Ереван
Столица Армении | |||
Ереван | |||
---|---|---|---|
|
|||
41°54′00″ с. ш. 12°30′00″ в. д. / 41.90000° с. ш. 12.50000° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Страна | Армения | ||
Статус | Столица | ||
Мэр | Тигран Авинян | ||
История и география | |||
Основание | 753 год до н. э. | ||
Прежние названия | Эребуни, Эривань (до 1936) | ||
Площадь | 223,28 км² | ||
Высота НУМ | 900-1300 м | ||
Тип климата | резко континентальный | ||
Часовой пояс | UTC+4:00, летом UTC+5:00 | ||
Население | |||
Население | 1 092 700 человек (2022) | ||
Плотность | 2 142,72 чел./км² | ||
Национальности | армяне | ||
Конфессии | христиане | ||
Катойконим | ереванцы | ||
Официальный язык | армянский | ||
Цифровые идентификаторы | |||
Телефонный код | +374 (10) | ||
Почтовые индексы | 0001—0099 | ||
Автомобильный код | 01-11, 13, 19, 61-68 | ||
Код AM-ER | 058091 | ||
|
|||
(итал.) | |||
|
Ерева́н (арм. Երևան, МФА (арм.): [jɛɾɛˈvɑn]; в русскоязычных источниках до 1936 года — Эривань[1]) — столица и крупнейший город Республики Армения, крупнейший промышленный и экономический центр государства.
Ереван — один из древнейших городов мира. Считается, что он был основан ещё в VIII веке до нашей эры, когда правитель Урарту Аргишти I основал здесь крепость Эребуни. Руины древней крепости сейчас находятся на южной окраине современного Еревана. При этом следует отметить, что практически нет значимых археологических находок, свидетельствующих о развитии на этом месте поселения с IV века до нашей эры по III век нашей эры.
Первые письменные упоминания о Ереване датируются началом VII века. Уже в V веке здесь была построена первая христианская церковь, посвящённая апостолам Петру и Павлу[2].
В раннем Средневековье Ереван был подчинён арабами. При этом в середине VII века город отразил их осаду. Арабы правили Ереваном совсем недолго. Через некоторое время будущая столица Армении была освобождена в ходе восстания. Затем на протяжении нескольких столетий Ереван был частью государства Багратидов. В IX веке город был завоёван сельджуками. В 1387 году Ереван был разграблен войсками Тамерлана. Это нанесло средневековому городу сильнейший урон.
История Еревана
Годом основания Еревана считается 782 год до нашей эры, когда царь Урарту Аргишти I основал здесь город-крепость Эребуни[1]. Известно, что для основания города в 782 году до нашей эры царь Аргишти привёз сюда 6600 пленных из областей Хати и Цупани (западные области Армянского нагорья).
Название считают образованным от этнонима эри (эриахи), относившегося к народности или племенному союзу[3].
Эребуни находился на южной окраине современного Еревана, хотя нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте расположения города в период с IV века до нашей эры по III век нашей эры. Согласно наскальной клинописной хронике в Ване, урартский царь Аргишти I на пятом году своего царствования построил город Эребуни. Надпись на каменной плите, найденная в 1950 году на холме Арин-Берд, позволила отождествить это городище с Эребуни. Надпись гласит: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил…»
Спустя столетие административный и политический центр области переместился в крепость Тейшебаини, основанную царём Русой II на юго-западной окраине современного Еревана; однако Тейшебаини разгромили, видимо, скифы в годы падения Урарту (590-е до нашей эры). Эребуни же продолжил своё существование и в персидскую эпоху; там, например, найдены милетские монеты, отчеканенные около 478 года до нашей эры. Видимо, тогда же в армянском языке его название начали произносить как Эревуни, с переходом [b] > [v]. Существует неподтверждённая гипотеза, что Эревуни был центром персидской сатрапии Армина[4].
За период с IV века до нашей эры по III век нашей эры археологические памятники практически отсутствуют. Упоминание Еревана (и существовавших в нём манихейской и христианской общин) видят в одном согдийском манихейском тексте III века, из которого явствует, что один из учеников Мани основал moi там манихейскую общину, наряду с христианской. Согласно надписи, в предполагаемом Ереване правил некий «властитель», что, по мнению исследователей, означает наличие там крепости, во главе которой стоял местный правитель. В V веке была построена древнейшая из ереванских церквей — церковь апостолов Петра и Павла (Петрос-Погос; снесена в 1931 году). Поселение находилось в гаваре (уезде) Котайк Айраратской провинции Великой Армении, в 20 километрах от её политической и духовной столицы Вагаршапата (Эчмиадзина)[5].
Перевод надписи: Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эревуни для могущества страны Вана и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. 6 тысяч 600 воинов стран Хате и Цупани я там поселил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Вана, правитель города Тушпы. |
Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною[2], выводя название города из восклицания: «Еревац!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Малого Арарата. Путешественник XVII века Жан Шарден пишет:
Эривань, по словам армян, самый древний в мире населённый пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег.
В конце XIX века зафиксирован азербайджанский вариант народной этимологии, производящий название Ираван от слов «ая-раван» (течёт)[6].
Ереван в Новое время
В XVI—XVII веках Эривань (перс. ايروان), как и весь регион, служила ареной опустошительных османо-сефевидских войн, оказавших серьёзное влияние и на демографию региона. Армянское население значительно сократилось в результате войн и депортаций[7]. В этот же период в регион заселялись кочевники — тюрки и курды, которых местные правители использовали для разъединения и ослабления местного оседлого населения[8]. Так, по словам Аббаскули-ага́ Бакиханова,
Из древних грамот видно, что Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей. Аббас-Кули-Ага Бакиханов[9].
Немецкий путешественник Адам Олеарий (1599—1671) писал, что жители Эривана, кроме своего собственного, армянского языка, учили своих детей тюркскому языку. То же самое происходило в Ширване, Азербайджане (Атропатена - область в Иране), Ираке и Багдаде[10].
В ходе борьбы между Османской империей и Сефевидами Эривань 14 раз переходила из рук в руки. В начале XVI века город захватил шах Исмаил Сефеви. В 1554 году двухсоттысячная османская турецкая армия захватила и разорила Эривань, при этом вырезав большое количество населения. В 1580 году город был взят войском османского визиря Лала Мустафа-паши, который разрушил Эривань и взял в плен 60 000 христиан и мусульман[11]. Преемник на посту командующего, паша Фархат в 1582 году построил в городе новую крепость. Крепость имела почти квадратную в плане форму — длина 850 метров, ширина 790 метров, с трёх сторон обнесена двойной стеной, и лишь с западной стороны — к обрывистому берегу р. Раздан стена была одиночная. Крепость была снабжена тремя воротами: Тебризские на юг, Майданные (по находившейся перед ними площади; также ворота Яйлы) на север и Мостовые — в сторону реки. Перед Майданными воротами находилось большое предместье — так называемый «старый город»[12]. Красный мост через реку, к которому выводили Мостовые ворота, был построен в 1679 году; он прикрывался построенным на возвышении укреплением Кечигала.
Согласно османской переписи 1590 года в Ереване проживало 373 христианских и 29 мусульманских семейств[13].
В Ереванской области в XVI веке были поселены части кызылбашских племен устаджлу, алпаут и байят, при шахе Аббасе I были поселены также ахча-койюнлу каджар; ещё раньше здесь утвердились курдские племена чамишкизек, хнуслу и пазуки[14]. Только в Эривани, Гяндже и Карабахе поселилось 50000 каджарских семейств, которые в течение времени ещё более умножились.
В 1604 году крепость была занята шахом Аббасом I[15]. Отмечая о приказе шаха Аббаса брать Эривань, португальский автор той эпохи Антониу ди Говея писал о городе:
…которая полностью населена армянами, земля обрабатываемая и плодоносная …
Однако перед лицом турецкого контрнаступления, которому он не считал себя в силах противостоять, Аббас уже в конце того же 1604 года, по выражению армянского историка XVII века Аракела Даврижеци, «приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев, и магометан — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей». Вывод населения Эривани был поручен Амиргуна-хану. «Персидские войска, посланные выселять народ, подняв, изгоняли его из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища»[16]. Персам, однако, удалось закрепить за собой Восточную Армению, и, по словам Говеи:
…город был восстановлен и вновь заселён — мусульманами а не армянами-христианами, которых царь сослал в глубь Персии…
В 1635 году Эривань (осман. روان) вновь был захвачена турками, но спустя несколько месяцев после длительной осады отбита персами. По турецко-персидскому мирному соглашению в 1639 году город окончательно вошёл в состав Персии. С крахом Сефевидской империи Эривань была вновь взята турками (1724).
В Сефевидском государстве Эривань была центром Чухур-Саадского беглербекства, правитель которого носил титул сардара, с 1747 года — хана. Беглербекство часто называлось не только по имени города, но и Чухур-Саад(перс. چخور سعد) — «местность Саад», по имени тюркского[17] племени саадлу (переселились в Армению из Малой Азии после уничтожения Конийского султаната), многие представители которого правили и занимали административные посты в беглербекстве. В Эриванском ханстве и его столице мусульмане (персы, азербайджанцы и курды) в период с 1680 по 1795 годы составляли 53 %, а в период 1795—1828 года 80 % населения, армяне, соответственно — 47 % (1680—1795) и 20 % (1795—1828) и жили в основном в Эривани и деревнях. Армяне господствовали в ремесле, торговле и сельском хозяйстве области и имели большое значение для персидской администрации. Непосредственными руководителями армян Эривани был род меликов Агамалянов. Мелики имели полную административную и судебную власть над местными армянами, за исключением права приговаривать к смертной казни (которым обладал только сардар). Мусульмане, в значительной части, вели кочевой образ жизни.
Город делился на три квартала (махала)[18]. Армянский квартал назывался Конд; он лежал в северо-западной части города и в нём были расположены 4 старейшие армянские церкви города (всего их было 10). Там же находился роскошный, окружённый садом дворец меликов Агамалянов. Эвлия Челеби насчитал в городе 2060 «крытых глиной домов»[19]; к моменту же русского завоевания (1827) в городе насчитывалось более 1 700 домов, 850 лавок, 8-9 мечетей, 7 церквей, 10 бань, 7 больших караван-сараев, 5 площадей (майданов), 2 базара и 2 школы.
В результате войн к 1804 году население Эривани сократилось до 6 тысяч жителей, но уже к 1827 году население города составляло более 20 тысяч человек.
Ереван в составе Российской империи
Во время русско-персидской войны (1804—1813) Эриванская крепость дважды безуспешно осаждалась русскими (в 1804 год Цициановым и в 1808 год Гудовичем). 1 (13) октября 1827 года Эривань была взята войсками Ивана Фёдоровича Паскевича (получившего за это титул графа Эриванского[20]); в следующем году по условиям Туркманчайского мира Эриванское ханство вошло в состав Российской империи. Высочайшим указом от 21 марта (2 апреля) 1828 года[21] на территории бывших Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область. Эривань стала центром Армянской области (с 1849 год — Эриванской губернии).
Пятнадцатая статья Туркманчайского мирного договора разрешала в течение года армянам — подданным Персии — перейти за Аракс — новую границу Российской империи. Жители селений, смежных Туркманчаю, марагинские, табризские армяне, из ханств Салмасского, Хойского, Урмийского двинулись в Закавказье[22]. Только за 3,5 месяца более 8 тысяч армянских семей, большинство которых осело в Нахичеванской и Эриванской областях, перешли в пределы Закавказья[23]. С другой стороны, часть мусульманского населения ушла в Персию.
В результате ухода части мусульманского населения в Персию и, наоборот, не столь значительного переселения из Персии армян, общее количество населения уменьшилось до 12 тысяч, при том что доля армян дошла до 40 %. Но даже после этого и до XX века в городе сохранялось мусульманское большинство. В начале XX века население города составляло до 29 033 человек, из них азербайджанцев (в то время именуемых «татары») — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 %.
В городе было 8 церквей (6 армянских и 2 православные) и 7 шиитских мечетей. Древнейшая из церквей, Петра и Павла, была построена в V веке; выделялась также колокольня церкви Катогик XII в.; церковь Зоравор (1691—1705) была знаменита тем, что там, по преданию был погребён апостол Анания. Из эриванских мечетей сохранилась Гусейнали хана (Голубая мечеть) (1776), недавно отреставрированная иранскими мастерами. Согласно «Кавказскому календарю» на 1874 год, городским хозяйством, как и в других городах Закавказья, заведовало местное отделение полиции. Цеховое устройство, аналогичное грузинским амкарствам, существовало между торговцами и ремесленниками из армян.
Несмотря на статус губернского города, Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. Дворец сердаров и крепость лежали в развалинах; из производства были только коньячный и кирпичный заводы и несколько мелких фабрик. В 1902 году через Эривань прошла первая железнодорожная линия, соединившая её с Александрополем и Тифлисом, в 1908 году вторая линия соединила его с Джульфой и Персией[24], что способствовало её экономическому развитию. В 1912 году оборот промышленности составлял 847,7 тысяч рублей, из них 600,9 тысяч рублей приходилось на виноделие. В городе были гимназия, Женская гимназия Святой Рипсимэ и учительская семинария.
В 1887 году Нерсес Таирянц на территории бывшей Эриванской крепости основал винокуренное предприятие, в 1898 году перешедшее к Николаю Шустову (ныне Ереванский коньячный завод).
При царской власти армянские провинции оставались неразвитыми в сравнении с финансовой, культурной и политической жизнью в Тифлисе. Ереван в 1914 году представлял собой сонный восточный город с 30-тысячным населением, по сравнению с 300-тысячным Тифлисом и индустриальным Баку[25].
Уже после начала Первой мировой войны была пущена первая трамвайная линия.
Первая Республика Армения
Декларация о независимости Армении, которая легла в основу правового формирования Первой Республики Армения со столицей в Эриване (Ереван) была принята в Тифлисе в ночь на 28 мая 1918 года[26]. Во время Республики Армении был построен в 1919 году.16 мая 1919 года Совет министров Первой Республики Армения, приняли решение основать в Ереване университет.
Советский Ереван
В начале декабря 1920 года Эривань была занята Красной Армией; 18 февраля 1921 года в результате общенационального восстания Советская власть была свергнута, однако после вступления РККА в Эривань 2 апреля того же года была восстановлена и просуществовала ещё 70 лет.
При Советской власти начинается масштабная реконструкция Еревана, проводимая с 1924 года по проекту Александра Оганесовича Таманяна, разработавшего особый национальный стиль с использованием элементов традиционной церковной архитектуры и туфа как строительного материала. В ходе этой реконструкции, город полностью изменил свой вид; почти все ранее построенные здания были уничтожены (в их числе — крепость, чей камень пошёл на облицовку набережной, дворец сардара, почти все церкви и мечети). Были проложены новые улицы, Ереван был электрифицирован, проведены водопровод и канализация. Лесопосадки на окрестных холмах покончили с пыльными бурями, бывшими бичом старой Эривани.
В 1977 году в Ереване произошло самое крупное в истории СССР ограбление, когда Госбанк Армянской ССР был ограблен на 1,5 миллиона советских рублей.В 1982 году город был награждён орденом Ленина[27].С начала 1988 года в Ереване на площади у Оперного театра начинаются массовые митинги карабахского движения, переросшего в движение за независимость Армении.Ереван являлся древнейшим городом на территории бывшего СССР.
Независимая Армения
После распада Советского Союза Ереван стал столицей независимой Армении. Обеспечение поставок газа и электроэнергии оказалось затруднительным; постоянная электроподача была восстановлена только к 1996 году.
С 2000 года центр Еревана превратился в огромную строительную площадку[28]. По данным национальной статистической службы, в 2006 году на такое строительство было потрачено около 1,8 миллиарда долларов. Цены на квартиры в центре города выросли примерно в десять раз за первое десятилетие XXI века. Было открыто много новых улиц и проспектов, таких как улица Аргишти, улица Италии, проспект Сараландж, проспект Монте Мелконяна и Северный проспект.
Однако в результате этого строительного бума большинство исторических зданий было либо полностью разрушено, либо преобразовано в современные жилые дома за счет строительства дополнительных этажей. Сохранилось лишь несколько построек, в основном на участке между улицей Абовяна и проспектом Маштоца.
Экономика
Туризм
В последние годы в Армении созданы благоприятные условия для туристов. Построено множество объектов туристической инфраструктуры, создано много интереснейших туристических маршрутов и действуют как местные туристические компании, так и мировые гиганты этой отрасли[29]. Армения имеет огромный потенциал в сфере туризма, а точнее в сферах экотуризма, горнолыжного туризма, альпинизма и т. д.
Гостиницы Еревана
В Ереване представлены множество известных гостиничных сетей, такие как Marriott International, Golden Tulip, Ramada, Golden Palace, Best Western[30], Metropol и другие. Также в Ереване строятся отели сетей Hilton Hotels, Hyatt и Kempinski.
Промышленность
- Ереванский коньячный завод (ЕКЗ) — ведущее предприятие Армении по производству алкогольных напитков.
- Химический завод по производству синтетического каучука «Наирит»
- Алюминиевый завод «АрменАл»
- Ереванская ТЭЦ (550 тыс. квт)
- Канакерская и Ереванская станции Севано-Разданского каскада ГЭС
- Ереванская ГЭС-2.
Архитектура и достопримечательности
Памятники архитектуры и достопримечательности Еревана сосредоточены в центре города — районе, первоначально разработанном и построенном по проекту выдающегося армянского архитектора Александра Таманяна в первой половине XX века. С того времени в городе появилось и исчезло множество зданий, однако планировка и общий архитектурный облик, в целом, сохранился.
Наиболее распространённым строительным материалом является розовый туф, благодаря чему Ереван получил название «Розового города». Армянский туф – это камень, которым строили всё, от сельскохозяйственных зданий до духовных построек и замков[31].
Центр
Центром архитектурного ансамбля города является площадь Республики (1924—1958 годы). Форму площади образуют 5 зданий: здание Национального исторического музея Армении, здание Правительства Армениис главными часами страны на башне, Центральное здание почты РА, гостиница «Marriott Armenia», здание Министерства иностранных дел и энергетики. Перед зданием Музея истории Армении стоят легендарные «поющие» фонтаны, одновременно меняющие свой цвет.
C севера к площади примыкает (через улицу Абовяна) построенный недавно пешеходный Северный проспект, соединяющий её с территорией Оперного театра. Вокруг театра расположены многочисленные скверы и памятники, а также декоративный водоём «Лебединое озеро». К северу от площади находится вторая крупнейшая площадь Еревана — площадь Франции.
От площади Республики и Оперного театра во все стороны расходятся крупнейшие улицы Еревана, ведущие во все остальные его районы. На юго-запад от Оперы ведёт проспект Месропа Маштоца, упирающийся верхним (южным) концом в Матенадаран. По проспекту Маштоца можно дойти до одного из самых крупных хранилищ рукописей в мире, Матенадарана. И проспект, и хранилище названы в честь Месропа Маштоца — изобретателя армянской письменности. Основное собрание включает 14 тысяч древнеармянских рукописей, манускрипты на древнегреческом, латыни, иврите, персидском, индийском, русском и других языках, а также несколько тысяч старопечатных книг. Самые ранние экспонаты были созданы в V веке[32].
С южной кромки овала площади Республики начинается бульвар с комплексом из 2750 фонтанчиков, открытым в годовщину 2750-летия Еревана в 1968 году.
Соединяясь с проспектом Маштоца возле здания мэрии Еревана, бульвар выходит на мост Ахтанак (Победы) c замечательным видом на ущелья реки Раздан и её памятники: церковь Сурб Саркис, стадион Раздан, Ереванский коньячный завод, Ереванский винный завод, а также на обычные жилые дома, нависающие над ущельем. Мост соединяет центр Еревана с районом Малатья-Себастия и далее — аэропортом Звартноц и Вагаршапатом.
На северо-восток от Оперного театра поднимается проспект Маршала Баграмяна, соединяющий центр города с районами Арабкир и Давташен и, через улицу Киевян и Большой Разданский мост, с районом Ачапняк. Это зелёная улица, в нижней половине которой находятся многочисленные административные здания, в том числе здание Конституционного Суда, Национальной Ассамблеи (парламента), Резиденция президента Армении, различные посольства, а также Американский университет Армении.
Наконец, отходящая на северо-восток от площади Республики улица Абовяна, соединяющая центр с западными и северо-западными районами города. С этого направления по крутому серпантину ведёт дорога к парку Победыи монументу Мать-Армения.
Рельеф Еревана представляет собой амфитеатр, у подножия которого раскинулась центральная часть города. Многие центральные улицы упираются в значимые здания или объекты: Матенадаран и монумент Мать-Армения (проспект Маштоца), дом-музей Туманяна (улица Туманяна), Дом композиторов (улица Пушкина), Телебашню (проспект Саят Нова), что придаёт облику каждой улицы завершённость и уникальность. Центр города окаймляет двойным полукругом кольцевой бульвар, образованный улицами Сарьяна, Московян, Ханджяна, Исаакяна и Манукяна, окончательно закрепляя образ амфитеатра.
Архитектурный облик Еревана обобщает раскинувшийся на северном склоне амфитеатра монументальный Каскад, служащий огромной многоярусной смотровой площадкой, с которой открывается красивейший вид на город на фоне горы Арарат.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Erevan . Iranica. Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 1890—1907. — С. в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
- ↑ Твёрдый А. В. Топонимический словарь Кавказа..
- ↑ George A. Bournoutian and Robert H. Hewsen. Erevan (11 июня 2023).
- ↑ Армянская география (11 июня 2023).
- ↑ Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Архивная копия (11 июня 2023).
- ↑ Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood : the fifteenth century to the twentieth century. — 2004. — С. С. 96.
- ↑ История Востока. Восток в средние века. — 2002.
- ↑ Гюлистан-и Ирам . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Willem Floor and Hasan Javadi. The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran. — С. Стр. 573.
- ↑ Закарий Канакерци. Хроника . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Эвлия Челеби. Книга путешествий. Сейахатнаме . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Г. Мирзабекян. Нахия Еревана в 1590 г. в османском налоговом реестре. — 2021. — 25 января.
- ↑ Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. — 1949. — С. С. 74.
- ↑ Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. — 1949.
- ↑ Аракел Даврижеци. Книга историй . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Minorsky V. Tadhkirat al Muluk A manual of safavid Administration. — С. 165.
- ↑ Erevan . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Эвлия Челеби. Книга путешествий. Сейахатнаме.
- ↑ Керсновский А. А. История русской армии. — 1993. — С. С. 99. — 336 с.
- ↑ Акты Кавказской Археографической Комиссии.
- ↑ С. Глинка. Описание переселения армян адербайджанских в пределы России.
- ↑ С. Глинка. Описание переселения армян адербайджанских в пределы России, Москва. — 1831.
- ↑ Гл. ред. Б. А. Введенский. Большая советская энциклопедия. — С. 672 стр.
- ↑ Richard G. Hovannisian. Caucasian Armenia between Imperial and Soviet Rule: The Interlude of National Independence. — 1980.
- ↑ Церемонию пришлось повторить: как была провозглашена Первая Республика Армения в Тифлисе (23-06-11).
- ↑ Армянская Советская Энциклопедия. — 1987. — С. С. 665. — 688 с..
- ↑ Независимая Армения.Путь длинною в 25 лет (11 июня 2023).
- ↑ Туризм в Армении (11 июня 2023).
- ↑ Гостиницы Еревана (11 июня 2023).
- ↑ Армянский туф (11 июня 2023).
- ↑ Уикенд в Ереване (11 июня 2023).
Литература
- Акопджанян С. В. Ереван (Историко-экономич. очерк). — Ереван: Исполком Ереван. гор. совета депутатов трудящихся, 1940.
- Иофа Л. Е., Дульян С. М. Ереван: Столица Армянской ССР / Отв. ред. О. А. Константинов. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1950. — 48 с. — 50 000 экз.
- Ереван. Справочник-путеводитель. — Ер., 1957.
- Акопян Т. X. История Еревана (1801—1879 гг.) // Известия АН АССР. — Ер., 1960. — № 12. — С. 77—79.
- Яралов Ю. С. Ереван. — М.: Изд. лит на иностр. яз., 1960.
- Симонян А. П. Ереван. Очерк истории, экономики и культуры города. — Ер., 1963.
- Арутюнян В. М., Асратян М. М., Меликян А. А. Ереван. — М.: Стройиздат, 1968. — 304 с.
- Багдасарян А. Б., Багдасарян А. А. Климат Еревана. — Ереван: АН АрмССР, 1986. — 128 с.
- Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-001389-2.
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание Управления Кавказского учебного округа. Вып. 1. Город Эривань. — Тифлис: Типографии Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и К. Козловского, 1881. С.1-54.