухэтажном доме в районе Патриарших прудов, занимая комнату на мансарде. Её одиночество скрашивала собака (такса). Умерла Зоя Фёдоровна Баранцевич внезапно 11 декабря 1952 года, что стало неожиданностью для близких ей людей, и в последний путь её провожали несколько человек. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище рядом с матерью[3].

О своей жизни Зоя Баранцевич рассказала в воспоминаниях «Люди и встречи в кино», которые остались незаконченными.[4]

В книге «Записки актёра и кинорежиссёра» (1965) Амбарцум Бек-Назаров писал о Зое Баранцевич:[5]

«Её игра всегда была обмыслена и выверена. Исполнительная техника — постоянно идеальна. Изобретательность и находчивость её были неистощимы. Работать с ней было одно наслаждение».

Примечания

Ссылки