Баранцевич, Зоя Фёдоровна
Зоя Фёдоровна Баранцевич | |
---|---|
| |
Дата рождения | 1896 год |
Место рождения |
Москва, Российская империя |
Дата смерти | 11 декабря 1952 |
Место смерти | Москва СССР |
Гражданство |
Российская империя СССР |
Профессия | актриса |
IMDb | nm0053031 |
Зо́я Фёдоровна Баранце́вич (1896, Москва, Российская империя — 11 декабря 1952, Москва, СССР) — русская и советская актриса, сценарист и литератор.[1]
Входила в число самых знаменитых актрис русского дореволюционного кинематографа, начав с немого кино.
Биография
Родилась в 1896 году в Москве. О родителях и юных годах актрисы сведения весьма скудные.[2] Известно, что её мать звали Людмилой Донатовной, и умерла она в 1938 году[3].
Первые сведения о Зое Баранцевич относятся к моменту её приезда в Ростов-на-Дону, где она работала в местном театре, и где уже обосновался Константин Марджанов (настоящее имя Марджанишвили Константин Александрович).[4] В это же время актриса начала сниматься в кино: один из первых русских театральных и кинорежиссёров — Владимир Гардин снял её в роли Китти в экранизации «Анны Карениной» Льва Толстого (в которой также впервые появилась русская актриса Вера Холодная). Актриса вернулась в Москву и стала работать преимущественно в кинематографе. Начала сниматься в картинах Торгового дома «Русь», а в 1916 году получила приглашение от Александра Ханжонкова войти в труппу его кинофабрики. Зоя Фёдоровна заключила с ним контракт на двенадцать картин в год.[2]
Первым режиссёром, с которым она начала работать, стал Евгений Бауэр, в фильмах которого снимались многие звёзды того периода: Вера Холодная, Вера Каралли, Вера Юренева и другие. Также она снималась и у других режиссёров: Александра Уральского, Петра Чардынина, Никандра Туркина, Бориса Чайковского, Александра Чаргонина. Одновременно с 1916 года Баранцевич занималась литературной деятельностью и писала сценарии (иногда под псевдонимом Людмила Случайная).[2]
После Октябрьской революции часть кинематографической интеллигенции покинула пределы России, Зоя Баранцевич осталась на родине и продолжала сниматься, не смотря на трудные условия, Гражданской войны. Актриса начала искать новые сферы для творчества и попробовала заняться педагогикой. Так по приглашению режиссёра Александра Ивановского в 1921 году она начала преподавать в его московской частной киношколе. С приходом в молодой стране нового поколения кинематографистов, места в их фильмах Зое Фёдоровне не нашлось. В последний раз на киноэкране она появилась в 1927 году в картине «Трое» производства Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ, Ялта) по сценарию Владимира Маяковского.
Вскоре Баранцевич вернулась на драматическую сцену и с 1930 года она состояла в труппе Государственного театра импровизации «Семперантэ». Позднее «Семперантэ» был преобразован в Московский государственный драматический театр. В 1938 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР несколько столичных театров были ликвидированы. В том числе и Мосгордрама. Актриса уехала в Серпухов, поступила в городской театр, где выступила в сезоне 1940/41, но в связи с началом Великой Отечественной войны труппа Серпуховского театра была расформирована. Зоя Баранцевич вернулась в Москву и в военные годы работала кондуктором трамвая, затем — продавщицей в магазине Всероссийского театрального общества.
О судьбе актрисы после войны сведений мало. Скорее всего, она уже не работала по профессии актрисы. Тихо и спокойно проживала она в двухэтажном доме в районе Патриарших прудов, занимая комнату на мансарде. Её одиночество скрашивала собака (такса). Умерла Зоя Фёдоровна Баранцевич внезапно 11 декабря 1952 года, что стало неожиданностью для близких ей людей, и в последний путь её провожали несколько человек. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище рядом с матерью[3].
О своей жизни Зоя Баранцевич рассказала в воспоминаниях «Люди и встречи в кино», которые остались незаконченными.[4]
В книге «Записки актёра и кинорежиссёра» (1965) Амбарцум Бек-Назаров писал о Зое Баранцевич:[5]
«Её игра всегда была обмыслена и выверена. Исполнительная техника — постоянно идеальна. Изобретательность и находчивость её были неистощимы. Работать с ней было одно наслаждение».
Примечания
Ссылки
- Зоя Баранцевич, актриса, сценарист
- Почему на месте погребения великой актрисы Зои Баранцевич оказалась урна с прахом неизвестного человека
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1896 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 11 декабря
- Умершие в 1952 году
- Умершие в Москве
- Актрисы по алфавиту
- Актрисы СССР
- Актрисы XX века
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Актрисы немого кино СССР
- Сценаристы XX века
- Сценаристы Российской империи
- Похороненные на Ваганьковском кладбище