Сбек Тхом

Unesco Cultural Heritage logo.svgUNESCO-ICH-blue.svg Нематериальное наследие ЮНЕСКО
Сбек Тхом, кхмерский театр теней
Nang Sbek Thom - Cambodian Shadow Puppet - MIM PHX (2014-02-09 13.43.36 by ksblack99).jpg
Тип Исполнительские искусства
Страна  Камбоджа
Область Театр теней
Ссылка 00108
Регион Страны Азии и Тихого океана
Включение 2008 год (3 сессия)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сбек Тхом (кхмер. ល្ខោនណាំងស្បែក — «большие кожаные куклы») — кхмерский театр теней, использующий плоские куклы высотой до двух метров. В 2008 году Сбек Тхом был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[1].

История и особенности театра

Театр теней Сбек Тхом (в литературе также встречается термин «Нанг сбек»[2][3]) возник в Камбодже до Ангкорианского периода и изначально считался священным искусством наравне с Королевским балетом и театром масок. Кхмерский театр теней тесно связан с аналогичными традициями в Таиланде и Индонезии (Ваянг кулит)[4].

Посвящённые божествам представления проводились три—четыре раза в год по особым случаям, таким как Кхмерский новый год, день рождения короля и церемонии почитания известных личностей. После падения династии Ангкор в XV веке театр теней постепенно трансформировался из ритуального обряда в вид искусства, сохранив при этом церемониальное значение[5].

Куклы создаются из цельного куска спе­ци­аль­но об­ра­бо­тан­ной олень­ей ко­жи. Сначала шкуры окрашиваются раствором, приготовленным из коры дерева Кандаол. Мастер рисует на выделанной шкуре желаемую фигуру, затем вырезает её и раскрашивает. Часто она вырезается вместе с окружающими её предметами, из-за чего размер картины может достигать высотой до двух метров[5]. Мастер прикрепляет готовую куклу к двум бамбуковым шестам, что позволяет танцору управлять ею[5]. Кук­лы изо­бража­ют вои­нов, ге­ро­ев (на фо­не пей­за­жа), ри­су­нок их стро­го тра­ди­цио­нен[2].

Спектакли раньше проходили ночью на открытом воздухе рядом с рисовыми полями или пагодами. Сейчас те­атр те­ней да­ёт свои пред­став­ле­ния в па­го­дах во вре­мя ре­лигиозных празд­ни­ков[2].

Во время представления тени от кукол проецируются на большой белый экран, который в прошлом освещался большим костром, а в настоящее время — электрическим прожектором. Аниматоры управляют куклами посредством выразительных танцевальных движений, сохраняя молчание. Перемещение теней на экране сопровождается повествованием двух рассказчиков[2]. Представление сопровождается традиционным оркестром[5].

Основой репертуара служит эпос «Римкер» — кхмерская версия индийского эпоса «Рамаяна», который датируется XVI веком. «Римкер» состоит из рифмованных стихов и разделён на части, адаптированные к камбоджийским танцевальным движениям в интерпретации местных артистов. В прошлом одна постановка могла длиться несколько ночей и требовать до 160 кукол для одного представления[5].

Современное состояние

В 1970-е годы во время гражданской войны в период режима Красных Кхмеров искусство Сбек Тхом было практически утрачено, а большинство кукол было уничтожено. Артисты камбоджийского театра теней Сбек Тхом подверглись гонениям[6]. Многие из них погибли[2]. Театр Сбек Тхом выжил благодаря тому, что нематериальная культурная традиция передавалась из поколения в поколение[6].

С 1979 года началось постепенное возрождение традиции благодаря немногим уцелевшим артистам. В Камбодже функционируют четыре театра теней, занимающиеся передачей знаний и навыков молодому поколению[5].

Кхмерский театр теней является важной частью культурного наследия Камбоджи и представляет интерес для туристов наряду с традиционными кхмерскими танцами. В 2008 году театр теней Сбер Тхом был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[1]. В 2020 году театры теней в Камбодже находились под угрозой закрытия из-за пандемии[7].

Галерея изображений театра Сбек Тхом

Литература

  • Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
  • Фрид Н. С куклами к экватору: Понемногу обо всём, а также о Цейлоне, Яве, Камбодже и Индии. — М.: Географгиз, 1962. — 269 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Sbek Thom, Khmer shadow theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Камбоджа. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  3. Reamker: in Lakhon Nang sbek (The Khmer Shadow Theatre) (англ.). International Dance Council. Дата обращения: 9 ноября 2025.
  4. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 108—113. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 Жоанно-Градис К. Защитить прошлое во имя будущего: как право защищает материальное и нематериальное культурное наследие в ситуации вооружённых конфликтов // International Review of the Red Cross. — Т. 97, № 900. — С. 23—24.
  7. В Камбодже театры теней погрузились в кризис из-за пандемии. New Tang Dynasty Television (14 мая 2020). Дата обращения: 9 ноября 2025.

Ссылки