Карагёз (театр)
| Театр теней Карагёз | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Кукольный театр |
| Ссылка | 00180 |
| Регион | Европа и Северная Америка |
| Включение | 2009 год (4 сессия) |
Карагёз (тур. Karagöz — «чёрноглазый») — уникальная форма театра теней, зародившаяся в Османской империи в XVI столетии и сохранившаяся до наших дней. Этот самобытный вид народного искусства представляет собой синтез визуального представления, музыкального сопровождения и импровизированного диалога[1].
Название театра происходит от имени его главного героя — «чёрноглазого» Карагёза, воплощающего народную мудрость, природную смекалку и неистощимый юмор. Уникальность театра теней Карагёз заключается в его способности обходить религиозные ограничения на изображение людей, что обеспечило ему долголетие и непреходящую популярность[2].
История возникновения
Происхождение театра Карагёз окружено многочисленными преданиями. Согласно одной из версий, это искусство пришло в Османскую империю из Индии и Китая. По другой — театр теней был воспринят монгольскими кочевниками от китайцев и после перешёл к туркам и народам Центральной Азии[3].
Наиболее поэтичная легенда связывает возникновение театра с эпохой правления султана Сулеймана Великолепного. Согласно этому преданию, двое рабочих — Карагёз и Хадживат — своими остроумными перепалками и шутками настолько веселили строителей мечети Селимие в Эдирне, что работа практически останавливалась. Разгневанный визирь приказал казнить обоих, но позднее султан велел увековечить их образы в кукольных представлениях[4].
Современные академические исследования считают, что искусство теневого театра проникло в Османскую империю из Египта в начале XVI века, вскоре после его завоевания османами. На землях Малой Азии этот вид театрального искусства претерпел трансформацию и обрёл уникальные национальные черты[5]. Аналоги главного героя Карагёза существовали у разных народов: жители Византии знали его под именем Арагоз, а в соседних регионах выступали тунисский Каракус, ливийский Кариус и греческий Карагезис[3].
В исламской культуре существует релизиозный запрет на изображение живых существ. В театре Карагёз сочли допустимым использование фигурок людей и животных при условии их прозрачности и проекции в виде теней, что отличало их от «реальных» изображений[6].
Техника театра
Театр теней Карагёз представляет собой пример силуэтного театра. В основе представления лежит использование плоских раскрашенных фигурок (тасвиров), изготовленных из полупрозрачной кожи. Мастер-кукловод (хаяли) располагается за освещённым экраном. Он прижимает к экрану фигурки при помощи коротких палочек и приводит их в движение. Яркий свет лампы скрывает кукловода, создавая иллюзию самостоятельного движения силуэтов, что ассоциируется с магическим действием невидимых сил[4].
Эстетика и философская концепция театра Карагёз глубоко укоренены в суфийской традиции, где тень трактуется как метафора преходящей природы земного бытия. Подобно тому, как тени на экране управляются невидимым кукловодом, так и человеческая жизнь направляется Высшей волей[2].
Техническое оснащение представления включает белый экран (айна), первоначально имевший размеры 2×2,5 метра, впоследствии уменьшенный до 110×80 см. С внутренней стороны экрана закрепляется деревянная вставка (пеш тахтасы). В спектакле используются традиционные атрибуты: звонок, бубен, рожок и лампа[2].
Фигуры для представления, высотой 32—40 см, изготавливаются из специально обработанной верблюжьей или буйволовой кожи, приобретающей свойства полупрозрачности. Мастер вырезает фигурки острым ножом с последующим соединением деталей при помощи ниток. Конструкция кукол предусматривает сочленения в области пояса и коленей[2].
Завершающим этапом является роспись фигур натуральными красителями, с преобладанием красных и зелёных пигментов. В художественном отношении турецкие теневые фигурки отличаются меньшей изысканностью по сравнению с китайскими или яванскими аналогами[3].
Представления и персонажи
Представления обычно проводились во время священного месяца Рамадан, на базарах и в других местах скопления народа. Основной площадкой для выступлений служил Стамбул[2]. Репертуар отличался разнообразием — от сатирических сценок, высмеивавших социальные пороки, до сложных постановок по мотивам мифов и легенд. Особой популярностью пользовались импровизированные представления, текст для которых создавался непосредственно во время выступления[4].
Спектакль начинался с появления вводной фигуры, которая задавала тему представления. Затем следовало основное действие, включавшее пение, игру на музыкальных инструментах, поэзию и различные словесные игры[6].
Центральным элементом каждого представления был словесный поединок между двумя главными персонажами — Карагёзом и Хадживатом. Их внешнее различие подчёркивалось цветом одежды: Хадживат обычно одет в зелёное, а Карагёз — в красное[6].
Остробородый Карагёз, говорящий низким голосом и использующий простую грубоватую речь, олицетворяет народную мудрость и природную хитрость. Его вечный оппонент Хадживат, напротив, предстаёт как образованный горожанин, чья утончённая речь изобилует иностранными заимствованиями и изысканными оборотами[3]. Их противостояние создаёт динамику спектакля: находчивый простак Карагёз постоянно втягивается в авантюры, которые затевает расчётливый Хадживат[4].
Исследователи отмечают родство Карагёза с персонажами европейской народной драмы — Петрушкой и Пульчинеллой. Подобно им, турецкий герой пользуется безграничной свободой слова, позволяющей ему высмеивать политические реалии, не скупясь на сарказм и остроумные каламбуры[5].
Кроме главных героев в представлении участвуют их жёны, а также целая галерея второстепенных персонажей: Араб, Армянин, Грек, Француз, Еврей и другие[3]. Пёстрое, разноликое население города, говорящее на многих языках и являющееся носителем разных религий и традиций, представляло богатый источник вдохновения[4].
Современное состояние
В наши дни искусство театра Карагёз переживает возрождение. Если исторически представления Карагёза были неотъемлемой частью общественной жизни и проходили в кофейнях, садах и на городских площадях, особенно во время рамадана, то сегодня их ареал сместился в сторону театральных залов, учебных заведений и торговых центров крупных городов[1]. Его представления теперь регулярно включаются в программы международных фестивалей, музейные выставки знакомят публику с богатой историей этого искусства, а образовательные инициативы активно вовлекают молодёжь в изучение уникального культурного наследия, способствуя сохранению национальной идентичности[2].
В 2009 году театр теней Карагёз был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Традиции театра теней сохраняются и изучаются, а его технические приёмы и драматургические принципы становятся предметом серьёзных научных исследований[1].
Литература
- Серебрякова М. Н. Турецкий теневой театр Карагёз // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии : сборник МАЭ. — 2015. — Т. LXI.
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Karagöz - UNESCO Intangible Cultural Heritage. UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Турецкий театр теней Карагёз. Министерство культуры и туризма Турции (2013). Дата обращения: 30 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 112—113. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Кто управляет тенями: в Музее Востока рассказывают о старинном турецком театре. Газета Метро (26 апреля 2025). Дата обращения: 30 октября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Серебрякова М. Н. Турецкий теневой театр Карагёз // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии : сборник МАЭ. — 2015. — Т. LXI. — С. 227—254.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Теневой театр Карагёз: история и традиции. MK-Turkey. Дата обращения: 24 октября 2025.