Театр теней
| Театр теней | |
|---|---|
| Музей Линь Лю-Синь, Китай. | |
| Основан | Индия и Древний Китай |
Теа́тр тене́й — древнейший и самобытный вид сценического искусства и театра кукол, корни которого уходят в историю и культуру Древнего Востока[1]. Зритель видит не самих кукол, а их тени, отбрасываемые на экран[2].
Основные традиции театра теней сформировались в странах Юго-Восточной Азии, а впоследствии распространились по странам Евразии. Восточный театр теней отличается от европейского драматургическим построением пьесы и художественным оформлением театрального представления[3].
Принцип и техника
В основе техники лежит использование плоских кукол-силуэтов, которые помещаются между мощным источником света (традиционно — масляной лампой, в настоящее время — электрической лампой) и белым полупрозрачным экраном[3]. Кукловод, находясь за экраном, управляет куклами с помощью тонких стержней, прикреплённых к их конечностям. Зритель, находящийся по другую сторону экрана, видит движущиеся цветные или чёрно-белые тени[4].
Куклы изготавливаются из тонко выделанной кожи буйвола, овцы или верблюда, реже — из картона, плотной бумаги или пластика. В китайской и индонезийской традициях куклы представляют собой сложные ажурные конструкции с подвижными суставами, часто раскрашенные вручную[4].
История и признание
| Театр теней Китай, Индонезия, Камбоджа | |
|---|---|
| Тип | Театр кукол |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Театр теней Сирия, Турция | |
|---|---|
| Тип | Театр кукол |
| Регион | Европа и Северная Америка |
Театр теней — древнее искусство, зародившееся около трёх тысяч лет назад в Индии[3] и Китае[2]. Своё наибольшее развитие театр теней получил в странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Камбоджа, Малайзия и Таиланд), откуда по Великому шёлковому пути и морским торговым маршрутам проник в страны арабского региона (Египет, Турция, Иран, Сирия) и Северную Африку[2].
В каждой культуре театр теней адаптировался к местным традициям, религиозным верованиям и эстетическим предпочтениям. В некоторых странах (Китай, Турция, Индонезия и Камбоджа) такие театры получили статус нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Они включены в репрезентативный список, чтобы демонстрировать разнообразие и значимость живых традиций по всему миру, способствуя диалогу и уважению между культурами.
Театр теней Сирии, чьё существование находится под угрозой исчезновения, находится в списке нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране. Для его сохранения и передаче будущим поколениям требуется комплекс незамедлительных мер[5].
| Название | Страна | Год включения | Тип списка | Ссылка на решение |
|---|---|---|---|---|
| Сирийский театр теней | Сирия | 2022 | Срочная охрана[6] | https://ich.unesco.org/en/USL/shadow-play-01368 |
| Китайский театр теней | Китай | 2011 | Репрезентативный[7] | https://ich.unesco.org/en/RL/chinese-shadow-puppetry-00421 |
| Карагёз | Турция | 2009 | Репрезентативный[8] | https://ich.unesco.org/en/RL/karagz-00180 |
| Ваянг | Индонезия | 2008 | Репрезентативный[9] | https://ich.unesco.org/en/RL/wayang-puppet-theatre-00063 |
| Сбек Тхом | Камбоджа | 2008 | Репрезентативный[10] | https://ich.unesco.org/en/RL/sbek-thom-khmer-shadow-theatre-00108 |
Региональные театры
Китайский театр теней
Зарождение театра теней в Древнем Китае времён династии Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.) cвязывают с легендой о придворном, который впервые применил технику, ставшую основой театра теней. Используя лампу в качестве источника света и фигурку из кожи в качестве объекта, он спроецировал тень на экран, чтобы показать императору образ его усопшей возлюбленной[2].
Театр теней в Китае имеет много названий: «театр теней с куклами из кожи», «театр теней фонаря», «театр теней с куклами из бумаги», «театр человеческих голов», «театр кукол из ослиной кожи». Самые первые представления создавались при помощи рук. Затем возник театр с бумажными фигурками, которые сменили плоские силуэтные куклы, выполненные из кожи животных и промасленной бумаги[1].
Китайский театр теней характеризуется изящными, часто цветными куклами, чьи силуэты создают красочные тени на экране[2]. Традиционно в представлении участвуют разные персонажи: главный герой, женщина, отрицательный герой (военные, чиновники или сверхъестественные создания), комик или шут. Часто встречаются вымышленные существа: дракон — один из наиболее важных традиционных культурных символов народности Хань и феникс — символ гармонии, важный элемент китайской культуры с древних времён[1].
Основой для спектаклей служат исторические события, народные сказки, легенды и героические подвиги. Музыка и озвучивание играют важную роль в китайском театре теней[2]. Поэтому, кроме кукольника, в каждом представлении участвует музыкант или целый оркестр[1].
Индонезийский театр теней
Ваянг (или Ваянг кулит) — выразительный и сакральный театр теней, признанный ЮНЕСКО, распространён на островах Ява и Бали[11]. Его сюжетами служили эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», а с приходом в страну исламской религии добавились сюжеты мусульманского религиозного эпоса[4].
Ваянг славится филигранной резьбой, создающей сложные ажурные силуэты. Куклы изготовляют из шкуры молодого буйвола, которая после выделки напоминает пергамент толщиной 1,5—2,5 мм. Над созданием фигур трудится мастер-резчик — одна из самых уважаемых профессий на Яве[4].
Представление тончайших кожаных кукол сопровождается музыкой традиционного оркестра (гамелан) и речью даланга — кукольника, который одновременно управляет плоскими куклами, озвучивает всех персонажей и повествует историю. Даланг также руководит оркестром и является хранителем устной традиции[11].
Турецкий театр теней (Карагёз)
Турецкий театр теней Карагёз (тур. Karagöz, «Чёрный глаз»), признанный ЮНЕСКО, представляет собой сатирический и комедийный жанр, сформировавшийся в Османской империи. В отличие от азиатских традиций, он почти не имеет религиозного подтекста и сосредоточен на бытовых и сатирических сценках[8].
Представления традиционно проходят в кофейнях: здесь развешивается занавес, посередине натягивается полотно, а сзади помещается лампа, огнём которой освещаются кожаные куклы, раскрашенные красной и зелёной краской[4]. В современной Турции театр Карагёз занимает важное место в искусстве, служит объектом музейных и театральных экспозиций, а его техника, драматургия и характерные диалоги продолжают изучаться театроведами и кукловодами[8].
Сирийский театр теней
Сюжет театра теней строится вокруг юмористических сценок, включающих элементы поэзии, прозы, пения и музыки, а сатира используется для передачи историй между двумя главными героями — наивным Каракозом и его умным другом Эйвазом. Среди других персонажей — женщины и говорящие животные[6].
Представления традиционно проходят в кафе, где люди собираются, чтобы послушать истории из повседневной жизни. С годами популярность театра теней снизилась, что связано с распространением современных технологий и развлечений, а также с массовым перемещением сирийцев как внутри страны, так и за её пределы в результате вооружённых конфликтов. Теперь выступления проводятся преимущественно на фестивалях, праздниках и в театрах. В настоящее время сирийский театр теней находится под угрозой исчезновения, так как в Дамаске остался только один действующий мухаэль (кукловод)[6].
Европейский театр теней
В Европу театр теней проник в XVIII веке через французских миссионеров и путешественников, которые привезли из Китая «китайские тени» (фр. ombres chinoises)[3]. Особую популярность театр теней приобрёл во Франции в конце XIX века, в том числе благодаря кабаре «Чёрный кот» (фр. Le Chat Noir), где представления отличались сложными сюжетами и художественным оформлением[12].
Европейская традиция, в отличие от азиатской, чаще использовала более простые силуэты из картона или бумаги и ориентировалась на развлекательные сюжеты. Репертуар состоял из отдельных трюковых сценок, пьес-сказок, в которых были чудесные превращения, сражения, природные явления, катастрофы, жанровые картинки[13].
Русский театр теней
Первые документальные свидетельства о представлениях театра теней на территории России относятся к 1710 году. Как и в странах Европы, здесь получила развитие прежде всего внешняя, зрелищная форма этого искусства без глубокого погружения в его символику и ритуальные корни, характерные для восточных традиций[3].
Значительный вклад в развитие искусства театра теней в России в начале XX века внесли супруги-кукольники Нина Яковлевна и Иван Семёнович Ефимовы. Они выступали как универсальные мастера: режиссёры, актёры, драматурги и конструкторы-изобретатели кукол. После революции в конце 1918 года они продолжили свои представления в первом советском театре для детей Московского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов (МСРД) в Мамоновском переулке[14]. Созданные ими в период с 1916 по 1939 год теневые спектакли и силуэтные фигуры считаются ценнейшими произведениями не только театрального, но и изобразительного искусства. Коллекция кукол Ефимовых хранится в музее театра Образцова[4].
Важным этапом в развитии театра теней стало открытие в Москве в 1937 году специализированного детского театра теней (МДТТ)[15]. Театр открылся премьерой спектакля «Тиль Уленшпигель». Одной из знаковых работ стал «Пушкинский спектакль», объединивший «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане» и стихотворение «Памятник». Среди других спектаклей — «Три толстяка» (1958), «Приходи, сказка!» (1959). Репертуар включал и постановки для взрослых, такие как «Живые афиши» (1960), где оживали дружеские шаржи на известных артистов — Вана Клиберна, Чарли Чаплина и Ива Монтана[4].
Музей театра С. В. Образцова
Музей театра С. В. Образцова обладает одним из крупнейших в мире собраний, отражающих историю мирового театра кукол. Его фонды насчитывают около 4000 театральных кукол различных размеров и систем управления из более чем 50 стран. Особую ценность представляет коллекция театра теней, включающая в себя[4]:
- Чёрно-белые теневые фигуры и силуэты, созданные художниками Ефимовыми
- Теневые фигуры из знаковых спектаклей Московского детского театра теней
- Обширную международную коллекцию, в которую входят экспонаты из Великобритании, Польши, Канады, Греции, Японии и других стран.
Среди раритетов — турецкие, индийские и греческие теневые фигуры первой половины XX века, а также греческие куклы для теневых представлений 1950-х годов — Карагиозис и Барбайоргос. Музей активно занимается выставочной деятельностью. В сотрудничестве с другими учреждениями культуры (такими как Музей Востока) организует экспозиции, которые знакомят публику с искусством театра теней разных народов[16].
Литература
- Ганич А. Арабский театр теней и его персонажи // Азия и Африка сегодня. — 1996. — № 7. — С. 76–78.
- Ло Чаопэн. Эволюция театра теней в художественной культуре Китая и Западной Европы. — Минск: БГУКИ, 2024. — 226 с. — ISBN 978-985-522-362-8.
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- Тресорукова И. В. Карагиозис — греческий Петрушка: современный греческий театр теней: истоки, персонажи, сюжеты, язык. — М.: МАКС-Пресс, 2016. — 196 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Ло Чаопэн. Эволюция театра теней в художественной культуре Китая и Западной Европы. — Минск: БГУКИ, 2024. — С. 5—41. — 226 с. — ISBN 978-985-522-362-8.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Театр теней: традиции и современность. Бизнес с Китаем. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Башинская Л. А. Театр теней. К вопросу о терминологии // Вестник ЧГАКИ. — 2011. — № 1 (25).
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 108—113. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ Purpose of the Lists of Intangible Cultural Heritage and of the Register of Good Safeguarding Practices (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Shadow play (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ Chinese shadow puppetry (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Karagöz (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ Wayang puppet theatre (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ Sbek Thom, Khmer shadow theatre (англ.). UNESCO. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 11,0 11,1 Авдеев А. Д. Индонезийский театр «ваянг кулит» // Советская этнография. — 1966. — № 5. — С. 43–57.
- ↑ Кузовчикова Т. И. Новые формы и жанры театра во Франции на рубеже XIX-XX веков (2014). Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ «Китайские тени» во Франции. Смоленский Театр кукол имени Д. Н. Светильникова. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Симонович-Ефимова Н. Я. Моим пером обязана руководить память, а не сердце // «Экран и сцена» : журнал. — 2020. — 21 мая (№ 10).
- ↑ Сказка для всей семьи: в чём уникальность Московского детского театра теней. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ Выставка «Карагёз: выйти из тени» в музее Востока. Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова. Дата обращения: 29 октября 2025.