Армяне
Армяне | |
---|---|
Современное самоназвание | hay (в ед. ч.); hayer (во мн. ч.); Հայեր |
Численность | ≈10–12 млн чел. |
Расселение |
Армения Россия США Франция Аргентина Турция Грузия Ливан Сирия Иран |
Язык | Армянский |
Религия | Армянская апостольская церковь |
Входит в | Индоевропецы |
Происхождение | хурриты, урарты, лувийцы |
Армя́не (самоназвание hayer) — один из древнейших этносов Ближнего Востока, народ, проживающий на Кавказе с XII века. Образует суверенное государство Армению. Родной язык — армянский. Численность народа составляет около 14 млн человек, которые расселены по всему миру. В России проживает почти 3 млн армян.
История
До сих пор нет единого мнения о происхождении армян и значении их самоназвания [5]. На формирование народов оказывает влияние огромное количество разных факторов, и чтобы составить представление о каком-либо этносе, в данном случае армянском, необходимо иметь представление о его историческом пути, культуре, религии.
Первые упоминания об армянах встречаются в надписях с XIII—VI века[ до н.эры. Армяне относятся к арменоидному типу и являются главным образом потомками урартов Национальный характер армян складывался на протяжении многих веков, и на него оказали непосредственное влияние географические факторы (Армения расположена на стыке нескольких цивилизаций), особенности трудной исторической судьбы армянского народа, в которой было немало трагических событий. Своим сохранением как этноса армяне обязаны своему упорству, мужеству и выдержке. Армянский поэт П. Севак пишет: «Смерть просто наш народ облюбовала. И было ей нас, ненасытной, мало… Во дни, когда нас по свету метало, Мы обрастали прочностью металла И крепли духом веры год от года…» [4]. Геноцид армян в 2015 году, разрушительное землетрясение в Спитаке в 1988 году, войны в Нагорном Карабахе в 1992—1994 годов — всё это оставило неизгладимый след в истории армянского народа и наложило отпечаток на его менталитет.
Расселение — cвидетельства о присутствии армян на Северном Кавказе датируются с XII века хотя они и немногочисленны, но сохранились. У реки Белой и в Белореченской станице найдены в развалинах христианского храма надписи на армянском языке, что свидетельствует о присутствии армян на Северном Кавказе ещё в 1171 году (в 620 году армянской эры), перевод был сделан Христофо́ром Ива́новичем Кучу́к-Иоанне́совым (армянский историк, археолог и лингвист, исследователь армянских древностей Крыма). В фондах Темрюкского музея хранятся два обломка от одной мраморной плиты, бывшей крестным камнем (хачкаром). По мнению Ирины Владимировны Волковой (профессор школы исторических наук), камень был изготовлен примерно в XII веке армянином и принадлежал армянам. Что бесспорно подтверждает о проживании армян на Северном Кавказе с давних пор. Также в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве есть множество экспонатов, подтверждающих, что армяне одни из коренных жителей Северного Кавказа.
Армяне — одна из древнейших наций Ближнего Востока. По разным оценкам, в настоящее время насчитывается в мире до 12-14 миллионов армян. Из них в Республике Армения проживают около 3 миллионов человек, остальные расселены по всему миру — армянские диаспоры есть во многих странах, в том числе в Российской Федерации (1,98 млн человек) [6]. Несмотря на значительную территориальную и политическую разобщенность различных частей армянской этнической общности, армяне, как правило, сохраняют приверженность к своей древней культуре, языку, стараются поддерживать связь с исторической родиной. Открывают воскресные школы, строят церкви, воздвигают хачкары .
Живя на чужбине, армяне добиваются больших успехов в разных с ферах жизни. Это политики и общественные деятели, представители интеллектуальной и артистической элиты, топ-менеджеры крупных компаний, владельцы банков, управляющие супермаркетов. Среди них — премьер-министр Российской империи М. Т. Лорис-Меликов, композиторы Д. Тухманов, А.И .Хачатурян,А.Бабаджанян, физик и астроном В.Амбарцумян, учёный-энергетик О. Мелик-Пашаев, востоковед И. Орбели, художник И. К. Айвазовский, музыкант Ш. Азнавур, продюсер Д. Авакян, актёры А.Джигарханян и Ф.Мкртчян.
В одном из справочников дана такая антропологическая характеристика армян: «Этот тип характеризуется коротким и округлым черепом, прямым, широким и средней высоты лбом, лицом умеренной величины, длинным и выгнутым носом, густыми бровями, широкими и темными (изредка — лазурными, и еще реже — голубыми) глазами, длинными ресницами, густыми и темными (гораздо реже — русыми) волосами, светлой (реже — смуглой) кожей. Развит третичный волосяной покров. Рост выше среднего» [3].
Религия
Армянский народ был первым народом, принявшим христианство как государственную религию при царе Трдате III в 301 году н. э. По словам Католикоса всех армян Гарегина I, христианство для армян подобно цвету кожи, его нельзя, как одежду, сбросить или сменить. Религия и сейчас играет исключительно важную роль в жизни армянского народа. Христианское вероисповедание и то, что Армения фактически стала восточным форпостом христианского мира, также оказало огромное влияние на армянский национальный характер. Главой Армянской Апостольской Церкви, хранителем и защитником веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время — Гарегин II) — верховный духовный глава всех верующих армян. Он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью в канонических пределах. Верховный Патриарх и Католикос всех армян имеет право сидеть в присутствии Папы Римского. Это означает признание роли армянской церкви среди ее христианских сестер. Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Эчмиадзин. Здесь уже в VII в. было два монастыря — Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ, которые существуют по ей день и являются классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также расположены постоянная резиденция Католикоса всех армян, Духовная академия и семинария. Находятся под юрисдикцией Эчмиадзинского Католикоса всех армян и Верховного Патриарха Армянской Апостольской Церкви, но пользуются внутренней административной автономией Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии). В ведении Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании, Константинопольского Патриархата — Турции и Крита; Католикосата — Сирии, Ливана и Кипра. Армянская Апостольская церковь не стоит в стороне от важнейших проблем современной жизни. Она активно участвует в международном экуменическом движении, борется за мир, осуществляет широкую благотворительную деятельность, помогает детским домам, престарелым, инвалидам и беженцам.
Национальный характер
Практика вынужденных массовых миграций армян вследствие трагических событий истории обусловила такие важные черты армянского характера как способность быстро адаптироваться к изменению различных внешних обстоятельств (другая страна, культура, язык и т. д.), быстро находить общий язык с местным населением. Армяне хорошо коммуникабельны, они способны быстро устанавливать контакты, в том числе деловые, с представителями другой национальности. При этом в профессиональных и личных отношениях предпочитают дружелюбие и доброжелательный стиль. Этого они ожидают и от других. Армяне ценят дружбу и постоянны в ней. Армяне славятся способностью к самоиронии и замечательным чувством юмора. Однако армяне достаточно самолюбивы, болезненно воспринимают просчёты и упущения, не любят неуважительного, поверхностного отношения и очень обижаются, когда их игнорируют. Вместе с тем в различных ситуациях армяне могут сдерживать чувства. По мнению известного армянского писателя Д. Демирчяна, «армянин не выносит обрядов, манерности, степеней, вежливости. В дипломатии заботится лишь об одном — быть искренним…» [1]. Считается, что с армянином легче договориться, чем враждовать. Армяне темпераментны и достаточно вспыльчивы, но добродушны, общительны.
Традиции
Традиции воспитания в культуре армян ярко отражают их привязанность к семье и детям. Традиционно у армян развито особое уважение и почитание старших. Так, в присутствии старших не принято громко разговаривать, курить. Если в дом заходит пожилой человек, молодые люди встают. Важной чертой армянского национального характера можно назвать трудолюбие и энергичность. Армяне — искусные ремесленники и отличные земледельцы, прекрасные мастера во многих областях художественного творчества. Армяне любят дорого и красиво одеваться, носить украшения. Интересно, что сами армяне признают такие черты своего характера: вспыльчивость, настойчивость, твёрдость, резкость, эмоциональность, высокоразвитое чувство гордости и национального достоинства, выносливость, приверженность к традициям, уважение к старшим, отзывчивость, щедрость, коммуникабельность [4]. Несмотря на трагическую историческую судьбу, армянам удалось сохранить древнюю уникальную культуру, в том числе национальные многовековые традиции и обычаи, которые строго соблюдаются по сей день. Традиции играют огромную роль в жизни армян. Самыми значимыми являются традиции свадебные, так как свадьба у армян — большой праздник. Гостей на армянской свадьбе всегда много и главные из них — «крестные свадьбы». Как правило, это самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты, которая является примером для создающейся семьи. И, на самом деле, армян отличает преданность семье и любовь к детям. Крестные несут ответственность за новую семью с самого начала ее образования и до самого конца. Свадьба сопровождается множеством различных весёлых обрядов. Особым свадебным обрядом является поднесение даров: родственники жениха и невесты и гости дарят молодожёнам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Но самый дорогой подарок делает крестный. Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму (хотя, как правило, суммы чисто символические), и дело чести крестного найти эти деньги. Невесту ведет к алтарю посаженный отец. На свадьбе невесте дают подержать ребёнка, причём обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы женщины из родственников мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Армяне всегда славились гостеприимством. Гостей встречают с открытой душой, гости у армян пользуются особым почётом, и любой может рассчитывать на радушный прием. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где есть близкие люди — дома, на работе и т. д., обязательно следует выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, значит, не желаешь счастья гостям и хозяевам. Армяне считают, что чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу), тем больше тебе вернётся.
Национальная кухня
На весь мир знаменита армянская кухня — самая древняя в Закавказье и одна из древнейших в Европе. Известно, что уже 2500 лет назад армяне имели представление о процессах брожения и хлебопечения. При этом традиции приготовления многих армянских блюд остаются неизменными. Технологические приёмы армянской кухни отличаются большим разнообразием, и технология приготовления многих армянских блюд в ряде случаев трудоёмка. Приготовление большого количества блюд армянской кухни построено на фаршировании и взбивании. Существует множество способов приготовления супов. Характерной особенностью технологии армянской кухни является то, что разные части блюда часто готовятся отдельно друг от друга, а потом объединяются. На вкусовые качества блюд армянской кухни накладывают отпечаток и способы их тепловой обработки. Одно и то же блюдо может быть подвергнуто и обжариванию, и варке, и тушению, которое в целом преобладает. Как и во многих других закавказских кухнях, в армянской кухне очень часто используют пряности: чёрный перец, кинзу, мяту, эстрагон, базилик, чабрец, чеснок и лук, поэтому армянские блюда отличаются остротой. При приготовлении кондитерских изделий используются корица, кардамон, гвоздика, шафран, ваниль. В процессе приготовления многих кондитерских изделий в ход идут также арбузные корки, овощное сырье. В глубокое прошлое уходят армянские традиции производства вина. Считается, что начало традиционному виноделию в Армении было положено, когда Ной посадил здесь первую виноградную лозу. Виноград в Армении отличается большим содержанием сахара, благодаря чему создаются прекрасные вина и другие спиртные напитки. «Хандзан» — так называется давильня, винный пресс, который представляет собой длинный чан, выложенный камнем или кирпичом, покрытый толстым слоем известкового раствора. Дно чана было слегка наклонным, и его отверстие выходило во врытый в землю каменный кувшин. Хранилось готовое вино в зарытых в землю специальных глиняных кувшинах, как это было в древнем Урарту. Таким образом, на особенности армянского народа наложили неизгладимый отпечаток его исторический путь, особенности географической среды и социально-политического и экономического бытия.
Литература
- Авакян Г. Е. Армения и армяне в мире. — Москва ; Ереван : ИПА «Три Л», 2002. — 80 с.
- Азбука национальностей. Армяне. — Москва : НФ «Международных интеграционных технологий», 2017. — 18 с.
- Александропулос М. Армяне : Путешествие в их страну и историю. — Москва : Сов. писатель, 1990. — 204 с. — ISBN 5-265-01432-2
- Армяне / отв. ред. : Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц. — Москва : Наука, 2012. — 647 с. — (Народы и культуры). — ISBN 978-5-02-037563-5
- Армяне : [Сборник]. — Ереван : Луйс, 1991. — 448 с.
- Армяне в исторических и этнокультурных процессах XVIII—XXI вв. : сборник научных статей / под ред. Ю. Д. Анчабадзе. — Москва : МАКС Пресс, 2021. — 374 с.
- Армяне в российских исторических документах / сост.: Адамян Г. А., Федотов С. Г., Адамян Д. Г. — Пятигорск : РИА-КМВ, 2006. — 168 с. — (Мир на Кавказе через культуру). — ISBN 5-89314-055-9
- Армянская кухня / под. ред. А. Барагамяна. — Москва : Директ-Медиа, 2010. — 68 с. — (Кухни народов мира; т. 6). — ISBN 978-5-7475-0089-1
- Лэнг Д. Армяне: народ-созидатель / пер. с англ. Е. Ф. Левиной. — Москва : Центрполиграф, 2010. — 348 с. — (Загадки древних народов). — ISBN 978-5-227-02324-7
- Морган Ж. Ж. М. История армянского народа : доблестные потомки великого Ноя. — Москва : Центрполиграф, cop. 2019. — 381 с. — ISBN 978-5-9524-5395-1
- Нейман М. Армяне : краткий очерк их истории и соврем. положения. — Москва : Юнистрой СК, 2005. — 205 с. — (Армения и армяне). — ISBN 5-98786-010-5 ISBN 5-98786-010-5
- Супруненко Ю. П. Армения. — Москва : Вече, 2017. — 319 с. — (Исторический путеводитель). — ISBN 978-5-4444-5825-9
- Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. — Москва : Вост. лит. РАН, 1998. — 394 с. — ISBN 5-02-018002-5
Примечания
Ссылки
- Этнические группы по алфавиту
- Армянская диаспора
- Древние народы
- Индоевропейские народы
- Народы Кавказа
- Народы Абхазии
- Народы Азербайджана
- Народы Армении
- Народы Грузии
- Народы Египта
- Народы Италии
- Народы Ливана
- Народы России
- Народы Турции
- Народы Уругвая
- Народы Украины
- Народы США
- Народы Франции
- Народы Ирана
- Народы Канады
- Народы Европы
- Народы Ближнего Востока
- Народы Передней Азии
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN