Липецкий государственный педагогический университет
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского (ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского) | |
---|---|
Международное название | Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University» |
Прежние названия | ЛГУИ, ЛГПИ, ЛГПУ |
Год основания | 1949 год |
Тип | Государственный университет |
Ректор | Федина, Нина Владимировна |
Студенты | ~ 4 тыс. |
Расположение |
Россия: Липецкая область, Липецк |
Юридический адрес | 398020, Липецк, ул. Ленина, 42 |
Сайт | https://lspu-lipetsk.ru |
Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского — старейшее образовательное учреждение города Липецка, основанное в 1949 году как Липецкий государственный учительский институт.
Реорганизовано из Липецкого педагогического училища приказом Министерства высшего образования СССР от 29 июля 1949 года. В нем числилось около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панфёров[1].
Основные сведения
Полное наименование образовательной организации: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского»[2].
Сокращенное наименование образовательной организации: «ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского».
Дата создания образовательной организации: 29 июля 1949 года.
Учредителем ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского» является Российская Федерация. Функции полномочия учредителя ВУЗа осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации. Руководитель: Министр просвещения Российской Федерации Кравцов Сергей Сергеевич[2].
История
Информация взята с сайта ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского[1], на основе книг Л. И. Земцова[3][4].
Начало педагогического образования в Липецке (1930-е годы).
Начало подготовки педагогов в г. Липецке связано с тридцатыми годами XX века. В эпоху первых пятилеток важнейшей задачей для страны была ликвидация безграмотности населения.
Создание индустриально-педагогического техникума (16.04.1931)
В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 года сообщалось[1]:
Липецк растёт за счет рабочих. Создаётся индустриально-металлургический комбинат. Растёт и политехнизируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно
Позднее учебному заведению было присвоено имя С. М. Кирова.
1936 год — ЛИПТ переименован в Липецкий педагогический техникум им. С. М. Кирова.
1937 год — переименован в Липецкое педагогическое училище им. С. М. Кирова.
Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов[1].
Старейшая липецкая учительница Л. В. Криницкая, работавшая в педагогическом техникуме во второй половине 1930-х годов, рассказывала о том, как учащиеся в общежитии по репродуктору регулярно всем коллективом слушали программы передач с её комментариями (как одеты герои, как они выглядят). Так молодежь знакомилась с шедеврами мировой культуры: пьесами «На бойком месте», «Доходное место», романом в стихах «Евгений Онегин» и другие[1].
ЛИПТ в конце 1930-х годов
В техникуме был трёхлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический, политехнический и педагогический. В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы», для которого отводилось 210 часов «по расписанию» и 105 часов для изучения «дома» (аналог современной самостоятельной работы)[1].
Студенты получали стипендии, размер которых был невелик и колебался в зависимости от успеваемости. По сведениям за 1937 года, стипендия составляла: на 1 курсе — 40 или 50 рублей, на 2 курсе — от 45 до 60 рублей; на третьем — от 50 до 70 рублей. Существовали и две «крупных» стипендии: одна в 80 р. и одна в 100 р. (имени 8 марта). Нуждающимся учащимся выдавались пособия, единовременные или периодические, размер пособия составлял 30 рублей[1].
Стоимость дневного рациона составляла 1 р. 40 к. и увеличивалась на 40 коп. во время сессий и экзаменов. Калорийность питания составляла, по подсчетам того времени, 1200—1600 калорий. Выдавался хлеб — в день 500 г. и в столовой еще 100 г. Натуральное снабжение получали преподаватели. Оно состояло в 1932 году из хлеба — 400 г., пшена — 500 г. и сахара — 400 г[1].
В 1939 году в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. экземпляров книг[1].
ЛИПТ в годы Великой Отечественной войны
В прифронтовых городах во время войны создавались отряды ПВО.
В плане воспитательной работы ЛИПТа появились кружки станковых пулеметчиков и автоматчиков для юношей и девушек.
Протоколы партийных собраний за военные годы включали вопросы о подсобном хозяйстве, о посевной кампании на участке в 5 га земли, выделенном училищу. В январе 1944 года коллектив преподавателей просил увеличить норму выдачи хлеба для служащих до 500 гр.
Самым сложным было обеспечение преподавателей дровами, выручала товарищеская взаимопомощь и коллективизм[1].
Особенно хорошо учился краснознамённый класс:
несмотря на то, что там было много больных малярией и недостаточно питающихся
не было неуспевающих. В 1943—1944 учебном году в техникуме не было преподавателей педагогики, русского языка, географии. Все ушли на фронт[1].
Летом 1944 года студенты училища заработали на строительстве тракторного завода 509 человеко-дней. Средства были перечислены в фонд подшефного детского дома[1].
Рождение Липецкого государственного учительского института
29 июля 1949 года приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт[1].
В нём числилось около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панфёров. Из 200 зачисленных на первый курс студентов 108 прошли войну и вернулись с наградами; заместитель директора С. В. Щепров был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, первый зав. физико-математическим отделением Н. Н. Крапивин — кавалер ордена Александра Невского[1].
Институт (как учительский) сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного исторического периода. Появилось всеобщее бесплатное среднее образование, поэтому резко возросла необходимость в подготовке учителей по разным предметам[1].
Преобразование Липецкого учительского института в педагогический (1954 год)
Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.01.1954 о реорганизации Липецкого учительского института в Государственный педагогический институт[1].
Первый директор педагогического института (с 1954 года по 1958 год) Трофим Ильич Поподько.
20 августа 1955 года институт начал работать в новом здании — бывшей школе ВВС в поселке «Свободный Сокол» (8 км от центра Липецка). Вводятся пятилетний срок обучения и обогащённые учебные планы факультетов[1].
На первом заседании Совета института преподаватель Н. В. Карпов обозначил[1]:
Каковы основные требования, которые мы предъявляем друг к другу? Это — а) работоспособность (требовательность в работе, трудолюбие, тщательная подготовка учебного процесса); б) чувство товарищества и коллективизма; в) принципиальность (не потакать слабостям друг друга; критика, невзирая на лица; правильное реагирование на критику. Там, где нет критики и самокритики, там — застой и косность). Мы должны заботиться о перспективах научного роста, научной работы
Целевое распределение выпускников ЛГПИ. Целина
Длительное время в ЛГПИ существовала система распределения выпускников в разные районы страны, которые нуждались в квалифицированных кадрах. Девушки и юноши уезжали на Алтай, в Сибирь, Казахстан, Свердловск, Воронежскую область и т. д.; многие, отработав положенный срок, возвращались назад, многие оставались на новой родине, отдавая ей свои силы и талант. Директором Мяконьской школы на Целине был выпускник физмата ЛГПУ С. Н. Кузнецов. Сейчас школа названа его именем. Это единственный случай в истории ЛГПИ[1].
Открытие истфака
Для идеологической работы в растущем городе требовались специалисты с историческим образованием. Уже в 1955 году (сначала в рамках историко-филологического факультета) в ЛГПИ начинает осуществляться подготовка историков. Формируется собственный преподавательский резерв: к научным исследованиям приобщаются талантливые студенты, нацеленные на аспирантуру. Многие из них защитят диссертации и внесут свой вклад в развитие родного вуза[1].
ЛГПИ в 1960-е годы
Директор ЛГПИ в 1958—1960 годах — Василий Иванович Карасев.
Все выпускники 1950-х и 1960-х годов лично знали друг друга. Ректор Николай Семенович Перелыгин (1961—1970 годы) знал всех студентов по именам.
В начале 1960-х годов в вуз пришла целая плеяда ярких личностей. Это преподаватели В. М. Важинский, А. И. Борозняк и О. П. Околелов, С. Т. Вайман и В. В. Щеулин, К. Р. Лапина и Б. Т. Панов, К. А. Москаленко, Г. И. Горская и С. А. Шмаков[1].
Благодаря К. А. Москаленко и Г. И. Горской получил всеобщее признание «Липецкий опыт», подтолкнувший педагогов к поиску эффективных форм обучения[1].
Педагогика детских оздоровительных лагерей в истории ЛГПИ
В 1960—1980-х годах одним из наиболее известных и талантливых педагогов института был Сталь Анатольевич Шмаков. Сфера его интересов — организация досуга детей и молодёжи; рассмотрение теории игры; анализ структуры свободного времени школьников; воспитательные практики ДОЛ и т. д. На протяжении многих лет эффективно работал созданный им клуб «Радуга», где студенты общались с педагогами-новаторами, космонавтами, киноактерами, журналистами. Впоследствии 12 членов Клуба стали заслуженными учителями Российской Федерации. Шмаковская традиция воспитания вожатых развивается до сих пор. Студентов ЛГПУ охотно приглашают на работу в ДОЦ «Орлёнок», «Артек», «Океан», «Прометей», даже в США[1].
ЛГПИ в 1970-е, начало 1980-х годов
В 1975 году институт переезжает в центр города, в новые корпуса. Появляются удобные, светлые аудитории, большая библиотека с несколькими читальными залами, общежитие[1].
Подготовка учителей в 1970 году идет по 11 специальностям. Открываются факультеты: биолого-химический (ныне естественно-географический), иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 году — индустриально-педагогический (теперь — технологии и предпринимательства), художественно-графический, учителей начальных классов. Квалифицированными кадрами, выращенными в ЛГПИ, теперь можно было укомплектовать почти весь состав учителей-предметников средней общеобразовательной школы.[1]
В 1975 году открывается международный факультет, за свою 40-летнюю историю подготовивший более 2 тысяч специалистов для многих стран мира[1].
1980-е годы в истории ЛГПИ
Расширялась сеть базовых городских и сельских школ для производственной практики. Как правило, это были школы с передовым педагогическим опытом. Складывалось сотрудничество кафедр и факультетов с лучшими учителями города. Традиция сохраняется до сих пор[1].
Вуз продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (1983—1986 годы) и Василии Васильевиче Шахове (1986—1988 годы)[1].
Общественные клубы в ЛГПИ
Существовали и активно работали: факультет общественных профессий, общественно-политическая практика, комсомольская организация, дискуссионные клубы[1].
Наиболее яркие клубы — «Точка зрения», созданный талантливым педагогом Олегом Анатольевичем Казанским, и общественно-политический клуб «СоМнение», действовавший на истфаке под руководством Виктора Николаевича Томилина. Клубы в конце 1980-х годов привлекали на свои заседания множество студентов, преподавателей и просто липчан, интересовавшихся вопросами культуры и социальной жизни[1].
1990-е годы
В 1990-е годы ЛГПУ превратился в современный центр педагогического образования.
Коллектив университета возглавляла Вера Федоровна Чернова (1988—2000 гг.)[1].
Резко увеличилось число специальностей: появились история, психология, экология, химия и др. Были открыты новые факультеты — экономики и информатики, педагогики и психологии, в 2001 году — факультет искусств.
С 2000 года в институт обрел статус педагогического университета[1].
Первое десятилетие ХХI века
Ректор ЛГПУ с 2000 по 2015 год П. Г. Бугаков.
Одной из главных педагогических концепций, разрабатываемых университетом, стала концепция непрерывного образования. Была разработана структура довузовской, вузовской и послевузовской учебы[1].
Система довузовского образования занималась набором и подготовкой абитуриентов и включала подготовительное отделение, центр довузовского и дополнительного образования;
Учебно-педагогический комплекс (УПК), куда входили: Усманский и Лебедянский педагогические колледжи; лицей № 44, педагогический лицей № 24, гимназия № 12 — инновационные школы г. Липецка; Липецкие школы № 5, 19, 68, 69 с экономическими и правовыми классами, Хмелинецкая школа Задонского района и другие образовательные учреждения[1].
Преподаватели ЛГПУ вели школьные уроки, факультативы, спецкурсы, на кафедрах обсуждались рабочие программы учителей-предметников. Ежегодно около 60 % поступивших в университет на дневное и заочное отделения составляли абитуриенты из УПК[1].
Система вузовского образования в начале ХХI века
Университет реализовал программы высшего профессионального образования по 47 специальностям. Это — технология и предпринимательство, информатика, экономика, прикладная математика, профессиональное обучение, химия, география, экология, логопедия, олигофренопедагогика, социальная педагогика, специальная психология, социальная работа, культурология, информационные системы, социально-культурный сервис и туризм, история, сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры, проектирование и технология изделий сферы быта и услуг, декоративно-прикладное искусство, музыкальное образование, народное художественное творчество, лингвистика, регионоведение[1].
Уверенно взяли старт факультеты иноязычной культуры (1994 год, позже факультет лингвистики и межкультурной коммуникации.), экономики и информатики (1994 год, позже — информационных и социальных технологий), педагогики и психологии (1995 год), музыкально-педагогический (2001 год, позже — институт культуры и искусств), увеличив тем самым число факультетов, дающих высшее образование, до 12[1].
К 2010 году в вузе сочетались академические традиции и перспективные тенденции. Из 52 кафедр университета часть были классическими (литературы, ботаники, теории и истории педагогики), часть — инновационными (экономики и менеджмента, прикладной математики, информационных технологий и т. д.). Руководил вузом профессор П. Г. Бугаков[1].
Университет прославили известные учёные — доктора наук, профессора, руководители научных школ, участники масштабных государственных программ, фундаментальных и прикладных исследований: А. И. Борозняк, Э. Н. Вайнер, А. А. Плешаков, Т. Д. Суслова, В. В. Щеулин, И. Г. Гузенко, А. В. Гулин, Г. В. Звездова, А. С. Калитвин, Н. Н. Поляков, В. А. Попков, В. А. Сарычев, Л. Г. Сатарова, Л. Г. Стамова и ряд других.
В профессорско-преподавательском коллективе в первом десятилетии ХХI века из 707 человек 61,2 % были докторами наук, профессорами и кандидатами наук, доцентами, работали Заслуженные деятели науки и культуры, Заслуженные учителя РФ, Заслуженные работники высшей школы, члены международных и российских общественных Академий[1].
Университет располагал фундаментальной библиотекой с фондом свыше 400000 единиц, включающим и фонд редкой книги. Функционировали отделы учебной, научной и художественной литературы, справочно-библиографический отдел, два читальных зала для студентов и научный читальный зал. Библиотека регулярно проводила тематические обзоры, недели науки, литературные и авторские вечера, выставки трудов преподавателей, презентации их новых книг, выставки-отчеты кафедр и факультетов, научных работ студентов[1].
Вуз имел широкие международные связи. Ведущие профессора участвовали в международных программах в области охраны окружающей среды, математики, химии, археологии, истории.
Большое значение в вузе всегда придавалось педагогической практике.
К 2010 году ЛГПУ подготовил свыше 35 тысяч специалистов как для Липецкой области и других регионов страны, так и для Анголы, Афганистана, Вьетнама, Германии, Камбоджи, Кубы, Нигерии, Пакистана, Эфиопии.
В 2010 году в ЛГПУ обучалось более 7,5 тысяч студентов[1].
Послевузовское образование
В 1989 году была открыта аспирантура.
К 2009 году набор объявлялся уже по 21 специальности, всего в аспирантуре учились 142 человека.
Важнейшей структурой вуза был факультет повышения квалификации[1].
Новейшая история вуза
В 2015 году началась реорганизация практически всех сфер жизни в ЛГПУ, направленная не только на стабилизацию процессов, но на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров.
В вуз пришло новое руководство. И. о. ректора стала кандидат педагогических наук, доцент Нина Владимировна Федина. Она предложила новую динамичную программу развития вуза, частью которой стала и реструктуризация ЛГПУ[1].
На основе 13 факультетов было создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили в своих рядах специалистов кафедр, занимающихся родственными проблемами. Произошло объединение ресурсов, появились новые возможности для научной, учебной и творческой работы в едином направлении. Благодаря этому актуализируется содержание преподаваемых дисциплин, возрастает обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности[1].
Одна из актуальных задач — развитие потенциала университета, который позволит ему готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям. Внедряются новые подходы к практической подготовке будущих учителей. Один из примеров — разработанный проект «МастерКласс», когда уроки практикантов будут проводиться он-лайн и записываться на видеоносители для анализа, что позволит сделать процесс воспитания педагогов наглядным, воспроизводимым и диалектичным.
Сегодня университет активно развивается, взяв уверенный курс на совершенствование учебной деятельности; развиваются инновационные процессы, качественно меняется воспитательная и научная работа. Университет активно участвует в проектах федерального уровня[1]. В Липецком педагогическом университете имени П. П. Семенова-Тян-Шанского ведётся подготовка по многим направлениям как педагогическим, так и университетским[5].
Руководители
Руководители училища/института/университета в разное время[6][7].
- Директор училища — Панфёров Борис Лаврентьевич (1949—1954 годы).
- Директор института — Поподько Трофим Ильич (1954—1958 годы).
- Директор института — Карасёв Василий Иванович (1958—1960 годы).
- Директор института/Ректор (с апреля 1961 года) — Доманок Владимир Михайлович (1960—1961 годы).
- Ректор — Перелыгин Николай Семёнович (1961—1970 годы).
- Ректор — Бабин Борис Николаевич (1970—1983 годы).
- Ректор — Карташов Павел Ильич (1983—1986 годы).
- Ректор — Шахов Василий Васильевич (1986—1988 годы).
- Ректор — Чернова Вера Фёдоровна (1988—2000 годы).
- Ректор — Бугаков Павел Георгиевич (2001—2015 годы).
- Ректор — Федина Нина Владимировна (2015 год по настоящее время).
Структура и органы управления образовательной организацией
Факультеты и институты (до 1 февраля 2016 года)
Факультеты и институты, которые существовали до реорганизации[1]:
- Филологический факультет (образован в 1954 году).
- Факультет физико-математических и компьютерных наук (образован в 1954 году).
- Исторический факультет (образован в 1962 году).
- Факультет технологии и предпринимательства (образован в 1969 году).
- Естественно-географический факультет (образован в 1970 году).
- Факультет иностранных языков (образован в 1970 году).
- Факультет физической культуры и спорта (образован в 1970 году).
- Международный факультет (образован в 1975 году).
- Художественно-графический факультет (образован в 1978 году).
- Факультет повышения квалификации (образован в 1990 году).
- Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации (образован в 1994 году).
- Факультет педагогики и психологии (образован в 1995 году).
- Факультет информационных и социальных технологий (образован в 1994 году).
- Институт культуры и искусства (образован в 2001 году).
Структура университета в настоящее время:
В настоящее время университет имеет следующую структуру[7]:
Органы управления
- Ректорат: ректор Федина Нина Владимировна.
- Конференция работников и обучающихся.
- Учёный совет.
- Научно-методический совет.
- Совет обучающихся.
Структурные подразделения
- Управление делами.
- Управление образовательной политики.
- Приёмная комиссия.
- Отдел правового обеспечения.
- Управление воспитательной и социальной работы.
- Отдел профориентационной работы.
- Управление науки и инноваций.
- Отдел международного сотрудничества.
- Информационно-аналитический центр.
- Отдел автоматизированных систем управления и систем связи.
- Отдел мобилизационной подготовки.
- Административно-хозяйственное управление.
- Отдел государственных закупок и государственного заказа и управления имущественным комплексом.
- Библиотека.
- Управление бухгалтерского учёта и финансового контроля.
- Управление кадрового обеспечения.
- Столовая.
- Пресс-центр.
- Научно-образовательный центр реализации образовательных и исследовательских проектов.
- Отдел комплексной безопасности и гражданской обороны.
- Технопарк универсальных педагогических компетенций.
Общественные объединения
- Профком работников.
- Студенческий профком.
Институты и кафедры
Институт истории, права и общественных наук
- Кафедра отечественной и всеобщей истории.
- Кафедра философии, политологии и теологии.
- Кафедра государственно-правовых дисциплин.
- Кафедра социологии и управления.
Институт психологии и образования
- Кафедра социальной педагогики и социальной работы.
- Кафедра психологии, педагогики и специального образования.
- Кафедра дошкольного и начального образования.
- Кафедра педагогики детства.
Институт естественных, математических и технических наук
- Кафедра математики и физики.
- Кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации.
- Кафедра технологии и технического творчества.
- Кафедра географии, биологии и химии.
- Кафедра теории и методики обучения информатике.
Институт физической культуры и спорта
- Кафедра физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин.
- Кафедра спортивных дисциплин.
Институт филологии
- Кафедра немецкого и французского языков.
- Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации.
- Кафедра русского языка и литературы.
- Кафедра английского языка.
- Кафедра русского языка как иностранного.
- Кафедра теории и методики преподавания русского языка и литературы.
Институт культуры и искусства
- Кафедра изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
- Кафедра музыкальной подготовки и социокультурных проектов.
Научно-исследовательская работа
Основные направления научных исследований[8]:
Стратегическими задачами Липецкого государственного педагогического университета в сфере научной работы выступают:
- развитие фундаментальных и прикладных исследований (как в традиционных, так и в принципиально новых для университета сферах научного знания);
- повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научной работы в регионе, РФ, международном научном сообществе;
- поддержка и развитие существующих и формирование новых научных школ, обеспечение преемственности научных знаний, сохранение и развитие кадрового потенциала университета;
- развитие международного научного сотрудничества;
- совершенствование управления в области развития науки в университете.
В соответствии с Программой развития университета основными направлениями и содержанием развития университета являются:
в научной деятельности:
- укрепление материальной базы научных исследований;
- оценка деятельности кафедр проводится, в том числе, в зависимости от количества средств, привнесённых кафедрой в бюджет университета;
- активизация работы по привлечению госбюджетных, региональных, внебюджетных и зарубежных финансовых ресурсов, грантов на научные исследования;
- поддержание формирования и функционирования научных школ;
- стимулирование организации и проведения на базе университета конференций, семинаров и т. д. различного уровня;
- поддержка участия сотрудников, аспирантов и студентов в конференциях, семинарах, симпозиумах и т. д. вне университета через программы академической мобильности;
- активизация работы НОО и участия студентов в конкурсах студенческих работ;
- выполнение совместных проектов с ведущими вузами России и институтами РАН, с вузами других стран;
- проведение психолого-педагогических, фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам и приоритетным направлениям;
- увеличение количества публикаций в центральных, международных изданиях, изданиях Перечня ВАК, Web of Sciences, Scopus и РИНЦ;
- организация участия преподавателей и студентов в международных программах и проектах;
в области обеспечения университета профессорско-преподавательскими кадрами Программа предусматривает механизм подготовки докторов наук:
- индивидуальная работа с молодыми кандидатами наук, ориентирующая на написание докторских диссертаций и предполагающая финансовую и материальную поддержку научных консультантов;
- открытие ставок научных сотрудников для работы над докторскими диссертациями;
- предоставление творческих отпусков для завершения докторских диссертаций;
- пересмотр имеющейся системы материальной поддержки докторантов и сотрудников, работающих над докторскими диссертациями;
- разработка системы материальной поддержки в издании монографий и защите докторских диссертаций;
- сотрудничество с ведущими вузами страны и институтами РАН в плане подготовки сотрудниками университета докторских диссертаций;
- повышение ответственности кафедр и научной части за сроки защиты докторских диссертаций;
- открытие Советов по защите докторских диссертаций;
- разработку и внедрение системы, при которой индивидуальная научная работа с одаренными студентами начинается на втором — третьем курсах и ведется до окончания университета, а затем продолжается в аспирантуре;
- расширение практики при подготовке кандидатов наук работу с соискателями;
- сохранение сложившейся системы материальной поддержки аспирантов при защите диссертации;
- продолжение подготовки к поступлению в аспирантуру на курсах на льготных условиях для сотрудников университета;
- предоставление творческих отпусков для завершения кандидатских диссертаций;
- повышение ответственности кафедры и научного руководителя за подготовку аспиранта к защите диссертации в срок;
- открытие советов по защите диссертаций;
- сотрудничество с ведущими вузами страны и институтами РАН в плане подготовки сотрудниками университета кандидатских диссертаций.
- укрепление профессорско-преподавательского состава осуществлять также путём привлечения лиц, имеющих учёные степени и звания, как в качестве постоянных работников, так и по совместительству.
В настоящее время в университете научные исследования ведутся по 17 направлениям:
Исследования естественнонаучного цикла:
- Прикладная физиология и психофизиология.
- Вещественный комплексный и функциональный математический анализ.
- Экспериментальные и теоретические исследования физических свойств твёрдых тел.
- Проблемы системного анализа, управления и обработки информации.
- Комплексные эколого-географические исследования Липецкой области и его биологического разнообразия.
- Основы рационализаторской и изобретательской деятельности в развитии технического творчества учащихся.
- Исследования актуальных проблем педагогики, образования и воспитания.
- Отечественная история и археология Центрального Черноземья.
- Проблемы социально-экономического и политического развития стран Азии и Африки в Новое и Новейшее время.
- Изучение истории российско-германских отношений.
- Некоторые аспекты отечественной филологии.
- Актуальные прикладные проблемы германистики в диахроническом разрезе.
- Исследование сущности эстетических явлений сквозь призму философии.
- Проблемы взаимопонимания в диалоге культур (лингвистический и методический аспекты).
- Изучение социальных проблем в современном российском обществе. Теория и практика социальной работы: проблемы и перспективы.
- Теория и методика формирования правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.
- Социологическая диагностика развития гражданского общества в Липецкой области.
Известные сотрудники университета
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 1,44 1,45 История университета . Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Дата обращения: 25 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Основные сведения . Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Дата обращения: 25 июня 2023.
- ↑ Земцов Л.И. Вглядываясь в прошлое // Липецкий государственный педагогический университет. — Липецк, 2009. — С. 12—15.
- ↑ Земцов Л.И. Вып. V // Начало профессионального педагогического образования в г. Липецке. // Записка Липецкого областного краеведческого общества. — Липецк, 2006. — С. С.95-112.
- ↑ Основные образовательные программы . ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Дата обращения: 27 июня 2023.
- ↑ Липецкий государственный педагогический университет. 1949-2009 гг. /. — ЛИПЕЦК:: ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2009. — С. 13—16. — 272 с. — ISBN 978-5-88934-431-5.
- ↑ 7,0 7,1 Структура и органы управления образовательной организацией . ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Дата обращения: 27 июня 2023.
- ↑ Основные направления научных исследований . Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Дата обращения: 28 июня 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Университеты по алфавиту
- Учебные заведения, основанные в 1949 году
- Знание.Вики:Готовые статьи по географии
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Учебные заведения по алфавиту
- Липецкий государственный педагогический университет
- Университеты Липецкой области
- Высшие учебные заведения Липецка
- Высшие учебные заведения Липецкой области