Кёльнский собор
Эту страницу в данный момент активно редактирует участница Алена. |
собор | |
Кёльнский собор | |
---|---|
нем. Kölner Dom | |
Страна | Германия |
Город | Кёльн |
Конфессия | Римско-католическая церковь |
Архитектурный стиль | готика |
Автор проекта | Герхард фон Риле |
Дата основания | 1248 год |
Строительство | 1248—1880 годы |
Реликвии и святыни | Мощи волхвов |
Состояние | Реставрация |
Сайт | koelner-dom.de |
Медиафайлы на Викискладе |
Кёльнский Кафедра́льный Собо́р святы́х Петра́ и Мари́и (нем. Kölner Dom) — римско-католический собор в готическом стиле, расположенный в немецком городе Кёльн, является одним из самых высоких храмов в мире. Высота высшей точки собора составляет 157 метров. Размеры собора по длине и ширине 145 на 86 метров. Общая площадь здания — чуть менее 8000 квадратных метров. В 1996 году включён в список объектов Всемирного культурного наследия. Кладовые собора хранят священные реликвии, богослужебную утварь, рукописи, облачения и знаки отличия архиепископов и соборного духовенства, относящиеся к периоду с IV по XX век[1][2].
История
Храмы языческих богов
В древности на этом месте находилось священное место, важное для людей, которые жили в те времена. Они строили там храмы в честь своих богов. Эти храмы были очень старыми и назывались языческими. Археологи нашли руины этих храмов: остатки стен и других частей. Это доказывает, что на месте собора действительно были древние храмы. Когда в Кёльн пришло христианство, люди начали строить церкви на этом месте. Многие из этих церквей были разрушены, но на их месте строили новые[3].
Ранние церкви
В те времена, когда Кёльном правили римляне, в северной части города было возведено несколько церквей. Каждая последующая церковь была больше предыдущей, что свидетельствует о стремлении людей строить всё более величественные сооружения для молитв. Вокруг этих церквей возникали монастыри и другие храмы, формируя пространство, известное как «святой Кёльн». Это название подчёркивает важность этих мест для верующих людей[4].
Римские виллы
Кёльн был важным городом для римлян с I века до середины V века нашей эры. В то время Кёльн назывался Colonia Claudia Ara Agrippinensium. Здесь жили богатые и влиятельные люди, строившие роскошные виллы, остатки которых найдены в последствии археологами. На стенах вилл были искусные росписи, а внутри были сложные системы отопления. Также были найдены следы небольшого римского храма. Остатки этих сооружений можно увидеть в нижней части собора, где проводились раскопки на большой площади. От старейших из них практически ничего не осталось. Были обнаружены только фрагменты полов и участки стен. Эти находки свидетельствуют о существовании этих зданий, но не позволяют точно восстановить их внешний вид[5][6].
Ранние храмы
Христианские здания стояли в этом месте с IV века. Среди них был и квадратный собор, построенный Матерном — первым христианским епископом Кёльна. Второй собор был завершён в 818 году. Над простым бассейном был построен восьмиугольный баптистерий — это место, где проводили крещение. У баптистерия были изогнутые стороны, на которых был установлен киворий. Баптистерий находился внутри крестообразного здания с внутренними стенами, украшенными мозаиками. В окрестностях были обнаружены захоронения женщины и восьмилетнего мальчика, датируемых примерно 540 годом. Роскошные предметы, найденные в могиле, указывают на то, что умершие могли быть членами королевской семьи из династии Меровингов. Базилика была уничтожена пожаром в 1248 году[7][8].
Церковь
Святое место не оставалось долго пустым. Через несколько лет на этом месте началось возведение новой, более крупной церкви. Перед её алтарём была установлена каменная кафедра в форме замочной скважины, которая для того времени была очень большой — её диаметр превышал 5,7 метров. В восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения важных церемоний, таких как коронации и посвящения в сан. Эти церемонии были очень торжественными и привлекали много людей[8][9].
В конце VIII века к церкви были пристроены хоры в её западной части. Эти хоры были окружены кольцевым атриумом. Архитектурные черты этого сооружения были аналогичны Монастырской площади в Санкт-Галлене, которая появилась примерно в 800 году. Это говорит о том, что архитектура того времени была очень развитой и имела много общих черт. Предположительно, в середине IX века церковь была уничтожена пожаром. Это было очень печальное событие для всех жителей города, но на её месте была построена новая церковь, ещё более красивая и величественная[8][9].
«Старый собор»
«Старый собор», освящённый 27 сентября 870 года, был одним из крупнейших церковных зданий. Это было очень значимое событие для всех верующих. Позже он стал резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф (вытянутое помещение ограниченное рядом колон) был шириной 12 метров, а боковые нефы — около 6 метров. Аркады, соединявшие все три нефа, опирались на мощные прямоугольные пилястры (прямоугольные колонны). Эти пилястры были очень крепкими и поддерживали огромные своды. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки. В этих пристройках были небольшие боковые хоры, заканчивающиеся полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные — апостолу Петру. Это делало собор ещё более значимым и священным местом[10].
Перед хорами стояли две круглые башни. Эти башни были высокими и величественными. Впереди находился большой внутренний двор, окружённый богослужебными строениями. В середине двора стоял колодец. Стены этого колодца сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить порог западного входа в северную поперечную пристройку, который был сильно изношен многими тысячами верующих, которые посещали собор за столетия. Это говорит о том, что собор был очень популярным местом для молитв и богослужений. Церковь была богато украшена лепниной и расписана. Пол был покрыт тонкими пластинами мрамора[10].
В X веке к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, увеличив их количество до пяти, что делало собор ещё более просторным и вместительным. По приказу архиепископа Гериберта (999-1021 годы) в восточной части поперечной пристройки была построена двухэтажная часовня. Руины её стен по сей день стоят во дворе собора. Информация о форме и размерах Старого собора дошла до нас не только через раскопки, но и благодаря рисункам из рукописи 1025 года, известной как «Кодекс Гиллиниуса», которые помогают лучше понять, как выглядел собор в те времена. Они показывают, что собор был очень красивым и величественным зданием[10].
Кёльнский собор в XIII—XVIII веках
Проектирование Кёльнского собора
В 1248 году Конрад фон Гохштаден будучи архиепископом Кёльна заложил краеугольный камень в фундамент нового собора. Это событие стало началом строительства одного из самых известных архитектурных шедевров Европы. Строительство продолжалось более шести столетий и стало одной из самых длительных глав в истории европейского зодчества. Кёльн был одним из самых богатых и политически значимых городов Священной Римской империи. Жители города решили построить свой кафедральный собор. Храм должен был затмить все остальные храмы, отражая величие и силу Кёльна[9].
Архиепископ Райнальд фон Дассель получил от императора Фридриха I Барбароссы мощи Святых Волхвов, которых также в европейской традиции называют «Тремя королями». Эти религиозные реликвии хранились в сокровищнице одного из миланских монастырей и достались императору после захвата Милана. Император выразил свою благодарность владыке за помощь в завоевании Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом доставил реликвию в Кёльн. Для неё десять лет создавался реликварий «Рака трёх волхвов» — шкатулка из позолоченного серебра, а крышка его была выполнена из чистого золота и украшена драгоценными камнями. Передняя стенка открывалась для демонстрации реликвий. Этот реликварий был шедевром маасской школы романского искусства[11].
Кёльн достиг высокого ранга в западноевропейском христианском мире благодаря обретению реликвий. Это должно было отразиться и на кафедральном соборе города. Кёльнский собор построен по образцу прославленных соборов Амьена и Реймса, но превосходит их размерами: его длина составляет 144 метра, ширина — 86 метров, а высота башен достигает 157 метров. Формы фундамента собора были заимствованы из новых соборов, которые появились во Франции. Чтобы обеспечить больше естественного света внутри помещений, вместо массивных стен установили стройные пилястры. Для того чтобы стены могли выдерживать огромный вес сводов, была использована система внешних контрфорсов (вертикальный выступ стены) и арок, известная как арочно-контрфорсная система[9].
Арки в Кёльнском соборе не полукруглые, а стрельчатые. Это позволило равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть его устремлённость к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция создавалась, чтобы вызывать у людей благоговение перед Царствием Небесным. Кёльнский собор должен был стать символом могущества и богатства города. Его строительство было не только строительным подвигом, но и важным религиозным событием. Собор должен был стать местом, где верующие могли бы поклоняться святым реликвиям и чувствовать себя ближе к Богу. Архитектура собора с её высокими башнями и стрельчатыми арками создавала ощущение величия и возвышенности. Здание стало настоящим шедевром готического стиля и привлекало внимание людей со всего мира. Кроме того, оно должно было приносить доход от паломников[9].
Начало строительства Кёльнского собора
Восточная сторона храма стала началом строительства. Это был важный выбор, поскольку восход солнца с востока символизирует начало нового дня и новые надежды. Примерно через 70 лет работы были завершены, и внутреннее пространство собора приобрело свой окончательный вид. Все работы проводились по чертежам первого архитектора собора — Герхарда фон Риле. Он был талантливым мастером, который вложил всю свою душу и знания в создание этого величественного здания[3][12].
В центре собора находится главный алтарь, выполненный из чёрного мрамора. Этот материал был выбран не случайно, поскольку он символизирует вечность и непреходящую красоту. Вокруг внутренних хоров, где расположен алтарь, проходит деамбулаторий — галерея с примыкающим к ней венцом капелл. Эти капеллы создают особую атмосферу, где можно уединиться и помолиться[12].
Пилястры собора состоят из множества круглых стоек, а своды украшены изящными нервюрами. Эти элементы придают собору лёгкость и воздушность, несмотря на его массивность. Внутреннее пространство собора украшено «лиственными капителями» с позолоченными листьями, выполненными в реалистичном стиле. Эти украшения напоминают о красоте природы и её связи с духовным миром. Большие оконные проёмы отделаны «ажурными» каменными переплётами, которые пропускают много света, создавая внутри собора ощущение пространства и света[12].
Интересно, что все внутренние архитектурные элементы украшены орнаментом, состоящим из колец и полуколец. Однако этот орнамент отличается от того, который расположен на противоположной, северной стороне, что создаёт уникальную асимметрию, которая делает собор ещё более интересным и запоминающимся[12].
Собор имеет пять продольных нефов, которые пересекает трёхнефный трансепт. Эти нефы создают сложную и гармоничную структуру, которая подчёркивает величие собора. Над полукружием капелл деамбулатория, образующих малые апсиды (апсидиолы), возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна хора с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Колонны главного нефа достигают высоты 43,5 метра и поддерживают огромные своды, создавая ощущение мощи и величия[12].
В пяти северных окнах апсидиол сохранились старинные витражи с изображениями библейских сюжетов, так называемые «библейские окна». Эти витражи рассказывают истории из Библии и помогают верующим лучше понять и прочувствовать священные тексты. Только после завершения строительства хора и их внутренней отделки, а также сооружения стены на северной стороне, была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, используемая для богослужений. Это было важное решение, поскольку старый собор уже не мог вместить всех верующих и нуждался в обновлении[12].
В 1277 году Альберт Магнус освятил старую ризницу, которая сейчас известна как часовня Святого Причастия. Она располагалась на северной стороне собора. В XIII веке к ней была добавлена ещё одна комната. Для реконструкции этих помещений, которые находились во рву за городской стеной времён Древнего Рима, был создан фундамент и стены. Они стали основой для собора и частично — для шести оборонительных стен Римской империи. Часовня была перекрыта крестообразным сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колодцев. Сейчас в этом величественном средневековом пространстве, разделённом межэтажным перекрытием XVI века, находится сокровищница собора. Место хранит множество ценных реликвий и предметов, связанных с историей собора и его святыми[12].
В XIV веке были построены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал первого этажа Южной башни отличается от других частей здания утончённостью архитектурных элементов, которые создают ощущение лёгкости и изящества, несмотря на массивность башни. В XV веке завершилось строительство третьего этажа южной башни. На ней установили колокола «Претитоза» и «Специоза», отлитые в 1448-1449 годах. Они имеют уникальный звук и звонят в особых случаях, привлекая внимание всех жителей города. После этого начали возводить северные боковые нефы собора[12].
В начале XVI века весь комплекс работ по сооружению центрального нефа был завершён установкой кровли в северной части собора на высоте боковых нефов. Это было важное достижение, поскольку кровля защищала собор от непогоды и делала его более долговечным. Однако в 1531 году строительные работы были прерваны из-за протестантского движения, охватившего Кёльн и прирейнскую землю. Не удалось возвести перекрытие главного нефа и западный фасад. Так завершился первый период в истории строительства собора. Этот период был полон трудностей и вызовов, но также и великих достижений и красоты, которые сохранились до наших дней[12].
Воссоздание собора в XIX веке
Строительство южной башни было остановлено приблизительно в 1450 году, а полная остановка работ произошла в 1531 году. На протяжении многих веков собор оставался недостроенным. В 1790 году Георг Форстер восхищался стройными колоннами хора и отмечал, что уже тогда он считался чудом искусства. Однако перед Форстером предстал не законченный шедевр, а лишь каркас, требующий не просто ремонта, а полноценного воссоздания. Между завершённой в начале XIV века стеной хора и южной башней находился временный неф. Длинна помещения составляла 70 метров, а высота не более 13 метров. Башни также остались незаконченными. Лишь южная башня высотой 59 метров возвышалась в небо, но даже она позволяла представить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями[12].
Когда революционные французские войска заняли собор и приспособили его под склад фуража, в оскорблённом обществе возникло стремление завершить строительство городского собора. Инициатором движения за воссоздание великолепного собора стал немецкий архитектор, историк искусства и исследователь готической архитектуры Сюльпис Буассере. Вместе с братом Мельхиором он изучал средневековые соборы Франции в 1820, 1823 и 1824 годах, включая Нотр-Дам и Сент-Шапель в Париже. После эпохи наполеоновской тирании идеи Сюльписа Буассере стали характерными для движения германского «национального романтизма»[13].
Завершение строительства
В 1814 году немецкий писатель-романтик Йозеф Гёррес обратился к народу Германии с призывом завершить строительство Кёльнского собора. Он считал это делом чести для всей германской нации. В 1816 году Иоганн Сюльпис Мельхиор Доминикус Буассере, который занимался исследованием истории собора, обнаружил часть средневековых чертежей. Они изображали южную башню восточного фасада Кёльнского собора. Чертежи были выполнены мастером-строителем Йоханнесом в Париже[14].
Архитектор Георг Моллер, в свою очередь, нашёл другую часть оригинального чертежа фасада здания, который был создан мастером собора Арнольдом фон Вестфаленом в 1308 году. Моллер опубликовал эти чертежи в 1818 году, сопроводив их комментариями. В 1823 году Сюльпис Буассере выпустил книгу «История и описание Кёльнского собора вместе с исследованиями старой церковной архитектуры…». В ней он высказал мнение о германском происхождении готического стиля в архитектуре. Готический стиль — это архитектурный стиль, который появился в XII веке и был популярен до XVI века. Он характеризуется высокими стрельчатыми арками и сложными украшениями[15].
В те годы Кёльн перешёл под власть Пруссии. Сюльпис Буассере сумел убедить наследного принца Гогенцоллерна (будущего короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV) в необходимости завершить строительство собора. Расходы на строительные работы, возобновление которых произошло в 1842 году, были разделены между прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV и Ассоциацией строителей соборов, основанной жителями Кёльна в 1840 году. После тщательной подготовительной работы, проведённой архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV поручил завершить Кёльнский собор по первоначальным планам. 4 сентября 1842 года он лично заложил первый камень[15].
К 1862 году были установлены стропильные фермы на продольных и поперечных нефах. В 1863 году началось строительство башен. 15 октября 1880 года, в присутствии германского императора Вильгельма I, состоялось торжество по завершению строительства. В этот день был уложен последний камень на вершине Южной башни. Строительство собора, которое продолжалось в общей сложности 632 года, было закончено. Для завершения строительства использовалась передовая для того времени строительная технология. Она включала в себя стропильную форму крыши и одну из первых крупногабаритных конструкций из чугунного литья в истории архитектуры. Для украшения фасадов, башен и порталов было создано множество скульптур. Для остекления окон использовалось много квадратных метров витражей — цветных стеклянных окон, которые часто используются в церквях для создания красивых световых эффектов[15].
Кроме того, для порталов были изготовлены огромные бронзовые ворота. Внутреннее убранство собора также было расширено. Высочайшее качество всех работ, проведённых в XIX веке, превратило собор в одно из величайших произведений неоготического стиля, который возродил элементы готического стиля в XIX веке[15].
Архитектура собора
Кёльнский собор — один из наиболее известных храмов в мире, возведенных в готическом стиле. Он поражает своей величественностью, служит символом веры и примером упорства в достижении целей. Собор обладает внушительными размерами: его длина составляет 144,5 метра, ширина — 84 метра, а площадь оконных поверхностей — 10 000 квадратных метров. Это примерно в три раза больше, чем площадь витражей в Шартре[8][9][16].
Зародившись во Франции, готическое искусство быстро распространилось за её пределы и быстро принято в ведущих торговых городах Европы. Кёльн, подобно современному Страсбургу, стал одним из главных центров развития лучистой готики. Лучистая готика — это стиль, характеризующийся использованием сложных конструкций и декоративных элементов, создающих ощущение лёгкости и воздушности. В отличие от большинства немецких зданий, здесь трудно распознать какие-либо следы германской традиции[8][9][16].
Собор имеет форму латинского креста и два прохода с каждой стороны, как в Париже или Бурже. Латинский крест — это форма, где основной неф пересекается с поперечным нефом, образуя крест. Собор поддерживает один из самых высоких готических нефов, когда-либо построенных, почти такой же высокий, как у собора Бове, который рухнул в 1284 году. Неф — это центральный проход в церкви, который ведёт к алтарю и образованный последовательностью несущих колон. Общий дизайн здания напоминает собор Амьена, но с некоторыми изменениями. Наличие глубокого западного вестверка, который укорачивает неф и создаёт ощущение центральности, возможно, является пережитком местных традиций. Вестверк — это западная часть церкви, часто включающая башни и вход[8][9][16].
У средневекового хора есть очень высокая аркада, узкий трифорий с подробным узором, освещённый окнами, а фонарные окна — высокие, с оригинальными витражами в нижних секциях. Хор — это часть церкви, где располагаются сиденья для клира и хора. Аркада представляет собой ряд арок, поддерживающих крышу или верхний этаж. Трифорий — это узкий проход или галерея, расположенная над аркадой и под окнами. Зал имеет простое четырёхстороннее расположение[8][9][16].
К «современным» веяниям Кёльна относится отказ от задействованной колонны, полученной из Шартра, в пользу кластерного аркадного пирса. Это группа осевых колонн, которые поднимаются прямо вверх без прерывания к сводам. Также в соборе используется светящийся остеклённый трифорий. Внешне тяга свода направлена вниз и поддерживается парящими контрфорсами во французском стиле. Контрфорсы — это внешние опоры, поддерживающие стены здания. Экстерьер собора славится экстравагантным использованием ажурных, лёгких контрфорсов, каменных скульптур, вершин и высоких портиков[8][9][16].
Кёльнский собор отличается обилием изысканного архитектурного декора, характерного для поздней готики. Этот декор покрывает все детали конструкции, создавая неповторимый узор, который напоминает великолепные каменные кружева. Кажется, что декор беспокойно колышется и сплетается в бесконечный орнамент[17].
Кёльнский собор — это не только архитектурное чудо, но и место, где хранятся ценные религиозные реликвии. Уже несколько десятилетий он входит в список объектов Всемирного наследия[8][9][16].
Захоронения в соборе
В 1960 году на территории раскопок, под высоким хором, был построен современный трёхнефный склеп. Он был спроектирован мастером-строителем Вилли Вейресом, а его лепной потолок в слегка приподнятом центральном нефе — архитектором Эрлефридом Хоппе. На востоке, за решёткой из кованого железа Поля Нагеля, расположен склеп архиепископа. Он был создан в период с 1958 по 1969 год по инициативе кардинала Джозефа Фрингса. Склеп содержит погребальные камеры нескольких архиепископов, начиная с XIX века[18].
33 архиепископа Кёльна обрели свой последний приют в соборе, а также упокоилась польская королева, два светских князя и святой Андрей. Ниже представлены наиболее известные личности нашедшие последнее пристанище в Кёльнском соборе[18].
Некоторые кёльнские архиепископы были захоронены в соборе, но не все надгробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. Среди перенесённых находятся останки архиепископа Геро (969—976 годы). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне святого Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, украшена инкрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Строительство саркофага датируется 1265 годом[19].
Архиепископ Энгельберг II
На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта II (1216—1225 годы). Это не могильная скульптура, так как останки архиепископа, до 1633 года хранившиеся в саркофаге, похожем на могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвиарий. Чтобы сохранить память об этом святом архиепископе, возвели эту скульптуру, созданную в 1665 году Герибертом Нейсом, за главным алтарём. Она была перенесена на своё текущее место только в XIX веке. В отличие от строгого стиля средневековых надгробных скульптур, эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковной одежде, опирающегося на руку. Барочная скульптура из светлого мрамора выделяется высоким реализмом. Рядом с архиепископом, в позе, символизирующей готовность помочь, изображён ангел. Возникает впечатление, что умерший, исполненный любви к жизни, ожидает своего воскрешения[19].
Архиепископ Конрад фон Гохштаден
Архиепископ Конрад фон Гохштаден (1238—1261 годы), который заложил фундамент готического собора в 1248 году, был похоронен в тогда только что построенной Осевой часовне. Когда решено было поместить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню святого Иоанна. На саркофаге, установленном в 1845 году, расположена лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII века. Архиепископ, ушедший из жизни в возрасте 63 лет, желал быть изображённым молодым и привлекательным мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья делают эту могильную плиту одним из выдающихся произведений искусства[9].
Архиепископ Филипп Гейнсбергский
Саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191 годы) выделяется необычной формой. Его лежащая фигура, вырезанная из известняка и когда-то покрытая краской, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. Архиепископ принимал участие в возведении городской оборонительной стены вместе с жителями Кёльна, и поэтому около 1330 года, примерно через 140 лет после его смерти, было создано для него такое дорогое надгробие[20].
Архиепископ Фридрих Саарверденский[21].
Среди других надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414 годы) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери рядом с алтарём. Между готическими арками основания находятся 23 фигуры — участники изображённой сцены. Предполагается, что этот саркофаг был создан непосредственно после смерти архиепископа[21].
Граф Готфрид Арнсбергский
Рядом с ним стоит саркофаг графа Готфрида Арнсбергского, скончавшегося в 1371 году, изображённого в виде рыцаря в доспехах. Сетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена по легенде для защиты могилы от разгневанных родственников графа, стремившихся разрушить надгробие, так как Готфрид завещал свои владения не им, а монастырю кёльнского архиепископа. До сих пор делегация из города Арнсберга приезжает в собор ежегодно, чтобы возложить венок на могилу графа[21].
Святой епископ Андрей
На верхней части «палаты святых» расположено стеклянное окно, по которому можно посмотреть на собор верхней части «палаты святых». В центре комнаты стоят мощи святого епископа Андрея, умершего в 1225 году, которые были помещены в «палату святых» в 1663 году.
Алтари Кёльнского собора
Кёльнский собор славится своими великолепными алтарями, которые являются настоящими произведениями искусства. Они представляют собой уникальные образцы средневековой и ренессансной архитектуры и живописи, демонстрируя мастерство и художественный гений создателей.
Главный алтарь
В центре хора собора установлен огромный средневековый алтарь. Он был освящён в честь святого апостола Петра 27 февраля 1322 года. Алтарь выполнен из камня и облицован чёрным мрамором. На его поверхности размещены фигуры пророков, апостолов и святых, созданные из белого каррарского мрамора. Каррарский мрамор, добываемый в итальянском городе Каррара, славится своей белизной и прочностью. Он использовался для создания многих знаменитых скульптур и архитектурных сооружений, включая работы Микеланджело[8][22].
Позади алтаря, в левом углу, находится «Дом причастия». Это специальное место, где хранятся освящённые хлеб и вино, используемые в таинстве причастия. «Дом причастия» был создан в 1964 году немецким скульптором Эльмаром Хиллебрандом. Этот элемент алтаря является важным символом веры и почитания, подчеркивая значимость таинства причастия в христианской традиции[8][22].
Алтарь покровителей города Кёльна
Трёхстворчатый алтарный образ покровителей города Кёльна был создан в 1442 году немецким живописцем Штефаном Лохнером. Он состоит из трёх частей, которые можно открывать и закрывать. Изначально он располагался в капелле Святой Марии при ратуше, которая была создана в 1426 году на месте синагоги. Во времена французского владычества часовня была закрыта, а алтарь был сохранён и в 1810 году передан в Кёльнский собор[22][18].
В центральной части алтаря изображена сцена поклонения трёх волхвов. Эта сцена является одной из самых почитаемых в христианской иконографии, символизируя признание Иисуса Христа как Мессии. На левой и правой частях находятся изображения Святой Урсулы и её спутницы, а также святого Гереона сотоварищи. Святая Урсула — это христианская мученица, которая, согласно легенде, была убита вместе с одиннадцатью тысячами девственниц за отказ выйти замуж за язычника. Святой Гереон — это римский воин, который, как считается, был одним из первых христианских мучеников в Кёльне. Его образ символизирует мужество и верность христианской вере[22][18].
Алтарь распятия
Алтарь распятия был создан около 1500 года в Рейнской мастерской. В его центре изображено распятие Христа. Это центральное изображение является символом жертвы Иисуса Христа за грехи человечества. Слева от него — Дева Мария, а справа — Иоанн евангелист. На левой створке находятся Иоанн Креститель и святой Лаврентий, а на правой — святые Иаков (младший) и Стефан. Эти фигуры символизируют различные аспекты христианской веры и мученичества[18].
Ещё один Алтарь распятия, созданный в 1548 году Бартоломеем Брюном, находится в капелле Святого Михаила. На центральной панели изображены Мария и Иоанн, позади распятия — Мария Магдалина. Над дарителями — святые Андрей и Пётр. Этот алтарь также является важным символом веры и почитания, подчеркивая значимость жертвы Иисуса Христа и его учеников[18].
Алтарь Георга
Алтарь Георга, созданный в 1520 году в Антверпене, появился в Кёльнском соборе в 1842 году. Он показывает шесть сцен из детства Христа, а его основание украшено бюстами Христа и его апостолов. Эти сцены включают в себя рождение Иисуса, поклонение волхвов, бегство в Египет и другие важные события из жизни Христа. Бюсты апостолов символизируют их роль в распространении христианской веры и учения Иисуса Христа[18].
Алтарь Святой Клары
Алтарь Святой Клары был создан примерно в 1350-1360 годах и первоначально находился во францисканском монастыре Святой Клары в Кёльне. После закрытия монастыря он был передан в Кёльнский собор. В 1907 — 1909 годах была проведена реставрация, и была убрана краска, нанесённая поверх старого изображения. Этот алтарь является важным историческим и религиозным артефактом, символизирующим веру и почитание Святой Клары, основательницы ордена бедных дам, также известного как орден клариссинок[18].
Алтарный образ Агилольфа
Когда-то это был главный алтарь церкви Святой Марии ад Градус. Он был создан в 1520 году в Антверпене, а в собор попал в 1817 году, через несколько лет после закрытия церкви. Этот алтарь является важным примером ренессансного искусства, демонстрируя мастерство и художественный гений создателей. Он включает в себя изображения святых и библейских сцен, которые символизируют различные аспекты христианской веры и учения[18].
Осевая капелла
С 1322 года в осевой капелле находилась рака с мощами трёх царей-волхвов. Рака — это специальный ящик или шкатулка для хранения священных реликвий. В 1892 году она была перенесена на нынешнее место, а капелла была украшена картинами в нео-готическом стиле, созданными художником Фридрихом Францем Марией Штуммелем. Эти картины добавляют к капелле атмосферу почитания и благоговения, подчеркивая значимость мощей трёх волхвов для христианской веры[18].
Алтарь трёх королей
Это фактически фрагмент передней стены барочной усыпальницы Трёх волхвов, созданной в 1667 году для осевой капеллы. Находится слева от входа в собор со стороны железнодорожного вокзала. В неё встроено изображение «Милостей Богоматери» (так называемая «Украшенная Мадонна»). До 1991 года плащ Мадонны регулярно обновлялся и на него вывешивались украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые преподносились в дар Мадонне. Этот алтарь является важным символом почитания Девы Марии и её роли в христианской вере[18].
«Распятие Христа»
«Распятие Христа» появилось в 1330 — 1340 годах и было отреставрировано в 1900 году художником Вильгельмом Батцемом. Состоит из трёх частей: в центре композиции — распятие, слева от распятия — Иоанн Креститель, а справа — святой Лаврентий. Этот алтарь является важным примером средневекового искусства, демонстрируя мастерство и художественный гений создателей. Он символизирует жертву Иисуса Христа за грехи человечества и его значимость для христианской веры[18].
Алтари Кёльнского собора являются не только произведениями искусства, но и важными религиозными и историческими артефактами, символизирующими веру и почитание христианских святых и событий. Они привлекают тысячи посетителей со всего мира, желающих насладиться их красотой и глубиной[18].
Органы собора
Кёльнский собор славится своими двумя органами, которые были созданы известным мастером органов Клаусом из Бонна. Эти инструменты играют важную роль в музыкальной жизни собора, они используются как для проведения литургических служб, так и для организации концертов[18].
Орган-трансепт
Орган-трансепт был построен в 1948 году и установлен в галерее на северном перекрёстке. Он был создан вскоре после Второй мировой войны, когда собор ещё не был полностью отреставрирован, и неф был отделён от трансепта и алтаря стеной из щитов. Орган-трансепт был открыт в 1948 году по случаю 700-летия собора. Впоследствии он был расширен в 1956 и 2002 годах и сегодня имеет 88 остановок на четыре мануала и педали[18].
Нефный орган
Орган был установлен в 1998 году и получил название «Ласточкино гнездо». Он имеет 53 регистра. Этот орган значительно улучшил качество звука в послевоенный период, особенно для исполнения литургической музыки. Орган хорошо вписывается в интерьер готической церкви, однако он нарушает пространственную целостность нефа, пересечений и хора, что было характерно для неоготического стиля XIX века[18].
Общая консоль и аппарат высокого давления
На обоих органах можно играть с общей консоли, как и на аппарате высокого давления, который был установлен в западной части собора в 2006 году. Это позволяет органистам использовать оба органа одновременно, создавая богатое и разнообразное звучание[23].
Дополнительные органы
Кроме двух основных органов, в соборе есть два небольших органа, которые находятся в Мариенкапелле и в причастной часовне. Эти органы используются для более тайных и специализированных музыкальных мероприятий. Трубочные органы Кёльнского собора являются важной частью его музыкального наследия и продолжают играть ключевую роль в литургической и концертной жизни собора. Их уникальное звучание и акустическое расположение делают их незаменимыми инструментами для исполнения духовной музыки[18].
Реликвии и сокровища
Рака трёх волхвов
Создание раки
Золотой реликварий Кёльнского собора, известный также как рака волхвов (нем. Dreikönigsschrein), является одним из самых выдающихся шедевров средневекового искусства. Этот реликварий был создан мастером Николаем фон Верденом из Мааса. Он является самым крупным реликварием в Западной Европе. Реликварий был заказан в 1181 году и завершён только в 1220 году (по другим данным — в 1230 году). Он был предназначен для хранения мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трёх прославленных волхвов. Эти мощи были перенесены в Кёльн из Милана в 1164 году архиепископом Райнальдом фон Дасселем. Перенос мощей имел огромное значение для Кёльна, так как это привлекло множество паломников и укрепило религиозное и культурное значение города[3][24][25].
Описание раки
Святыня трёх волхвов за алтарём Кёльнского собора. Реликварий представляет собой трёхнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Он украшен драгоценными камнями и выполнен с точной схемой размещения фигур. Эта схема начинается от ветхозаветных пророков и царей и заканчивается сценами воплощения Христа. Специалисты особенно выделяют горельефные фигуры в аркадах на продольных сторонах нижних помещений. Сцены Страшного суда и восседающие на троне фигурки пророков и апостолов с их выразительными ликами, динамичными жестами и складками одежд преодолевают застывшую романскую пластику. Это демонстрирует высокий уровень мастерства и художественного выражения[3][24][25].
Деревянный корпус реликвария имеет размеры 2,2×1,1×1,53 метра. Он был покрыт со всех сторон серебряными позолоченными пластинами. На каждой стороне саркофага изображена чеканка, которая рассказывает о жизненном пути Иисуса Христа. Для отделки раки мастер использовал 1000 жемчужин, камней и драгоценных камней, которые считались самыми ценными в то время. Эти украшения не только придавали реликварию великолепие, но и символизировали богатство и могущество Кёльнского собора[3][24][25].
Значение раки
Эксперты отмечают, что в настоящее время этот «изумительный ларец» как произведение ювелирного искусства частично утратил свою завершённость, что снижает его материальную ценность. Это произошло не только из-за многолетнего использования, но и из-за позднейших реставраций и разграблений. Тем не менее, он остаётся одним из главных сокровищ Кёльнского собора Пресвятой Богородицы и святого Петра. Реликварий привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. Передняя сторона раки сделана съёмной. Её снимают ежегодно 6 января, чтобы все верующие могли увидеть мощи трёх волхвов — три черепа в золотых коронах и поклониться им[3][24][25].
Этот реликварий не только является важным религиозным символом, но и представляет собой значительное культурное и историческое наследие. Он демонстрирует высокий уровень мастерства и художественного выражения средневековых мастеров. Реликварий служит напоминанием о глубокой вере и преданности, которые были характерны для средневековой Европы. Он также является свидетельством того, как искусство и религия были тесно переплетены в жизни людей того времени[3][24][25].
Библейские окна
Кёльнский собор, известный также как «стеклянный храм», славится своими впечатляющими витражами. Около 10 тысяч квадратных метров стекла были преобразованы в витражи, созданные в разные эпохи. Несмотря на различия в стилях, эти витражи являются бесценными произведениями живописи[26].
История и значение витражей
Витражи Кёльнского собора представляют собой не только художественные шедевры, но и важные исторические артефакты. Они отражают эволюцию стилей и техник, используемых в искусстве витражей на протяжении веков. Витражи создавались в разные периоды, начиная с раннего средневековья и до современности, и каждый из них имеет свою уникальную историю и значение[26].
Самые старые витражи
Самые старые витражи расположены в клиросе и были созданы в период с 1304 по 1321 год. Это знаменитые Библейские витражи, изображающие сцены из Старого и Нового Заветов. Клирос — это часть собора, предназначенная для хора и духовенства, и витражи здесь играют особую роль, так как они находятся в центре религиозных обрядов и церемоний[26].
Витражи Трёх волхвов
Высоко над головой, в верхних рядах окон, сияют великолепные витражи — окна Трёх волхвов. Эти витражи изображают сцены из жизни трёх волхвов, которые, согласно Библии, пришли поклониться младенцу Иисусу. Они являются важным символом Кёльнского собора, так как мощи трёх волхвов хранятся в золотом реликварии, который также находится в соборе[26].
Библейские витражи
В галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские витражи. Эти витражи изображают различные сцены из Библии и служат важным элементом религиозного искусства. Они помогают верующим лучше понять и прочувствовать библейские истории, делая их более доступными и наглядными[26].
Свет и духовность в витражах
Витражи открыли новые возможности для средневековых художников. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал свет, исходящий от Бога. Игра света, проникающего через витраж, уводила верующих от всего конкретного и земного, направляя их к неосязаемому и светозарному. Витражи как бы приглушали телесность и выразительность образов готической пластики, делая их более духовными[26].
Новые циклы витражей
К новым циклам витражей относятся «Баварские витражи». Они были созданы в Мюнхене и подарены собору Баварским королём Людвигом I в честь празднования 600-летия со дня основания Кёльнского собора в 1848 году. Пять «Баварских витражей» являются одними из самых выдающихся творений новой готики и считаются одними из самых изумительных витражей в мире[26].
Значение витражей для собора
Витражи Кёльнского собора не только украшают его интерьер, но и создают уникальную атмосферу, наполняя его светом и духовностью. Они являются важной частью культурного и религиозного наследия собора. Витражи служат не только художественными украшениями, но и важными элементами религиозного обряда, помогая верующим глубже проникнуться духовными истинами и переживаниями. Кёльнский собор, благодаря своим витражам, является не только архитектурным шедевром, но и важным культурным и религиозным центром. Витражи собора представляют собой уникальное сочетание искусства и духовности, делая его одним из самых значимых и впечатляющих религиозных сооружений в мире. Они продолжают восхищать и вдохновлять людей, привлекая к собору тысячи паломников и туристов со всего мира[26].
Миланская мадонна
Кёльнский собор славится не только своими впечатляющими витражами и золотым реликварием трёх волхвов, но и другими важными реликвиями и произведениями искусства. Одной из таких реликвий является Миланская Мадонна, которая имеет богатую историю и глубокое религиозное значение[18].
История Миланской Мадонны
Кроме реликвий трёх волхвов, архиепископ Дассельский привёз из Милана в Кёльн также резную Мадонну, которая считалась чудотворной и была глубоко почитаема верующими. Эта скульптура была создана в Милане и привезена в Кёльн в 1164 году. Она стала важным объектом поклонения и привлекала множество паломников, укрепляя религиозное и культурное значение Кёльна[18].
К сожалению, оригинальная скульптура была уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Это событие стало большой утратой для верующих, так как Мадонна была не только художественным шедевром, но и важным религиозным символом. Однако, несмотря на эту трагедию, впоследствии, примерно в 1290 году, была создана новая Богоматерь, которая получила название «Миланская Мадонна»[18].
Значение Миланской Мадонны
В средние века Миланская Мадонна была третьим объектом поклонения в Кёльнском соборе после святыни Богоявления и креста Геро. Это свидетельствует о её важности и значимости для верующих. Мадонна символизировала защиту и покровительство Девы Марии, и многие паломники приходили в собор, чтобы поклониться ей и попросить о помощи и заступничестве[18].
Сегодня готическая деревянная статуя, созданная около 1290 года, находится на южной стене южного хорового прохода в Мариенкапелле. Цветная деревянная фигура является старейшим изображением Девы Марии в готическом соборе. Готическая статуя тесно связана с колоннами хора с точки зрения осанки и дизайна одежды, а её стиль был описан как «за пределами французского». Она считается кульминацией скульптуры высокого готического маньеризма[18].
Описание и стиль
Миланская Мадонна выполнена в стиле высокой готики, который характеризуется изяществом и грациозностью форм. Статуя изображает Деву Марию с младенцем Иисусом на руках. Её осанка и дизайн одежды тесно связаны с архитектурными элементами собора, такими как колонны хора. Это создаёт гармоничное единство между скульптурой и архитектурой, подчёркивая её значимость и красоту[18].
Стиль Миланской Мадонны был описан как «за пределами французского», что подчёркивает её уникальность и отличие от других готических скульптур того времени. Она считается кульминацией скульптуры высокого готического маньеризма, что свидетельствует о высоком уровне мастерства и художественного выражения, достигнутом средневековыми мастерами[18].
Современное значение
Миланская Мадонна продолжает привлекать внимание и почитание верующих, оставаясь важной частью культурного и религиозного наследия Кёльнского собора. Она является не только историческим артефактом, но и живым символом веры и преданности. Многие паломники и туристы приходят в собор, чтобы увидеть Миланскую Мадонну и поклониться ей, что подчёркивает её непреходящее значение и влияние[18]. Она символизирует богатую историю и традиции, которые связаны с этим величественным сооружением. Статуя служит напоминанием о глубокой вере и преданности, которые были характерны для средневековой Европы, и продолжает вдохновлять и восхищать людей по всему миру[18].
Миланская Мадонна, как и другие реликвии и произведения искусства Кёльнского собора, является важным символом веры и культуры. Она прошла через множество испытаний, включая уничтожение и восстановление, и продолжает оставаться важной частью религиозного и культурного наследия собора. Миланская Мадонна служит напоминанием о богатой истории и традициях, которые связаны с Кёльнским собором, и продолжает вдохновлять и восхищать людей по всему миру[18].
Крест Геро
Геро Кросс, или Крест Геро, является одним из самых значимых и старейших монументальных изображений распятого Христа в западном искусстве. Датируемый примерно 970 годом, этот крест считается одной из старейших постклассических скульптур Запада. Он представляет собой выдающийся образец новой для того времени формы, которая изображает Христа не как победителя, а как страдающего и человека[18].
История и значение Креста Геро
Крест Геро датируется концом X века, что делает его одной из старейших постклассических скульптур Запада. Этот период был временем значительных изменений в христианском искусстве, когда художники начали искать новые способы изображения религиозных тем[18].
Описание Креста Геро
На кресте Геро Христос изображён с опущенной головой, что символизирует его смерть. Это отличается от более ранних изображений, где Христос часто изображался с поднятой головой, символизируя его победу над смертью. Лицо Христа на кресте Геро очень выразительное: разбитые глаза и приоткрытый рот подчёркивают его страдания и человеческую природу[18].
Архиепископ Геро и Крест
Крест назван в честь архиепископа Геро, который использовал его для крестного алтаря в Старом соборе. Архиепископ Геро был важной фигурой в истории Кёльна и играл ключевую роль в развитии религиозной жизни города. В Старом соборе крест был помещён в нефе и занимал очень заметное место. В готическом соборе он занял менее доминирующее место, но по-прежнему пользовался большим почитанием как чудотворный образ. Геро Кросс является важным историческим и религиозным артефактом, который продолжает привлекать внимание и почитание верующих[18].
Религиозное и культурное значение
Геро Кросс является важным историческим и религиозным артефактом, который продолжает привлекать внимание и почитание верующих. Его уникальное изображение страдающего Христа сделало его символом новой эпохи в христианском искусстве, когда акцент сместился с торжества и победы на человеческую природу и страдания Иисуса. Этот крест стал символом новой эпохи в христианском искусстве, когда акцент сместился с торжества и победы на человеческую природу и страдания Иисуса. Он демонстрирует высокий уровень мастерства и художественного выражения средневековых мастеров и продолжает вдохновлять и восхищать людей по всему миру[18].
Сокровищница собора
Самые значимые артефакты, которым невозможно дать материальную оценку, расположены в сокровищнице Кёльнского собора. Сокровищница была открыта в 2000 году в подвальной части собора и на данный момент признана самой масштабной не только в Германии, но и в Европе. Это уникальное место, где собраны бесценные артефакты, отражающие богатую историю и культурное наследие собора[27].
История и значение Сокровищницы
Сокровищница Кёльнского собора была открыта в 2000 году в подвальной части собора. Это событие стало важным шагом в истории собора, так как позволило представить широкой публике уникальные и бесценные артефакты, которые ранее были недоступны для посетителей. Сокровищница признана самой масштабной не только в Германии, но и в Европе, что подчёркивает её значимость и уникальность[26][27][28][29].
Сокровищница занимает очень большое помещение, состоящее из нескольких этажей. Каждый этаж представляет собой отдельную выставку с разными экспонатами, помещёнными в специально подсвечиваемых стеллажах. Это архитектурное решение позволяет посетителям легко ориентироваться в пространстве и наслаждаться экспонатами, не отвлекаясь на внешние факторы[26][27][28][29].
Экспонаты Сокровищницы
Первый Зал
Среди наиболее ценных артефактов, находящихся в первом зале, можно выделить жезл и меч архиепископов Кёльна, готический крест для церемоний, каркас оригинальной раки для мощей Святых Волхвов, многочисленные рукописи. Эти экспонаты являются важными историческими и религиозными артефактами, которые отражают богатую историю и культурное наследие собора. Жезл и меч архиепископов Кёльна являются символами власти и духовного авторитета. Эти артефакты использовались в церемониях и ритуалах, что подчёркивает их важность и значимость для религиозной жизни собора. Готический крест для церемоний является важным религиозным символом, который использовался в различных церемониях и ритуалах. Он отражает высокий уровень мастерства и художественного выражения средневековых мастеров[26][27][28][29].
Каркас оригинальной раки для мощей Святых Волхвов является важным историческим артефактом, который отражает богатую историю и культурное наследие собора. Этот экспонат позволяет посетителям лучше понять и прочувствовать значимость мощей Святых Волхвов для религиозной жизни собора[26][27][28][29].
Многочисленные рукописи, находящиеся в первом зале, являются важными историческими и культурными артефактами. Они отражают богатую историю и культурное наследие собора, а также позволяют посетителям лучше понять и прочувствовать значимость религиозных текстов и документов[26][27][28][29].
Второй Зал
Уровнем ниже обустроен лапидарий и помещена богатая коллекция церковного одеяния из парчи. Проёмы под арками заставлены стеллажами с предметами, обнаруженными во франконских могилах при раскопках под фундаментом здания. В этом же зале есть оригинальные скульптуры, стоявшие у портала Святого Петра во времена Средних веков[26][27][28][29].
Лапидарий представляет собой коллекцию каменных надгробий и других артефактов, которые были обнаружены при раскопках под фундаментом здания. Эти экспонаты отражают богатую историю и культурное наследие собора, а также позволяют посетителям лучше понять и прочувствовать значимость каменных надгробий и других артефактов[26][27][28][29].
Богатая коллекция церковного одеяния из парчи является важным историческим и культурным артефактом. Она отражает высокий уровень мастерства и художественного выражения средневековых мастеров, а также позволяет посетителям лучше понять и прочувствовать значимость церковного одеяния для религиозной жизни собора[26][27][28][29].
Предметы, обнаруженные во франконских могилах при раскопках под фундаментом здания, являются значимыми историческими и культурными артефактами. Они отражают богатую историю и культурное наследие собора, а также позволяют посетителям лучше понять и прочувствовать значимость этих предметов для религиозной жизни собора[26][27][28][29].
Оригинальные скульптуры, стоявшие у портала Святого Петра во времена Средних веков, отражают высокий уровень мастерства и художественного выражения средневековых мастеров, а также позволяют посетителям лучше понять и прочувствовать значимость этих скульптур для религиозной жизни собора[26][27][28][29].
Значение Сокровищницы
Сокровищница Кёльнского собора является уникальным местом, где собраны бесценные артефакты, отражающие богатую историю и культурное наследие собора. Она привлекает тысячи посетителей со всего мира, желающих увидеть и почтить эти значимые реликвии. Она является важным туристическим и религиозным объектом, который позволяет посетителям лучше понять и прочувствовать значимость Кёльнского собора для религиозной и культурной жизни[26][27][28][29].
Колокола Кёльнского собора
Колокол Святого Петра
Колокол «Святой Пётр» в Кёльнском соборе является одним из самых впечатляющих и значимых колоколов в мире. Он был отлит в 1923 году Генрихом Ульрихом, но его создание стоило огромных усилий и даже привело к банкротству нескольких человек. Сам Ульрих скончался до того, как колокол занял своё место. 30 ноября 1924 года архиепископ кардинал Йозеф Шульте освятил колокол перед главным порталом собора во имя покровителя собора, Святого Петра. В 1950-х годах на колоколе образовалась трещина, которую быстро отремонтировали. 6 января 2011 года колокол лишился своего 800-килограммового языка, который упал на пол. Поскольку язык был повреждён и не подлежал восстановлению, в декабре того же года был изготовлен и установлен новый язык из титана[30][31][32].
Диаметр колокола составляет 3,2 метра, высота — 3,22 метра, а вес — 24 тонны, что делает его самым большим из качающихся колоколов в мире. Для его установки пришлось расширить центральный столб главного портала собора. Святыня висит в Южной башне Кёльнского собора. Колокол украшен многочисленными надписями, фигурными изображениями и гербами. Самая известная надпись гласит[31]:
St. Peter bin ich genannt
schütze das deutsche Land.
Geboren aus deutschem Leid
ruf ich zur Einigkeit.
Я по имени Святой Пётр защищаю немецкую землю. Рождённый страданиями Немцев , я призываю к единству.
В музыкальном плане колокол «Святой Пётр» является уникальным шедевром. Его низкий «До» закладывает основу для торжественного аккорда до мажор, который дополняется другими колоколами собора[31].
Жители Кёльна ласково называют колокол «Толстый Питтером». Если вы решите подняться к колоколу, будьте осторожны. Звук колокола может быть очень громким и может повредить слух, если вы окажетесь в непосредственной близости к нему в момент его звучания. Колокол «Святой Пётр» является не только важным историческим и культурным артефактом, но и символом Кёльнского собора и города в целом[30][31].
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1923.
- Литейщик: Генрих Ульрих, Апольда.
- Вес: 24 000 кг.
- Диаметр: 3210 мм[9].
Колокол Претиоза
Колокол Претиоза (Pretiosa) является одним из самых известных и значимых колоколов Кёльнского собора. Претиоза — это один из крупнейших колоколов Кёльнского собора, известный своим глубоким и мощным звуком. Он был отлит в 1448 году мастерами Генрихом Бродерманном и Кристианом Клоитом.
- Местонахождение Юго-западная башня Кёльнского собора.
Год литья: 1448.
- Литейщик: Генрих Бродерманн и Кристиан Клоит.
- Вес: 10 500 кг.
- Диаметр: 2392 мм[9].
Колокол Специоза
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1449.
- Литейщик: Иоганн Хернкен.
- Вес: 5600 кг.
- Диаметр: 1945 мм[9].
Крещенский колокол
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1880.
- Литейщик: Герман Гроссе, Дрезден.
- Вес: 3800 кг.
- Диаметр: 1740 мм[9].
Колокол Урсулы
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1862.
- Литейщик: Йозеф Бедуве, Аахен.
- Вес: 2550 кг.
- Диаметр: 1600 мм[9].
Колокол Иосифа
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1998.
- Литейщик: Литейный завод в Эйфеле, Брокшайд.
- Вес: 2110 кг.
- Диаметр: 1468 мм[9].
Колокол Капитула
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1911.
- Литейщик: Отто, Хемелинген.
- Вес: 1400 кг.
- Диаметр: 1287 мм[9].
Колокол Авеглоке
- Местонахождение: Юго-западная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1911.
- Литейщик: Отто, Хемелинген.
- Вес: 780 кг.
- Диаметр: 1080 мм[9].
Колокол Ангелуса
- Местонахождение: Четырёхугольная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 14 век.
- Литейщик: Неизвестен.
- Вес: 762 кг.
- Диаметр: 1047 мм[9].
Колокол Метглоке
- Местонахождение: Четырёхугольная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 14 век.
- Литейщик: Неизвестен.
- Вес: 428 кг.
- Диаметр: 806 мм[9].
Ясный колокол
- Местонахождение: Четырёхугольная башня Кёльнского собора.
- Год литья: 1621.
- Литейщик: Неизвестен.
- Вес: 70 кг.
- Диаметр: 486 мм[9].
Легенды об архитекторе Собора
Легенда о чертежах
По легенде, архитектор Герхард, создававший проект Кёльнского собора, столкнулся с серьёзными трудностями. Он работал над проектом ночами напролёт, но не мог достичь желаемого результата. В отчаянии он обратился за помощью к Дьяволу и заключил с ним договор. Согласно этому договору, Дьявол должен был предоставить архитектору чертежи величайшего храма в истории, а Герхард в обмен обещал продать свою душу. Они договорились провести сделку на рассвете, когда пропоют первые петухи[9][16].
В эту же ночь жена архитектора придумала хитрый план, чтобы обмануть Дьявола. Она пробралась к окну задолго до рассвета и тихо прокукарекала, имитируя пение петуха. В это время явился Дьявол и передал Герхарду чертежи. Но архитектор заявил, что передаст свою душу только тогда, когда пропоёт настоящий петух. Когда наступило утро и настоящий петух пропел, Герхард отказался выполнять свои обязательства, ведь чертежи уже были у него. Разгневанный Дьявол проклял архитектора и собор. Из-за этого строительство собора затянулось на долгие века. По легенде, когда работы будут полностью завершены, наступит конец света[9][16].
Но факт… Собор строился несколько веков. Работы в нём продолжаются во сих пор[9].
Легенда о подземном канале
Согласно легенде, когда башни нового собора уже приобрели ясные очертания, к Герхарду явился вновь Сатана и предложил ему пари. Если архитектор согласится, Сатана поможет завершить строительство храма, но взамен Герхард должен отдать ему свою душу. Если зодчий откажется, то Дьявол будет всячески мешать строительству. Суть пари заключалась в том, что Сатана сможет построить подземный канал и пустить по нему уточку. Герхард согласился на пари, уверенный, что секрет проведения канала под фундамент собора знает только он. Однако Сатана воспользовался болтливостью жены архитектора, которая рассказала ему о планах строительства канала. В результате Сатана всё же построил канал и пустил по нему уточку. Когда Герхард увидел приплывшую уточку, он бросился с лесов вниз. Сатана, обернувшись собакой, кинулся за ним следом[33].
Но факт… Герхард погиб при загадочных обстоятельствах, а около Кёльна есть подземный канал[33].
Советы туристам
Как доехать до Кёльнского собора
Если вы выбрали метро или поезд, выходите на остановке «Dom/Hauptbahnhof». Кёльнский собор расположен прямо напротив центрального железнодорожного вокзала. Адрес: Domkloster 4, 50667 Köln[31].
Советы для посещения собора
- Не планируйте посещение главного зала собора в праздничные и воскресные дни. В эти дни в соборе проводится 4 мессы, во время которых вход в зал закрыт. В будние дни двери открыты для посетителей до позднего вечера.
- Алтарная и хоровая зоны закрыты во время проведения исповеди.
- Вид с Соборной башни просто захватывает дух. Чтобы попасть на смотровую площадку, вам нужно будет преодолеть 509 ступеней.
- Если вы хотите посетить и башню, и казначейскую палату, рекомендуем приобрести комбинированный входной билет[9].
Примечания
- ↑ Кёльнский собор . ЭТНОМИР. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Кёльнский собор Святого Петра. Кёльн. Германия . Достопримечательности мира. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 22 мая 2022 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни . Пути-дороги. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ В Кельнском соборе представлены археологические находки, сделанные под знаменитым храмом . Телеканал Благая Весть (29 января 2024). Дата обращения: 8 августа 2024. Архивировано 25 февраля 2024 года.
- ↑ Скрытые помещения с древними артефактами нашли под Кельнским собором . Рамблер/новости (31 января 2024). Дата обращения: 19 августа 2024. Архивировано 19 августа 2024 года.
- ↑ Кельнский Кафедральный Собор краткое описание: фото, история, архитектура, адрес . Всё о Германии. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 19 июня 2024 года.
- ↑ Ковалёва А. В кельнском соборе проходит выставка сокровищ Меровингов . Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (18 апреля 2013). Дата обращения: 19 августа 2024. Архивировано 8 августа 2019 года.
- ↑ 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура . Gallerix. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 2 июня 2023 года.
- ↑ 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 9,13 9,14 9,15 9,16 9,17 9,18 9,19 9,20 9,21 9,22 9,23 9,24 9,25 9,26 Кёльнский собор (Германия) - это надо знать . Архитектура (6 февраля 2019). Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 19 июня 2024 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Архитектура времени Каролингов: церковное строительство . Стройиздат. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Началось строительство Кельнского Кафедрального собора . Российское информационное агентство Рустим. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 12,9 Кёльнский собор – самый большой храм Германии в готическом стиле. . ArchitectureGuru Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Д. Карасюк. Кёльнский собор – долгострой и небоскрёб . Дилетант (14 августа 2023). Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 10 интересных фактов из истории Кельнского собора . Комсомольская правда (13 августа 2013). Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Почему Кельнский собор строят уже 7 веков и из-за чего называют памятником всего человечества . Культурология. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 16,7 Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии . ГессоСтар. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 3 марта 2024 года.
- ↑ Губер А. А., Доброклонский М. В., Рейнгардт Л. Я. Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа / под общей редакцией Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1960.
- ↑ 18,00 18,01 18,02 18,03 18,04 18,05 18,06 18,07 18,08 18,09 18,10 18,11 18,12 18,13 18,14 18,15 18,16 18,17 18,18 18,19 18,20 18,21 18,22 18,23 18,24 18,25 18,26 18,27 18,28 18,29 18,30 18,31 Кельнский собор, Кельн, Германия . HiSoUR История культуры. Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ 19,0 19,1 В Кельнском соборе представлены археологические находки, сделанные под знаменитым храмом . Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (27 января 2024). Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ Легенда о сделке с Дьяволом . KULART. Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 fast12v0_gogerma. Кёльнский собор, Германия: история, достопримечательности . Блог про Германию (11 сентября 2021). Дата обращения: 8 августа 2024.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 Кельнский собор. Часть 5. Алтари, картины, фрески, Кёльн, Германия, Сентябрь 2016 . Туристер. Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ Кельнский собор, Кельн, Германия . HiSoUR История культуры. Дата обращения: 23 августа 2024.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора . Азбука паломника. Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 Холодюк А. Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна . Православие.Ru (11 января 2007). Дата обращения: 20 августа 2024.
- ↑ 26,00 26,01 26,02 26,03 26,04 26,05 26,06 26,07 26,08 26,09 26,10 26,11 26,12 26,13 26,14 26,15 26,16 26,17 26,18 Смолянский Д. Секреты Кёльнского собора . Миртесен (30 января 2018). Дата обращения: 23 августа 2024.
- ↑ 27,00 27,01 27,02 27,03 27,04 27,05 27,06 27,07 27,08 27,09 27,10 27,11 Кельнский собор открыл виртуальный тур по своей Сокровищнице . Православный журнал «Фома». Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ 28,00 28,01 28,02 28,03 28,04 28,05 28,06 28,07 28,08 28,09 28,10 Щён Т. Kölner Dom, Кёльнский собор и его достопримечательности и ценности. . Дюссельдорф с Татьяной Щён. Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ 29,00 29,01 29,02 29,03 29,04 29,05 29,06 29,07 29,08 29,09 29,10 Кельнский кафедральный собор . Наши путешествия. Дата обращения: 27 августа 2024.
- ↑ 30,0 30,1 Андреева Е., Калинин А. Колокол «Святой Пётр»: где находится и что посмотреть рядом . Аккаунт Тревел. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 25 февраля 2024 года.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 Startseite . Kölner Dom. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 19 августа 0224 года.
- ↑ ADMIN. St. Petersglocke, Германия, Кельн, Кельнский собор . Школа звонарей (20 февраля 2012). Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 21 апреля 2024 года.
- ↑ 33,0 33,1 Чахнашвили М. Кёльнский собор, отзыв от marsada – "Сделка с дьяволом, или вавилонская башня на немецкий лад", Кёльн, Германия, Октябрь 2017 . Туристер (2017). Дата обращения: 20 августа 2024.