Ваянг
| Ваянг | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Кукольный театр |
| Ссылка | 00063 |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Включение | 2008 год (3 сессия) |
Вая́нг (в переводе с яванского — божество, дух, дух предка) — традиционная форма театра кукол, возникшая на острове Ява в Индонезии. Известна сложными куклами и уникальным музыкальным стилем. В 2008 году искусство ваянга включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[1].
История и особенности театра
Искусство ваянга насчитывает более тысячи лет. Упоминается с IX века, по-видимому, заимствовано из Индии[2]. Ваянг был популярен как при королевских дворах Явы и Бали, так и в сельской местности. Со временем распространился на другие острова Индонезии — Ломбок, Мадура, Суматра и Борнео, где развивались местные стили исполнения и музыкального сопровождения[3].
Ваянг делится на два основных типа, в которых куклы (ваянги) различаются по размеру, форме, костюмам, чертам лица и способам соединения деталей[3]. У всех ваянгов три трости управления: стержневая, идущая через весь корпус куклы, и две другие, прикреплённые к ладоням фигуры, — для управления руками. Длинные, шарнирно-соединённые в плече и локте руки ваянгов делают жесты выразительными[4].
Ваянг клитик (ваянг голек)
В Индонезии театр объёмных деревянных кукол (ваянг голек) появился в XVI веке и сохранил в своём репертуаре героические сюжеты из «Рамаяны», «Махабхараты» и индонезийских мифов. Наибольшее распространение имеет на островах Ява, Бали и Мадура. Главной темой театра является конфликт между благородными героями и их врагами, борьба добра со злом, где непременно торжествуют добро и справедливость. Спектакли преследуют несколько задач: религиозную, ритуальную, мистическую и символическую[5].
Куклы ваянг голек делаются из дерева со съёмными, чаще гипсовыми головами. Для изготовления одежды используются различные ткани от сатина до шёлка. Для представлений при королевском дворе кукол часто украшают подлинными драгоценными камнями. Главные цвета индонезийских кукол — чёрный, красный, золотой и белый. Все цвета несут смысловую нагрузку. Житель Индонезии по цвету может определить характер и социальный статус персонажа. Например, чёрный олицетворяет зрелость и добродетель, красный — чувства и желания, золотой — красоту и королевский статус, белый — молодость и благородное происхождение[5].
Ваянг кулит
Ваянг кулит (буквально — кожа, шкура) — представление плоских кожаных тростевых кукол, ошибочно называемое театром теней. Первоначально развивался при дворах правителей, затем в сельской среде. Современная его форма сложилась к XVI веку в исламизированных городских центрах северного побережья Явы и по мере распространения ислама стала известна по всему острову[2].
Ваянг кулит славится филигранной резьбой, создающей сложные ажурные силуэты. Куклы изготовляют из шкуры молодого буйвола, которая после выделки напоминает пергамент толщиной 1,5—2,5 мм. Над созданием фигур трудится резчик — одна из самых уважаемых профессий на Яве[5].
Репертуар и представления
Музыкальное сопровождение представления обеспечивает оркестр-гамелан, исполняющий сложные мелодии на бронзовых инструментах и барабанах[5]. Ведёт представление кукловод (даланг). Он поёт и декламирует, передавая сюжет сказания, при этом руководит гамеланом и управляет куклами с помощью тонких палочек, прикреплённых к их шарнирным рукам[3]. В средние века даланг занимал высокую придворную должность. Позднее вёл странствующий образ жизни и приглашался общиной по поводу важных событий (рождения, свадьбы и другие)[2].
В прошлом представления продолжались для общины всю ночь. Мужчины садились перед экраном, позади даланга и гамелана, женщины и посторонние для общины — за экраном и потому могли видеть только тени кукол. Сюжеты пьес (лаконов) заимствованы из местных мифов, индийских эпосов и персидских сказаний. Они образовывали циклы, героями которых выступали индуистские и яванские боги, персонажи древнеяванского и индийского эпоса[2]. До сих пор индийские боги и герои воспринимаются индонезийцами прежде всего как тени ваянга[6]. Важную роль в сюжете играли комические персонажи — слуги-пунокаван, дающие советы героям и делающие злободневные сатирические комментарии к действию[2].
Современное состояние
Репертуар ваянга, сценическое мастерство даланга и гамелана, искусство создания кукол на протяжении столетий передавались устно из поколения в поколение. Несмотря на сохраняющуюся популярность, искусство ваянга сталкивается с конкуренцией современных развлечений[3].
В настоящее время исполнители стали акцентировать комические сцены и использовать популярную музыку. Это создаёт риск утраты традиционных особенностей искусства ваянга[3].
Галерея театра ваянг
Влияние ваянг
В Европу яванские ваянги — плоские или объёмные куклы, изготовленные соответственно из пергамента или дерева — попали в XVIII–XIX веках. К концу XIX века в Европе образовалось значительное число частных и даже государственных коллекций этих кукол. Большие собрания ваянгов хранятся в Голландии, Англии, Германии[4].
В Россию ваянги попали в 1868 году, когда более ста плоских фигур приобрёл Московский Румянцевский музей. Сейчас эта коллекция хранится в музее антропологии при Московском Государственном университете. Начиная с 1885 года небольшие партии ваянгов, как плоских, так и объёмных, поступали в Музей антропологии и этнографии Санкт-Петербурга[4].
Литература
- Музей театральных кукол ГАЦТК имени С. В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
Примечания
- ↑ Wayang puppet theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Редакция этнологии и антропологии. Ваянг. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (6 июня 2022). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Соломоник И. Н. Дары Востока: обогащение выразительных средств западного театра кукол под влиянием представлений Азии. МАЭ РАН (2006). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 42, 111—112. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ Романова Е. В. Индийская мифология в индонезийской поэзии начала ХХ века. МАЭ РАН. Дата обращения: 8 ноября 2025.