Папаха

Папахи из овчины

Папа́ха (азерб. papaq)[1] — мужской меховой головной убор, получивший распространение у горцев. На Кавказе её внешний вид варьируется от полукруглых до вариантов с ровным верхом. У русских это высокая цилиндрическая шапка, выполненной из меха с тканевым дном[2].

В русской армии с середины XIX века папаха служила элементом обмундирования Кавказского корпуса и всех казачьих формирований. С 1875 года её ввели и для подразделений, размещённых в Сибири, а с 1913 года она становится зимним головным убором для всех солдат. В Советской Армии папаха являлась частью зимней формы одежды для полковников, генералов и маршалов[2].

История

Папаха из каракуля

Религиозный подтекст

По версии этнографа Лечи Магомедовича Гарсаева истоки традиции ношения папахи восходят ко временам Пророка Мухаммада. Он ссылается на предание, согласно которому, в VII веке чеченцы, желавшие принять ислам, отправились в Мекку, где встретились с Пророком Мухаммадом, чтобы получить его благословение на новую веру. Пророк, тронутый видом измождённых путников, особенно их израненными ногами, подарил им каракулевые шкурки для защиты ног в обратном пути[3].

Чеченцы, получив этот ценный дар от столь уважаемого человека, посчитали недостойным использовать шкурки для ног. Вместо этого они сшили из них высокие шапки, которые стали носить с гордостью и достоинством. С тех пор этот головной убор, символизирующий честь и красоту, пользуется особым почитанием среди чеченцев[3].

Среднеазиатский след

Существует гипотеза, что происхождение папахи связано с миграцией кочевых тюркоязычных народов из Центральной Азии. В Туркменистане папаха является традиционным головным убором. Туркмены использовали папахи в своей культуре в древности, примерно с V или VI века, а возможно, и со времён Парфии[4].

Советский учёный, тюрколог и этнолог Лев Николаевич Гумилёв отмечал:

Парфяне – это примерно наши туркмены. Они первыми стали носить эти высокие мохнатые шапки. Во время местных конфликтов некоторые туркмены мигрировали на Кавказ. Так папаха в дальнейшем и стала национальным головным убором жителей данного региона

Со временем, наряду с представителями азиатских народов, папахи вошли в обиход и у казаков. В частности, в донском казачьем войске этот головной убор был известен как «трухменка»[4].

Кавказ

Пастухи, 1910 год

Фрагменты меховой шапки были обнаружены при раскопках Белореченских курганов. Меховые головные уборы также встречаются на иллюстрациях многих путешественников XVIIXVIII столетий, особенно в сценах, изображающих большие группы людей. На рисунках путешественников первой половины XIX века чаще всего можно увидеть зажиточных и знатных людей в нарядных тканевых шапках с галунами. В основном это жители равнинных районов и побережья Чёрного моря, куда поставлялись импортные ткани различного качества, предназначенные прежде всего для одежды аристократии[5].

В конце XIX века полностью меховые шапки (из овчины с длинным ворсом) использовались главным образом пастухами (у чеченцев, ингушей, осетин, карачаевцев и балкарцев). Иногда их изготавливали из овчины мездрой наружу, создавая высокие конусообразные шапки с широким околышем. У чеченцев и ингушей также пользовались популярностью высокие и строгие парадные шапки, изготовленные из курпея[5].

В начале XX века в моду вошли каракулевые шапки, плотно облегающие голову и сужающиеся кверху. Эти головные уборы были особенно распространены в городах и окрестностях равнинной Осетии и в Адыгее. Помимо меховых шапок, носили шапки второго типа — комбинированные, из меха и ткани. Верхнюю часть шили из четырёх клиньев, а околыш — из овчины. Для верха использовали как домотканое сукно, так и ткани, изготовленные в мануфактурах. Зимние шапки пожилых горцев утепляли стриженой овчиной или войлоком. Часто встречались шапки с подкладкой из ткани, простёганной на вате. Верх этих шапок был округлым и выпуклым, также состоящим из четырёх клиньев. Позднее, в середине XX века, выпуклый верх стали заменять плоским, сделанным из ткани. Эти шапки считались более нарядными, их изготавливали из мерлушки или каракуля, иногда с кожаной подкладкой[5].

В качестве парадного головного убора в этот период были популярны высокие (до 25—30 см) папахи из шкур баранов или коз с длинной шелковистой шерстью. Выпуклая верхушка покрывалась тканью, тонким сукном или бархатом, иногда украшалась галунами. Такие папахи были распространены среди чеченцев, ингушей, реже встречались у осетин и кабардинцев, а также у терских казаков. Из-за высокой стоимости они были доступны преимущественно богатым людям. Парадной также считалась прямая высокая папаха из каракуля, распространённая в Осетии, Кабарде, Адыгее, равнинной Чечне и реже в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачая и Балкарии.

Эскадрон Текинского конного полка, 29 марта 1916 года

Армия

Папаха, Моздокский краеведческий музей

Папаха достаточно быстро стала частью военной формы не только казачьих подразделений, но и всей русской армии в целом. Папахи были элементом обмундирования многих национальных формирований, входящих в царский конвой. Стандартизированный вид папах оказал влияние на дизайн традиционных горных головных уборов, особенно парадных, предназначенных для торжественных случаев[5].

Русские военнослужащие начали использовать папахи во время службы на Кавказе с 1807 года. Генерал Багратион нередко сам появлялся на публике в папахе и бурке, особенно во время охоты. С 1845 года практически все казаки в российской армии стали носить папахи чёрного или белого цвета. В период Первой мировой войны офицеры и солдаты «Дикой дивизии» также носили исключительно чёрные папахи. Белые папахи использовались для участия в парадах[4].

После окончания Первой мировой войны на территории Северного Кавказа повсеместное распространение получила невысокая шапка («кубанка») с плоским верхом, околыш которой составлял 5— 7 см. Для изготовления околыша использовался либо курпей, либо каракуль. Круглое донышко, выкроенное из цельного куска ткани, вшивалось вровень с верхней частью околыша. Эту шапку повсеместно называли «кубанкой», поскольку она впервые вошла в обиход в кубанском казачьем войске, а в Чечне её называли «карабинкой» из-за небольшой высоты. Шапка быстро распространялась с запада на восток, вытесняя у молодёжи другие головные уборы. У старшего поколения и жителей горных районов она существовала одновременно с папахами традиционных образцов. При изготовлении «карабинки» не из каракуля, а из овчины, она приобретала иной вид, напоминая шапки, бывшие в ходу в середине XIX века[5].

Практически сразу после событий 1917 года ношение папах в войсках было упразднено. Начиная с 1935 года эти головные уборы вернулись в армейскую форму. Центральный Исполнительный Комитет СССР принял решение, отменявшее ограничения для казаков в отношении службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это привело к тому, что в рядах РККА вновь стали формироваться отборные казачьи части, аналогично периоду царской России. Всем казакам в обязательном порядке было предписано носить папахи[4].

В начале 1941 года данное постановление ЦИК было аннулировано. Теперь папахи полагались исключительно полковникам, генералам и маршалам. Вместо папах казаки стали использовать «кубанки»[4].

Значение папахи

Папаха — это гораздо больше, чем просто головной убор, в ней заложен глубокий символизм. Её роль не ограничивалась практической функцией, часто она наделялась особым, священным смыслом. Такое почитание головного убора зародилось на Кавказе в давние времена и продолжает существовать по сей день[5].

Это воплощение чести и достоинства. У многих этнических групп папаха символизирует мужскую гордость и храбрость. У горцев потеря папахи служила зловещим предзнаменованием. Это специфический этикет. Для горца считается неприемлемым появиться на людях без папахи. Сбить папаху с головы расценивается как вызов на поединок, а присвоение чужой папахи — как тяжкое оскорбление[4].

Папаха является индикатором положения в обществе и показателем достатка. Вид папахи указывает на богатство и социальный статус её хозяина. Самые ценные папахи изготавливаются из шкуры ягнят уникальной каракульской породы. Папаха требует к себе бережного отношения. Раньше мужчины практически не расставались с папахой, снимая её лишь перед ритуальным омовением перед молитвой. Парадные папахи хранили, прикрывая платком[6].

Производство

Разновидности папах, 1880 год

Данный вид головного убора отличается большим разнообразием моделей техник исполнения. Распространённым материалом для пошива шапок служит каракуль (азерб. Qaragül в переводе — «чёрный цветок», благодаря узорам меха, напоминающим цветочные мотивы). Но чаще всего для изготовления папах используют овечью или баранью шерсть[7].

Исторический аспект

Зимние, тёплые папахи, а также шапки, предназначенные для пастухов, изготавливались из овчины с длинным ворсом, направленным наружу, часто с дополнительной подкладкой из овчины с короткой шерстью. Такие папахи отличались повышенной теплоизоляцией и лучшей защитой от осадков, так как вода и снег легко стекали с длинного меха. Пастухи часто использовали лохматую папаху в качестве подушки[5].

Папахи с длинным ворсом также делали из шкур особых пород баранов, отличающихся шелковистой, длинной и кудрявой шерстью, или из козьих шкур ангорской породы. Эти изделия были дорогостоящими и редкими[5].

Для праздничных папах предпочтение отдавалось мелкому кудрявому меху молодых барашков (курпей) или импортному каракулю. Высоко ценились папахи, изготовленные их меха калмыцких овец. Восхваление человека отражало не только гостеприимство, но и богатство[5]:

У него пять шапок, и все они сшиты из калмыцкого барашка, он изнашивает их, отвешивая поклоны гостям

Форма меховых шапок отличалась большим разнообразием. Этнограф Савва Васильевич Кокиев, осетин по происхождению, писал[5]:

Зимой шляпы уступают место меховым шапкам, которые также поражают своим разнообразием – от самых изящных и миниатюрных до огромных, напоминающих стог сена. Полная свобода выбора для каждого

Аналогичное наблюдение сделал в 1872 году Вольдемар Богданович Пфаф, отметив, что:

...папаха подвержена влиянию моды: иногда их шьют очень высокими – аршин и более, а иногда довольно низкими, всего немного выше шапки крымских татар...

Региональные особенности

Парадная папаха казака

В Чеченской республике традиционные шапки отличались значительной высотой и расширялись к верхней части, выделяясь околышем, возвышающимся над бархатным или суконным дном. В Ингушетии же, папахи имели несколько меньшую высоту по сравнению с чеченскими. Это обусловлено влиянием стиля шапок из соседней Осетии. В 20-е годы XX века по всему Дагестану получили широкое распространение папахи с небольшим расширением кверху (высота околыша составляла 19 см, ширина основания — 20 см, а верха — 26 см). Они изготавливались из мерлушки или каракуля с верхом из ткани. Все народы Дагестана называли эту папаху «бухарской», подразумевая, что каракуль, используемый для её пошива, импортировался из Средней Азии. Верхняя часть таких папах выполнялась из яркого сукна или бархата[5].

Особой ценностью пользовались папахи, сшитые из золотистого бухарского каракуля. Этот вид папахи служил в качестве праздничного головного убора, который преимущественно носила молодёжь. Молодые люди часто имели в запасе несколько сменных донышек из разноцветных тканей и регулярно их меняли. Конструкция шапки представляла собой сочетание двух элементов: стёганной на вате матерчатой шапочки, сшитой по форме головы, и прикреплённого к ней снаружи мехового околыша, высокого (16—18 см) и расширяющегося к верху (до 27 см) от основания[5].

У чеченских и ингушских старцев неизменно популярным головным убором была и остаётся кавказская каракулевая папаха, слегка расширяющаяся кверху. Её околыш со временем становился немного выше. Также они носили шапку из овчины, конфигурация которой отличалась от папах других народыов[6].

Классификация

Разновидности черкесских папах

Папахи отличаются большим разнообразием. Кавказские папахи демонстрируют индивидуальные особенности обусловленные географическим происхождением, что проявляется в их фасоне, применяемых тканях, колористике и прочих характеристиках. Жители Дагестана отдают предпочтение высоким папахам из овечьей шерсти, тогда как в Чеченской республике популярны более низкие модели[5].

В казачьей культуре встречаются папахи разнообразных видов: от высоких, с остроконечным верхом, до приземистых, с плоской макушкой. Отдельного внимания заслуживают «кубанки» — невысокие, круглые шапки из овечьей шкуры. У узбекского населения, особенно в Хорезмском и Бухарском регионах, распространены папахи из овечьей шерсти, отличающиеся богатой палитрой цветов и оттенков.

Подобно другим кавказским этносам, у чеченцев и ингушей классификация головных уборов строится на двух основных критериях: типе материала и особенностях кроя. Первый тип представляют собой шапки, целиком выполненные из меха, отличающиеся разнообразием форм. Ко второму типу принадлежат шапки, имеющие меховую опушку и верх из сукна или бархата. Общим термином для обозначения обоих типов является «папаха»[5].

Азербайджанский старец

Существуют папахи, называемые «кабардинками», отличающиеся особой высотой. Её носил известный чеченский танцор Махмуд Алисултанович Эсамбаев[4].

Этот элемент кавказского костюма тесно связан с историей, традициями и обычаями предков. Вайнахи различают папахи в зависимости от материала и назначения[5]:

  • месал куй — меховая шапка;
  • сурам куй — каракулевая шапка;
  • жакуьнан куй — пастушья шапка;
  • мангалан куй — войлочная шапка, используемая в летнее время (шапка для косьбы).

В Азербайджане распространена классификация, отражающая характер отделки и социальный статус[7]:

  • мотал папах, традиционно используемая пастухами;
  • щеле папах, получившая всеобщее распространение;
  • чапма папах и щищ папах, более изысканные варианты, предназначенные для зажиточных слоёв населения;
  • дагга папах выделяющиеся бархатной отделкой;
  • галмыхы папах, гелеми папах, бухара папах — уникальные модели, импортируемые из Бухары (редкие и дорогостоящие);
  • гочу папах, для особо влиятельных персон.

Папаха в народном творчестве

Об этом традиционном атрибуте одежды, существует немало пословиц и поговорок. У некоторых народов Кавказа популярна фраза: «Папаха нужна не для тепла, а для чести». Есть и другая поговорка: «Ищешь совета — поговори со своей папахой». Или: «Папаха говорит, платок молчит», подчёркивающая значимость этого головного убора для мужчин-вайнахов[3][4].

Считается, что выражение «надавать тумаков» берет начало от особой конструкции папахи с клиновидным верхом. В этот клин вставлялась металлическая пластина, служившая своеобразной защитой в сражениях[4].

Благодаря влиянию Хабиба Нурмагомедова, папахи появились в гардеробе таких звёзд спорта, как Майк Тайсон и Криштиану Роналду. Перед важными поединками Хабиб всегда появлялся в белой папахе. Этот головной убор стал своеобразным символом его побед[4].

Литература

  • Андреева Р. П. Папаха // Энциклопедия моды. — СПб.: Литера, 1997. — С. 270. — ISBN 5-86617-030-2.

Примечания

  1. Этимологический словарь Фасмера. starlingdb.org. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 Папаха. Большая советская энциклопедия. Том 19. Часть 1. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Магомадова С. Папаха – культ чести и достоинства. Академия Наук Чеченской Республики (24 октября 2022). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Алиев Д. Папаха о многом расскажет. Сетевое издание «Дагестанская правда» (6 декабря 2023). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XXII—XX веков. — Москва: Наука, 1989. — 288 с. — ISBN 5—02—009903—1.
  6. 6,0 6,1 Гарсаев Л. Папаха (холхазан/сурам куй) – символ мужской чести и достоинства чеченцев. Сетевое издание «Вести Чеченской Республики» (11 октября 2017). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  7. 7,0 7,1 У мужчины всегда должна быть папаха. Дом дружбы народов Красноярского края «Родина». Дата обращения: 4 ноября 2025.