Шинкель, Карл Фридрих

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Карл Фридрих Шинкель
1836 год1836 год
Основные сведения
Страна  Пруссия
Дата рождения 13 марта 1781(1781-03-13)
Место рождения Нойруппин
Дата смерти 9 октября 1841(1841-10-09) (60 лет)
Место смерти Берлин
Работы и достижения
Работа в городах Берлин, Кёльн, Кёнигсберг, Санкт-Петербург
Архитектурный стиль Классицизм, неоготика
Важнейшие постройки Берлинский драматический театр, Старый музей, дворец Шарлоттенхоф, Альтштадтская кирха
Нереализованные проекты дворец в Ореанде

Карл Фри́дрих Ши́нкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 13 марта 1781, Нойруппин, Бранденбург — 9 октября 1841, Берлин) — прусский архитектор и художник. Согласно мнению искусствоведов является одним из ведущих архитекторов немецкого неоклассицизма, хотя в его образовании сочетались романтические и идеалистические влияния, он одним из первых в Германии выступил за переоценку готических форм в архитектуре (неоготику)[1][2].

Как главный королевский архитектор, обладавший трезвым классическим вкусом, он оказал глубокое влияние на официальный архитектурный стиль Пруссии, создав памятники, которые придали центру Берлина новый архитектурный облик[1].

Биография

Карл Фридрих Шинкель родился в семье чиновника школьного совета вторым из пяти детей. В возрасте шести лет он лишился отца, который умер от воспаления лёгких, полученного во время тушения большого пожара в Нойруппине. В 1794 году семья переехала в Берлин, где Карл Фридрих начал посещать гимназию «Грауен Клостер», которую покинул в 1798 году, для того чтобы посвятить себя изучению архитектуры[3].

Вскоре он стал одним из учеников архитектора Фридриха Жилли. В 1799 году поступил в Берлинскую строительную академию. В 1800 году умерли мать Шинкеля и Фридрих Жилли. В следующем году был реализован первый проект Шинкеля — «Храм Помоны», чайный павильон в Потсдаме. В 1803 году он достиг совершеннолетия и получил доступ к своему скромному наследству. В течение двух лет он путешествовал по Австрии, Италии и Франции. Он сделал множество акварелей и зарисовок пейзажей и архитектуры. В Риме он подружился с Вильгельмом Гумбольдтом, который с 1802 года был прусским резидентом при Святом Престоле. После путешествия завершившегося в 1805 году он вернулся в оккупированную французами Пруссию. Сразу же он принял участие (безуспешно) в конкурсе на проект памятника в честь Мартина Лютера. Из-за наполеоновских войн строительные проекты в стране в своем большинстве были заморожены или отложены. В этот период с 1805 по 1815 годы Шинкель работал как архитектор и как художник, он писал полотна идеализированных готических соборов и панорам. Особым успехом пользовались его панорамы, которые даже привлекли внимание короля Фридриха Вильгельма III[4].

В 1810 году Шинкель разработал проект мавзолея в неоготическом стиле для королевы Луизы, который, однако, не был реализован. Построенный мавзолей был спроектирован Генрихом Гентцем. В 1813 году король Фридрих Вильгельм III учредил награду — Железный крест, сопроводительный почётный знак был разработан Шинкелем. В 1815 году Шинкель был назначен советником короля и с этого времени он мог полностью посвятить себя архитектуре. По его проектам были построены такие важные правительственные здания Берлина, как Нойе Вахе (1815—1818 годы) и Старый музей (1823—1830 годы), а также сгоревшие к настоящему времени театры (позднее Концертхаус был перестроен по его проекту (1818—1821 годы). Он же спроектировал декорации для постановки оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» в 1816 году и, возможно, в Миндене ряд казарменных зданий (построены в 1829—1834 годы)[5].

Шинкель был убеждённым сторонником достройки Кельнского собора. В 1821 году был открыт Кёльнский технический институт. Целью этого учебного заведения было повышение квалификации и технических знаний рабочих. Помимо лаборатории и мастерских, институт включал в себя библиотеку эскизов и коллекцию образцов и моделей посуды. Многие образцы (в том числе текстильные, гончарные, стеклянные, мебельные и архитектурные) были нарисованы Шинкелем. Его эскизы чугунной садовой мебели используются в обучении до сих пор. В 1824 году он реконструировал Королевский дворец для кронпринца Фридриха Вильгельма, сохранив средневековые части здания и вернув готический свод. Шинкель также разработал дизайн мебели для кронпринца. (В 1950 году по указанию председателя ГДР Вальтера Ульбрихта Королевский дворец был взорван; в середине 2020-х годов фасады дворца были вновь в значительной степени реконструированы в стиле барокко). По заказу короля он создал четыре проекта Фридрихсвердерской церкви (два неоклассических и два неоготических)[5].

Национальный памятник освободительных войн в Берлине

Также в 1824 году Шинкель во второй раз посетил Италию а в 1826 году совершил путешествие по Шотландии и Англии. В 1830 году он снова посетил Италию, на этот раз с семьёй. Его проект здания Берлинской строительной академии 1832 года был частично вдохновлен британской фабричной архитектурой и считается ранним предтечей современной архитектуры. Архитектура Чикаго конца XIX века также, по-видимому, испытала влияние этого веяния[5].

В 1832 году Греция стала королевством, шестнадцатилетний принц Оттон Баварский стал первым королем Греции. В 1834 году Шинкель сделал для короля Оттона I проект дворца на Акрополе в Афинах. Этот во всех отношениях фантастический проект не вышел за пределы чертежной доски. В 1835 году вместе с женой Шинкель совершил поездку на Рюген. В 1836 году супруги переехали в новую официальную резиденцию в Берлинской строительной академии. В 1838 году он был назначен обер-бургомистром; это стало кульминацией его карьеры «архитектора короля». В этот период он опубликовал книгу «Werke der höheren Baukunst für die Ausführung erfunden» (1840—1842 годы) с проектами в классическом греческом стиле[3].

С возрастом здоровье Шинкеля начало ухудшаться. Весной 1840 году у него парализовало правую руку. После нескольких инсультов он стал плохо говорить и видеть. Через год он умер в своей официальной резиденции, вероятно, от артериосклероза[5].

Наследие

Рисунок и живопись

По своему чисто романтическому вдохновению его картины очень напоминают картины Каспара Давида Фридриха, сильные выражением интимности и возвышенности[6]. В отличие от Фридриха, Шинкель часто пытался преодолеть мистицизм природных панорам, переводя архитектуру в живопись: так, он охотно переносил на холст некоторые свои архитектурные видения или демонстрировал свой талант в изображении городских пейзажей тех стран, которые он посетил (в том числе Рима и Милана). Характерной особенностью работ Шинкеля был синтез романтического видения природы с культурным ландшафтом, созданным человеком с помощью архитектуры. В «Готическом соборе на воде» Шинкель изобретает собор с готическими формами, подобных которому не было в Средние века: две филигранные башни соединены на головокружительной высоте смелым мостом. На переднем плане картина дополнена сценой повседневной работы. На заднем плане архитектурный пейзаж средневекового города и драматический фон облаков на закате завершают композицию, создавая своеобразный синтез мистики и архитектурной утопии[4].

Несколько наиболее значительных картин Шинкеля хранятся в государственных музеях Берлина.

Готическая архитектура

Возрождение готических архитектурных форм в творчестве Шинкеля, выражается главным образом в его графической и живописной продукции. Часто художник создавал утопические сценарии, в которые вписывал реальные памятники (например, Миланский собор, полностью переосмысленный как в архитектурных элементах, так и в градостроительной ситуации); иногда он изображал строения, которые никогда не будут построены. Ярким примером его дальновидности является эскиз национального собора, который должен был быть построен в Берлине. Он был задуман в честь победы Пруссии над наполеоновскими войсками в 1815 году. Титаническая архитектура этого проекта интерпретирует готику как один из наиболее репрезентативных стилей немецкого искусства, а следовательно, и как проводник романтическо-националистического духа[7][8].

Хотя его идеи носили экспериментальный и утопический характер, Шинкель явно предвосхитил то, что впоследствии воплотилось в виде неоготического течения в Германии[9].

По мере реализации своих идей, по мере взросления, Шинкель стал относиться к средневековой и готической архитектуре в частности с некоторым скептицизмом, ориентируясь исключительно на формы греческой и римской архитектуры (которые, впрочем, интересовали его с юности). Однако, единственный его крупный проект, выполненный по готическим схемам, был реализован в период его личного отказа от этого стиля: это построенная в центре Берлина Фридрихсвердерская церковь (1825 год). Хотя Шинкель дал понять, что предпочёл бы для этого проекта неоклассическое решение, заказчик (наследник прусской короны, ставший Фридрихом Вильгельмом IV Прусским) добился навязывания неоготического решения[8].

Классическая архитектура

Церковь Святого Николая в Потсдаме

Благодаря глубокому знанию греческой и римской архитектуры Шинкель усовершенствовал формальный язык неоклассицизма. Так, около 1817 года, была построена Нойе Вахе (резиденция королевской гвардии и военный мемориал). Шинкель обогатил Берлин новыми элегантными зданиями: центру прусской столицы (сегодня городской округ Митте) суждено было изменить свой облик. Он отказался от извилистых форм немецкого XVIII века, упростив классический язык. Среди его работ —Старый музей (примечателен ротондой, скрытой в верхней части здания) и Шаушпильхаус (позднее переименованный в Концертхаус), объединяющий колоннаду греческого храма со зданием с большими окнами. Построенные в начале 1820-х годов, эти сооружения были частью концепции общего переустройства центра Берлина, который из столицы Пруссии превращался в столицу целого немецкого государства и должен был стать более целостным и представительным. Стиль Шинкеля, как и других немецких архитекторов того периода, в большей степени определяется образцами Древней Греции, чем имперской архитектурой Рима. Это был способ внести свой вклад в национальное самосознание, оторвавшись от формального аппарата романского стиля, который был очень любим во французской архитектуре — стране, которая в то время была враждебной[7][10].

Интерес Шинкеля к классической архитектуре заставил его разработать целый план перестройки Акрополя в Афинах, который, однако, был отложен.

Эклектика

Шинкель использовал различные формальные подходы романской, готической и классической архитектуры, особенно в поздние годы, объединяя их в эклектичный стиль. Это не было простым полётом во времени. Наблюдая за такими зданиями, как Берлинская строительная академия, столь существенными в своих немногочисленных геометрических формах, можно увидеть, как Шинкель предвосхищает рационализм архитектуры XX века в существенности геометрических форм (систематическое использование куба и квадрата) и декора. Здание явно вдохновлялось английскими доками, но в отличие от них являлось образцом репрезентативной архитектуры, цитирующей и готику, и классику.

Планы Шинкеля были использованы и при строительстве купола Королевского дворца Берлина. Эклектизм Шинкеля заключался также в диверсификации градостроительства Берлина: с помощью берлинских пригородных церквей (Berliner Vorstadtkirchen). В 1830-х годах выстраивались новые кварталы к северу от исторического центра. Все четыре церкви были спроектированы по единой типологии однонефных зданий, без башен и сложного декора, однако Шинкель использовал при их проектировании различные стили (от неоклассического до неороманского)[11][12].

Литература

  • Светлана Руссова. По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций. — Litres, 2022-05-15. — 276 с. — ISBN 978-5-457-06856-8.
  • Martin Steffens. K. F. Schinkel 1781-1841: An Architect in the Service of Beauty. — Taschen, 2003. — 106 с. — ISBN 978-3-8228-2760-4.
  • Гуревич, Павел Семёнович. Эстетика. — Litres, 2022-05-15. — 304 с. — ISBN 978-5-04-437628-1.
  • Эмили Коул. Архитектура в деталях. Путеводитель по стилям и эпохам мировой архитектуры. — Litres, 2020-12-18. — 355 с. — ISBN 978-5-04-320226-0.
  • Susan M. Peik. Die Tektonik der Hellenen: Kontext und Wirkung der Architekturtheorie von Karl Bötticher. — Edition Axel Menges, 2001. — 156 с. — ISBN 978-3-930698-81-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Amt, Auswärtiges Карл Фридрих Шинкель – звездный архитектор берлинского Митте. germania-online.diplo.de. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  2. Светлана Руссова. По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций. — Litres, 2022-05-15. — 276 с. — ISBN 978-5-457-06856-8.
  3. 3,0 3,1 Выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель | История архитектуры. archi-story.ru. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 Шинкель, Карл Фридрих. Проект к Императорскому дворцу Oреанда в Крыму.. www.raruss.ru. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Martin Steffens. K. F. Schinkel 1781-1841: An Architect in the Service of Beauty. — Taschen, 2003. — 106 с. — ISBN 978-3-8228-2760-4.
  6. Гуревич, Павел Семёнович. Эстетика. — Litres, 2022-05-15. — 304 с. — ISBN 978-5-04-437628-1.
  7. 7,0 7,1 Карл Фридрих Шинкель / Классическая архитектура в Германиии / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.Arhitekto.ru. www.arhitekto.ru. Дата обращения: 2 декабря 2023.
  8. 8,0 8,1 Саркисян Диана Арамовна. Дорога и готическая образность в архитектуре и изобразительном искусстве Европейского и русского романтизма // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2013. — Т. 3, вып. 2. — С. 10.
  9. Эмили Коул. Архитектура в деталях. Путеводитель по стилям и эпохам мировой архитектуры. — Litres, 2020-12-18. — 355 с. — ISBN 978-5-04-320226-0.
  10. Susan M. Peik. Die Tektonik der Hellenen: Kontext und Wirkung der Architekturtheorie von Karl Bötticher. — Edition Axel Menges, 2001. — 156 с. — ISBN 978-3-930698-81-3.
  11. Шинкель Карл Фридрих. Большая российская энциклопедия (25 мая 2022). Дата обращения: 2 декабря 2023.
  12. Карл Фридрих Шинкель. eclectica.ru. Дата обращения: 2 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!